» » Ударные и безударные гласные конспект занятия. Логопедическое занятие на тему "безударные гласные"

Ударные и безударные гласные конспект занятия. Логопедическое занятие на тему "безударные гласные"

Тема: Безударные гласные. (3 класс)

Цели занятия: закрепление знаний по теме «Безударные гласные» путем выполнения проверочных заданий;

Обучение подбору проверочных слов;

обогащение словарного запаса;

уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи;

развитие внимания, мышления.

Оборудование: тетради, цветные ручки, карточки с индивидуальными заданиями, кроссворд, мяч.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.
  2. Тренировать детей в подборе проверочных слов: (перекидывая мяч)
  1. Вставить безударную гласную в корне слова, подобрав проверочное слово. (Работа у доски)
  1. Отметить в словах ударную гласную, проверить обе безударные:

Полоса – (полосы – полоска)

Говорят – (говор – разговор)

Колоски – (колос – колосья)

Молодой – (молодец – молоденький)

Голодал – (голод – голодный)

Терпеливый – (терпит - терпение)

Молоток – (молот - молотит)

5. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Кошка точит коготки», «Пианино».

  1. Отгадать загадки. Слова – отгадки записать на доске. Записывают ученики.
  • Горит столб,

А дыму нет. (свеча)

  • Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут –

Я всё терплю и всем

Добром плачу. (Земля)

  • Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела)

  • По морю идёт, идёт,

А до берега дойдёт –

Тут и пропадёт. (Волна)

7. Запомнить написание слов. Логопед записывает на доске, а дети в тетрадях.

  • Бежит, гудит в два глаза глядит,

А станет, ярко красный глазок глядит (Автомобиль)

  • Из края города в другой,

Ходит домик под дугой. (Трамвай)

  • На припёке у пеньков

Много тонких стебельков

Каждый тонкий стебелёк

Держит алый огонёк

Пригибаем стебельки

Собираем огоньки. (Ягоды)

  • В поле родился, на заводе варился,

В стакане растворился (Сахар)

8. Физминутка

Образец: нора – норы; слоны – слон.

В поле мы видели норы сусликов. Н_ра лисы больше. Слон очень силён. Сл_ны живут ст_дами. Пастух гонит стадо в с_ло. Сельские жители вст_ют рано. Встану я на заре. Сова – н_чная птица. Всю ночь шумел ливень. Дежурные пол_вают цветы.

10. Дидактическая игра «Четвёртое лишнее». Подчеркнуть четвёртое лишнее слово в каждом столбце, имеющее иную, чем остальные слова, безударную гласную в корне слова. Дети работают в группах.

11. Кроссворд. Развитие мышления, внимания. Вписать названия всех предметов в клеточки кроссворда, подбирая проверочные слова.

1). Снежинка, 2). Свеча, 3) Пчела, 4) Трава, 5) Вяжет.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 Курского района Ставропольского края

Разработка урока по русскому языку

Тема: «Ударные и безударные гласные. Проверяемые и непроверяемые гласные в слогах. Закрепление »

2 класс

Учитель начальных классов

Безнощенко Светлана Ивановна

2017 г.

Тема: «Ударные и безударные гласные. Проверяемые и непроверяемые гласные в слогах. Закрепление»

Планируемые результаты:

Предметные: отработать умение правильного написания слов с непроверяемыми безударными гласными; повторить словарные слова», познакомить с новым словарными словами; развивать умение учащихся высказываться, развивать орфографическую зоркость, мышление, внимание, память;

Личностные: воспитывать любовь к русскому языку, доброжелательность друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать.

Системно – деятельностные: формирование умения запоминать правописание словарных слов.

Оборудование урока : словарные слова, карточки, тетради, учебник русского языка.

Ход урока.

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

Я хочу, чтобы такое настроение у вас сохранилось до конца урока.

А. Актуализация знаний. Б еседа;

Ребята, давайте вспомним, над, чем мы работали на прошлом уроке?

Когда у нас гласные звуки находятся в сильной позиции? (Под ударением)

Когда гласные звуки находятся в слабой позиции? (Без ударения)

Что надо всегда помнить?

Как проверить безударный гласный звук?

Как это можно сказать в стихотворной форме?

/1. Гласный ставь под ударенье, чтоб развеять все сомненья.

2. Слуху вы не доверяйте, удареньем проверяйте./

Какие безударные гласные необходимо проверять? (а,о,е,и,я)

Б. Минутка чистописания.

