» » Физиология человека. Под ред

Физиология человека. Под ред

Николай Александрович Агаджанян

Нормальная физиология

Сокращения в тексте

АД – артериальное давление

АДГ – антидиуретический гормон

АДФ – аденозиндифосфорная кислота

АКТГ – адренокортикотропный гормон

APUD – система – Amine Precursors Uptake and Decarboxylating system

АТФ – адепозинтрифосфориая кислота

ВВП – вторичный вызванный потенциал

ВИП – вазоактивный интестинальиый пептид

ВНС – вегетативная нервная система

ВП – вызванный потенциал

ВПСП – возбуждающий постсипаптический потенциал

ГАМК – гамма-аминомасляпаи кислота

ГДФ – гуапозиндифосфаг

ГИП – гастроинтестипальный пеп тид

ГОМК – гамма-оксимасляная кислота

ГТФ – гуапозинтрифосфат

ГЭБ – гематоэицефалический барьер

ДК – дыхательный коэффициент

ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота

ДО – дыхательный объем

ЖЕЛ – жизненная емкость легких

ЖИП – желудочный иигибирующий пептид

ИЛ – интерлейкины

ИБС – ишемическая болезнь сердца

КОЕ-Э – колопиеобразующая единица эритроцитов

КОМТ – катехоло-метилтрансфераза

КОС – кислотно-основное состояние

КСФ-Г – грапулоцитарный колопиестимулирующий фактор

КСФ-М – мопоцитарный колопиестимулирующий фактор

ЛГ – лютеипизирующий гормон

МАО – мопоаминоксидаза

МВЛ – максимальная вентиляция легких

МДД – медлеичая диастолическая деполяризация

МОК – минутный объем крови

МП – мембранный потенциал

МПК – максимальное потребление кислорода

НЬО., – оксигомоглобип

ОЕЛ – остаточная емкость легких

ОО – основной обмен

ОЦК – объем циркулирующей крови

ПАГ – параамипогиппуровая кислота

ПД – потенциал действия

ПО – первичный ответ

ПП – панкреатический пептид

П"ГГ – наратиреотропный гормон

PACK – рефляция агрегатного состояния крови

РНК – рибонуклеиновая кислота

РФ – ретикулярная формация

СРПВ – скорость распространения пульсовой волны

СТГ – соматотропный гормон

ТПСГТ – тормозной постсинаптический потенциал

ТТГ – тиреотропный гормон

ФНО – фактор некроза опухолей

ФОЕ – функциональная остаточная емкость

ФСГ – фолликулостимулирующий гормон

цАМФ – циклический аденозинмонофосфат

ЦВД – центральное венозное давление

ЦСЖ – цереброспинальная жидкость

цГМФ – циклический 3,5-гуанозинмонофосфат

ЦНС – центральная нервная система

ЧСС – число сердечных сокращений

ЭКоГ – электрокортикограмма

ЭЭГ – электроэнцефалограмма

ЭКГ – электрокардиограмма

ЮГА – юкстагломерулярный аппарат

Глава 1. История физиологии. Методы физиологических исследований

Физиология – важная область человеческого знания, наука о жизнедеятельности целостного организма, физиологических систем, органов, клеток и отдельных клеточных структур. Как важнейшая синтетическая отрасль знаний физиология стремится вскрыть механизмы регуляции и закономерности жизнедеятельности организма и взаимодействия его с окружающей средой. Физиология является базисом, теоретической основой – философией медицины, объединяющей разрозненные знания и факты в одно целое. Врач оценивает состояние человека, уровень его дееспособности по степени функциональных нарушений, т. е. по характеру и величине отклонения от нормы важнейших физиологических функций. Для того чтобы вернуть эти отклонения к норме, необходимо учитывать индивидуальные возрастные, этнические особенности организма, а также экологические и социальные условия среды обитания.

При фармакологической коррекции нарушенных в неадекватных условиях функций организма следует обращать внимание не только на особенности влияния природно-климатических и производственных условий среды обитания, но и на характер антропогенного загрязнения – количество и качество вредных высокотоксичных веществ в атмосфере, воде, продуктах питания.

Структура и функция тесно связаны между собой и взаимо-обусловлены. Для интегративной оценки жизнедеятельности целостного организма физиология синтезирует конкретные комплексные сведения, полученные такими науками, как анатомия, цитология, гистология, молекулярная биология, биохимия, экология, биофизика и смежными с ними. Для оценки всего многообразия сложных физиологических процессов, которые протекают в организме в ходе адаптации, необходим системный подход и глубокое философское осмысление и обобщение. Физиологические знания были добыты в результате накопленных учеными разных стран оригинальных экспериментальных материалов.

Главный объект медицинского исследования – человек, но основные физиологические закономерности по известной причине установлены в экспериментах на различных видах животных как в лабораторных, так и естественных условиях. Чем выше организация животного, чем ближе изучаемый объект подходит к человеку, тем ценнее полученные результаты. Однако результаты экспериментальных исследований на животных в области сравнительной и экологической физиологии могут быть перенесены на человека только после тщательного анализа и обязательного критического сопоставления полученных материалов с клиническими данными.

При возникновении у обследуемого признаков функциональных нарушений, например, при адаптации в неадекватных условиях, экстремальных воздействиях или при приеме фармакологических препаратов физиолог должен осмыслить, объяснить, чем детерминированы эти нарушения, и дать эколого-физиологическое обоснование. Одним из основных жизненных свойств является способность организма к компенсации, т. е. к выравниванию отклонений от нормы, восстановлению тем или иным путем нарушенной функции.

Физиология изучает новое качество живого – его функцию или проявления жизнедеятельности организма и его частей, направленные на достижение полезного результата и обладающие приспособительными свойствами. В основе жизнедеятельности любой функции лежит обмен веществ, энергии и информацией.

Условия существования человека определяются специфическими физическими и химическими особенностями внутренней и внешней среды, природно-климатическими факторами, а также социально-культурными традициями и качеством жизни населения. Феногенотипическую особенность каждого индивидуума надо учитывать при использовании фармакологических препаратов.

