» » Практические законы психологии. Основные законы жизни

Практические законы психологии. Основные законы жизни

Представленные феномены помогут вам не только лучше понять, почему люди повторяют одни и те же глупости каждый день, но и самим стать лучше, рациональнее.

Представленные ниже шесть психологических феноменов помогут вам не только лучше понять, почему люди повторяют одни и те же глупости каждый день, но и самим стать лучше, рациональнее.

Эффект Прэтфелла.

Если вы несовершенны, люди будут любить вас больше. Когда мы хотим произвести на кого-то впечатление, то неизбежно выпячиваем наружу лучшие стороны своей личности. Оказывается, совершенно зря: исследования показывают, что демонстрация своей уязвимости и слабости, напротив, повышает уровень эмпатии к нам со стороны других людей. Чем больше у вас некритичных недостатков, тем лучше к вам будут относиться люди.

Профессор, который выступает перед аудиторией и заметно волнуется, кажется слушателям умнее того, кто выступает предельно уверенно. Стесняться и делать глупости во время первого знакомства – проверенный, хотя и не очевидный способ понравиться своему потенциальному партнеру.

Теория получила название эффекта Прэтфелла и была проверена Эллиотом Аронсон, докотором философии по психологии Стэнфордского университета.

В общем, ошибаться на людях – это не только нормально, но и полезно. Во всяком случае, до тех пор, пока ваши ошибки не приносят серьезного ущерба окружающих.

Эффект Пигмалиона.

Большие ожидания увеличивают производительность. Проверкой этого феномена занимался психолог Роберт Розенталь. Он проводил IQ-тесты в школах, а затем сообщал учителям заведомо ложные результаты исследований. Те дети, у которых IQ был выше, чем у остальных, якобы показывали “средние” результаты. А те, кто реально показал средний результат, выдавались учителям как обладатели самых лучших мозгов. Что неизменно происходило впоследствии?

Те ученики, которых учителя считали более умными, начинали лучше учиться. Происходит это потому, что ожидания учителей от этих учеников были выше, чем от остальных. Растущее давление на школьников заставляло их лучше учиться. Выводы, сделанные Розенталем, характерны не только для образования.

“Ваши ожидания создают вашу реальность”, – заключает он.

В общем, если вы хотите добиться в жизни чего-то значимого, вам придется ставить перед собой заведомо нереальные цели и переоценивать свою способность к их выполнению. И это сработает. Кроме того, ученым известно, что те лидеры, которые требуют от своих подчиненных нереальных результатов, в результате добиваются от команды куда большей отдачи, чем те, кто ставит только “реальные цели”.

Парадокс выбора.

Чем больше у нас опций на выбор, тем меньше мы довольны принятым решением. Логически кажется, что чем больше перед нами вариантов выбора, тем лучше. Магазины с большим ассортиментом нравятся нам больше мелких лавочек. Когда предложений по поводу развития карьеры много, нам кажется, что мы обязательно сделаем хороший выбор.

Но психологи Марк Леппер и Шина Айенгар доказали, что это не так. Исследователи в рамках эксперимента предлагали одной группе гурманов, зашедших в супермаркет, выбрать бесплатно один из шести разных видов джемов, другим – один из 24. Результаты исследования показали, что 30% людей, которые выбирали из шести вариантов, остались довольны своим выбором. Из тех, кому пришлось выбирать одну банку подарочного джема из 24, довольными остались только 3%.

Феномен этот выявил психолог Барри Шварц. Для того, чтобы ощущение того, что все идет правильно, не покидало вас, он советует искусственно ограничивать количество опций. Это, кстати, объясняет, почему пользователи техники Apple довольны ею больше, чем пользователи гаджетов другой марки. Или почему те, кто ходит за продуктами в небольшие продуктовые киоски, чувствуют себя более удовлетворенными, чем посетители огромных гипермаркетов.

Эффект свидетеля.

Чем больше людей вокруг нуждающегося в помощи, тем меньше вероятности, что ему кто-то поможет. Этот эффект давным-давно хорошо иллюстрирует притча о добром самаритянине. Это объясняет также множество трагических событий в нашей истории. Исследователи называют его “смешением ответственности”.