Давайте эти буквы свяжем одной веревочкой и хорошо запомним, что эти безударные в корне надо проверять.

о а е я и и я е а о

В. Практическая работа. Игра: «Покажи безударную гласную»

Я сейчас буду называть слова, а вы должны показать на сигнальных кругах нужную букву и устно подобрать проверочное слово.

З.лёный, др.жит, л.ства, п.хучий, кр.снеют, зв.зда, к.рмушка, тр.щат, скр.пят, .зёра.

II. Мотивация к деятельности. Выход на новую тему.

Индивидуальная работа.

А. Дети записывают отгадки, определяют орфограмму и пишут проверочное слово.

ЗАГАДКИ:

    Домовитая хозяйка 4. Зимой бело,

Полетает над лужайкой- Весной черно,

Похлопочет над цветком- Летом зелено,

Он поделится медком. Осенью стрижено.

    Меня бьют, колотят, 5. По морю идет, идет,

Ворочают, режут,- А до берега дойдет-

Я всё терплю, Тут и пропадет.

И всем добром плачу.

    Горит столб, а дыму нет. 6. По земле ползет,

А к себе не подпускает.

Пчела-пчёлы, поле, волна-волны, земля-земли, свеча-свечи, змея – змеи.

Какое слово здесь лишне? Почему?

(Поле – оно проверочное, остальные проверяемые).

Б. Фонетический разбор слова: ЗМЕЯ.

Змея – 2 сл., 2 гл., 2 согл.

з - з - согл., звонк., тв, парн.

м - м

е - и

я - й а

    б. – 5 зв.

В. Коллективная работа.

1 ряд – к слову БЕРЕЗА подбирает однокоренные слова и выделяет корень.

2 ряд – придумывает и записывает предложение со словом МАЛИНА и подчеркивает главные члены предложения

3 ряд – (у доски) вставить пропущенные буквы и объяснить.

ФИЗМИНУТКА

Вы, наверное, к\устали?

Да!

И поэтому все встали:

Дружно вытянули шеи

И гуси, пошипели ш-ш-ш

Пошипели, помолчали

И, как зайка, поскакали,

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали.

Топай, мишка, хлопай, мишка,

Приседай со мной братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз

Улыбайся и садись.

Г. Словарная работа.

Ребята, как мы называем слова, в которых в корне есть гласная, не проверяемая ударением?

А теперь мы с вами поработаем со словами, в которых тоже есть безударная гласная, но она особая, её нельзя проверить, её нужно запомнить – это словарные слова.

III . Сообщение темы и цели урока. Постановка учебной задачи урока:

Все ли безударные гласные можно проверить?

Сегодня на уроке мы будем работать над правописанием слов с безударной гласной в корне слова, а также познакомимся со словами с непроверяемой гласной в слогах.

Работа по теме урока

    Пришла я сегодня в класс, а на столе корзина с овощами. Её прислала нашему другу Буратино бабушка. Буратино захотел поблагодарить бабушку за посылку. Сел он бабушке писать письмо и стал старательно каждую букву проверять. А в некоторых словах буквы никак не проверяются. Давайте напишем эти слова, а затем поможем Буратино записать пропущенные буквы.

Текст письма : «Дорогая бабушка! Большое спасибо за к.рзину с.в.щами. Мне очень понравились и сладкий г.рошек, и спелый п.м.дор, и хрустящий огурец, и сочная м.рковь. До свидания. Буратино.»

Сегодня мы будем учиться запоминать словарные слова вместе с волшебницей из сказки «Золушка». Помните, как она превратила в сказке тыкву в карету? А сегодня вместе с ней мы будем превращать буквы... в рисунки.

(показываю овощи, записываем слова, и буквы с непроверяемой гласной превращаем в рисунки.)

Учебно – познавательная деятельность.

ГОРОХ – надо запомнить безударную гласную о. Волшебница коснулась палочкой буквы и она а\превратилась в … Кто догадался? (в горошину ) Ведь буква о и горошина так похожи по форме.

ПОМИДОР – в слове помидор безударные гласные – о и – и – нужно их запомнить. Волшебница палочкой дотронется до буквы о. О превратилась в помидор, слово от радости запело: « Я по-ми-до-р». Букву и нам поможет запомнить нота МИ из песенки.

Огурец – имеет форму овала, вытянутую, напоминает нам тоже букву о. Давайте букву о превратим в рисунок – огурец.

Морковь – нарезать морковь кружочками и приставить их в слове.

Овощи – волшебная палочка превратила букву о в капусту. Капуста по форме круглая – напоминает букву о .