В основе формирования сложной физиологической системы каждого организма лежит индивидуальная временная шкала. Методологические принципы биоритмологии – хронофизиологии, хронофармакологии в настоящее время уверенно проникают в исследования всех уровней организации живого – от молекулярного до целостного организма. Ритмичность как одна из фундаментальных особенностей функционирования организма непосредственно связана с механизмами обратной связи, саморегуляции и адаптации. При проведении хронофизиологических и хронофармакологических исследований необходимо учитывать данные о сезоне года, времени суток, возрасте, типологических и конституциональных особенностях организма и экологических условиях среды обитания.

Основная суть жизни проявляется в осуществлении двух принципиально важных процессов – рождения и выживания. Потребность сохранения жизни человека была на всех этапах его развития, и уже в древности формировались элементарные представления о деятельности организма человека.

Отец медицины Гиппократ (460 – 377 гг. до н.э.) заложил основы для понимания роли отдельных систем и функций организма как целого. Подобных воззрений придерживался и другой знаменитый врач древности – римский анатом Гален (201 – 131гг. до н.э.). Гуморальные гипотезы и теории в течение целых тысячелетий оставались господствующими и среди врачей древнего Китая, Индии, Ближнего Востока и Европы.

На важность временных факторов и циклических изменений окружающей среды впервые указывал еще Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.). Он писал: «Продолжительность всех этих явлений: и беременности, и развития, и жизни – совершенно естественно измерять периодами. Я называю периодами день и ночь, месяц, год и времена, измеряемые ими; кроме того, лунные периоды…». Все эти оригинальные идеи на какое-то время были забыты. Их основательное изучение началось на базе научного наблюдения и опыта лишь в эпоху Возрождения. Крупнейший врач этой эпохи Т. Парацельс (1493 – 1541 гг.) подчеркивал в своих трудах, что теория врача – это опыт, никто не может стать врачом без науки и опыта.

Конечно же, в Интернете! (Смотри: Интернет-ресурсы)

Но не все сайты в Интернете одинаково полезны.

Встречается много бесполезной информации, ошибочной, а также много повторов и копий одного и того же текста.

Однако, теперь всегда можно легко проверить, на каких именно сайтах в Интернете расположена одна и та же информация, один и тот же текст.

Удобная программа для проверки оригинальности

студенческих работ, а также любых других печатных работ

Она сразу покажет, какой текст студент скачал из Интеренета, а какой создал самостоятельно:

NoCrib Кликни сюда для бесплатного скачивания

Оригинальное комплексное методическое пособие по возрастной физиологии. Основу его составляет учебная программа по этой дисциплине, но сюда также включены и учебные тексты, такие как определения ряда понятий, рисунки, схемы и т.п. (Ссылка на сайт даётся с разрешения автора данных материалов сайта)
detskaya-medicyna.ru/ Материалы по возрастной физиологии
window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=32767 Возрастная анатомия и физиология. Лекции.
ссылка Биология клетки. Электронный учебник Ценный вики-ресурс.
www.bestreferat.ru/referat-212459.html Гистология. Электронный учебник.
http://bsmy.ru/511 Гистология. Лекции.
Лекции по гистологии Гистология. Лекции+ аудио
libserv.nsau.edu.ru/ugebnik/gistologi/pages/book/HIST_01.doc.htm Эл.пособие по современной гистологии
Сравнительная гистология Заварзин А.А. Сравнительная гистология..
Гистология. Эл.учебник: Цитология, гистология, эмбриология. Александровская О.В. Радостина Т.Н., Козлов Н.А. М.: Агропромиздат, 1987. 448 с.
fictionbook.ru/author/s_i_kuzina/normalnaya_fiziologiya_konspekt_lekciyi/read_online.html?page=1 Физиология: Краткий конспект лекций. Полезен для повторения этой дисциплины перед экзаменом.
human-physiology.ru/map/ Физиология: Краткие вспомогательные материалы.
http://www.jmagroups.com/ Физиология: Краткие материалы.
vitamini.ru/ Витамины. Сайт о витаминах
bio.1september.ru/2002/27/3.htm Дофамин.
psichology.vuzlib.net/book_o542.html Физиология ЦНС. 15 лекций по Физиологии ЦНС для психологов.
sciam.ru/article/2268/ Современные взгляды на глию (вспомогательные клетки мозга). Журнал научных новостей
www.ido.edu.ru/psychology/psychophysiology/ Психофизиология (Марютина Т.М.)
Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий Дифференциальная психофизиология
den-za-dnem.ru/page.php?article=624 Нейрофизиология. О современной нейрофизиологии крупный учёный пишет "человеческим языком"
http://www.sportmedicine.ru/phisio_fear.php Статья "Физиология и психология страха"

nedug.ru/library/строение_и_функционирование_эндокринной_системы%2c_обмен_веществ_2/Гормональная-регуляция-обмена-веществ

kuban.su/medicine/shtm/baza/endok/content.htm

Эндокринология: Балаболкин М.И. Эндокринология. М.: 1998.
www.distedu.ru/edu11/map.php Биохимия. Очень кратко, для заочников.
www.biochemistry.ru/default.htm Биохимия, книги, эл.учебники
http://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785970417362.html Биохимия с упражнениями и задачами: учебник для вузов / под ред. чл.-корр. РАН Е.С. Северина. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. 384 с.
www.nehudlit.ru/books/subcat289.html Библиотека эл.книг
Физиология сосудистой системы Сосудистая система, читать онлайт
biomolecula.ru Научно-популярный сайт по молекулярной биологии
www.medbiol.ru/medbiol/cytology/00111423.htm#00033722.htm Молекулярные рецепторы
web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=561&p=9047
Сенсорная экология, сенсорные системы
www.studmed.ru/ Атласы, мед.литература
www.gramotey.com/?open_file=1269069246 Нормальная анатомия человека. Кабков М.В.
anatomyonline.ru/ Анатомия: скелет
hormone.com.ua/ Кратко о гормонах
glutamata.net/ Глутамат как пищевая добавка
physiolog.spb.ru/history1.html Физиология: История физиологии кратко
www.aha.ru/~geivanit/SUBJ.html Мозговая основа субъективных переживаний: схема Иваницкого А.М.
www.fiziolog.isu.ru/page_5.htm Физиология и анатомия человека
no-stress.ru/ Физиология и психология стресса
www.2.uniyar.ac.ru/projects/bio/CATHEDRAES/kafphysiology_net.htm Ссылки на ресурсы Интернета
greatdraw.net Физиология: Сенсорная физиология кратко (годится для заочников)
www.4medic.ru/list-c-physiology.html Физиология: Разные темы по физиологии. Форум
medlecture.ru/lectures/phisiologia-semestr-1 Физиология: Краткие лекции по физиологии
www.braintools.ru/map Сайт о мозге и нервной системе
goga-bey.narod.ru/nvd/index.htm Шпоры по ВНД для ОЗО: краткие ответы на вопросы
http://rudocs.exdat.com/navigate/index-85737.html Ответы на билеты по нервной системе
www.rl7.bmstu.ru/rus/Library/Biophys/ Эл.учебник по биофизике
Биоритмы Основные концепции биоритмологии. 2008.

neurofuture.ru/ "В будущее наук о мозге и интеллекте" - обсуждаются современные и перспективные темы нейрофизиологии.

