» » Икт в логопедии. Икт в работе логопеда

Икт в логопедии. Икт в работе логопеда

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются:

Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;
- обес­печение психологического комфорта на занятиях;
- развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;
- совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;
- развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;
- совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;
- формирование личности ребёнка в целом;
- повышение качества обучения и работоспособности детей.

Использование ИКТ в логопедии осуществляется на основе следующих принципов:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа ведется с опорой на различные анализаторы.
  • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:
  • – звукопроизношение;
    – просодические компоненты речи;
    – фонематический анализ и синтез, фонематические представления;
    – лексико-грамматические средства языка;
    – артикуляционная моторика;
    – мелкая моторика;
    – связная речь.

  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
  • Принцип системности и последовательности обучения. Использование полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме.
  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка . В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
  • Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей – волевых и нравственных качеств.
  • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

При использовании информационных технологий на логопедических занятиях ставятся следующие задачи:

Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

  • ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
  • знакомство детей с компьютерными программами;
  • преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
  • формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

Задачи коррекционно-образовательного цикла:

  • формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи;
  • формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;
  • развитие знаковой функции сознания;
  • развитие психических функций.

Задачи творческого цикла:

  • развитие воображения;
  • развитие познавательной активности.

На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.

1. Готовый продукт.

  • компьютерные логопедические тренажёры;
  • компьютерные тесты;
  • приключенческие квесты и обучающие игры;
  • книги, учебники и энциклопедии;
  • электронные рассылки;
  • логопедические ресурсы;

2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.

  • составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
  • веб-страницы и веб-сайты;
  • подборки компьютерных тестов;
  • цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

Среди развивающие и обучающие компьютерные программы используются:

Программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии: Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы "Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед » . Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.

Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно » («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

Программа содержит четыре раздела:

  • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
  • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
  • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
  • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

Особенности программы:

  • Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.
  • Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.
  • Несколько уровней сложности в каждом задании.
  • Программа разработана совместно с учителями-логопедами.
  • Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.

«Учимся читать. Страна Буквария » («Новый диск»,2010) Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются:

  • Понятие буквы как графического символа звука,
  • Понятие слова как упорядоченного множества букв,
  • Смыслообразующая роль буквы в слове,
  • Символ как обозначение объекта(пиктогрмма),
  • Конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.

В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию. Набор заданий составлен так, чтобы родители и специалисты смогли выбрать из них наиболее соответствующие целям обучения и возрасту ребенка.

«Уроки Кирилла и Мефодия. Руссий язык » из серии «Начальная школа» – это мультимедийные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занимательные интерактивные задания помогут детям в увлекательной игровой форме получить знания по русскому языку. Пособия содержат весь образовательный материал учебного предмета.

Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения » («Новый диск», 2007), содержащий набор заданий на развитие навыков чтения. Упражнения представлены в виде мини-игр, что не требует больших затрат времени. Главный герой, веселый и комичный персонаж, будет верным спутником на протяжении всей игры. В игре представлены четыре вида заданий:

  • Быстрый поиск
  • Половинки слов
  • Поврежденный текст
  • Скорость и понимание

Для каждой игры существует несколько уровней сложности, ребенок сам может подобрать наиболее подходящий для себя.

А также профессиональные дополнения:

  • Материалы для подготовки занятий,
  • Конструктор картинок,
  • Рабочий стол специалиста.

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.

Список литературы:

1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
2. Вренева Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.
3. Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях.// «Логопед» №1, 2012.
4. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.
5. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.
6. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.//М.: Педагогика. 1988.
7. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.
8. Репина 3.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.
9. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.
10. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.

Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей: таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и другие, которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные компьютерные программы для детей с различными нарушениями развития.
Анализ поисков и достижений в области изучения и обучения детей с нарушениями речи в последнюю четверть XX и начало XXI века в разных странах мира дает основания утверждать, что роль компьютерных технологий в логопедической работе выходит за пределы традиционной роли нового средства обучения. Благодаря им появляется возможность мотивировать учебную деятельность ребенка в тех случаях, когда никакими другими средствами это сделать невозможно. Также становится возможным создание принципиально новых «обходных» путей развития речи (как в устной, так и в письменной форме), проектирование и нахождение существенно более эффективных способов решения традиционных «вечных» задач специального обучения. И, наконец, становится реальной перспектива разработки принципиально новых способов качественной индивидуализации обучения.
Использование компьютерных технологий в логопедической работе осуществляется нами по нескольким направлениям, среди которых:
1. Создание и использование компьютерных средств помощи детям с нарушениями звукопроизношения;
2. Разработка и применение компьютеризированных способов развития лексико-грамматического строя и связной речи детей;
3. Подготовка и применение дополнительных (компьютерных) средств в работе над темпо-ритмической организацией речи детей дошкольного возраста;
4. Создание компьютерных пособий для возможности осуществления занятий родителей с детьми в домашних условиях.
Как известно, дошкольный возраст – наиболее благоприятен для формирования речи в целом и ее фонетической стороны в частности. Задачи исправления дефектов звукопроизношения являются одними из основных в работе логопедов дошкольных образовательных учреждений. Именно поэтому, мы поставили перед собой задачу разработки компьютерных средств помощи в исправлении дефектов произношения. Для этого нами было создано электронное пособие по обучению учащихся и их родителей артикуляционным упражнениям, помогающим в постановке неправильно произносимого звука. С помощью систематизированного в единое пособие теоретического, иллюстративного и видео материала дети самостоятельно обучаются правильному выполнению упражнений, ориентируясь на наглядную демонстрацию, а родители в свою очередь осуществляют контроль за соответствием выполнения упражнения ребенком образцу пособия. Задание по работе с материалом пособия составляется индивидуально для каждого ребенка в зависимости от особенностей логопедического диагноза. Сам же видеоматериал снимается с помощью веб-камеры на занятиях с учащимися достигшими максимальных успехов в выполнении того или иного задания. Данное пособие используется нами не только в качестве домашнего помощника ребенку, но и на групповых занятиях по постановке звуков. Дети проявляют большой интерес к данному материалу, стремятся полностью соответствовать образцу, а по просьбе родителей видео материал может сниматься на примере их детей.
Не менее важным в процессе коррекции нарушений звукопроизношения является этап автоматизации звуков и введения их в самостоятельную речь. Причем длится этот период, как правило, гораздо дольше, чем этап постановки звука. Традиционно используемое повторение и заучивание текстов, насыщенных исправляемым звуком, пусть даже и разнообразных по содержанию не вызывает у детей интереса, что значительно снижает мотивацию осознанной деятельности. Скучное повторение речевого материала по банально напечатанным текстам не побуждает детей к максимальной активности при автоматизации звуков. Все это нередко приводит к тому, что поставленный звук так и не появляется в повседневной речи детей. Выход из этой ситуации мы видим в создании специализированных комплексов визуально-акустического подкрепления действий детей. Данную идею мы воплощаем в создании короткометражных мультипликационных роликов, озвученных взрослым. Забавный сюжет, яркость и красочность вызывают у ребенка интерес, а звуковое сопровождение помогает ему ориентироваться на правильное произношение. По аналогии с музыкальным караоке дети повторяют за диктором речевой материал, а затем самостоятельно произносят его, озвучивая героев мультфильма. Такие мультипликационные ролики аналогично предыдущим материалам предоставляются детям для домашних занятий и используются на групповых. Эффективность двух описанных средств компьютерной поддержки процесса исправления дефектов звукопроизношения доказана нами по итогам применения их в течение нескольких лет.
Обращаемся к следующему направлению работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения – развитию связной речи. Этому виду работы мы отводим достаточно большое внимание, так как именно связная речь во многом определяет успешность дальнейшего обучения детей в школе. Формирование речевой практики как основы усвоения элементарных закономерностей языка осуществляется на базе развивающегося практического умения различать, выделять и обобщать значимые части слова, на основе наблюдений над связью слов в предложении. Путем планомерного накопления наблюдений над смысловыми, морфологическими, синтаксическими сторонами речи у детей развивается чутье языка и происходит овладение речевыми средствами, на основе которых идет самостоятельное развитие и обогащение речи в процессе свободного общения. Выполнение всех этих задач тесно связано с развитием познавательной деятельности детей, расширением их знаний об окружающем мире. Именно для этого нами создаются электронные учебники по расширению знаний и представлений об окружающей действительности. Так нами разработана серия электронных учебных пособий по основным лексическим темам, которые должны быть усвоены дошкольниками. Каждый учебник содержит достаточное количество иллюстративного и текстового материала для получения знаний по изучаемой теме, закрепления полученных знаний, а также выполнения различных проверочных заданий.
Отдельным направлением использование средств ИКТ в логопедической работе является – создание и применение компьютеризированных игр для использования на коррекционных занятиях по различным направлениям (дифференциация звуков, развитие звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте и др.)
Среди приоритетных задач для создания компьютеризированных игр нами были определены следующие:
разработка игр с понятными детям заданиями, легкостью управления;
включение в игры анимационных героев, создание сказочных сюжетов для наибольшей заинтересованности детей;
создание максимально разнообразных игр, позволяющих максимально эффективно решать коррекционные задачи.
Стоит отметить, все разрабатываемые игры идентичны по своим правилам: в них предлагаются различные задания с несколькими вариантами ответов. Детям предоставляется возможность поочередно поучаствовать в игре, выбирая ответ. Отметим, что многим старшим дошкольникам доступно манипулирование периферическим устройством «мышь» и они могут самостоятельно осуществлять выбор ответа. В случае, если детям трудно самостоятельно выполнять манипулирование мышью учитель-логопед берёт эту функцию на себя.
Здесь же хотелось бы сделать замечание: мы считаем более удобным и целесообразным демонстрирование игр на большом экране с помощью мультимедийного проектора. В этом случае отображаемое изображение будет более крупным по размеру, более объемным, создавая эффект реалистичности сюжета игры. Используемая в играх анимация ещё более усиливает этот эффект, вызывая у детей глубокий интерес к игре. Кроме того, использование большого экрана, с которым одновременно работает (играет) несколько детей упростит задачу логопеду, связанную с объяснением правил каждому отдельному ребенку. Играя совместно, дети будут более эмоционально положительно взаимодействовать друг с другом. Они смогут оценивать ответы друг друга и наблюдать оценку ответов компьютером.
В некоторых играх можно ввести соревновательный момент, когда участники подсчитывают количество правильных и неправильных ответов. Если же логопед ставит перед собой задачу оценить выполнение всех заданий каждым ребенком, то можно подготовить для этого сигнальные карточки (картонные или бумажные), фишки. В этом случае, увидев задание на экране, каждый ребенок выбирает вариант ответа и поднимает соответствующий сигнальный элемент. Затем, учитель-логопед проводит краткий опрос причин выбора детьми того или иного ответа и нажимает кнопку, сначала нескольких неправильных вариантов, делая пояснения детям, а затем правильный ответ, также объясняя.
Обращаясь к анализу результативности внедрения средств ИКТ в логопедическую практику, отметим следующие положительные моменты:
- применение средств ИКТ при изложении закреплении материала занятия способствует его лучшему усвоению, в связи с тем, что занятия становятся более увлекательными, улучшается их наглядность;
- компьютеризированные средства позволяют логопеду сформировать целостное восприятие и стойкое запоминание изучаемого материала, опираясь на принцип: слышу, вижу, запоминаю;
- средства информационно-коммуникационных технологий при их использовании на занятиях позволяют поддерживать внимание детей в течение длительного периода времени, что является немаловажным при изложении трудного для восприятия и требующего глубокого осмысления материала;
- демонстрация на экране наглядной информации, использование для иллюстрации видеоизображений, анимационных роликов с аудио сопровождением также повышают эффективность коррекционных занятий за счет облегчения процесса восприятия, повышения интереса к деятельности;
- внедрение средств информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения и коррекции нарушений речи дошкольников позволяет усовершенствовать формы организации и методы обучения, способствует формированию гармоничной личности в условиях современного информационного общества;
- применение педагогических (коррекционных) технологий, основанных на средствах информатизации и коммуникации, а также использование программных (игровых) комплексов нового поколения способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, активизации самостоятельной работы и инициативности;
- широкий спектр дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий, несомненно, способствует формированию мировоззрения личности дошкольника, а возможность ведения интерактивных диалогов с героями игры – формированию навыков социальной деятельности и взаимодействия;
- знакомство детей с технологиями информатизации и коммуникации, компьютером и различными периферийными устройствами позволяет приобщить учащихся к современным методам получения, обработки, хранения и передачи информации.
- использование виртуальности средств ИКТ предоставляет возможность демонстрации учащимся смоделированных процессов или событий, которые не могут быть представлены реально. Применительно к дошкольным учреждениям это является полезным при развитии речи;
- информационно-коммуникационных технологии дают возможность использования электронных (компьютеризированных) материалов, как в деятельности в учреждении, так и в домашних условиях.
Хотелось бы обратить внимание , что при всех положительных моментах использования компьютерных технологий логопедам следует тщательно продумывать количество и время предъявления данного материала на коррекционных занятиях. В любом случае логопедическое занятие не может состоять исключительно из предъявления компьютерных средств, они обязательно должны сочетаться с другими приемами и методами работы и органично дополнять их. Следует также помнить об охранительном, здоровье сберегающем режиме проведения занятий, особенно при использовании на занятиях компьютера.