Корзина – волшебница превратила букву о в корзину.

В тетрадях:

Горох, помидор, огурец, Морковь, овощи, корзина.

    Загадки:

Берегите уши, нос, Трещала с самого утра:

Ведь на улице … ( мороз ) «Пора! По-р-р-ра!»

А что - пора?

Привезли во двор песок Такая с ней морока

Золотую гору: Когда трещит … (сорока)

Без гвоздей и без досок

Можно строить … (город) Рано утром всех на луг

Собирает нас пастух

Маленький мальчишка А к вечеру всем молока

В сером армячишке Я людям дать готова

По двору шныряет Угадали, кто же я?

Крохи собирает… (воробей) Конечно, же … (корова)

Дедушка Рох – посеял горох

Уродился я неплох

С грядки хвастался … (горох)

В тетрадях:

Мороз, город, воробей, сорока, корова, горох.

IV . Закрепление и обобщение. Р абота с книгой;

Упражнение № 339, с.180

Какие пословицы о труде вы знаете?

Труд всегда дает, а лень только берет.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Сделал дело, гуляй смело.

V . Рефлексия.

К концу подходит наш урок –

Пора нам подвести итог.

Кто легко справился с заданиями?

Кто испытывал затруднения?

Что нового вы узнали на уроке?

Чему научились?

Молодцы!

Тема: «Безударные гласные»

Задачи.

Образовательные:

- учить пользоваться алгоритмом проверки слов с безударной гласной в корне слова;

Развивать умение объяснять правописание слов с безударной гласной;

Учить подбирать проверочные слова.

Коррекционные:

Развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать;

Развивать память внимание, анализировать словарь.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность.

Ход занятия.

1. Оргмомент

Подбор слов с ударением на 1, 2, 3 слоге (при затруднении - опора на предметные картинки).

2. Основная часть

1. Самомассаж лицевой мускулатуры, снятие напряжения.

Нежно поглаживаем лоб от середины к вискам.

От внутренней стороны глаза вокруг век – «очки».

От крыльев носа к ушным раковинам.

От середины подбородка к ушным раковинам.

Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя спокойствие осеннего дня, доброту и красоту. А выдохните через ротик все обиды и огорчения, плохое настроение. (3 раза)

2. Повторение темы прошлого занятия.

Вспомните тему занятия. Чем различается произнесение ударных и безударных гласных? (ударные гласные произносим чётче, громче). Как мы обозначали ударные и безударные слоги на ритмической схеме слова? Составьте и запишите ритмические схемы слов: дождливый, стрела, медвежонок, освободить. (1 ученик работает у доски).

3. Посмотрите на ритмические схемы. Сколько ударных слогов в каждом слове? (1) В все остальные какие? (безударные). Вспомните второе слово (записать на доске: стр___ла). На какую гласную падает ударение? Какая гласная безударное? Что труднее выделить, ударную или безударную гласную? Почему (звучит нечетко). Если безударные гласные трудно расслышать, какие еще могут возникнуть трудности? (можно допустить ошибку при написании). Назовите тему занятия. Для чего нам нужно изучать эту тему? В безударной позиции мы можем ошибиться, выбирая между буквами: а-о, е-и, е-я, и-я.

4 . Что же нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать букву? Вспомните правило. Чтобы найти проверочное слово, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.

Каким должен стать безударный гласный звук в проверочном слове? (ударным)

Составляется памятка-алгоритм:

Ударение

Изменять слова можно так:

1. Если слово обозначает один предмет, можно изменить его так, чтобы оно обозначало много предметов (один-много).

2. Наоборот (много-один).

3. Вчера-сегодня.

4. Сегодня-вчера.

Игры в мяч.

Тренировка в подборе проверочных слов - игры с перекидыванием мяча (ученики указывают ударную гласную).

ОДИН-МНОГО

Стена – стены

сосна –

гроза –

страна –

плечо –

ядро –

коза –

вода -

ВЧЕРА - СЕГОДНЯ

Плати – платит

прости –

плясал –

носил –

выдал –

чертил –

тащил -

СЕГОДНЯ-ВЧЕРА

Везёт – вёз

цветет –

пасет –

метет –

плетет -

МНОГО – ОДИН

Дела – дело

ряды –

снега –

грибы -

5. Работа по карточкам.

Прочитайте слово в первом столбике. Из второго столбика выберите и подчеркните только те слова, которые будут проверочными. Почему не все родственные слова являются проверочными?