"В рамках школы участникам предложено обсудить проблемы наук о мозге и интеллекте с известными учеными, работающими в данной области. В отличие от обычных школ, сфокусированных на последних достижениях в конкретного направления и состоящих из лекций и представления участниками своих текущих работ, мы попытаемся не только рассмотреть актуальные вопросы сегодняшнего дня, но и заглянуть в будущее".

neuroscience.ru/ Научно-образовательный сервер по нейронаукам. Современная информация.

lcni.uoregon.edu/~mark/Space_software/Space_animations/Brain_Brodmann_blend.swf Зоны мозга в объёме!

www.brainmuseum.org/ - картинки по эволюции мозга.

www.med.harvard.edu/AANLIB/cases/caseNA/pb9.htm Интерактивный атлас срезов мозга. Гарвардский университет.

Видеоматериалы по биологии. Короткие анимационные учебные фильмы:

youtube.com/watch?v=WyQbME6ilV4 Работа нейрона.

youtube.com/watch?v=90cj4NX87Yk Синапсы. Анимация.

youtube.com/watch?v=FZ3401XVYww Чудо мозга (Miracle).

www.youtube.com/watch?v=41_Ne5mS2ls Анимация транскрипции и трансляции.

Видеолекции на английском языке о нервной системе:

academicearth.org/lectures/lander-nervous-system-1

wolafen.wordpress.com/tag/brain/

neurosciencerus.org/NeuroBrainRu.html download-book.ru/

Общая цель курса состоит в получении базовых знаний о молекулярно-клеточных процессах, которые лежат в основе деятельности органов, а также принципах их регуляции, позволяющих объединить функции отдельных органов в единый комплекс процессов, необходимых для жизни человека.
Курс рассчитан на 10 недель, в каждую из которых укладывается четыре занятия по два часа. Таким образом, недельная нагрузка составляет 8 часов. Это время необходимо для знакомства с базовой терминологией, просмотра презентаций, прослушивания видеолекций, работы с проверочными тестами.

Формат

Курс построен на принципе передачи педагогического опыта преподавателей СПбГУ через использование современных инновационных технологий, в которые входят видеолекции, сопровождаемые текстами, объяснениями, ссылками, задания, тесты, а также получение ответной реакции от авторов курса. В конце курса слушатель должен овладеть базовой терминологией, пониманием основ функций клеток, лежащих в основе деятельности органов, базовыми принципами управления функциями органов.

Информационные ресурсы

Учебники:

  1. Ноздрачев и др. Начала физиологии. СПб.
  2. Физиология человека. В 2-х томах /Под ред. В.М. Покровского.-М.
  3. Физиология человека. В 4-х томах. Пер. с англ. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса.- М.

Требования

Входные требования к курсу – базовые знания по биологии, то есть выполнение учебной программы бакалавриата по направлению «Биология» 1-2 семестров.

Программа курса

Неделя 1.Физиология как наука. Внутренняя среда организма. Ионная асимметрия. Транспорт ионов, органических веществ и воды через плазматическую мембрану клеток. Транспорт ионов, органических веществ и воды через эпителий. Передача сигнала в клетке. Сигналинг.

Неделя 2. Физиология возбудимых тканей. Мембранный потенциал, его происхождение. Ионные каналы мембран. Локальный ответ. Критический уровень деполяризации. Потенциал действия, его фазы, их происхождение. Рефрактерность и ее причины. Электротонические изменения мембранного потенциала. Генераторный потенциал. Рецепторный потенциал. Синапс. Механизм передачи возбуждения в химических синапсах. Возбуждающий и тормозный постсинаптический потенциал. Механизм проведения нервного импульса по безмиелиновым и миелиновым нервным волокнам.

Неделя 3. Нервная регуляция функций в организме. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной системы. Взаимодействие между процессами возбуждения и торможения как основа интеграции сигнала. Механизмы интеграции сигналов в нервной системе. Окклюзия и облегчение. Моносинаптический рефлекс. Полисинаптическаие рефлекс.

Неделя 4. Физиология нервно-мышечной передачи. Нервный ствол и типы нервных волокон. Типы мышечной ткани: скелетная, сердечная и гладкая мышцы. Особенности строения и физиологических свойств. Фазные и тонические волокна. Изоформы тяжелых цепей миозина: быстрые и медленные типы волокон. Мотонейрон и двигательные единицы. Проприорецепция. Структурно-функциональная организация нервно-мышечного синапса позвоночных. Типы секреции медиатора: вызванная и спонтанная квантовая секреция, неквантовая секреция. Квантовый состав. Молекулярные основы секреции квантов медиатора. Никотиновый холинорецептор. Потенциал концевой пластинки. Гарантийный фактор нервно-мышечной передачи. Роль Na, K-АТФазы.

Неделя 5. Физиология мышечного сокращения. Дигидропиридиновые рецепторы, рианодиновые рецепторы. Роль ионов Са2+. Структура саркомера. Основные белки миофибрилл. Механизм мышечного сокращения. Изометрическое и изотоническое сокращение. Зубчатый и гладкий тетанус, пессимум.

Неделя 6. Автономная нервная система. Структурно-функциональные особенности соматической и вегетативной нервной системы. Симпатический, парасимпатический и метасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Принципы организации афферентного и эфферентного звена вегетативных рефлексов. Влияние симпатического, парасимпатического и метасимпатическо-го отделов вегетативной нервной системы на иннервируемые органы. Участие вегетативной нервной системы в интеграции функций при формировании целостных поведенческих актов. Вегетативные компоненты поведения.