Розова Вера Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 99"
Населённый пункт: город Рыбинск, Ярославская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"
Дата публикации: 05.04.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 99

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Методическая тема

Розовой Веры Владимировны,

учителя-логопеда детского сада № 99

г. Рыбинска

Рыбинск, 2016 год

Введение_____________________________________________________ 3-4

Глава 1.

1.1 Актуальность использования ИКТ в коррекции речевых нарушений старших

дошкольников________________________________________ 5-7

1.2 Информационно-коммуникативные технологии как эффективное средство

коррекционно-развивающей работы с детьми_______________________ 8-9

Принципы

организации

учителя-логопеда

использованием

информационно-коммуникационных технологий___________________10-13

коррекционной

логопедической

применением

ИКТ___________________________________________________________14-16

Глава 2.

Заключение____________________________________________________

Список литературы_____________________________________________

Приложение____________________________________________________

Введение

Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном

образовании как общая основа воспитания и обучения детей, что обусловлено

исключительной ролью речи в жизни человека. При расширении связей ребенка

с окружающим миром очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники,

взрослые,

овладение

приобретений в дошкольном возрасте.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями

соответственно,

возникает

необходимость

наиболее

эффективного

обучения

Известно,

использование

коррекционной

разнообразных

нетрадиционных

методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с

различной

патологией

познавательную

активность,

повышает

эффективность логопедической работы в целом.

Мы живем в эпоху всеобщей глобализации и стремительного развития

цифровых технологий, поэтому применение информационно-коммуникативных

технологий (ИКТ) в работе учителей-логопедов дошкольных учреждений –

необходимость, закономерный шаг, позволяющий идти в ногу со временем,

делающий

эффективными

презентабельными

направления

профессиональной деятельности.

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики

является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового

речевого

развития

отмечают

применение

компьютерной

позволяет

оптимизировать

педагогический

индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно

повысить

эффективность

деятельности.

структура

нарушений

определяет

необходимость

проведения

планомерной

системной

коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Оптимальному

способствуют

специализированные

компьютерные

технологии.

применение

компьютерных

технологий

процессе

коррекции речевых нарушений у детей позволяет выделить следующую цель и

Цель

разработать

коррекционно-логопедической

дошкольниками

использованием

информационных

компьютерных

технологий.

Задачи:

Способствовать

повышению

мотивационной

готовности

совместной деятельности с логопедом.

Формировать

активную

полноправного

участника

коррекционного процесса.

