» » Эмоциональный мир человека - воздействие эмоций на жизнь, способы саморегуляции. Эмоциональный мир ребенка

Эмоциональный мир человека - воздействие эмоций на жизнь, способы саморегуляции. Эмоциональный мир ребенка

ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИИ
Эмоции – особый вид психических процессов или состояний
человека, которые проявляются в переживании каких-либо
значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и
событий в течение жизни.

Роль и природа эмоций
Эмоции позволяют человеку давать оценку всему, что происходит вокруг и
внутри него. «Язык эмоций» один для всех живых существ на нашей планете,
собака, не владея человеческим языком, прекрасно понимает, что происходит с
человеком, просто наблюдая за ним, «считывая» его эмоции. Некоторые
сверхчувствительные люди способны считывать эмоции на расстоянии, даже время
им не помеха. «Техника считывания» дается всем живым существам с момента
рождения. Каким образом происходит этот процесс досконально исследовать
невозможно.

Функция эмоций
1. Оценочная – оценка возможности удовлетворения потребностей и
построение прогноза будущих событий;
2. Подкрепляющая – вырабатываются условные рефлексы, и
остаются более глубокие следы памяти;
3. Коммуникативная – улучшают понимание людьми других людей;
4. Мобилизующая – мобилизует скрытые резервы организма в
критических ситуациях;
5. Запуск стереотипных реакций – в критических ситуациях
запускают стереотипные реакции (страх – бегство, ярость – борьба).

Виды эмоций
Эмоция, как радуга может быть абсолютно разной. Но все же можно
выделить основные виды эмоций, каждый из них рождает ощущения. На
«языке» этих ощущений разговаривает между собой весь мир, не открывая
рта, этот язык знают собаки и кошки, тигры и львы, он един для всего. Самые
распространенные виды эмоций это радость и гнев, печаль и страх, все живое
на свете испытывало ощущение отвращения и удивления. Видов эмоций на
самом деле очень много, это насколько тонкая субстанция, что способна
создавать комбинации.
Именно таким образом радость перетекает в гнев, милость в немилость, а
человек имеет способность одновременно ощущать любовь и ненависть по
отношении к одному и тому же объекту одновременно. Основные виды
эмоций человека определяют, по выражению лица и поведению человека.
Очень точно определить, какую именно эмоцию человек переживает
практически невозможно, можно только этот вид эмоции.

Эмоции можно поделить на положительные, нейтральные и
отрицательные, попробуем перечислить основные из них.
1.К положительным эмоциям относятся:
удовольствие,
восторг,
радость,
уверенность,
симпатия,
любовь,
нежность,
блаженство.

2. К негативным эмоциям относятся:
злорадство,
месть,
горе,
тревога,
тоска,
страх,
отчаянье,
гнев.
3. Нейтральными можно назвать:
любопытство,
изумление,
безразличие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В течение дня каждый из нас испытывает разные эмоции. Они появляются,
когда что-то нас волнует, становится очень важным. В возникновении эмоций
участвует мозг, а в их выражении - язык и тело.
Когда мы говорим о наших глубоких эмоциональных переживаниях,
особом отношении к кому-либо или чему-либо, то чаще всего
подразумеваются чувства. Самым прекрасным человеческим чувством
является любовь - особое отношение человека к другому человеку, природе,
Родине.
Эмоциональный "багаж" человека очень велик. Он не ограничивается
названными эмоциями.
Эмоции и чувства - язык нашего внутреннего мира. Чем ярче внутренний
мир, тем разнообразнее эмоции и чувства.

Cлайд 1

Cлайд 2

МИР ЭМОЦИЙ Воспринимая окружающий мир, человек своеобразно выражает свое личное отношение к разным предметам и явлениям. И это не просто суждения, а особые сложные переживания, которые доступны всем нам благодаря комплексу различных эмоций. ЭМОЦИИ – ЭТО РЕАКЦИИ НАШЕГО ОРГАНИЗМА НА ПРИЯТНЫЕ И НЕПРИЯТНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Cлайд 3

Cлайд 4

ВИДЫ ЭМОЦИЙ Известный американский психолог Кэррол Изард составил 10 основных эмоций человека 1. ИНТЕРЕС – позитивная эмоция, которая способствует творческой деятельности, позитивно влияет на внимание. 2. РАДОСТЬ – максимально-желательная эмоция, которая связано с уверенностью, собственной значимостью.

Cлайд 5

ВИДЫ ЭМОЦИЙ 3. ПРЕЗРЕНИЕ - отрицательное эмоциональное состояние, порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта, связано с чувством собственного превосходства. 4. СТРАДАНИЕ - отрицательное состояние, связанное с невозможностью удовлетворения важнейших жизненных потребностей, ощущение жалости к себе.

Cлайд 6

ВИДЫ ЭМОЦИЙ 5. ГНЕВ -состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности. 6. ОТВРАЩЕНИЕ -состояние, вызываемое предметами, людьми, обстоятельствами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с принципами и установками субъекта.

Cлайд 7

ВИДЫ ЭМОЦИЙ 7. УДИВЛЕНИЕ – нетральная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. 8. СТРАХ -состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.