Неделя 7. Гипоталамо-гипофизарная система и эпифиз. Гипоталамо-гипофизарная система (структуры). Гормоны гипоталамо-нейрогипофизарной системы. Семейство Пролактина и соматотропина. Семейство тиротропина и гонадотропинов. Семейство проопиомеланотропина. Эпифиз и его гормоны.

Неделя 8. Гормоны периферических эндокринных желез. Гормоны щитовидной и паращитовидных желез. Гормоны поджелудочной железы. Гормоны надпочечников. Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система. Глюкокортикостероиды и стресс. Гормоны половых желез.

Неделя 9.Общие проблемы физиологии сенсорных систем. Характеристика общих вспомогательных структур сенсорных систем. Определение и классификация сенсорных рецепторов. Трансформации энергии раздражающего стимула в электрическую активность сенсорных рецепторов – рецепторный потенциал, а также механизмы его генерации и трансформации в импульсную активность (аналого-цифровое преобразование). Проведение электрических сигналов, возникающих в сенсорных рецепторах при действии энергии адекватного стимула. Механизмы усиления разрешающей способности и чувствительности сенсорных систем, а также механизмы обработки сенсорной информации и представительство различных сенсорных систем в коре головного мозга.

Неделя 10. Психофизиологические аспекты функционирования сенсорных систем. Связь между параметрами энергии раздражающего стимула и характеристиками ощущения, возникающего в сенсорных системах: психофизические законы Вебера-Фехнера, закон Стивенса. Физиология центральной нервной системы. Электрические сигналы ЦНС. Роль подкорковых структур в регуляции функций организма. Кора больших полушарий головного мозга. Колонки. Зеркальные нейроны. Биология поведения.

Результаты обучения

В конце курса слушатель должен овладеть базовой терминологией, пониманием основ функций клеток, лежащих в основе деятельности органов, базовыми принципами управления функциями органов. Для получения сертификата необходимо выполнить все задания и сдать итоговый тест.

Формируемые компетенции

После прохождения курса «Введение в физиологию» слушатели должны будут:

  1. Знать молекулярные и клеточные основы функций клеток и органов.
  2. Знать имена ученых, которые сформулировали принципы деятельности организма и открыли новые механизмы его функционирования.
  3. Понимать системные механизмы регуляции деятельности органов и взаимодействие различных систем органов в организме.

Алексей Солодков, Елена Сологуб

Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная

Учебник для высших учебных заведений физической культуры

Издание 6-е, исправленное и дополненное

Допущен Министерством РФ по физической культуре и спорту в качестве учебника для высших учебных заведений физической культуры

Издание подготовлено на кафедре физиологии Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им·, П.Ф. Лесгафта, Санкт – Петербург

Рецензенты:

В.И. Кулешов, доктор мед. наук, проф. (ВмедА им. С.М. Кирова)

И.М. Козлов, доктор биол, и доктор пед. наук, проф.

(НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Предисловие

Физиология человека является теоретической основой целого ряда практических дисциплин (медицины, психологии, педагогики, биомеханики, биохимии и др.)· Без понимания нормального течения физиологических процессов и характеризующих их констант различные специалисты не могут правильно оценивать функциональное состояние организма человека и его работоспособность в различных условиях деятельности. Знание физиологических механизмов регуляции различных функций организма имеет важное значение в понимании хода восстановительных процессов во время и после напряженного мышечного труда.

Раскрывая основные механизмы, обеспечивающие существование целостного организма и его взаимодействие с окружающей средой, физиология позволяет выяснить и исследовать условия и характер изменений деятельности различных органов и систем в процессе онтогенеза человека. Физиология является наукой, осуществляющей системный подход в изучении и анализе многообразных внутри– и межсистемных взаимосвязей сложного человеческого организма и сведение их в конкретные функциональные образования и единую теоретическую картину.

Важно подчеркнуть, что в развитии современных научных физиологических представлений существенная роль принадлежит отечественным исследователям. Знание истории любой науки – необходимая предпосылка для правильного понимания места, роли и значения дисциплины в содержании социально-политического статуса общества, его влияния на эту науку, а также влияние науки и ее представителей на развитие общества. Поэтому рассмотрение исторического пути развития отдельных разделов физиологии, упоминание наиболее ярких ее представителей и анализ естественно-научной базы, на которой формировались основные понятия и представления этой дисциплины, дают возможность оценить современное состояние предмета и определить его дальнейшие перспективные направления.

Физиологическая наука в России в XVIII–XIX столетиях представлена плеядой блестящих ученых – И.М. Сеченов, Ф.В. Овсянников, А.Я. Данилевский, А.Ф. Самойлов, И.Р. Тарханов, Н.Е. Введенский и др. Но лишь И.М. Сеченову и И.П. Павлову принадлежит заслуга создания новых направлений не только в Российской, но и в мировой физиологии.

Физиологию как самостоятельную дисциплину начали преподавать с 1738 г. в Академическом (позже Санкт-Петербургском) университете. Существенное значение в развитии физиологии принадлежит и основанному в 1755 г. Московскому университету, где в его составе в 1776 г. была открыта кафедра физиологии.

В 1798 г. в Санкт-Петербурге была основана Медико-хирургическая (Военно-медицинская) академия, которая сыграла исключительную роль в развитии физиологии человека. Созданную при ней кафедру физиологии последовательно возглавляли П.А. Загорский, Д.М. Велланский, Н.М. Якубович, И.М. Сеченов, И.Ф. Цион, Ф.В. Овсянников, И.Р. Тарханов, И.П. Павлов, Л.А. Орбели, А.В. Лебединский, М.П. Бресткин и другие выдающиеся представители физиологической науки. За каждым названным именем стоят открытия в физиологии, имеющие мировое значение.

В программу обучения в физкультурных вузах физиология включалась с первых дней их организации. На созданных П.Ф. Лесгафтом в 1896 г. Высших курсах физического образования сразу же был открыт кабинет физиологии, первым руководителем которого являлся академик И.Р. Тарханов. В последующие годы физиологию здесь преподавали Н.П. Кравков, А.А. Вальтер, П.П. Ростовцев, В.Я. Чаговец, А.Г. Гинецинский, А.А. Ухтомский, Л.А. Орбели, И.С. Беритов, А.Н. Крестовников, Г.В. Фольборт и др.