3) Формировать и развивать языковые и речевые средства, коммуникативные

навыки, высшие психические функции.

4) Способствовать сокращению сроков овладения детьми полноценной речевой

деятельностью, являющейся залогом успешного взаимодействия ребенка со

сверстниками и взрослыми.

Осуществлять

индивидуализацию

коррекционного

процесса,

учитывая

образовательные потребности каждого ребенка.

Изучение

специальной

литературы

показывает,

большинство

разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые

стороны внедрения ИКТ в коррекционно-развивающий процесс. Важность и

своевременность совершенствования процесса коррекционного обучения детей,

страдающих речевыми нарушениями, при помощи компьютерных технологий,

научная и практическая значимость этих проблем определяют актуальность

исследования данной темы.

Актуальность использования ИКТ в коррекции речевых нарушений

старших дошкольников

Компьютеризация образовательных учреждений способствует внедрению

речевыми

нарушениями.

компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а

затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования

таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и

внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность

ребенка к обучению.

Недоразвитие

вербальной

нарушения

внимания

неустойчивости

концентрации

необходимым

проведение

целенаправленной работы по преодолению этих расстройств. В этом случае

применение

информационных

компьютерных

технологий

становится

особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в

привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и

делает его осмысленным и долговременным.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать

трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая,

заданную

компьютерной

программой

проблемную

ситуацию,

стремиться

достижению

положительных

результатов,

подчиняет

действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных

средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества,

как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

Компьютерная

призвана

учителю-логопеду

коррекционных занятиях делать то, что без компьютера делать чрезвычайно

сложно, делать то, чего не делали раньше, по-новому и более качественно

делать то, что делали раньше.

Еще К. Д. Ушинский отмечал: «Детская природа требует наглядности».

Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». По

исследований,

запоминает

услышанного

увиденного,

одновременно.

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребёнка легче

заинтересовать и увлечь, когда он воспринимает согласованный поток звуковой

и зрительной информации.

Но часто возникают проблемы, где найти нужный материал и как лучше

его продемонстрировать. Имеющийся в детском саду материал устаревает, а

приобретение нового требует много материальных затрат. Изготовление своими

способностей,

соответствует

требованиям к наглядности. Необходимость повышения качества наглядного

материала

задуматься

использовании

компьютерных технологий.

Контингент дошкольников, воспитывающихся в детском саду, составляют

дети, имеющие разный уровень речевого развития. Организация обучения этих

предусматривает

постоянную

эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Одной из центральных

проблем в логопедической работе является мотивация дошкольников. Очень

часто ни желания учителя-логопеда, ни владение методикой коррекции речи

недостаточно

положительной

динамики

речевого

развития

Внедрение

информационно-коммуникативных

технологий

является новой ступенью в образовательном процессе. Учителя-логопеды не

только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого

использования ИКТ в своей практике. Воспитанники детского сада малы, но

они родились и растут в мире, где компьютер обычная вещь. Интересная,

притягательная и привычная. Как бы интенсивно не велись споры за и против

работы детей с компьютерами, мы не уйдём от необходимости применения

компьютерных технологий в педагогической практике.

Компьютерные

технологии

позволяют

создавать

потребностей каждого ребенка.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети

имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном

объеме. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных

моментов

позволяет

заинтересовать

помогает

разнообразить

коррекционный процесс, делает его выразительным. Дети получают одобрение

не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов,

сопровождающихся звуковым оформлением.

Разработанные

материалы,

применяемые

различных

коррекционно-образовательной работы, должны соответствовать требованиям и

использоваться

гармоничном

сочетании

традиционными

технологиями

логопедической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении устной

использовании

учителем-логопедом

выделить

преимущества,

информационная

компактность,

доступность,

наглядно сть,

эмоциона льная

привлекательно сть,

м о б и л ь н о с т ь,

многофункциональность,

процессе

обучения

положительным

результатам. Причем компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и

делает более эффективной.

Информационно-коммуникативные технологии как эффективное средство

коррекционно-развивающей работы с детьми

Информационно-коммуникативные

технологии

перспективным

средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения

речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные

варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной

электроники и телекоммуникаций.

использования

отечественной

педагогике

положены

психолого-педагогические

методологические

положения,

разработанные

Л.С.Выготским,

П.Я.Гальпериным,

В.В.Давыдовым,

А.В.Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурия, Д.Б.Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств

обучения, все чаще применяемых в специальной (коррекционной) педагогике. В

последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах

специального

обучения

характере

профессионального

мышления

специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется

в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли

бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми

познавательными потребностями (И.К.Воробьев, М.Ю.Галанина, Н.Н.Кулишов,

О.И.Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют

специалиста

коррекционного

обучения,

дополнительный

возможностей

коррекции

отклонений

развитии

ребенка. Учителю-логопеду, применяющему в работе компьютерную технику,

необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать

пользоваться

компьютером

применять

компьютерные

технологии для их развития и коррекции нарушений речи.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими отклонения в

развитии,

предполагает

использование

специализированных

адаптированных

компьютерных

программ

обучающих,

диагностических

развивающих).

применения

профессиональной

компетенции

педагога,

использовать

возможности,

включать

информационные

технологии

обучения

каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а

предоставляя

воспитаннику

деятельности.