Cлайд 8

ВИДЫ ЭМОЦИЙ 9. СТЫД - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. 10. ПЕЧАЛЬ – негативная эмоция, связанная с переживанием негативного факта (смерть, разочарование).

Cлайд 9

ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ ОЦЕНОЧНАЯ – оценка возможности удовлетворения актуальных потребностей и построение прогноза будущих событий ПОДКРЕПЛЯЮЩАЯ – вырабатываются условные рефлексы, и остаются более глубокие следы памяти КОММУНИКАТИВНАЯ – улучшают понимание людьми других людей за счет «считывания» невербальных реакций МОБИЛИЗУЮЩАЯ – мобилизует скрытые резервы организма в критических ситуациях ЗАПУСК СТЕРЕОТИПНЫХ РЕАКЦИЙ – в критических ситуациях запускают стереотипные реакции (страх – бегство; ярость - борьба)

Cлайд 10

НАСТРОЕНИЕ По настроению у человека мы можем узнать о том, как человек себя чувствует. От настроения зависит то, какие решения примет человек или как отреагирует на любую жизненную ситуацию. НАСТРОЕНИЕ – ЭТО ВНУТРЕННЕЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ДАННЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ.

Cлайд 11

Cлайд 12

ИЗМЕНЕНИЕ НАСТРОЕНИЯ Мы способны менять свое настроение, точнее оно само будет меняться под воздействием многих факторов, таких как: СЛОВА - то, о чем говорят человеку или он говорит сам и самое главное как (эмоции) ДЕЙСТВИЯ - то, чем занимается человек, что делает и на что он тратит свою энергию СОБЫТИЯ - ситуации, которые возникают зависимо или независимо от этого человека ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ - это то, что думает человек о том, что происходит вокруг (слова, действия, события)

Cлайд 13

ЧУВСТВА Эмоции кратковременные, а чувства длительные и устойчивые, эмоциями мы реагируем на какую-либо ситуацию ЧУВСТВА - ЭТО ПЕРЕЖИВАЕМЫЕ В РАЗЛИЧНОЙ ФОРМЕ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ПРЕДМЕТАМ И ЯВЛЕНИЯМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Cлайд 14

ВИДЫ ЧУВСТВ МОРАЛЬНЫЕ – патриотизм, чувство долга, товарищества, сочувствия, симпатии, любви (отображают отношение человека к другим людям, обществу и к самому себе)

1. Эмоциональный мир личности.

Еще до появления каких-либо научных данных, наиболее проницательные исследователи человеческой природы понимали всю важность эмоций для самосознания человека и его социальных отношений. Эмоции окрашивают окружающий мир, делают его богатым и разнообразным. Именно эмоции питают творчество, отвагу человека; стимулируют и регулируют его деятельность; выполняют определенную роль в общении людей, сигнализируя им о психологических состояниях друг друга. Эмоции отражают состояние организма человека.

Все эмоции подразделяются на две группы - положительные и отрицательные. Положительные укрепляют иммунитет человека, защищая его от воздействия стресс-факторов. Отрицательные, наоборот, ведут разрушительную работу в организме человека. Потому в нашем сложном мире каждый должен уметь беречь положительные эмоции, предупреждать возникновение отрицательных, контролировать свое поведение.

Эмоции (от фр. emotion - чувство) - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействии, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции возникли как приспособительный «продукт» эволюции, это биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, то есть определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие.

Эмоции двувалентны - они или положительны, или отрицательны; объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение. Эмоции - механизм непосредственной экстренной оценки уровня благополучности взаимодействия организмов со средой. Уже элементарный эмоциональный тон ощущения, приятные или малоприятные простейшие химические или физические воздействия придают соответствующее своеобразие жизнедеятельности организма. По и в самые трудные, роковые мгновения нашей жизни, в критических Обстоятельствах эмоции выступают как основная поведенческая сила. Будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения.

Эмоции являются внутренним организатором процессов, которые регулируют внешнее поведение индивида в напряженных ситуациях. Так, эмоция страха, возникая в крайне опасной ситуации, обеспечивает преодоление опасности путем активизации ориентировочного рефлекса, торможения всех побочных текущих деятельностей, напряжения необходимых для борьбы мышц, учащения дыхания и сердцебиения, изменения состава крови, повышения ее свертываемости на случай ранений, мобилизации резервов внутренних органов. По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков - оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз. Некоторое сглаживание эмоций у социализированного человека происходили за счет возрастания роли волевой регуляции. В критических же ситуациях эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут руководство «в свои руки», осуществляя диктатуру над разумным поведением человека. Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Каждый психический образ дает информацию о возможности взаимодействия с объектом отражения. Из множества вариантов поведения человек избирает тот, к которому у него «лежит душа». Все живое изначально расположено к тому, что соответствие! его потребностям, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены.

Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим деформациям. Заметая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.

Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Ни в общественно-историческом развитии сформировались

специфические человеческие высшие эмоции - чувства, обусловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками. Исторически сформированные устои социального сотрудничества порождают у человека нравственные чувства чувство долга, совести,

солидарности, сочувствия, а нарушение этих чувств - чувство возмущения, негодования и ненависти.

В деятельности человека сформировались практические чувства, с началом его теоретической деятельности связано зарождение его интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной деятельности эстетических.