Бурное развитие физиологии и ускорение научно-технического прогресса в стране обусловили появление в 30-х годах XX столетия нового самостоятельного раздела физиологии человека – физиологии спорта, хотя отдельные работы, посвященные изучению функций организма при выполнении физических нагрузок, публиковались еще в конце XIX века (И. О. Розанов, С.С. Груздев, Ю.В. Блажевич, П.К. Горбачев и др.). При этом следует подчеркнуть, что систематические исследования и преподавание физиологии спорта начались в нашей стране раньше, чем за рубежом, и носили более целенаправленный характер. Кстати, заметим, что только в 1989 г. Генеральная ассамблея Международного союза физиологических наук приняла решение о создании при ней комиссии «Физиология спорта», хотя подобные комиссии и секции в системе АН СССР, АМН СССР, Всесоюзного физиологического общества им. И.П. Павлова Госкомспорта СССР существовали в нашей стране с 1960-х годов.

Теоретические предпосылки для возникновения и развития физиологии спорта были созданы фундаментальными работами И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского, А.А. Ухтомского, И. С. Бериташвили, К.М. Быкова и других. Однако систематическое изучение физиологических основ физической культуры и спорта началось значительно позже. Особенно большая заслуга в создании этого раздела физиологии принадлежит Л.А. Орбели и его ученику А.Н. Крестовникову, и она неразрывно связана со становлением и развитием Университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта и его кафедры физиологии – первой подобной кафедры среди физкультурных вузов в стране и в мире.

После создания в 1919 г. кафедры физиологии в Институте физического образования им. П.Ф. Лесгафта преподавание этого предмета осуществляли Л.А. Орбели, А.Н. Крестовников, В.В. Васильева, А.Б. Гандельсман, Е.К. Жуков, Н.В. Зимкин, А.С. Мозжухин, Е.Б. Сологуб, А.С. Солодков и др. В 1938 г. А.Н. Креетовниковым был издан первый в нашей стране и в мире «Учебник физиологии» для институтов физической культуры, а в 1939 г. – монография «Физиология спорта». Важную роль в дальнейшем развитии преподавания дисциплины сыграли три издания «Учебника физиологии человека» под редакцией Н.В. Зимкина (1964, 1970, 1975).

Становление физиологии спорта в значительной мере было обусловлено широким проведением фундаментальных и прикладных исследований по предмету. Развитие любой науки ставит перед представителями многих специальностей все новые и новые практические задачи, на которые теория не всегда и сразу же может дать однозначный ответ. Однако, как остроумно заметил Д. Краукрофт (1970), «…научные исследования обладают одной странной особенностью: у них есть привычка рано или поздно оказываться полезными для кого-то или для чего-то». Анализ развития учебного и научного направлений физиологии спорта со всей очевидностью подтверждает это положение.

Запросы теории и практики физического воспитания и обучения требуют от физиологической науки раскрытия особенностей функционирования организма с учетом возраста людей и закономерностей их адаптации к мышечной деятельности. Научные принципы физического воспитания детей и подростков базируются на физиологических закономерностях роста и развития человека на разных этапах онтогенеза. В процессе физического воспитания следует не только повышать двигательную подготовленность, но и формировать необходимые психофизиологические свойства и качества личности, обеспечивающие ее готовность к труду, к активной деятельности в условиях современного мира.

Формирование различных органов и систем, двигательных качеств и навыков, их совершенствование в процессе физического воспитания может быть успешным при условии научно обоснованного применения различных средств и методов физической культуры, а также при необходимости интенсификации или снижения мышечных нагрузок. При этом необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей, подростков, зрелых и пожилых людей, а также резервные возможности их организма на разных этапах индивидуального развития. Знание таких закономерностей специалистами оградит практику физического воспитания от применения как недостаточных, так и чрезмерных мышечных нагрузок, опасных для здоровья людей.

К настоящему времени накоплены значительные фактические материалы по спортивной и возрастной физиологии, изложенные в соответствующих учебниках и учебных пособиях. Однако в последние годы по некоторым разделам предмета появились новые данные, не вошедшие в прежние издания. Кроме того, в связи с постоянно менявшейся и дополнявшейся учебной программой содержание ранее изданных разделов дисциплины не соответствует современным тематическим планам, по которым ведется преподавание в физкультурных вузах России. С учетом сказанного, в предлагаемом учебнике изложены систематизированные, дополненные и в ряде случаев новые материалы в рамках сегодняшних учебных и научных сведений по предмету. В соответствующие разделы учебника включены и результаты собственных исследований авторов.

В 1998–2000 гг. А.С. Солодковым и Е.Б. Сологуб изданы три учебных пособия по об...

2- е изд., перераб. и доп. - М.: 2003. - 656 с.

Второе издание учебника (первое вышло в 1997 г. и трижды стереотипно тиражировано в 1998, 2000 и 2001 гг.) переработано в соответствии с последними достижениями науки. Представлены новые факты и концепции. Авторы учебника - высококвалифицированные специалисты в соответствующих областях физиологии. Особое внимание обращено на описание методов количественной оценки функционального состояния важнейших систем организма человека. Учебник соответствует программе, утвержденной МЗ России.

Для студентов медицинских вузов и факультетов.

Формат: djvu (2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2003. - 656с.)

Размер: 35,4 Мб

Скачать: drive.google

М.: Медицина, 1997; Т1- 448 с., Т2 - 368с.

Том 1.

Формат: djvu

Размер: 8,85Мб

Скачать: drive.google

Том 2.