Если кто-то из людей на улице попал в беду и нуждается в помощи, то у него куда больше шансов получить ее, если рядом проходит один человек, чем если рядом – толпа людей. Если кто-то кричит о помощи, а рядом находится огромное количество людей, то каждый из них предпочтет игнорировать мольбы о помощи, потому что “помогут другие”. Если же мольба о помощи будет обращена к конкретному человеку на пустынной улице, то шансов на то, что на нее откликнутся, в разы больше. Это, кстати, объясняет, бездушность и холодность больших мегаполисов.

Влияние этого эффекта доказали психологи Бибб Латане и Джон Дэрли. Они провели эксперимент, в ходе которого имитировали ситуацию, когда старшеклассники избивали затюканного ботаника в школьной раздевалке на глазах у других школьников. 85% тех, кто был единственным свидетелем унижения, бросались на помощь жертве и вступались за нее. А вот если за происходящим наблюдали уже двое школьников, шансы на то, что кто-то из них поможет ботанику, падали до 65%. Если свидетелей было четверо, шансы, что хоть кто-то из них вступится, падали до 31%.

В общем, если вы попали в трудную ситуацию и нуждаетесь в помощи, то обращайтесь не сразу ко всем, кто может помочь, а адресно, персонально к кому-то. Проще говоря, лучше кричать не “Помогите хоть кто-нибудь!”, а “Мужчина в сером пальто, спасите меня!”.

Spotlight Effect.

Люди, чья голова постоянно забита размышлениями, не замечают очевидных вещей. Большинство людей в данный момент времени заняты какими-то серьезными размышлениями. Когда они находятся в обществе, но погружены в свои мысли, то не замечают даже очевидных вещей, доказали ученые из Корнельского университета.

Если говорить проще, то совершенно плевать, как вы выглядите, если вы собираетесь в офис или университет. Большинство людей просто не обратит внимания на ваш внешний вид. В центре внимания вы оказываетесь гораздо реже, чем думаете. А потому можно перестать беспокоиться о внешних атрибутах жизни. Не покупайте дорого автомобиль или смартфон, чтобы “зарисоваться” перед коллегами: вам может казаться иначе, но большинству из них вообще плевать, чем вы там владеете. Они заняты своими проблемами.

Эффект фокусировки.

Люди переоценивают значимость вещей и явлений, о которых размышляют “Ничто в жизни не имеет такого большого значения, как вам кажется”. Дэвид Канеман

Насколько велика разница в ежедневном настроении между человеком, который зарабатывает $20 тыс. в год и человеком, который зарабатывает 4000 грн в месяц? Почти никакой. То есть она есть, но оан минимальна. Станете ли вы счастливее, если проведете остаток жизни в доме на море? Едва ли. Строго говоря, жители Калифорнии, где большее 300 солнечных дней в году, ничуть не счастливее жителей Нью-Йорка или Чикаго.

Этим эффектом, кстати, активно пользуются маркетологи. Они убеждают вас, что покупка того или иного товара сделает вас счастливее. Но вряд ли они сдержат свое обещание.

Для борьбы с этим психологическим эффектом вам придется усвоить одну простую аксиому: ничто не будет столь же важным через год или даже через неделю, как вам кажется сегодня. Относитесь к жизни и ее неурядицам легче и проще. И, да, смиритесь с тем, что люди просто не умеют прогнозировать будущее. Поэтому будет лучше, если вы перестанете вообще строить сколько-нибудь долгосрочные планы.

Основной закон психологии.

Время, в котором мы живем, имеет одну особенность - как никогда ранее в истории человечества огромное количество людей хотят разобраться в себе, сделать свою жизнь бесконфликтной, спокойно и радостной. Мы изучаем себя, свою психику, свои побуждения и эмоции.

Именно поэтому можно сказать, что мы живем в век Психологии. Мы хотим знать о психологии все, все ее мельчайшие законы и нюансы.

И это парадоксально, потому что самый главный, самый основной закон психологии, вокруг которого и построено все здание современной психологической науки, всем нам открыт, он на виду... Но мы его не замечаем, не осознаем и не используем...

Мы смотрим под ноги и ищем лужу, странным образом не замечая величественных просторов моря в шаге от нас...

Основной закон психологии каждому из нас отлично известен - мы его изучали в школе в 7-ом классе на уроках биологии - поэтому воспринимается он нами как нечто банальное и малозначимое. Мы знаем основное положение этого закона, но даже не представляем себе его глубину и фундаментальную важность.