Различные условия жизнедеятельности. направления Деятельное I и индивида развиваю! различные стороны его Эмоциональности, нравственно-эмоциональный облик личности. Формирующаяся в процессе становления личности эмоциональная сфера становится мотивационной базой ее поведения.

В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его потребностей, строение личности. Сущность человека проявляется в том. что его радует и печалит, к чему он стремится и чего избегает.

Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспособительные возможности индивида, происходит избыточное перевозбуждение его эмоциональной сферы. Поведение индивида при этом смещается на более низкие уровни регуляции. Избыточная энергетизация организма блокирует высшие регуляционные механизмы, приводит к соматическим нарушениям и нервным срывам.

Во множестве эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеют смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически организованной системой потребностей.

Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего подкрепления. Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании будущего поведения.

Итак, эмоции - это базовые явления психики. В ощущениях отражается материальность бытия, в эмоциях - субъективно значимые его стороны. Познание дает знание - отражение объективных свойств и взаимосвязей действительности; эмоции придают этому отражению субъективный смысл.

В многообразных жизненных ситуациях эмоции обеспечивают мгновенную «первичную ориентировку», побуждая к использованию наиболее результативных возможностей и перекрывая бесперспективные направления поведения. Можно сказать, что эмоции - механизм интуитивного смыслообразования, спонтанного распознавания первоочередных возможностей и необходимостей, механизм экстренного определения полезности или вредности внешнего воздействия, стереотипного поведения в жизненно значимых ситуациях

В процессе жизнедеятельности на основе внешних условий и генетических предпосылок у человека формируются устойчивые эмоциональные качества - эмоциональные особенности и свойства личности.

К эмоциональным особенностям личности относятся его эмоциональная реактивность, возбудимость, аффектированность. эмоциональная стабильность, общий эмоциональный тонус, сила эмоциональных реакций и их внешняя выраженность - экспрессивность. Эти свойства в значительной мере обусловлены типом высшей нервной деятельности индивида.

Однако в процессе социализации его эмоциональные особенности претерпевают значительные изменения, получают социальную огранку. Человек приучается сдерживать непосредственные эмоциональные проявления, прибегает к их маскировке и имитации, формирует эмоциональную устойчивость, толерантность - способность к перенесению трудностей.

Не всем это удается в одинаковой мере. У одних большая эмоциональная возбудимость сочетается с большой эмоциональной устойчивостью, у других - эмоциональная возбудимость часто приводит к эмоциональным срывам, потере самоконтроля. У некоторых людей эмоциональная сфера крайне ограничена. Возможны и проявления эмоциональной аномалии - асинтонности (эмоциональной бесчувственности).

Эмоциональность личности, ее речевые, мимические, пантомимические проявления свидетельствуют о ее ценностных ориентациях и динамических особенностях психической деятельности.

Эмоциональные качества определяют психический облик-индивида - образуют эмоциональный тип личности. Различают натуры эмоциональные, сентиментальные, страстные и фригидные (холодные).

Люди эмоционального типа легко возбудимы, эмоционально впечатлительны, импульсивны. Свои поступки они глубоко переживают, часто раскаиваются. Но в будущем вновь допускают импульсивные срывы.

Люди сентиментального типа склонны к самосозерцанию. На весь мир они смотрят сквозь призму своих эмоциональных состояний. Это чувствительно-пассивные типы. Они могут грешить, проливая слезы. Их чувства направлены на самих себя. Им присуще самолюбование своими чувствами. Они живут в мире эмоций, не связанных с поведенческой активностью.

Страстные натуры эмоционально стремительны, активны, упорны в достижении целей. Они живут напряженной, эмоционально насыщенной жизнью, у них постоянно имеется предмет страсти. Бурную энергию они тратят в полной мере. Предметы же их страстей могут быть значимыми, достойными или незначительными и даже вредными.

Эмоционально-фригидные типы - люди холодного рассудка. Их эмоциональные проявления минимальны, они не способны проникаться эмоциональным состоянием других людей, предвидеть их возможные эмоциональные реакции в тех или иных ситуациях. Они лишены чувства сопереживания.

Эмоциональность личности связана с ее нравственным, духовным потенциалом. В наслаждении и страданиях человека проявляется вся его личностная структура. Однако и владение эмоциями - одно из достоинств.

Владеть своими эмоциями - не значит быть бесчувственным, это означает управление эмоциональными реакциями. Неприятности стойко переносятся теми, кто не допускает при этом внешних проявлений. Не очень храбрый человек, вставший в гордую позу и с воинственным видом принявший вызов противника, - уже победитель своей робости.

Смелый человек не лишен чувства страха - он одарен властью над ним. Владение своими чувствами - не подавление, а включение их в сложную систему эмоционально-волевой регуляции, придание им целесообразной направленности.

2. Психологический аспекты общения

Когда говорят об общении, то обычно имеют в виду взаимодействие между людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия. Это взаимодействие преследует цели достижения и изменения в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. Под общением же, как известно понимается психологический феномен, суть которого является возникновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности (в общении это другой человек или общность людей), интеграция всех состоявшихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него.