Формат: djvu

Размер: 7,01Мб

Скачать: drive.google

ТОМ 1.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Глава 1. ФИЗИОЛОГИЯ. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ. ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ. - Г. И. Косицкий, В. М. Покровский, Г. Ф. Коротько. . .
1.1. Физиология, ее предмет и роль в системе медицинского образованна
1.2. Методы физиологических исследований
1.3. Физиология целостного организма
1.4. Организм и внешняя среда. Адаптация
1.5. Краткая история физиологии
Глава 2. ВОЗБУДИМЫЕ ТКАНИ
2.1. Физиология возбудимых тканей. - В. И. Кобрин
2.1.1. Строение и основные свойства клеточных мембран и ионных каналов
2.1.2. Методы изучения возбудимых клеток
2.1.3. Потенциал покоя
2.1.4. Потенциал действия
2.1.5. Действие электрического тока на возбудимые ткани 48
2.2. Физиология нервной ткани. - Г. А. Кураев
2.2.1. Строение и морфофункциональная классификация нейронов
2.2.2. Рецепторы. Рецепторный и генераторный потенциалы
2.2.3. Афферентные нейроны, их функции
2.2.4. Вставочные нейроны, их роль я формировании нейронных сетей
2.2.5. Эфферентные нейроны
2.2.6. Нейроглия
2.2.7. Проведение возбуждения по нервам
2.3. Физиология синапсов. - Г. А. Кураев
2.4. Физиология мышечной ткани
2.4.1. Скелетные мышцы. - В. И. Кобрин
2.4.1.1. Классификация скелетных мышечных волокон
2.4.1.2. Функции и свойства скелетных мышц
2.4.1.3. Механизм мышечного сокращения
2.4.1.4. Режимы мышечного сокращения
2.4.1.5. Работа и мощность мышцы
2.4.1.6. Энергетика мышечного сокращения
2.4.1.7. Теплообразование при мышечном сокращении
2.4.1.8. Скелетно-мышечное взаимодействие
2.4.1.9. Оценка функционального состояния мышечной системы у человека
2.4.2. Гладкие мышцы. - Р. С. Орлов
2.4.2.1. Классификация гладких мышц
2.4.2.2. Строение гладких мышц
2.4.2.3. Иннервация гладких мышц
2.4.2.4. Функции и свойства гладких мышц
2.5.1. Секреция
2.5.2. Многофункциональность секреции
2.5.3. Секреторный цикл
2.5.4. Биопотенциалы гландулоцитов
2.5.5. Регуляция секреции гландулоцитов
Глава 3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИЯМИ. - В. П. Дегтярев
3.1. Управление в живых организмах
3.2. Саморегуляция физиологических функций
3.3. Системная организация управления. Функциональные системы и их взаимодействие
Глава 4. НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
4.1. Механизмы деятельности центральной нервной системы. - О. Г. Чораян
4.1.1. Методы исследования функций центральной нервной системы
4.1.2. Рефлекторный принцип регуляции функций
4.1.3. Торможение в центральной нервной системе
4.1.4. Свойства нервных центров
4.1.5. Принципы интеграции и координации в деятельности центральной нервной системы
4.1.6. Нейронные комплексы и их роль в деятельности центральной нервной системы
4.1.7. Гематоэнцефалический барьер и его функции
4.1.8. Цереброспинальная жидкость
4.1.9. Элементы кибернетики нервной системы
4.2. Физиология центральной нервной системы. - Г. А. Кураев 134
4.2.1. Спинной мозг
4.2.1.1. Морфофункциональная организация спинного мозга
4.2.1.2. Особенности нейронной организации спинного мозга
4.2.1.3. Проводящие пути спинного мозга
4.2.1.4. Рефлекторные функции спинного мозга
4.2.2. Ствол мозга
4.2.2.1. Продолговатый мозг
4.2.2.2. Мост
4.2.2.3. Средний мозг
4.2.2.4. Ретикулярная формация ствола мозга
4.2.2.5. Промежуточный мозг
4.2.2.5.1. Таламус
4.2.2.6. Мозжечок
4.2.3. Лимбическая система
4.2.3.1. Гиппокамп
4.2.3.2. Миндалевидное тело
4.2.3.3. Гипоталамус
4.2.4. Базальные ядра
4.2.4.1. Хвостатое ядро. Скорлупа
4.2.4.2. Бледный шар
4.2.4.3. Ограда
4.2.5. Кора большого мозга
4.2.5.1. Морфофункциональная организация
4.2.5.2. Сенсорные области
4.2.5.3. Моторные области
4.2.5.4. Ассоциативные области
4.2.5.5. Электрические проявления активности коры большого мозга
4.2.5.6. Межполушарные взаимоотношения
4.2.6. Координация движений. - В. С. Гурфинкель, Ю. С. Левик
4.3. Физиология автономной (вегетативной) нервной системы. - А. Д. Ноздрачев
4.3.1- Функциональная структура автономной нервной системы
4.3.1.1. Симпатическая часть
4.3.1.2. Парасимпатическая часть
4.3.1.3. Метасимпатическая часть
4.3.2. Особенности конструкции автономной нервной системы
4.3.3. Автономный (вегетативный) тонус
4.3.4. Синаптическая передача возбуждения в автономной нервной системе
4.3.5- Влияние автономной нервной системы на функции тканей и органов
Глава 5. ГОРМОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ. - В. A. Тачук, О.Е. Осадчий
5.1. Принципы гормональной регуляции
5.2. Железы внутренней секреции