Между тем на базе этого основного закона психологии образовался ряд признанных научных школ (бихевиоризм, необихевиоризм, рефлексология, нейропсихология и др.), объясняющих поведение человека и животных. Политики, тренеры, психологи, дрессировщики всех стран давно используют этот основной закон психологии в своей деятельности.

Но мы в своей повседневной жизни его не используем, поэтому ругаемся с окружающими, кричим на детей, грубим близким, беспрестанно портим себе и другим нервы и настроение укорами, требования, претензиями, спорами и ссорами.

Мы изо всех сил стараемся пробить головой стену вместо того, чтобы повернуть ручку и открыть дверь.

Основной закон психологии был открыт в России примерно 100 лет назад Нобелевским лауреатом Иваном Петровичем Павловым. Школьники этот закон запоминают примерно в такой формулировке: "слюнотечение у собак по звонку".

И.П.Павлов, изучавший пищеварение у животных, заметил, что у собак начинается слюноотделение не только на еду, но даже на звук шагов человека, приносящего миску. Причем собака в этот момент еще не видит пищу и не чувствует ее запаха, а слюна тем не менее у нее выделяется.

Обратив пристальное внимание на этот странный факт собачьей физиологии, Павлов и открыл механизм образования условных рефлексов.

И.П.Павлов начал экспериментировать с различными сигналами.

Он звонил в звонок и сразу после этого давал собаке пищу. Вскоре слюна начинала вырабатываться уже только на звук звонка. Ранее нейтральный стимул - звук звонка - стал вызывать у собаки непроизвольную физиологическую реакцию (условный рефлекс) - слюноотделение.

Павлов усложнил опыт. Теперь он включал лампочку, а после этого звонил в звонок (еду при этом уже не давал). Вскоре слюноотделение стало вырабатываться и на включение лампочки. Павлов это назвал "формированием условного рефлекса второго порядка", то есть выработка еще одно условного рефлекса на основе ранее выработанного рефлекса.

Таким образом оказалось, что условные рефлексы могут формироваться и косвенным путем.

Очень важной оказалась и последовательность предъявления стимулов.

Например, если собаку колоть иголкой, а затем давать ей мясо, то у собаки вырабатывался своего рода мазохистский характер - болезненный укол иглы постепенно начинал восприниматься, как желанный, и собака в итоге стала на него реагировать вилянием хвоста и радостью. (В некоторых опытах использовался постепенно нарастающий по силе электрический ток, вплоть до ожогов. Результат был тем же - собака не реагировала даже на ожоги).

Однако если изменить последовательность стимулов (т.е. сначала давать мясо, а затем колоть иголкой), то у собаки развивается отвращение к этому виду мяса.

Опыты Павлова были продолжены (и продолжаются до сих пор) его многочисленными последователями со всех континентов.

Американские исследователи (Gustafson, Garcia, 1974 г.) применили методику Павлова для того, чтобы отучить волков и койотов убивать домашний скот у фермеров. Они вылавливали волков и койотов и кормили их кусками баранины, содержащими рвотное вещество (хлорид лития). У хищников, съевших такое мясо, начиналась головокружение, тошнота и рвота.

После выздоровления голодных хищников помещали в загон с овцами. Почувствовав запах овец, хищники начинали убегать от них! А потом, будучи выпущенными на волю, обучали этому и своих детенышей. В результате волки и койоты перестали нападать на стада фермеров.

Идут исследования и в другом перспективном направлении - на лабораторных крыс воздействуют сильным запахом камфоры, после чего делают инъекцию препарата, повышающего иммунитет. В результате опытов сформировалась условная реакция - запах камфоры стал приводить к повышению иммунитета уже без всякой инъекции.

Методику Павлова очень легко можно проверить и на самом себе, научиться управлять такими реакциями своего организма, которые не подлежат сознательному контролю.

Например, мы не можем сказать зрачкам своих глаз: "А теперь, пожалуйста, расширьтесь!". Этот процесс не контролируется сознательно - зрачки расширяются и сужаются только в зависимости от степени освещенности.