Приоритетная

применения

специальной

(коррекционной)

педагогике

обучении

адаптированным

информатики

вычислительной

комплексном

преобразовании

обитания,

создании

обоснованных

средств развития активной творческой деятельности.

Эффективность обучения детей с различными нарушениями, в том числе

речевыми,

готовности

специалистов

компьютерным

программам.

Специальное

включение

компьютерных

программ

логопедического

воздействия,

направленного

преодоление

нарушений

оптимизирует

коррекции

содействует

гармонизации

развития.

Информационные

мультимедийные

учитывают

дошкольного

образования

направлены на создание системы по преодолению недостатков устной речи и

комплексной подготовки данной категории детей к обучению в школе.

Принципы организации работы учителя-логопеда с использованием

информационно-коммуникационных технологий

Основываясь,

исследованиях,

посвящённых

разработке

обоснованных принципов и требований к информационным педагогическим

технологиям

обучения

(В.П.Беспалько,

О.И.Кукушкина),

реализация

инновационных

технологий

коррекционно-развивающей

логопеда с детьми дошкольного возраста строится на следующих принципах:

Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений.

Использование

информационных

технологий

коррекционном

процессе

способствует

активизации

компенсаторных

механизмов

сохранных видов восприятия. Работа по коррекции общего недоразвития речи, а

также контроль над результатами деятельности дошкольников проводится с

зрительное

слуховое

восприятие.

Визуализация

информации

происходит

монитора

до ступных

мультипликационных

символов.

некоторых

упражнениях,

вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры

на слух (воспроизведение заданного ритма). Это позволяет

сформировать

устойчивые

визуально-кинестетические и визуальноаудиальные условно-

рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной

логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые

навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

системного

коррекции

нарушений.

Информационные технологии позволяют работать над системной коррекцией и

развитием

следующих

характеристик:

звукопроизношения,

просодических

компонентов

фонематических

процессов,

лексических

грамматических средств языка, артикуляционной моторики, обратных речевых

кинестезий, мелкой моторики пальцев рук (работа с манипулятором «мышь»,

клавиатурой), слухового и зрительного восприятия, внимания, вербальной и

зрительной памяти, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, словесно-

логического мышление детей.

Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей с

нарушениями

развития.

Компьютерные

программы

предусматривают

возможность

объективного

определения

актуального

ближайшего

развития

индивидуальной

настройки

параметров

программ.

Упражнения

программ

возрастающей

сложности,

позволяет учитывать при проведении коррекционной работы индивидуальные

возможности и коррекционно-образовательные потребности ребёнка.

систематичности

последовательности

обучения.

Структура

компьютерных

программ

позволяют

использовать

полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к

сложному.

до ступно сти

обучения.

з а д а н и й

специализированных

компьютерных

программ

предъявления

соответствуют

возрастным

особенностям

дошкольников.

предъявляются детям в игровой форме. Визуализация деятельности ребёнка и

объективная

происходят

монитора

доступных

мультипликационных

символов.

Художественное

исполнение

программ

отражает

существенные

изображаемых

объектов,

выдержано

подчинено

коррекционного

обучения детей.

индивидуализации

обучения.

Специализированные

компьютерные

программы

предназначены

индивидуальных

подгрупповых занятий с детьми и позволяет построить коррекционную работу с

учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и

их реализации. Ведущая роль в обучении с использованием компьютерных

программ принадлежит учителю-логопеду, однако решение поставленных задач

деятельностной

компьютерной

доступными

средствами осуществляет ребёнок.

Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В

программах

результаты

деятельности

представляются

визуально

мультипликационных

символов,

исключающих

субъективную оценку. Кроме того, программы содержат цифровые оценочные

шкалы, позволяющие установить объективное состояние речевых и языковых

средств ребёнка. Оценка деятельности осуществляется программой и в устной

заведомо

исключает

отрицательную

создания

ситуации

формирования

положительного

преодоление затруднений, возникших в процессе выполнения заданий. Таким

образом, программы дают объективную оценку результатов деятельности в трёх

вариантах

визуально,

звуковом

цифровом

позволяет

дальнейшем

сформировать

самоконтроля

собственной

стратегии

обучения

введения

проблемную

ситуацию.

Практический

дошкольного

возраста

показывает,

применение

игрового

принципа

обучения,

учитывающего основной вид деятельности ребёнка, и создание проблемной

ситуации

жизненный

дошкольника

позволяет

наиболее

эффективно

учитывать

возрастные

особенности

обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в

зависимости

индивидуальных

возможностей

коррекционно-

образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные

коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования

доступности компьютерного средства обучения.

Один из способов создания проблемных ситуаций – это привлечение

героев-помощников.

компьютерным

специально

подобранные задания позволяют развивать у детей коммуникативные навыки

путём моделирования ситуации общения.

воспитывающего

обучения.

компьютерными

программами позволяет воспитывать у дошкольников волевые и нравственные

качества. Этому способствует также деятельность ребёнка, направленная на

решение проблемной ситуации, желание достичь необходимого результата при

повышенной мотивации деятельности.

интерактивности

компьютерных

обучения.

Использование

компьютерных

программ

смоделированной

проблемной ситуации происходит одновременно с осуществлением обратной

анимации

символов,

предоставлением

объективной

результатов

деятельности.

компьютера

выступает

забавный

компьютерный

объясняет

ребёнку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает ему, даёт

итоговую

промежуточную

деятельности,

дополнительную положительную мотивацию при работе с программами.