5.2.1. Методы исследования
5.2.2. Гипофиз
5.2.3. Щитовидная железа
5.2.4. Околощитовидные железы
5.2.5. Надпочечники
5.2.6. Поджелудочная железа
5.2.7. Половые железы
5.3. Образование, секреция и механизмы действия гормонов 264
5.3.1. Регуляция биосинтеза гормонов
5.3.2. Секреция и перенос гормонов
5.3.3. Механизмы действия гормонов на клетку
Глава 6. КРОВЬ. - Б. И. Кузинк
6.1. Понятие о системе крови
6.1.1. Основные функции крови
6.1.2. Количество крови в организме
6.1.3. Состав плазмы крови
6.1.4. Физико-химические свойства крови
6.2. Форменные элементы крови
6.2.1. Эритроциты
6.2.1.1. Гемоглобин и его соединения
6.2.1.2. Цветовой показатель
6.2.1.3. Гемолиз
6.2.1.4. Функции эритроцитов
6.2.1.5. Эритрон. Регуляция эритропоэза
6.2.2. Лейкоциты
6.2.2.1. Физиологические лейкоцитозы. Лейкопении 292
6.2.2.2. Лейкоцитарная формула
6.2.2.3. Характеристика отдельных видов лейкоцитов
6.2.2.4. Регуляция лейкопоэза
6.2.2.5. Неспецифическая резистентность и иммунитет
6.2.3. Тромбоциты
6.3. Группы крови
6.3.1. Система АВО
6.3.2. Система резус (Rh-hr) и другие
6.3.3. Группы крови и заболеваемость. Система гемостаза
6.4.1. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз
6.4.2. Процесс свертывания крови
6.4.2.1. Плазменные и клеточные факторы свертывания крови
6.4.2.2. Механизм свертывания крови
6.4.3. Естественные антикоагулянты
6.4.4. Фибрниолиз
6.4.5. Регуляция свертывания крови и фибринолиза
Глава 7. КРОВО- И ЛИМФООБРАЩЕНИЕ. - Е. Б. Бабский, Г. И. Косицкий, В. М. Покровский
7.1. Деятельность сердца
7.1.1. Электрические явления в сердце, проведение возбуждения
7.1.1.1. Электрическая активность клеток миокарда
7.1.1.2. Функции проводящей системы сердца. . .
7.1.1.3. Рефрактерная фаза миокарда и экстрасистола
7.1.1.4. Электрокардиограмма
7.1.2. Нагнетательная функция сердца
7.1.2.1. Фазы сердечного цикла
7.1.2.2. Сердечный выброс
7.1.2.3. Механические и зауковые проявления сердечной деятельности
7.1.3. Регуляция деятельности сердца
7.1.3.1. Внутрисердечные регуляторные механизмы
7.1.3.2. Внесердечные регуляторные механизмы. .
7.1.3.3. Взаимодействие внутрисердечных и внесер-дечных нервных регуляторных механизмов
7.1.3.4. Рефлекторная регуляция деятельности сердца
7.1.3.5. Условнорефлекторная регуляция деятельности сердца
7.1.3.6. Гуморальная регуляция деятельности сердца
7.1.4. Эндокринная функция сердца
7.2. Функции сосудистой системы
7.2.1. Основные принципы гемодинамики. Классификация сосудов
7.2.2. Движение крови по сосудам
7.2.2.1. Артериальное давление крови
7.2.2.2. Артериальный пульс
7.2.2.3. Объемная скорость кровотока
7-2.2.4. Движение крови в капиллярах. Микроциркуляция
7.2.2.5. Движение крови в венах
7.2.2.6. Время кругооборота крови
7.2.3. Регуляция движения крови по сосудам
7.2.3.1. Иннервация сосудов
7.2.3.2. Сосудодвигательный центр
7.2.3.3. Рефлекторная регуляция сосудистого тонуса
7.2.3.4. Гуморальные влияния на сосуды
7.2.3.5. Местные механизмы регуляции кровообращения
7.2.3.6. Регуляция объема циркулирующей крови.
7.2.3.7. Кровяные депо
7.2.4. Регионарное кровообращение. - Я. А. Хананашвили 390
7.2.4.1. Мозговое кровообращение
7.2.4.2. Венечное кровообращение
7.2.4.3. Легочное кровообращение
7.3. Лимфообращение. - Р. С. Орлов
7.3.1. Строение лимфатической системы
7.3.2. Образование лимфы
7.3.3. Состав лимфы
7.3.4. Движение лимфы
7.3.5. Функции лимфатической системы
Глва 8. ДЫХАНИЕ. - В. CD. Пятин
8.1. Сущность и стадии дыхания
8.2. Внешнее дыхание
8.2.1. Биомеханика дыхательных движений
8.3. Легочная вентиляция
8.3.1. Легочные объемы и емкости
8.3.2. Альвеолярная вентиляция
8.4. Механика дыхания
8.4.1. Растяжимость легких
8.4.2. Сопротивление дыхательных путей
8.4.3. Работа дыхания
8.5. Газообмен и транспорт газов
8.5.1. Диффузия газов через аэрогематический барьер. . 415
8.5.2. Содержание газов в альвеолярном воздухе
8.5.3. Газообмен и транспорт О2
8.5.4. Газообмен и транспорт СО2
8.6. Регуляция внешнего дыхания
8.6.1. Дыхательный центр
8.6.2. Рефлекторная регуляция дыхания
8.6.3. Координация дыхания с другими функциями организма
8.7. Особенности дыхания при физической нафузке и при измененном парциальном давлении О2
8.7.1. Дыхание при физической нафузке
8.7.2. Дыхание при подъеме на высоту
8.7.3. Дыхание при высоком давлении
8.7.4. Дыхание чистым О2
8.8. Диспноэ и патологические типы дыхания
8.9. Недыхательные функции легких. - Е. А. Малигонов,
А. Г. Похотько
8.9.1. Защитные функции дыхательной системы
8.9.2. Метаболизм биологически активных веществ в легких