Но мы легко можем заставить свои зрачки расширяться в ответ, например, на негромкий хлопок ладоней. В освещенной искусственным светом комнате хлопните в ладоши и сразу же выключите свет. В темноте зрачки расширятся. Подождите секунд 15 и включите свет.

Затем повторите все снова: хлопок, выключение света, 15 секунд в темноте, включение света. Через 20-30 попыток можете проверить свой новый условный рефлекс - зрачки будут расширяться уже только на хлопок ладоней, при включенном свете.

Примерно так же можно вызвать у себя отвращение к сигаретам.

Тело отвечает на резкий громкий шум реакцией страха. Поэтому можно проделать такую процедуру: взять в пальцы сигарету, одновременно включить секунд на 15 шум в радиоприемнике на полную громкость, после этого положить сигарету и выключить шум.

Шум субъективно оценивается, как очень неприятный внешний сигнал, поэтому если такую процедуру проделать раз 20-30 (можно и больше), то сигарета в руках начнет вызывать дискомфорт и неприятное чувство тревожности.

Вместо радио-шума можно использовать любой другой неприятный звуковой сигнал - трение стекла о стекло, пенопласта о пенопласт, запись громкого визга и т.п.

Методику Павлова можно использовать для лечение различных психологических заболеваний, например, новое направление исследований - респираторная психофизиология - позволяет приучить себя на уровне рефлексов к медленному и глубокому дыханию в ответ на стрессовое состояние и панику (Ley R., 1999). А так как паника и стресс несовместимы с таким дыханием, то этот способ становится очень эффективным средством для борьбы с тревожностью и паническими состояниями.

Джин Эйбл (США, университет Эмори) использовал методику Павлова для лечения гомосексуализма и других парафилий (ранее считалось, что эти сексуальные отклонения практически не подлежат лечению). Эффективность методики достигла 85%.

Однако методика Павлова применима не только к лечению заболеваний, но и к нашей повседневной жизни, к решению обычных вопросов, касающихся каждого: как приучить своего ребенка к спорту, как выработать в себе отвращение к перееданию, как без конфликтов устранять межличностные проблемы и непонимание.

В современной литературе методику формирования условных рефлексов принято называть "способом положительных и отрицательных подкреплений", или "методом кнута и пряника".

И.П.Павлов первым сделал вывод о том, что психика человека - это набор условных рефлексов, сформированных в течение жизни. Причем, что особо важно, большинство этих условных рефлексов сформированы "методом кнута" - нас наказывали, на нас кричали, унижали, оскорбляли и т.п.

В результате, реализуя в жизни эти рефлексы, мы по сути следуем своему страху, поддерживаем и взращиваем страх. Не удивительно, что количество психосоматических заболеваний (заболеваний, вызванных стрессами) достигает 70% от всех обращений в поликлиники.

Мы можем воспитывать наших детей так же, как и нас воспитывали - "методом кнута" и страха. Но в какой-то момент мы вдруг заметим, что дети перестают реагировать на окрики, а все наши слова и самые благие наставления вызывают лишь отторжение и неприязнь.

Но мы можем пойти другим путем и попробовать более трудный и непривычный, но гораздо более эффективный способ - "метод пряника", положительных подкреплений. Так мы сохраним и психику ребенку, и свои добрые с ним отношения на всю жизнь.

Впрочем, подробно рассказывать сейчас о методе "положительных подкреплений" я не буду - эта тема прекрасно освещена в великолепной книге Карен Прайор "Не рычите на собаку!". Вряд ли я раскрыл бы эту тему лучше.

Я очень рекомендую прочитать эту книгу каждому, кто стал или готовится стать родителем. Каждый пример в этой книге, каждый совет - это живая иллюстрация и пример того, как можно легко и элегантно применять открытие И.П.Павлова в нашей повседневной жизни. Приятного Вам чтения!