Когда человек вступает в общение с другим, то оба они фиксируют особенности внешнего облика друг друга, "прочитывают" переживаемые состояния, воспринимают и истолковывают тем или иным образом поведение, так или иначе расшифровывают цели и мотивы этого поведения. Внешний облик, состояние, поведение и приписываемые человеку цели и мотивы всегда вызывают у общающейся с ним личности какие-то отношения, причем оно может дифференцироваться по своему характеру и силе в зависимости от того, какая сторона в другом человеке его вызвала. Например, внешний облик другого человека может пробудить у общающейся с ним личности чувство восхищения, тревогу или недоумение, а приписываемые цели и мотивы могут вызвать протест.

Время чтения 9 минут

Человек не может жить без эмоций, они наполняют нашу жизнь яркими красками, помогают ощущать счастье и радость, любовь - однако нам нужна и эмоциональная саморегуляция для нейтрализации, смягчения воздействия негативных эмоций. Эмоции проявляются, как перепады настроения: испуг, восторг, гнев. Эмоциональное состояние зависит от отношения человека к действительности, внутреннего баланса.

Чувства и эмоции играют роль внутренних регуляторов поведения. Негативные эмоции, чувства редко бывают беспричинными, обычно есть фундамент для огорчений, тщательный анализ ситуации позволяет понять причину возникновения такого состояния. Чувства помогают корректировать поведение, угрызения совести - исправлять ошибки. Однако есть и обратная связь в угнетённом состоянии сложно эффективно работать, достигать результатов, наслаждаться жизнью. Как же возникают эмоции, какова их природа?

Чувства и эмоции человека

Внутренние переживания человека делят на аффекты, эмоциональные настроения, чувства. В чём их отличие?

Аффекты - кратковременные вспышки переживаний (гнев, страх, отчаянье). Такие процессы имеют сильное воздействие на работу внутренних органов, особенно сердечно-сосудистой системы. Аффекты проявляются в конкретной ситуации и длятся лишь короткий промежуток времени.

Аффекты могут оставлять глубокие следы в сознании, поэтому людям советуют смену обстановки для улучшения состояния. Человек редко может влиять на причину возникновения ощущения аффекта, это непроизвольная реакция нервной системы.

Эмоциональные настроения - это состояние меньшей интенсивности, чем аффекты, но более длительные. Они связаны с высшими потребностями человека. Эти состояния могут относиться, как к настоящему, так и к будущему, могут влиять на поступки, которые ещё не совершались.

Чувства - отличаются устойчивостью процессов, они позволяют делать отношение к жизни постоянным, к ним относят наиболее важную регулирующую функцию. Интересно, что чувства могут вступать в конфликт с аффектами, но при этом обычно побеждают. Настоящая любовь сильнее временной обиды. Так и мама, даже ругая ребёнка, продолжает любить его.

Настоящие и устойчивые чувства наполняют жизнь смыслом, оказывают помощь в достижении высоких целей, вершин жизни.

Известно, что большое количество негативных эмоций вызывает состояние стресса, которое вредно на физическом и психическом уровне. Считаются опасными состояния постоянных конфликтов, череда стрессов, они ведут к неврозам, нарушениям сна, психозам, депрессивным состояниям. Именно поэтому важна эмоциональная саморегуляция, сильные эмоции вредят человеку.

На физическом уровне стрессы ведут к заболеваниям желудка, язвам, гормональным дисбалансам, приступам астмы, аритмии, повышению травматизма, развитию вредных зависимостей. Кроме того, эмоциональное состояние родителей сказывается на здоровье будущих поколений.

Напряжение и стрессы вызывают следующие факторы

  • Ускорение темпа жизни;
  • Информационные перегрузки;
  • Урбанизация;
  • Малоподвижность.

Технический прогресс несёт положительные и отрицательные стороны. Достижения техники упрощают жизнь, однако и наносят вред здоровью, так чрезмерное увлечение компьютерами ведёт к отсутствию подвижных игр, на что раньше был большой упор. Сейчас стараются восстановить здоровый образ жизни, появилась мода на спортивные залы и здоровое питание. Однако стоит помнить, что полезна простая пища и просто движение - бег, физический труд.

Конечно, состояние стресса может быть и причиной личных неурядиц или быть вызвано профессиональными нагрузками, переживаниями. Наиболее подвержены стрессовым нагрузкам представители следующих профессий - шахтёры, полицейские, журналисты, строители, врачи (особенно зубные), актёры, политические деятели, водители, школьные учителя. Наиболее спокойной считается работа сотрудников библиотек, музеев.

Главная опасность стрессов - в этом состоянии в клетках образуются свободные радикалы, которые могут приводить даже к росту даже раковых или размножению бактерий, вирусов, организм ослабевает. Курение, к тому же, стимулирует рост радикалов, поэтому не является эффективным способом в борьбе со стрессом.

Важно найти свои способы эмоциональной саморегуляции, прерывания эмоциональных нагрузок. Они могут быть простые: общение с ребёнком, кошкой, прогулка, созерцание природы, главное - переключиться. Перейдём к рассмотрению психологических приёмов.

Эмоциональная саморегуляция: способы

Для определения метода борьбы с эмоциональными перегрузками важно понять главный источник стресса.

Это могут быть следующие факторы:

  • Нехватка времени;
  • Неуверенность в завтрашнем дне;
  • Чувство одиночества, изоляции, покинутости;
  • Отсутствие уверенности в себе.