Для сильных уч-ся. 6. Игра «Эстафета»

На доске записаны столбики слов с безударными гласными.

Поделимся на две команды. Вам необходимо выполнить задание по проверке безударных гласных. Каждый член команды должен подчеркнуть в слове безударную гласную и написать проверочное слово, поставить ударение. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

Столы гора река сестра

старик коса слеза солить

Дома роса стена дрова

перо моря соринка глотать

7. Игра «Угадайка».

Прочитайте слова в 1 столбике. Подберите к каждому слову противоположное по смыслу из 2 столбика, вставьте в него пропущенную букву. Объясните свой выбор. Пользуйтесь алгоритмом.

друзья

ругать

теплый

легкий

темно

начало

маленький

б__льшой

к__нец

хв__лить

х__лодный

св__тло

т__жёлый

вр__ги

Чтобы выполнить следующее задание, нужно быть внимательным, уметь сосредоточиться. Внимательно прочитайте записанные на доске пары слов, запомни их. Через несколько минут я закрою слова в правом столбике.

-А теперь, опираясь на первое слово, запишите в тетради по памяти вторые слова. Подберите к ним проверочные слова и напишите их, выделите ударные и безударные гласные.

8. Работа с деформированными фразами в парах:

Не спеши отвечать, торопись понять.

Весна красна цветами, а осень- плодами.

Как вы понимаете эти пословицы? Найдите слова с безударными гласными в корне, подберите к ним проверочные слова, вставьте пропущенные буквы. Запишите по память с проговариванием. Проверьте по образцу.

3. Обобщение.

Тема занятия. Как проверить написание безударной гласной в корне слова?

4. Итог занятия.

Корнеева Валентина

Программное содержание :

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки;

Закрепить умение детей делить слова на слоги;

Продолжать учить детей называть слова по определенной модели.

Демонстрационный материал : картины-схемы слов мышка, мишка; красные, синие, зеленые, черные фишки; указка.

Раздаточный материал : полоски с пятью клеточками; красные, синие, зеленые, черные фишки.

Ход занятия.

1. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие бывают звуки. «Гласные и согласные» . – «Какие бывают согласные?» - «Твердые и мягкие» . – «Какой фишкой обозначаем твердые согласные звуки?» . – «Синей фишкой» . – «Какой фишкой обозначаем мягкие согласные звуки?» . – «Зеленой фишкой» . – «Какой фишкой обозначаем гласные звуки?» . – «Красной фишкой» . – «Какие бывают гласные звуки?» . – «Ударные и безударные» . – «Какой фишкой обозначаются ударные?» - «Черной фишкой» .

2. Игра «Назови пару» . Дети встают в круг. Воспитатель бросает ребенку мяч и называет твердый согласный звук. Ребенок бросает мяч назад воспитателю и называет мягкую пару произнесенного звука.

3. Звуковой анализ слова мишка. Воспитатель обращает внимание на количество клеточек под картиной и на полосках. Дети отвечают : «Пять клеточек означают, что в слове мишка пять звуков» .

Все работают на местах и самостоятельно делают звуковой анализ слова. Затем воспитатель вызывает к доске того ребенка, кто первым выполнил задание. У доски слово разбирает Миша. «Первый звук мягкий согласный, второй гласный, третий твердый согласный. Мы знаем правило, что звуки «ж, ш» всегда твердые, у звуков «ж, ш» нет мягкой пары, четвертый твердый, пятый гласный». Проведя звуковой анализ слова мишка, дети определяют ударный гласный звук «и» , обозначают его черной фишкой. Читают слово с перенесенным ударением (мишкаа, дети отмечают, что так неправильно. Правильно –миишка.

Воспитатель спрашивает : «Сколько слогов в слове мишка?» . Дети : «В слове мишка, два слога миш-ка» . Воспитатель : «Какое правило, мы знаем?» . Дети : «Сколько гласных звуков, столько и слогов» .

4. Звуковой анализ слова мышка. Дети самостоятельно на местах делают звуковой анализ слова. У доски слово разбирает Оля., она также определяет какой первый, второй, третий, четвертый, пятый. Дети также определяют ударный гласный звук, сколько слогов, отмечают, слова похожи по звучанию, отличаются двумя первыми звуками – «м, м» , и вторыми – «ы, и» ,

5. Игра «Назови слова» . Воспитатель выставляет на доске синюю, красную, синюю, красную фишки и предлагает детям назвать слава по этой модели-схеме. Как образец называет 2-3 слова данной звуковой структуры (рыба, нога, мама, рука, ваза, папа, каша) .