Весьма распространенные среди людей и надежные во времени закономерности психической жизни. Предложен Ф. Мюллером и Э. Геккелем, согласно которому в индивидуальном, прежде всего эмбриональном, развитии высших организмов происходит закономерное повторение ("рекапитуляция") признаков, свойственных их биологическим предкам, то есть онтогенез повторяет в сокращенном варианте филогенез. Субъективная яркость короткой вспышки света зависит от произведения интенсивности стимула и его длительности. Но этот закон действует лишь в околопороговой области и при длительности стимула, не достигающей критической точки. Закон психофизики, согласно которому едва заметное изменение ощущения при изменении интенсивности раздражителя возникает при увеличении исходного раздражителя на некоторую постоянную его долю. Э. Вебер проводил эксперименты на различение весов, длин линий и высоты звукового тона, в которых также показал постоянство отношения едва заметного изменения раздражителя к его исходной величине. Закон суммативности психического (познавательного) процесса. При равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений. Порог зрительного восприятия уменьшается пропорционально квадратному корню площади стимула, при условии, что эта площадь превышает 1 угловой градус. Разрушение памяти при прогрессирующей амнезии, например в случаях заболеваний или в пожилом возрасте, имеют определенную последовательность: сначала становятся недоступными воспоминания о недавних событиях, затем начинает нарушаться умственная деятельность личности, происходит утрата чувствований и привычек. распадается инстинктивная память. В случае восстановления памяти прохождение этих же этапов происходит в обратном порядке. Характеристики порогового раздражителя, такие как его яркость и угловая площадь, находятся в обратно пропорциональной зависимости. Этот закон действенен для световых раздражителей с небольшими угловыми размерами. Между рядом ощущений и рядом физических раздражителей существует не логарифмическая, по Фехнеру, а степенная зависимость: Y = k * S в степени n (Y - субъективная величина, ощущение, S - стимул, n - показатель степени функции, k - константа, зависящая от единицы измерения). При этом показатель степенной функции для разных модальностей ощущений различен: для громкости он имеет значение 0,3, для электрического удара - 3,5. Видимая яркость источника прерывистого света при достижении частоты слияния световых мельканий становится равной яркости непрерывного света, имеющего те же значения светового потока. Величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Время реакции при выборе из некоторого числа альтернативных сигналов зависит от их числа. Формула В.Э. Хика: ВР = а*log(n+1) (ВР - среднее значение времени реакции по всем альтернативным сигналам; n - число равновероятных альтернативных сигналов; а - коэффициент пропорциональности). Эффект суммации яркости нескольких спектральных цветов при их комбинации, обусловливающей восприятие нового цвета. Видимая величина последовательного образа прямо зависит от удаленности экрана, на который этот образ проецируется. Эта закономерность может не проявляться при больших (свыше 10-15 м.) расстояниях до экрана, а также при эйдетизме. Отношения, рано учитываемые в реальном поведении и способствующие его автоматизации, осознаются с трудом и поздно, а отношения, препятствующие автоматизации, рано осознаются. Эмпирические закономерности, связывающие мотивацию и человека и качество выполняемой им деятельности. 1-й закон: соотношение мотивации и качества деятельности выражается колоколообразным графиком: при повышении мотивации до определенного уровня растет и качество деятельности, но дальнейшее повышение мотивации, после достижения плато, приводит к снижению продуктивности. 2-й закон: при более сложной задаче является более оптимальным более низкий уровень мотивации. Для каждого цвета существует другой единственный цвет ("дополнительный"), при смешении с которым получается ахроматический серый цвет. Субъективно одинаково воспринимающиеся цвета при смешении с другими цветами дают также одинаково воспринимающиеся цвета, вне зависимости от их спектрального состава. При смешении двух разных цветов получается цвет, промежуточный между исходными, так что при смешении этого полученного цвета с одним из исходных нельзя получить второй исходный цвет. При смешении двух разных цветов результирующий цвет всегда менее насыщен, чем хотя бы один из исходных. Социально-психологический феномен, заключающийся в том, что если человек определяет ситуацию как реальную, то ситуация станет реальной по своим последствиям. Эффект более легкого обнаружения светлых объектов на темном фоне, чем темных на светлом при одинаковых величинах яркостного контраста. Зависимость остроты периферического зрения от абсолютной удаленности объектов наблюдения. При их одинаковых угловых размерах маленькие и близкие объекты распознаются лучше, чем большие и удаленные. Эффект переоценки скорости движущегося объекта в 1,5-2 раза при фиксированном взоре, лишенном возможности осуществлять следящие движения, ориентированные на скорость и траекторию движущегося объекта. Закономерность, в силу которой лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием. Склонность связывать два или более вероятностных независимых событий. В частности, это проявляется в суждении, что после многих проигрышей в игре типа рулетки шансы на выигрыш возрастают. Частный случай интерференции запоминаемого материала, характеризующийся затруднениями, которые возникают при увеличении сходства заучиваемого материала. Феномен социальной психологии, состоящий в том, что по мере увеличения численности группы индивидуальный вклад в коллективную работу уменьшается. Особенность принятия решения, характеризующаяся переоценкой вероятности события в том случае, если она подтверждается личным опытом, а не опытом других людей.