Психологи разработали систему эмоциональной саморегуляции. Что понимаем под этим понятием?

Эмоциональная саморегуляция - это умение воспринимать жизнь эмоционально, однако гибко и в пределах социальных норм, контролировать и регулировать внутреннее состояние и реакции; способность не поддаваться отрицательным эмоциям, оставаться спокойным и рассудительным в любой ситуации, даже при наличии в окружающих потери контроля, страха, паники.

  1. Научитесь понимать, что наиболее важно для вас в жизни, ставить глобальные и стратегические цели. Стремитесь к достижению своих результатов, не только в профессиональной сфере. Семья, саморазвитие являются отличными источниками для вдохновения. А продвижение вперёд увеличивает веру в собственные цели.
  2. В периоды отчаяния, чувства одиночества постарайтесь не замыкаться в себе , позвоните близкому другу, со стороны всегда проще логически оценить проблему, да и просто общение уже снизит уровень негативных эмоций. Часто общение помогает лучше, чем успокоительные препараты. Эмоциональная саморегуляция направлена на восстановление собственными усилиями душевного состояния, но при нехватке сил, отчаянии, можно прибегать к помощи друзей, психологов.
  3. Стремитесь к устранению источника стресса - проанализируйте причину, подумайте, как решить вопрос, снизить эмоциональную нагрузку, постарайтесь восстановить мирную атмосферу в семье, на работе или не обращать внимания на людей, которых невозможно исправить. Ничто не может задеть человека, пока он сам этого не позволит.
  4. Найдите способы использовать время простое в - поездки в транспорте, ожидания. Можно слушать или читать книги, окунуться в мир музыки, подключив плеер или изучать иностранные языки. Опять же это инструмент тайм-менеджмента, чтобы больше успевать. Можно мысленно обдумать планы на вечер, куда зайти, с кем встретиться.
  5. В интерьере лучше использовать пастельные тона для восстановления и отдыха нервной системы, яркие красные и жёлтые цвета способствуют возбуждению, повышению агрессивности.
  6. Эмоциональная саморегуляция начинается с осознания беспокойств и переживаний. Не копите стресс в душе , обсуждайте, что беспокоит, с близкими в спокойных тонах, совместно проще решить наболевшие вопросы. Часто для поиска выхода нужно сформулировать задачу, а озвучивая, уже начинаем мыслить конкретно, не теряться в мыслях.
  7. Относитесь с пониманием к близким людям , внимательно слушайте, старайтесь понять чувства, эмоции, такая поддержка необходима всем.
  8. Вопрос дефицита времени можно решить, освоив приёмы планирования своего времени, составляя список задач и распределяя время в порядке приоритетности. Главное - взять жизнь под контроль , всё получится.
  9. Отличный способ снятия стресса - смехотерапия , читайте анекдоты, слушайте записи комиков или просто шутите с друзьями. Говорят, что минута смеха продлевает жизнь на 1 час, а ещё радость и повышение настроения - улучшают иммунитет, способствуют укреплению здоровья и позитивному отношению к жизни. А значит, оказывают помощь в решении всех проблем.
  10. Целительницей душ является и музыка , есть информация, что звуки природы и классическая музыка способствуют успокоению, нормализации работы сердца, восстановления психического баланса в организме. А композиции Моцарта, к тому же, улучшают память и умственные способности. Стоит найти время для прослушивания приятной и расслабляющей музыки. Эмоциональная саморегуляция с помощью музыки очень эффективна и приятна, можно использовать и самостоятельное пение для повышения настроения, ухода от негативных эмоций.
  11. Физические упражнения бесспорно также ключ к укреплению здоровья и снятию стресса, организм переключается на выполнение упражнений, забывая про печали и невзгоды. Поэтому плаванье, фитнесс, тренажёрный зал или упражнения на свежем воздухе всегда помогают зарядиться бодростью и энергией.
  12. Человеку для нормальной жизни нужна активность, переключение с одной деятельности на другую действует лучше, чем пассивный отдых. При этом старайтесь помнить и концентрировать внимание на успехах, достижениях в жизни, это поможет преодолеть периоды неудач, которые встречаются у всех в жизни.
  13. Важно помнить: агрессивность, раздражительность, излишнее волнение вредит, прежде всего, самому человеку, как и зависть, и сведение счётов. Лучше научиться спокойно относиться к людям, находить компромиссы. Помним, что наше отношение к людям вызывает ответную реакцию. Поэтому доброжелательность, понимание способствуют успешной коммуникации.

Эмоциональная саморегуляция необходима всем!

Формирование эмоциональной саморегуляции необходимо, как взрослым, так и подросткам, которые часто переживают перепады настроений, эмоций. Кроме описанных способов, существуют и более глубокие психологические технологии, связанные с контролем и трансформацией мыслей. К ним относят:

  1. Медитации - расслабление мышц, глубокое дыхание, нормализация спокойного состояния за счёт расслабления организма и работы дыхательной, сердечно-сосудистой системы. Есть выражение - "охладить мысли", то есть отвлечься, спокойно переключиться на что-то, можно и медитировать.
  2. Самовнушение - методика внушения успокоения, расслабления, настроя на позитивное отношение к жизни, людям, полезно применять по утрам перед тем, как встать с постели. Важно обдумать будущий день, поверить в свои силы, успех, настроиться на спокойствие в решении любых вопросов. Можно возвращаться к самовнушению и в течении дня.
  3. Внутренняя трансформация чувств - необходимо понять, что происходит - испытываю страх, злость, обиду, внушить себе бесполезность данных эмоций. Сказать "я не нуждаюсь совсем в этих эмоциях". Далее следует переключить внимание, подумать о чём-то хорошем, произвести дыхательную гимнастику, успокаивая организм и сознание.