Остановимся на некоторых особенностях организации коррекционного

процесса.

Анализ моей логопедической практики свидетельствует, что через игру у

дошкольного

возраста

развитие

происходит

дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. С помощью

представленных

учебно-дидактических

передаются

определенные

знания, совершенствуются представления об окружающем мире, развивается

формируются

деятельности,

развивается

логическое

мышление, тренируется память, внимание, воспитывается самостоятельность,

сосредоточенность, усидчивость.

Компьютерно-опо средованное

логопедиче ское

в о з д е й с т в и е

осуществляется поэтапно:

мотивационно-ознакомительный,

обеспечивающий

формирование

мотивационной готовности ребенка с речевыми нарушениями к участию в

коррекционно-воспитательном процессе с использованием

ИКТ. Основные

направления работы:

Создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом

процессе.

Преодоление психологического барьера между ребенком и компьютером с

помощью создания ситуации успеха.

Ознакомление детей с внутренними правилами, по которым работает

компьютерная программа.

Повышение мотивации детей к занятиям с логопедом, развитие более

высокой мотивационной готовности к обучению.

направленный

коррекцию

недостатков устной речи дошкольников. Основные направления работы:

1. Пошаговое,

вариативное

использование

компьютерных

заданий с постепенным усложнением, направленных на коррекцию и развитие:

речевого дыхания;

артикуляционного праксиса;

звукового анализа и синтеза;

словарного запаса;

связной речи.

Формирование

сотруднических

взаимоотношений

ребенком

логопедом.

III этап - саморазвивающийся,

формирующий

самоконтроль

п р о с о -

дической и произносительной сторонами речи. Основные направления работы:

Автоматизация поставленных звуков.

Обогащение лексического запаса и развитие связной речи.

Адекватная оценка ребенком своих действий.

Творческое выполнение заданий.

IV этап - аналитико-диагностический, предназначенный для сбора необходимой

информации о состоянии динамики и результатах процесса развития речи.

специалистов

детского

наметить

дальнейший

коррекционно-образовательной деятельности с целью достижения наибольшей

эффективности в речевом развитии каждого воспитанника. На данном этапе

были выявлены так же наиболее результативные программы, пособия, приемы,

взаимодействия

родителями

вопросам

исправления

недостатков в речевом развитии.

Для формирования речемыслительной деятельности в детском саду был

создан банк специализированных компьютерных развивающих и обучающих

программ,

учитывающих

закономерности

особенности

речевого

развития детей.

Созданная

медиатека,

позволяет

осуществить

системный

формированию

речемыслительной

деятельности

активным

вовлечением

родителей

логопеда

приобщить

родителей

коррекционной

ознакомить

приемами

обучения

развития

Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка.

В состав моей медиатеки входят:

Отчётная документация, методическая литература и дидактические пособия в

электронном варианте;

Компьютерные программы для коррекции речи;

Мультимедийные презентации;

Логопедические распевки и чистоговорки на DVD и аудиодисках;

Аудиоазбука; фото – и видеоматериалы.

Варианты использования ИКТ в логопедической работе могут быть

следующими:

Подготовительный этап:

При проведении артикуляционной гимнастики.

Для развития речевого дыхания.

Как зрительный тренажёр.

При подготовке руки к письму.

Для включения в занятие.

Этап автоматизации:

Чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно.

Этап дифференциации:

Задания на классификацию слов с изучаемым звуком.

Роль компьютерной дидактической игры в логопедических занятиях

коррекционно-логопедической

деятельности

занимает компьютерная дидактическая игра - КДИ.

деятельности

взаимодействия

компьютера,

ограниченный

правилами

направленный

достижение

обучающей цели.

К компьютерной дидактической игре предъявляю следующие требования:

целесообразность КДИ

оптимальное сочетание КДИ с другими методами обучения

чёткость правил

динамичность КДИ

решение дидактических целей

чёткая система оценивания

возможность рефлексии после игры

Это и тренажёр для речевой реабилитации и коррекции звукопроизношения детей.

Компьютерные

программы

используемые

коррекционно-

развивающей деятельности с детьми, имеющими нарушения речи:

«Игры для Тигры»

Комплексная логопедическая программа, предназначенная для коррекции ОНР у

детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа

Фонематика.

Просодика.

Звукопроизношение.

Игры для Тигры содержат:

упражнение на дыхание (выработку длительной и сильной воздушной струи)

уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова)

упражнение на звуковой анализ и синтез

лексические упражнения

Всего более 50 упражнений.

Эта игра показана при коррекции дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании.

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»

Состоит из следующих блоков:

Неречевые звуки.

Звукопроизношение.

Речевые звуки.

Развитие связной речи.

Методика

опережающего

обучения.

Подобраны

Предназначена

обучения

занимательных

Красочная мультипликация и анимация. Игры озвучены известными актёрами.

I ступень - «Букварик».

II ступень - «Слогарик».

III ступень - «Карта с заданиями».

Всех малышей, которые успешно выполнили задания, ждёт сюрприз от Бабы Яги

Мерсибо.

Интерактивный

портал

специалистов

90 игр для развития речи, памяти, внимания, кругозора, обучения чтению и счету,

подготовки к школе и успешной учебе в начальных классах.