В это сложно поверить, однако всем нижеприведенным «странностям» человеческой психики есть объяснение. Представляем 6 психологических феноменов!

Эффект очевидца

Представьте, что вы в общественном транспорте или в каком-нибудь людном месте , и тут кому-то стало плохо. Какова вероятность, что именно вы окажете помощь этому человеку? Минимальная, почти ничтожная. Из-за большого количества людей вокруг вы, скорее всего, будете эту проблему перекладывать на чужие плечи. Вероятность вашего участия в повышается, если рядом с ним находятся 1 или 2 человека, а не толпа. Психологи объясняют этот феномен нежеланием брать на себя ответственность, когда вокруг полно людей , и кто-то из них точно откликнется. Однако так думают почти все!

Эффект Ромео и Джульетты

Как говорится, запретный плод сладок. И пусть вам доступны тысячи других «сладостей», но вам всего желанней будет именно запретный. Такой же закон действует и в отношениях. Человек кажется намного привлекательней, если он далеко от тебя, либо если любящим друг друга не дают встречаться. Как в истории с Ромео и Джульеттой. Так бывает, что люди живут по соседству, здороваются при встрече, но приглянуться друг к другу могут в интернете, в какой-нибудь социальной сети или чате.

Эффект труднодостижимости

Часто для того чтобы привлечь внимание понравившегося вам человека нужно не баловать его своим вниманием. Пренебрежение - один из самых коротких путей расположения к себе. Таким образом, складывается впечатление, что вы слишком разборчивы в друзьях, и вам могут понравиться лишь «избранные». Это значит, что у вас непременно высокий статус (материальный, либо интеллектуальный, или то и другое). Однако увлекаться таким занятием не стоит, так как здесь легко перегнуть палку и остаться у разбитого корыта.

Эффект Зейгарник

В 1927 году советский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник открыла . Оказывается, способность запоминать те или иные действия зависит от их завершенности. Причем лучше запоминаются, как раз, незавершенные действия. Зейгарник объяснила этот феномен тем, что в случае незавершенности действия у человека не возникает необходимой разрядки. Сегодня эффектом Зейгарник успешно пользуются в искусстве и педагогике.

Эффект Пигмалиона

Поразительно, но успешность учеников (и даже их интеллектуальные способности) в большой степени зависят от ожиданий их учителей. Для подтверждения этой гипотезы психологи-исследователи выбрали нескольких учеников с разных классов и школ случайным образом, не зная об их способностях. Учителям же исследователи рассказали об удивительных способностях учеников и таланте. Примечательно, что ученики, о которых было сложено хорошее впечатление, вскоре показали неплохие результаты, и даже .

Эффект ореола

Всем, наверное, знакомо правило: «Сначала ты работаешь на имидж, а потом имидж работает на тебя». Если вы в какой-нибудь ситуации проявили себя с хорошей стороны, то у окружающих вас людей складывается о вас хорошее впечатление, причем подсознательно окружающие вас люди полагают, что вы хороши со всех сторон. И наоборот, если вы себя где-то проявили не с лучшей стороны, например не уступили пожилому человеку место, то о вас складывается весьма скверное впечатление. Это правило особенно подтверждается в высших учебных заведениях. Если студент в первом семестре усердно трудился и закрыл сессию на отлично, то во втором семестре он может рассчитывать не некоторое снисхождение со стороны преподавателя.

Психология управления как отрасль практической психологии изучает в том числе и управленческой деятельности. Психологические законы управления проявляются во взаимодействии в межличностных отношениях и в групповом общении, и действуют, как и любой закон, в зависимости от того, знаем мы их или не знаем, или нет.

Закон -- необходимое, существенное, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закона родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (например, закон сложения скорости в механике); общие для больших групп явлений (например, закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие, или универсальные. Познание законов составляет задачу науки.