    Следующий пункт - самоприказ: воспринимаю ситуацию логически, умом, а не чувствами. Теперь посмотрите на ситуацию со стороны, оцените критически, представьте, что всё не так уж плохо, а обидчик просто маленькая фигура, сам несчастный человек, наверное. Если есть ситуация, то всегда есть и решение, главное: отключить эмоции, подумав о приятном, и, глубоко дыша, включить рациональное мышление. Эмоционально волевая саморегуляция - ключ к успеху во многих сферах деятельности и в личном общении.

  4. Применение маски расслабления - для начала нужно научиться делать массаж лица, расслабляя мышцы, позже мысленно представлять это состояние спокойного лица, когда делаете массаж, умейте сохранять спокойное выражение лица в любой ситуации, это очень полезно, упрощает переговоры, споры. Побеждает тот, кто не потерял эмоциональное равновесие. Крик - это защитная реакция, человек потерял контроль, не может оперировать спокойными доводами. Эмоциональная саморегуляция позволяет сохранять лицо, в любой сложной ситуации выглядеть достойно.
  5. Трансформация настроения - при возникновении плохого настроения, вызванного жизненными неприятностями и негативными эмоциями полезно использовать следующую схему. Сперва нужно проконтролировать своё состояние , сказать мысленно "стоп!", остановить поток негативных мыслей, это непродуктивно, постарайтесь уменьшить мысленно проблему. Затем подумайте о хорошем, расслабьтесь (дыхание, самомассаж, маска расслабления), перейдите в нейтральное состояние. Только после этого повысьте настроение, думая о приятном , настраиваясь на позитивную волну, напевая мысленно весёлую мелодию, улыбнитесь для помощи себе.
  6. Необходимо выработать внутреннюю защиту , реакцию на негативные эмоции, это должно быть на уровне жизненной позиции. Только сам человек может защитить себя от воздействия негативных эмоций, переживаний, для этого должны срабатывать внутренние датчики, не позволяющие долго пребывать в унынии, напоминающие о необходимости трансформации эмоций, настроения. Ведь вред наносят не люди и обстоятельства жизни, а сам человек разрушает себя изнутри лишними переживаниями.

Саморегуляция эмоциональных состояний очень важна, необходимо контролировать своё психическое здоровье, как и физическое, а негативные мысли и чувства - это предвестники плохого самочувствия. Лучше избавиться от них на раннем этапе зарождения, чем пожинать плоды депрессивного состояния.

Методы саморегуляции и снятия эмоционального напряжения бывают различные, в статье рассмотрели основные способы снятия эмоционального напряжения. Желаем всегда пребывать в хорошем настроении и быстро справляться с аффектами!

Освещаются проблемы восприятия и эмоционального воздействия архитектурных объектов в профессионально-архитектурном, психологическом и эстетическом аспектах. Впервые в отечественном искусствоведении прослеживается эволюция профессиональных представлений теоретиков архитектуры о роли архитектуры в эмоциональном мире человека. Рассматриваются специфика эмоционального воздействия архитектурных объектов различных типов, а также процесс возникновения и формирования эстетических эмоций при восприятии архитектуры, взаимосвязи эстетических эмоций с содержательными и формально-композиционными сторонами архитектурных объектов. Для архитекторов и искусствоведов. Печатается по решению секции теории и практики современной архитектуры Ученого совета ЦНИИТИА (Центральный научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры).

Введение

Глава 1. Эмоции и профессиональное сознание архитектора
1.1. Критика «эмоционального подхода» к архитектуре
1.2. Апология архитектурных эмоций и «эмоционального подхода» в теории архитектуры
1.3. Диалектика эмоций а архитектуре

Глава 2. Пути исследования эмоционального воздействия архитектуры
2.1. Эмоции и архитектура
2.2. Эмоции, восприятие и деятельность в архитектурной среде
2.3. Избыточность и сложность архитектурной среды как факторы ее эмоционального воздействия

Глава 3. Эмоциональное воздействие архитектурной среды и ее организация
3.1. Эмоциональные свойства архитектурной среды
3.2. Средства формирования эмоционального воздействия архитектурной среды
3.3. Особенности организации среды разных типов

Глава 4. Эстетическое чувство и архитектура
4.1. Выразительность архитектурной формы и эстетические переживания
4.2. Особенности эмоционального воздействия различных форм выразительности в архитектуре
4 3. Организация эстетически значимой архитектурной формы

Заключение
Список литературы

Введение

Настоящее исследование вызвано не абстрактным академическим интересом. Глубинная подоплека темы «Архитектура и эмоциональный мир человека» - это безусловная неудовлетворенность мы разительностью современной архитектуры. Едва ли случайно во всем мире она все чаше получает эпитеты невыразительной, скучной, однообразной. Самые противоречивые критические суждения в современной архитектуре объединяет негативная оценка ее эмоционального воздействия. Эта критика вольно или невольно усиливается на фоне признания высочайших достижений архитектуры ушедших эпох. Классическая архитектура свидетельствует о принципиально безграничных художественных возможностях зодчества вызывать в зрителе эмоциональный подъем.