ТОМ 2.

Глава 9. ПИЩЕВАРЕНИЕ. Г. Ф. Коротько
9.1. Физиологические основы голода и насыщения
9.2. Сущность пищеварения. Конвейерный принцип организации пищеварения
9.2.1. Пищеварение и его значение
9.2.2. Типы пищеварения
9.2.3. Конвейерный принцип организации пищеварения
9.3. Пищеварительные функции пищеварительного тракта
9.3.1. Секреция пищеварительных желез
9.3.2. Моторная функция пищеварительного тракта
9.3.3. Всасывание
9.3.4. Методы изучения пищеварительных функций
9.3.4.1. Экспериментальные методы
9.3.4.2. Исследование пищеварительных функций у человек?
9.3.5. Регуляция пищеварительных функций
9.3.5.1. Системные механизмы управления пищеварительной деятельностью. Рефлекторные механизмы
9.3.5.2. Роль регуляторных пептидов в деятельности пищеварительного тракта
9.3.5.3. Кровоснабжение и функциональная активность пищеварительного тракта
9.3.5.4. Периодическая деятельность органов пищеварения
9.4. Пищеварение в полости рта и глотание
9.4.1. Прием пищи
9.4.2. Жевание
9.4.3. Слюноотделение
9.4.4. Глотание
9.5. Пищеварение в желудке
9.5.1. Секреторная функция желудка
9.5.2. Моторная функция желудка
9.5.3. Эвакуация содержимого желудка в двенадцатиперстную кишку
9.5.4. Рвота
9.6. Пищеварение в тонкой кишке
9.6.1. Секреция поджелудочной железы
9.6.2. Желчеотделение и желчевыделение
9.6.3. Кишечная секреция
9.6.4. Полостное н пристеночное пищеварение в тонкой кишке
9.6.5. Моторная функция тонкой кишки
9.6.6. Всасывание различных веществ в тонкой кишке
9.7. Функции толстой кишки
9.7.1. Поступление кишечного химуса в толстую кишку
9.7.2. Роль толстой кишки в пищеварении
9.7.3. Моторная функция толстой кишки
9.7.4. Дефекация
9.8. Микрофлора пищеварительного тракта
9.9. Функции печени
9.10. Непищеварительные функции пищеварительного тракта 87
9.10.1. Экскреторная деятельность пищеварительного тракта
9.10.2. Участие пищеварительного тракта в водно-солевом обмене
9.10.3. Эндокринная функция пищеварительного тракта и выделение в составе секретов биологически активных веществ
9.10.4. Инкреция (эндосекреция) пищеварительными железами ферментоа
9.10.5. Иммунная система пищеварительного тракта
Глава 10. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ПИТАНИЕ. Е. Б. Бабский В. М. Покровский
10.1. Обмен веществ
10.1.1. Обмен белков
10.1.2. Обмен липидов
10.1.3. Обмен углеводов
10.1.4. Обмен минеральных солей и воды
10.1.5. Витамины
10.2. Превращение энергии и общий обмен веществ
10.2.1. Методы исследования энергообмена
10.2.1.1. Прямая калориметрия
10.2.1.2. Непрямая калориметрия
10.2.1.3. Исследование валового обмена
10.2.3. Основной обмен
10.2.4. Правило поверхности
10.2.5. Обмен энергии при физическом труде
10.2.6. Обмен энергии при умственном труде
10.2.7. Специфическое динамическое действие пищи
10.2.8. Регуляция обмена энергии
10.3. Питание. Г. Ф. Коротько
10.3.1. Пищевые вещества
10.3.2. Теоретические основы питания
10.3.3. Нормы питания
Глава 11. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ. Е. Б. Бабский, В. М. Покровский
11.1. Температура тела и изотермия
11.2. Химическая терморегуляция
11.3. Физическая терморегуляция
11.4. Регуляция изотермии
11.5. Гипотермия и гипертермия
Глава 12. ВЫДЕЛЕНИЕ. ФИЗИОЛОГИЯ ПОЧЕК. Ю. В. Наточин.
12.1. Выделение
12.2. Почки и их функции
12.2.1. Методы изучения функций почек
12.2.2. Нефрон и его кровоснабжение
12.2.3. Процесс мочеобразования
12.2.3.1. Клубочковая фильтрация
12.2.3.2. Каиальцевая реабсорбция
12.2.3.3. Каиальцевая секреция
12.2.4. Определение величины почечного плазмо- и кровотока
12.2.5. Синтез веществ в почках
12.2.6. Осмотическое разведение и концентрирование мочи
12.2.7. Гомеостатические функции почек
12.2.8. Экскреторная функция почек
12.2.9. Инкреторная функция почек
12.2.10. Метаболическая функция почек
12.2.11. Принципы регуляции реабсорбции и секреции веществ в клетках почечных канальцев
12.2.12. Регуляция деятельности почек
12.2.13. Количество, состав и свойства мочи
12.2.14. Мочеиспускание
12.2.15. Последствия удаления почки и искусственная почка
12.2.16. Возрастные особенности структуры н функции почек
Глава 13. ПОЛОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ. РЕПРОДУКТИВНАЯ ФУНКЦИЯ. ЛАКТАЦИЯ. Ю. И. Савченков, В. И. Кобрин
13.1. Половое развитие
13.2. Половое созревание
13.3. Половое поведение
13.4. Физиология полового акта
13.5. Беременность и плодоматеринские отношения
13.6. Роды
13.7. Основные перестройки в организме новорожденного
13.8. Лактация
Глава 14. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ. М. А. Островский, И. А. Шевелев
14.1. Общая физиология сенсорных систем
14.1.1. Методы исследования сенсорных систем
4.2. Общие принципы строения сенсорных систем
14.1.3. Основные функции сенсорной системы
14.1.4. Механизмы переработки информации в сенсорной системе
14.1.5. Адаптация сенсорной системы
14.1.6. Взаимодействие сенсорных систем
14.2. Частная физиология сенсорных систем
14.2.1. Зрительная система
14.2.2. Слуховая система
14.2.3. Вестибулярная система
14.2.4. Соматосенсорная система
14.2.5. Обонятельная система
14.2.6. Вкусовая система
14.2.7. Висцеральная система
Глава 15. ИНТЕГРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА. О. Г. Чораян
15.1. Условнорефлекторная основа высшей нервной деятельности
15.1.1. Условный рефлекс. Механизм образования
15.1.2. Методы изучения условных рефлексов
15.1.3. Стадии образования условного рефлекса
15.1.4. Виды условных рефлексов
15.1.5. Торможение условных рефлексов
15.1.6. Динамика основных нервных процессов
15.1.7. Типы высшей нервной деятельности
15.2. Физиологические механизмы памяти
15.3. Эмоции
15.4. Сон и гипноз. В. И. Кобрин
15.4.1. Сон
15.4.2. Гипноз
15.5. Основы психофизиологии
15.5.1. Нейрофизиологические основы психической деятельности
15.5.2. Психофизиология процесса принятия решения. . 292
15.5.3. Сознание
15.5.4. Мышление
15.6. Вторая сигнальная система
15.7. Принцип вероятности и «размытости» в высших интегра-тивных функциях мозга
15.8. Межполушарная асимметрия
15.9. Влияние двигательной активности на функциональное состояние человека. Е. К. Аганяц
15.9.1. Общие физиологические механизмы влияния двигательной активности на обмен веществ
15.9.2. Вегетативное обеспечение двигательной активности 314
15.9.3. Влияние двигательной активности на регуляторные механизмы ЦНС и гормонального звена
15.9.4. Влияние двигательной активности на функции нервно-мышечного аппарата
15.9.5. Физиологическое значение тренированности
15.10. Основы физиологии умственного и физического труда. Е. К. Аганянц
15.10.1. Физиологическая характеристика умственного труда
15.10.2. Физиологическая характеристика физического труда
15.10.3. Взаимосвязь умственного н физического труда
15.11. Основы хронофизиологии. Г. Ф. Коротъко, Н. А. Агад-жанян
15.11.1. Классификация биологических ритмов
15.11.2. Циркадианные ритмы у человека
15.11.3. Ультрадианные ритмы у человека
15.11.4. Инфрадианные ритмы у человека
15.11.5. Биологические часы
15.11.6. Пейсмекеры биологических ритмов млекопитающих
Основные количественные физиологические показатели организма
Список рекомендуемой литературы