Мотивационные элементы, встроенные в систему, помогают ребенку оставаться

заинтересованным

развития

становится

интересным

закрепляет

устойчивую

ассоциацию

""Учиться

здорово!"

Рассчитанные

развивающие

покрывают

большинство

необходимых

подготовки

дошкольников

учеников

младших классов. Доступ ко всем играм осуществляется онлайн, что позволяет

ребёнку заниматься из любого места, где есть Интернет и компьютер: дома, на

даче, в гостях у бабушки, на отдыхе.

«Звуковой калейдоскоп»

интерактивных

развития

фонематического

дошкольников. На диске находится 11игр на развитие фонематического слуха и

звуко-буквенного

Большинство

настройки,

которых Вы можете:

выбирать нужные буквы и звуки

устанавливать длительность игры

ставить свои задачи, исходя из индивидуальных особенностей детей.

Использование

мультимедийных

презентаций

коррекционной

работе с дошкольниками

Для решения локальных коррекционных задач в работе с конкретными

воспитанниками детского сада, кроме компьютерных игр, в коррекционной

работе используются и мультимедийные презентации, созданные с помощью

программы

Point. Благодаря

последовательному

появлению

изображений на экране дети имеют возможность выполнять упражнения более

внимательно

Использование

анимации

сюрпризных

моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети

получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде

картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Что даёт применение презентаций в работе с детьми?

1. Неисчерпаемый источник информации.

2. Развитие познавательной активности ребёнка.

3. Реализацию целей и задач коррекционной работы в игровой форме.

4. Повышение мотивационной составляющей.

5. Формирование учебной деятельности.

6. Доступность изложения материала.

7. Наглядность и красочность подачи материала.

Компьютерные

технологии

позволяют

создавать

использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и

задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных

потребностей каждого ребенка.

Мною были созданы следующие презентации:

«Маша готовится к школе» (Автоматизация звука Ш)

«Лиза Барбоскина учится говорить звук Р» (Автоматизация звука Р)

Барбоскина

говорить

(Дифференциация

звуков Р и Рь)

Гармоничное

сочетание

традиционных

применени ем

презентаций

программе Power

позволяет

существенно

повысить

мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на

преодоление речевых нарушений.

программа

позволяет

подготовить

презентацию

логопедическому

материал

представлен

звуковыми и анимационными эффектами. Компьютер позволяет задействовать

визуальный канал восприятия информации дошкольников (цветовая

анимационные

помогают

удерживать

произвольное

внимание

детей на занятии) и аудиальный (звуковые файлы – записанный текст, музыка

помогает

происходит

логопеда появилась возможность увеличить наглядность в процессе обучения.

Самая простая презентация – это слайд-шоу картинок с подписями, сделанное в

программе. Презентации смотрим с детьми на логопедических занятиях и в

режимные моменты.

Презентации могут быть любого типа:

просто картинки или фотографии с подписями;

по художественным произведениям;

анимированные, обычно по сказкам и стихам;

музыкальные

ознакомления

различными

музыкальными инструментами.

Используя

коррекционно-развивающей

инновационно-

коммуникативные технологии, необходимо помнить и заботиться о состоянии

здоровья

дошкольников.

Изучив СанПиН

"Санитарно-

эпидемиологические

требования

устройству,

организации

режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление от

подобрала

выполняю

следующие

упражнения:

Комплексы упражнений для глаз.

Комплексы упражнений физкультминуток.

Комплексы упражнений физкультурных пауз.

Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.

вышесказанного,

выделить

положительные

использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда:

Целенаправленное

применение

компьютерных

программ

процессе

логопедического обследования детей с речевыми нарушениями позволяет более

объективно

дифференцированно

возможности

Разработанная

дифференцированного

индивидуального

компьютерно-опосредованного коррекционного воздействия по преодолению

нарушений

составляет

своеобразное

методической

технологии логопедической работы с применением компьютерных программ.

Компьютер

становится

необходимым

средством

обучения

нарушениями речи.

3. Использование информационных технологий повышает мотивацию ребёнка к

логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной

активности, способствует повышению самооценки ребенка.

Мы считаем, что использование ИКТ в коррекционной работе учителя-

логопеда предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной

патологией

познавательную

активность,

повышает

эффективность

логопедической работы в целом. И, конечно же, применение компьютерных

программ

эффективным

способом

формирования

правильной речи и коррекции ее недостатков.

ЛИТЕРАТУРА

Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-

развивающим занятиям. – М., 1994.

информационные

технологии в логопедической работе. // Логопед. -2004. - № 2.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку. - С-Пб., 2000.

Кукушкина

Применение

информационных

технологий

специальном образовании // Вестник образования. – М., 2003.

Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы, разработки,

внедрения.// Логопед. – 2005. - № 7.

Лизунова

Использование

информационно-коммуникативных

технологий в логопедической работе. // Логопед. - 2006. - № 4.

Репина З.А. Новые информационные технологии: специализированная

комьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» / З.А. Репина,

Л.Р. Лизунова // Вопросы гуманитарных наук. – 2004, - № 5. – С. 285-287

Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у

детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи.

М.: АРКТИ, 2001.

Комарова

Комарова

Информационно

коммуникационные технологии в дошкольном образовании- М.: Мозаика-

С и н т е з,

10. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная

речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. -

1998. - № 1.с.47-55.