Основными законами психологии управления и управленческой деятельности в целом являются:

  • 1. Закон неопределенности отклика.
  • 2. Закон неадекватности взаимного восприятия.
  • 3. Закон неадекватности самооценки.
  • 4. Закон искажения информации.
  • 5. Закон самосохранения.
  • 6. Закон компенсации. Рассмотрим каждый из них.

Закон неопределенности отклика называют законом зависимости внешних воздействий ранних психологических условий. Он основывается на двух психологических явлениях -- апперент и наличии стереотипов сознания. Апперент - зависимость восприятия от прошлого опыта. Стереотипы сознания -- устойчивые мнения, оценки, суждения, которые неточно и неполно отражают окружающую действительность и влияют на поведение, создавая явные или скрытые коммуникационные барьеры.

Этот закон утверждает, что разные люди в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. На грубость в свой адрес один человек ответит грубостью, другой -- смолчит, а третий будет стараться успокоить грубияна. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», -- в этих словах Ф. Тютчева отражена сущность закона неопределенности отклика. Руководителю следует иметь в виду еще одно проявление этого закона: даже один и тот же человек в разное время может качественно по-разному реагировать на одно и то же воздействие. Множество внутренних психологических факторов (настроение, эмоциональное состояние и т. д.) серьезно влияют, а порой и определяют реакции конкретного человека в конкретных ситуациях.

И эти факторы невозможно учесть в полной мере. Не стоит предполагать, что можно всегда и везде предопределить реакцию (отклик) собеседника на какое-либо ваше действие. Отклик нельзя предвидеть -- это непреложный закон психологии управления.Например: начальник отдает распоряжение и надеется, что оно будет исполнено (ожидает определенного отклика). Иногда так и происходит, а иногда -- нет. Представим, что задание выполнено неточно, неправильно или не выполнено вообще. Начальник выясняет у подчиненного причины, по которым не выполнено задание, и одновременно анализирует ситуацию сам. В данной ситуации у обоих под влиянием апперцепции и стереотипов сознания возникают свои, иногда диаметрально противоположные объяснения данному факту. Руководитель может счесть своего сотрудника бездельником или саботажником. Подчиненный, в свою очередь, может найти десятки «объективных» обстоятельств в свое оправдание. И начальник, и подчиненный совершают ошибку: первый -- потому что избрал непригодный способ взаимодействия с подчиненным, второй -- потому, что избрал неправильный способ защиты.

Закон неадекватности взаимного восприятия состоит в том, что человек никогда не может постичь другого человека с той полнотой, которая была бы достаточной для принятия серьезных решений относительно этого человека. Наше восприятие «устроено» таким образом, что практически никогда не бывает полностью адекватным, точным и полным. Даже самый обыкновенный предмет, находящийся у нас перед глазами, мы никогда не воспринимаем целиком и полностью, а всегда видим в определенном ракурсе, то есть только ту его часть, которая попадает в поле зрения и непосредственно воздействует на наши рецепторы.

Такое искажение вызывается многими причинами, основными из которых психологи считают следующие:

  • 1) Человек постоянно находится в состоянии изменения. Известно, что в любой момент времени каждый человек может находиться на разных уровнях физического, физиологического, интеллектуального, социального, нравственного, эмоционального и сексуального развития.
  • 2) Человек всегда осознанно или неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и «слабые места», чтобы не стать жертвой чьих-либо манипуляций.
  • 3) Часто человек не может дать исчерпывающую информацию о себе потому, что не в полной мере знает себя. А в некоторых случаях он, часто сам того не подозревая, старается показаться не таким, Какой есть на самом деле, а таким, каким ему хочется быть в глазах других людей. Психологи настаивают, что неадекватность восприятия и стремление человека показать себя лучше, чем он есть, необходимо учитывать, принимая любое управленческое решение.

В осуществлении управленческой деятельности с учетом закона неадекватности восприятия руководители должны использовать следующие принципы подхода к людям:

  • а) принцип универсальной талантливости, который с управленческой точки зрения принимает форму девиза: «Нет людей бездарных, неспособных. Есть люди, занятые не своим делом»;
  • б) принцип развития заключается в том, что способности (как общие, так и специальные) могут развиваться;
  • в) принцип неисчерпаемости свидетельствует о том, что ни одна оценка, данная человеку, не может считаться окончательной.