Кажется, что постановка заявленной в названии проблемы начинается с противопоставления насыщенной эмоциональным содержанием великой архитектуры прошлого скудной в эмоциональном отношении современной массовой застройке. Однако понятия «современная архитектура» и «эмоциональная насыщенность», слишком абстрактны, чтобы дать пищу для конкретного анализа. Ведь и среди произведений современной архитектуры многие нельзя назвать эмоционально бедными, а из архитектуры прошлого мы вспоминаем обычно лишь наиболее выдающиеся, самые значительные сооружения. Возникает подозрение, что проблему эмоциональной неудовлетворенности состоянием современной архитектуры необходимо конкретизировать как в «статистическом», так и в типологическом отношениях.

Уместно ли сопоставлять массовую застройку нынешних жилых районов с храмами или дворцами, или сравнение действенности архитектурно-художественных образов следует проводить в рамках типологически однородных объектов, т. е. жилые сооружения сопоставлять с жилыми же, общественные - с общественными, мемориальные - с мемориальными? Но и в такой более конкретной постановке вопроса все еще много схематизма. Необходимо не только учесть изменение тех или иных типологических задач, но и принять во внимание резко изменившиеся социальные, производственные, демографические условия, в которых живут архитектурные объекты. Быть может, упрекая современную жилую застройку и негативных эмоциональных свойствах, мы косвенно выражаем наше отношение к современной урбанизации или к каким-то иным, неотторжимым от архитектуры социально-экономическим условиям ее развития, которые только в очень небольшой мере могут быть изменены в архитектурном творчестве. Ведь архитектура, формируя образ современного города, в то же время выражает его объективные свойства. И если сам этот образ, внутренне противоречивый, содержит как позитивные, так и негативные стороны, то едва ли во всем этом (шум, утомляющее движение, избыточность визуальной информации, огромные масштабы производства и потребления) можно винить архитектуру, равно как и надеяться, что эти негативные свойства можно устранить с помощью архитектуры.

К числу объективных обстоятельств относятся не только социально-производственные условия городского образа жизни, но и объективно сложившиеся условия проектирования и строительства: стандартизация строительного производства, узко экономический подход к выработке проектных решений, дефицит времени и профессиональных затрат на проектирование. Эти обстоятельства, определяющие решение насущных жизненных задач в конкретных социально-экономических и организационных условиях, в немалой степени зависят от культурных и экономических ресурсов того или иного региона или страны и не могут быть изменены профессиональными средствами архитектуры. Следовательно, речь должна идти о более масштабных мероприятиях социально-экономического, организационного, законодательного порядка, хотя и сопряженных с архитектурным творчеством, но все же далеко выходящих за его пределы.

На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС было отмечено, что в связи с подготовкой по решению XXVI съезда КПСС новой редакции Программы партии следует «исходить из того, что предстоящие годы и десятилетия принесут с собой значительные изменения также в политической и идеологической надстройке, в духовной жизни общества» и что «совершенствование развитого социализма немыслимо без большой работы по духовному развитию людей». Выяснить место и долю профессиональных возможностей архитектуры в решении этих задач необходимо, если мы не хотим вновь впасть в распространенный в XX в. соблазн архитектурно-реформистской утопии.

В прямой связи с этим находится и другой вопрос. Почему именно те черты современной архитектуры, которые явились следствием практически единственно возможного решения архитектурно-градостроительных проблем в исторической ситуации 60-70-х годов, кажутся нам теперь эстетически и эмоционально неполноценными? Ведь переход к массовому индустриальному домостроению, свободной планировке, новым принципам организации городской структуры и индивидуального жилища был в свое время революционным творческим шагом вперед, и в эпоху своего появления именно эти творческие приемы вызывали энтузиазм как архитекторов, так и горожан. Мы хорошо помним, с каким одобрением встречались общественностью сооружения начала 60-х годов, лишенные декоративной лепнины и весьма строгие по внешнему облику. Сегодня эти же сооружения кажутся нам скучными. Очевидно, изменились смысловые ассоциации, которые мы связывали с новыми архитектурными сооружениями в 60-х годах. Тогда это были надежды на скорую и окончательную ликвидацию жилищного голода, на стремительные темпы социальных преобразований, на быстрый прогресс техники, призванный облегчить и разнообразить наше существование. Что же произошло теперь? Отчасти надежды и ожидания были, видимо, преувеличены, отчасти же мы просто привыкли к тем благам, которые принесла нам современная архитектура и ее новые методы, уже не замечаем их и ищем в архитектуре чего-то нового.