Королёва

«Использование

информационных

технологий в образовательном процессе», ж. «Дошкольное воспитание »,

Бревнова

«Дошколёнок

компьютер»,

« У ч и т е л ь » ,

В о л г о г р а д,

Кукушкина

Компьютер

специальном

обучении.

Проблемы.

поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

14. Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у

дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во “Союз”, 2001.

Лизунова

Использование

информационно-коммуникационных

технологий в логопедической работе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Цели и задачи использования информационно-коммуникационных технологий на различных этапах процесса обучения. Потенциальные возможности компьютера в развитии индивидуальных способностей учащихся. Роль инновационной деятельности при изучении математики.

    творческая работа , добавлен 17.11.2010

    Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе как средства повышения качества образования. Возможности использования информационно-коммуникационных технологий обучения и интерактивной доски на уроках эстетического цикла начальной школы.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2016

    Понятие и сущность познавательной активности. Информационно-коммуникационные технологии и их классификация. Практика использования информационно-коммуникационных технологий как средства развития познавательной активности школьников на уроках математики.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2017

    Раскрытие сущности познавательной активности школьников, характеристика её уровней. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении математике. Исследование влияния информационных технологий на познавательную активность школьников.

    диссертация , добавлен 10.11.2014

    Технологии проведения коллективных творческих дел. Значение информационно-коммуникационной технологии для профессионального роста преподавателей. Экспериментальная работа по использованию информационно-коммуникационных технологий в начальной школе.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2013

    Внедрение информационно-коммуникационных технологий в обучение. Активизация мыслительной деятельности к самостоятельному творческому мышлению. Освоение компьютеризированных средств обучения. Технология оптимальной организации учебного процесса.

    научная работа , добавлен 01.10.2014

    Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе (начальная школа). Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений. Воспитание информационной культуры в общеобразовательных учреждениях.

    дипломная работа , добавлен 20.09.2008

    Сущность информационно-коммуникационных технологий, научно-методические основы использования соответствующих средств в начальной школе, при изучении школьных предметов и во внеклассной работе. Подготовки будущих учителей к использованию технологий.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2015

Ведущее предназначение современной педагогической деятельности заключается в совершенствовании процесса коррекции дисфункций речевого развития. Учитель-логопед, идущий в ногу со временем, должен владеть прогрессивными методиками обучения, включая компьютеры и интерактивные устройства. Использование ИКТ в работе учителя логопеда в разы повышает мотивацию и значительно улучшает навыки общения и уровень интеллектуального развития учащихся.

По словам экспертов, 15-20% детей в возрасте от 7 до 13 лет имеют речевые расстройства различной степени тяжести. Наблюдается дизартрия, задержка речевого развития, дислалия, недоразвитие речи, дислексия, заикание. Речь является основной формой передачи мысли, поэтому от ее состояния зависит полноценная реализация личности каждого ребенка. Интеграция информационных технологий содействует положительной динамике и хорошо сказывается на психоэмоциональном состоянии ребенка.

Актуальность применения ИКТ учителем логопедом в школе

  • Повышение интереса к занятиям. Учебная практика показывает, что ни высокий уровень подготовки логопеда, ни его профессионализм и стаж не способны мотивировать ребенка, побудить его учиться и развиваться.
  • Индивидуализация обучения. Специальные обучающие компьютерные программы помогают подобрать для каждого ребенка индивидуальную стратегию, которая будет позитивно сказываться на формировании необходимых навыков.

Информационные технологии – важная составляющая успешного совершенствования речи у детей в ДОУ и школах. В соответствии с ФГОС , школа , где работает логопед , должна быть оснащена прогрессивными интерактивными устройствами. С их помощью педагог сможет вовлекать школьников в учебный процесс, что позволит достичь более действенных результатов.

Средства ИКТ в коррекционно-развивающей работе

  • Аудиопрограммы. Незаменимы для формирования чувства ритма, слухового внимания, памяти.
  • Мультимедийные презентации. Позволяют наиболее продуктивно организовывать и проводить индивидуальные и групповые занятия с детьми младших классов.
  • Готовые интерактивные программы. Содействуют эффективной коррекции навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка. С их помощью легко удерживать внимание ребенка на протяжении всего занятия.

Современный кабинет логопеда в школе должен быть оснащен интерактивными устройствами, позволяющими в игровой форме развивать в детях интеллектуально-творческий потенциал. Внедрение компьютерных технологий в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия является неотъемлемой составляющей успешного обучения.

Преимущества интеграции информационных технологий

  • Систематизация процесса обучения. Средства ИКТ позволяют логопеду в начальной школе обобщить и проанализировать собранный материал, что помогает значительно повысить качество обучения.
  • Самостоятельная работа. В процессе занятий школьники могут самостоятельно выполнять различные упражнения на компьютере, что позволяет вовлекать их в коррекционный процесс.
  • Привлекательная форма коррекции. Детям легче запомнить какую-либо информацию или что-либо усвоить, когда занятия проходят в игровой и непринужденной форме. Когда ребенок получает одобрение со стороны компьютера в виде разных картинок-призов, он испытывает еще больше положительных эмоций.

Логопед в начальной школе должен в совокупности использовать и традиционную, и инновационную методику обучения. Это позволит повысить продуктивность коррекционно-образовательного процесса, а также снизить риск социальной дезадаптации школьников.

Системный подход с использованием современных прогрессивных методик и информационных технологий - залог успешной коррекции речи детей.