Если ребенок называет слово неверно, воспитатель с указкой читает слово по модели и объясняет ребенку его ошибку. В конце игры определяется победитель.



Публикации по теме:

«В гостях у бабушки Загадушки». Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе за второй квартал Программное содержание. 1. Учить узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало,.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Утиная история» Тема непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Утиная история»

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Незнайкины буквы» Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Незнайкины буквы» Цель: познакомить детей со следующими буквами алфавита 0,П,Р,С,Т, помочь.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Поиски пропавшей буквы» Тема: Поиски пропавшей буквы. Цель: закрепить характеристику звука [й], развивать фонематические процессы, совершенствовать умение проводить.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Составила старший воспитатель Нестеренко Л. С. Тема: согласный звук Н (Н*, буква Н. Цель: развитие фонематического и речевого слуха, формирование.

Конспект по обучению грамоте в старшей группе для детей с ЗПР «Звуки [В] и [В’]. Буква В» ЦЕЛЬ: автоматизация звуков [В] и [В’] в словах, слогах, предложениях. Знакомство с буквой В”. ЗАДАЧИ: развивать фонематический.

Встали мы у парт все ровно,

Всё отлично? Все здоровы? (ответы детей).

Тихо сели, спинки прямо.

Глазки смотрят на меня.

Мы начнём урок, друзья!

Ребята, а какой у нас сейчас урок? (ответы детей).

Правильно урок письма и развития речи, а так как на этом уроке нужно много писать, для начала мы с вами разомнём наши пальчики.

    РАЗМИНКА ПЕРЕД ПИСЬМОМ

Прежде чем начать писать выполним разминку.

    Завели мотор машины (вращение кулаков).

    Покажем как работает наше сердце

(сжимание кулака).

    1,2,3,4,5 (сжимание пальцев).

    Пальчики ушли спать (наклоны кулачков).

    Пальчики проснулись (выброс пальчиков

из кулаков).

Разминку провели. Теперь наши пальчики будут замечательными нам помощниками.

III . Минутка чистописания.

Коррекционное упражнение «Исключение лишнего».

Прочитайте буквы.

Какая из них «лишняя»?

а, у, о, к, и, е

(«лишняя» буква к , так как она согласная, остальные – гласные).

Давайте напишем букву к. Внимание на доску. Сначала проследим за правильным написанием буквы К заглавной,

затем к строчной.

IV . Введение в тему.

Ребята, попробуйте сами определить тему урока. Для этого назовите предметы, изображенные на картинках.

Как назвать одним словом. Кто это?


Учитель переворачивает картинки. На обратной стороне картинок записана тема:

и безударные


Как называются гласные, на которые падает ударение? (Ударные гласные).

Как называются остальные гласные?

(Безударные).

V . Словарная работа.

Чтобы нам отправиться в путешествие необходимо пройти по тропинке словарных слов и ответить на вопросы. Внимание на доску. Сейчас будут появляться рисунки, а вы запишите их название в тетрадь. Записать слова через запятую.

Поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные.

Какие слова написали с большой буквы?

Вы любите путешествовать, ребята?

Во время нашего путешествия мы встретимся с правилами русского языка и докажем, что мы эти правила знаем и умеем ими пользоваться. Будем продолжать учиться писать слова с ударными и безударными гласными. Подарите друг другу

добрую улыбку, ведь добрые дела должны начинаться с хорошего настроения.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Что за сказка ждёт нас в гости? Угадайте!

VI . Физминутка.

Для глаз – презентация

VII . Закрепление знаний

1. Отгадывание загадок. Запись отгадок.

Посреди густого леса

Нет ни дома, ни навеса,

А в берлоге тесно ведь,

Вот и спит зимой … (Медведь)

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала. (Лиса)

Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк? (Белка)

Поставьте в словах знак ударения, подчеркните безударные гласные.

2. Запись под диктовку.

На костре варится уха. У зайца два длинных уха.

Найдите слова, которые различаются ударением. Назовите в них безударные гласные.


3. Упражнение 12 стр. 80.

Списать слова, поставить знак ударения, подчеркнуть безударные гласные.

I уровень II уровень

3 строчки 2 строчки

4. Игра «Вставь пропущенную букву».

Презентация

(На экране слово с пропущенной буквой)

Вставь пропущенную букву. Определи ударная или безударная?

V . Домашнее задание.

Повторить правило стр. 80,

упр. 16 стр. 81.

I уровень II уровень 5 предложений 3 предложения