Закон неадекватности самооценки. Суть этого закона состоит в том, что при попытке оценить себя человек сталкивается с теми же внутренними барьерами и ограничениями, что и при оценке других людей. Известно, что самооценка редко бывает адекватной -- она либо завышена, либо занижена. Человеку свойственно в чем-то себя переоценивать и в то же самое время в чем-то недооценивать, и это накладывает отпечаток на выводы, которые он делает относительно себя. Человек -- это существо не только рациональное, логическое, разумное, но и эмоциональное, нерациональное, а порой и неразумное, поэтому скрытые внутренние движущие силы, заставляющие человека действовать определенным образом, самим этим человеком порой не осознаются. Именно поэтому логический, рассудочный самоанализ (так же, как и анализ других людей) никогда не бывает вполне адекватным.

Закон искажения информации . Иногда его называют законом потери смысла управленческой информации, или законом расщепления смысла управленческой информации. Суть этого закона заключается в том, что управленческая информация (директивы, приказы, распоряжения и т. д.) имеет тенденцию к изменению смысла в процессе движения «сверху вниз». В основе потери смысла информации лежит язык, на котором передается управленческая информация. Какими бы строгими или точными не были используемые в языке понятия, всегда имеется возможность разного толкования одного и того же сообщения. Установлено, что устная информация воспринимается с точностью до 50 %.

Если информация неполная, если доступ к ней ограничен, и потребность подчиненных в получении оперативных сведений удовлетворяется не полностью, то люди неизбежно начинают домысливать, додумывать, дополнять то, что знают, опираясь на непроверенные факты и собственные догадки. И тогда объем информации может измениться не только в сторону уменьшения, но и в сторону увеличения. Кроме того, люди, воспринимающие информацию и передающие ее, отличаются друг от друга по уровню образования, интеллектуального развития, по своим потребностям, а также и по физическому и психическому состоянию. Это тоже накладывает отпечаток на процесс передачи информации. Чтобы свести искажение к минимуму, специалисты в области психологии управления рекомендуют:

  • 1) Уменьшить, насколько это возможно, количество передаточных звеньев, участвующих в процессе распространения информации.
  • 2) Своевременно снабжать сотрудников всей необходимой информацией по тем вопросам, которые они должны решать.
  • 3) Поддерживать обратную связь с подчиненными с целью контроля за правильностью усвоения получаемых сведений.

Закон самосохранения состоит в том, что одним из ведущих мотивов, определяющих поведение людей, является сохранение личного статуса, состоятельности, собственного достоинства. Прямое или косвенное ущемление достоинства вызывает отрицательную реакцию. Например, на производственном совещании руководитель предложил присутствующим высказаться по какому-либо вопросу. Один из присутствующих сразу отреагировал на это предложение, но сказал что-то невпопад. «Вечно вы начинаете с глупостей», -- ответил на это руководитель. В этой ситуации у всех присутствующих сознание моментально переключается с задачи обсуждения на задачу защиты собственного достоинства. Это значит, что человек невольно начинает думать о том, как бы не оказаться в положении первого выступающего. Он перестает работать на поставленную задачу и старается угадать позицию руководителя. А это снижает творческий потенциал участников совещания -- людей, коллективно решающих проблему.

Закон компенсации в общем виде означает, что человек, имеющий какие-то недостатки, сложности или проблемы в одной области жизнедеятельности, осознанно или неосознанно старается компенсировать их усиленной работой в другой области. Применительно к психологии управления это означает, что при высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях к человеку недостаток каких-либо способностей к данному виду деятельности возмещается другими способностями или навыками и умением работать. Если это происходит неосознанно, то необходимый опыт приобретается методом проб и ошибок. Но если компенсация осуществляется сознательно, то эффект от нее можно увеличить. К примеру, слаборазвитую память можно компенсировать умело организованным трудом и использованием системы фиксирования информации: записными книжками, диктофонами, еженедельниками и т. д.

Таким образом, на результат деятельности руководителя оказывает определяющее влияние его умение строить процесс управления с учетом законов и закономерностей психического и социального развития трудового коллектива, индивидуальный подход к людям, который основывается на достижениях современной психологии управления.