Но если попытаться взглянуть со стороны на эти еще злободневные для нас метаморфозы в оценках архитектуры недавнего прошлого, то мы увидим, что это исторически типичное явление. Критерии оценки архитектуры постоянно меняются, а вместе с ними меняются и эмоциональные реакции. Не только крупнопанельные дома двадцатилетней давности сегодня кажутся менее выразительными, чем они представлялись в конце 50-х. Готика, которую мы признаем одной из вершин мирового зодчества, воспринималась негативно в эпоху Ренессанса. Классическая архитектура Ренессанса вызывала в середине XIX в. недовольство Джона Рескина. Архитектура 40-50-х годов, получившая позднее пренебрежительный эпитет «украшательской», теперь начинает вновь вызывать симпатии; авангардистская архитектура 20-30-х годов, начисто отвергавшаяся в середине 50-х годов, сегодня рассматривается как уникальный вклад в историю культуры. Архитектура модерна долгое время была образцом «дурного вкуса», а сегодня в ней обнаруживают неисчислимые достоинства. Даже эклектика, которая служила когда-то обозначением низшей точки падения архитектурного творчества, в 80-х годах вновь входит в моду.

Непостоянство художественных и архитектурных вкусов не позволяет ограничиться постановкой вопроса о том, какая архитектура должна вызывать положительные, а какая - отрицательные эмоции. Эмоциональная реакция тесно связана со смысловой, культурной, художественной оценкой произведения зодчества, той среды, в которой оно воспринимается и переживается, будь то реальная среда и реальные условия жизни или фантазии, утопии и идеалы, которые архитектурные сооружения символизируют. Учитывая это, необходимо рассмотреть вопрос, в какой мере можно отделить эмоциональное воздействие архитектуры от культурной интерпретации и оценки человеком окружающей среды в целом.

Говоря ниже о сущности самих эмоций, мы хотим лишь понять, каким образом в сфере психики преломляются проблемы архитектурной деятельности и восприятие человеком архитектурных явлений. От настоящей работы было бы наивно ждать решения всех лих проблем, постоянно встающих перед архитекторами, критикой и публикой. Но попытаться вникнуть в суть намеченной проблематики с ее действительной исторической сложностью - наш профессиональный долг. Данная работа должна рассматриваться поэтому как одна из первых попыток постановки темы и нащупывания основных направлений ее развития в будущем.

Авторы видели свою задачу не столько в том, чтобы собрать рассеянный по различным научным источникам материал, сколько и том, чтобы отразить точку зрения профессионала архитектора. С. профессиональной позиции в качестве отправной в книге рассматриваются противоречивые аспекты эмоционального подхода к архитектуре и архитектурному творчеству (Глава I. Эмоции и профессиональное сознание архитектора). Однако за этими противоречиями удается увидеть и нечто более важное - зависимость степени эмоционального накала в архитектуре от исторических коллизий архитектурного творчества и профессионального самосознания. Теория архитектуры и архитектурная критика оказываются при этом полюсами архитектуроведения, в разной степени чувствительными к эмоциональной проблематике.

Однако ограничиться только профессиональной сферой и профессиональным сознанием в исследовании эмоционального воздействия архитектуры невозможно. Уже сам предмет - эмоциональное воздействие - указывает на зрителя, т. е. не только на архитектурную аудиторию, но и на публику с ее обыденным, непрофессиональным сознанием как на основной адресат архитектурного творчества. Это потребовало использования методов изучения эмоционального воздействия архитектурной среды, которые развиваются в психологических исследованиях. Разумеется, анализируя опыт таких исследований (Глава 2. Пути исследования эмоционального воздействия архитектуры), основной упор пришлось делать на соотнесение психологических представлений с профессиональными традициями и сложившейся проблематикой архитектурно-градостроительного проектирования.

Еще один аспект проблемы целиком связан со сферой профессионального мышления и композиционного творчества (Глава 3. Эмоциональное воздействие архитектурной среды и ее организация). Композиционные приемы и средства архитектурного проектирования рассматриваются здесь сквозь призму научного и методологического анализа функции эмоций в деятельности и поведении человека. Здесь тема конкретизируется до типологического уровня, так как многообразие эмоциональных реакций, вызываемых архитектурой, теснейшим образом связано с типами архитектурных сред. Конечно, не существует прямого соответствия между типом здания и спектром возбуждаемых им эмоциональных реакций. На деле наблюдается сложная и до конца не выявленная зависимость между характером деятельности и поведения, с одной стороны, средой - с другой, зависимость, отражающаяся в интегральной реакции человека - чувственном восприятии архитектуры.

Наиболее наглядным доказательством определенной независимости эмоциональной реакции человека на тип среды оказывается оценка совершенства архитектурного сооружения, т. е. эмоционально-эстетическая реакция человека (Глава 4. Эстетическое чувство и архитектура). Именно в эстетической эмоции интегрируется все разнообразие эмоциональных реакций в частности, индивидуальный опыт постижения архитектуры сливается с родовым культурным опытом человечества.

Глава 1 написана А.Г. Раппапортом, глава 2 - Г.В. Забельшанским, глава 3 - Г.Ю. Сомовым, глава 4 - Г. Б. Минервиным (разделы 4.1 и 4.2) и Г.Ю. Сомовым (раздел 4.3). Общая редакция осуществлена проф. Г.Б. Минервиным. Авторы приносят искреннюю благодарность рецензентам книги В. Вилюнасу, Ю. Волчку, Л. Монаховой, а также М. Миловой, принявшей деятельное участие в подготовке рукописи к изданию.