Конспект индивидуального логопедического занятия
«Слова, обозначающие признак предмета»
Образовательные:
-формировать представление о словах, обозначающих признак предмета;
-формировать представление о графическом изображении слова, обозначающего признак предмета;
-формировать навык подбора однородных слов, обозначающих признаки предмета;
-учить детей правильно употреблять слова-признаки (в зависимости от их лексического значения).
Коррекционные: развивать и совершенствовать словарный запас.
Развивающие: развивать навыки анализа и синтеза лексико-грамматических конструкций;
развивать зрительное восприятие, мышление, слуховую и зрительную память.
Оборудование: схема слова-признака, предметные картинки.
Ход занятия:
I.Организационный момент:
Инструкция:
Сегодня на занятии мы будем учиться подбирать признаки к предметам.
II. Уточнение графического изображения слова-признака:
Инструкция 1: У тебя в руках яблоко.
Скажи:
Какое оно по цвету?
Какое яблоко по величине?
Какое яблоко по вкусу?
Какое яблоко на ощупь?
Правильно.
Яблоко жёлтое, большое, сладкое, гладкое.
К предмету – яблоко – мы подобрали слова-признаки. Они обозначают то, какой это предмет.
Слово-признак обозначается вот такой схемой.
Инструкция 2:
А теперь возьми лимон.
Скажи:
Какой лимон по цвету?
Какой лимон по величине?
Какой лимон по вкусу?
Какой лимон на ощупь?
Назови все слова-признаки, которые мы подобрали к этому предмету.
Какой схемой мы обозначаем слова-признаки?
III. Развитие словарного запаса.
Перед ребёнком 2 картинки с изображением аккуратного и неряшливого мальчика.
Инструкция 1:
Посмотри на этих мальчиков. Скажи, какой этот мальчик? (опрятный, чистый, аккуратный)- это слова-признаки, хоть они и разные, но похожи по смыслу.
Инструкция 2:
А какой этот мальчик? (грязный, неряшливый, неаккуратный) - это слова-признаки, хоть они и разные, но похожи по смыслу.
IV. Физминутка:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И крутим головой.
V. Развитие и коррекция навыков анализа и синтеза лексико-грамматических конструкций:
Инструкция 1:
Найди «лишнее» слово:
1. Грустный, печальный, унылый, глубокий .
2. Храбрый, звонкий , отважный, смелый.
Придумай слово, к которому относятся эти признаки.
3. Крепкий, надёжный, сладкий , прочный.
Придумай слово, к которому относятся эти признаки.
Инструкция 2:
Послушай рассказ:
Надвинулась (тёмная) туча. (Ясное) солнышко скрылось. Сверкнула (яркая) молния. Полил (сильный) дождь.
Этот рассказ скучный, потому что в нём не хватает слов-признаков.
Подбери слова-признаки.
VI. Итог занятия:
Логопед: для чего нужны слова-признаки?
Что они обозначают?
Для чего они нужны?
Какой схемой обозначают слова-признаки?
Занятие № 10
Тема . Слово. Значение предметности, действия, признака.
Цель.
1. Закреплять знания детей о словах со значением предметности, действия,
признака.
2. Учить различать значения слов по этим признакам.
3. Развивать сознательное восприятие речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
Закрепление и обобщение знаний детей по теме «Слово. Значение предметности, действия, признака».
Формирование навыка самостоятельной постановки вопросов: «кто?», «что?», «что делает?», «какой?», «какая?», «какое?».
Коррекционно-развивающие задачи:
Совершенствование психологической базы речи: слуховое, зрительное внимание и память.
Развитие сознательного восприятия речи.
Развитие мелкой моторики рук.
Формирование динамической организации двигательного акта.
Коррекция проявления СДВГ.
Совершенствование механизмов произвольной регуляции поведения и деятельности.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Пробуждение в детях эмоциональной отзывчивости – умение оказать помощь товарищу.
Совершенствование личностных качеств, навыков сотрудничества.
Воспитание навыков культуры поведения.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме, флажки, мяч, фланелеграф, символы для графического диктанта.
I. Орг. момент.
Дети садятся в последовательности, указанной логопедом.
II. Постановка цели занятия.
1. Вспомним слова, которые обозначают предметы, действия, признаки.
2. Будем задавать вопросы и отвечать на них.
III. Повторение слов со значением предметности.
1. Какими бывают предметы? – Живыми и неживыми.
2. На доске картинки. Что не подходит? Почему?
Бабочка, петух, мяч , сова
Как мы спросим об этом предмете? – Что это?
Как мы спросим об остальных предметах? – Кто это?
3. Послушайте слова и скажите, какое слово не подходит? Почему?
Кот, дом , собака, воробей
Парта, доска, учитель , мел
4. Соревнование на флажок.
Дети, которые сидят в 1-ом ряду, придумают слова к вопросу «кто это?».
Дети, сидящие во 2-ом ряду, придумают слова к вопросу «что это?».
IV. Повторение слов со значением действия.
1. Отгадать загадки. Услышать и назвать слова-действия.
Летом по лесу гуляет ,
Зимой в берлоге отдыхает .
(Медведь)
На чужих звонко лает
И хозяйку охраняет .
Не моторы, а шумят ,
Не пилоты, а летят ,
Не змеи, а жалят .
Стоит высокий светлый дом,
Ребят проворных много в нём;
Там пишут и считают ,
Рисуют и читают .
2. Ответить с помощью картинок одним словом на вопрос «что делает?»
Шьёт, вышивает, пришивает, прыгает, летит, бежит, сидит…
3. Самостоятельно задать вопрос и ответить на него одним словом.
Водящий со стола логопеда берёт карточку картинкой к себе.
Дети задают ему вопрос «что делает?».
Водящий отвечает на вопрос одним словом и показывает детям картинку.
Выходит следующий ребёнок, и упражнение повторяется.
Рубит, купает, стирает, поливает, кормит, одевает…
4. Определение количества и последовательности слов.
Бежит, летит, скачет
Чирикает, каркает, стрекочет
5. Придумать два слова-действия.
IV. Динамическая пауза. Игра с мячом.
змея – шипит мышка – пищит воробей – чирикает
корова – мычит кошка – мяукает утка – крякает
лошадь – ржёт ворона – каркает лягушка – квакает
собака – лает голубь – воркует петух – кукарекает
рыба – плавает птица – летает лягушка – прыгает
змея – ползает машина – едет человек – идёт И т. п.
V. Повторение слов со значением признака.
1. Отгадать загадки. Услышать и назвать слова-признаки.
Сам алый , сахарный ,
Кафтан зелёный , бархатный .
Какие слова-признаки помогли вам отгадать загадку?
Какие слова-признаки указывали на цвет арбуза (на его вкус)?
Рыжая , пушистая
По деревьям скачет,
Потом орешки прячет.
Какая белка? Назвать слова-признаки из загадки.
Какие ещё можно подобрать слова-признаки к вопросу «какая?»
о белке? – проворная, ловкая, запасливая, трудолюбивая...
Подобно проводится работа с загадкой о полотенце.
Вафельное и полосатое ,
Гладкое и мохнатое .
Всегда под рукою –
Что это такое?
(Полотенце)
2. Посмотреть на картинки.
Про что можно спросить «какой?» («какая?», «какое?»).
3. Придумать два слова-признака к вопросу (на флажок).
Помидор какой? – красный, круглый; спелый, сочный; большой, сладкий.
Морковь какая? – длинная, оранжевая; сладкая, твёрдая; полезная, вкусная.
Яблоко какое? – сладкое, вкусное; круглое, жёлтое; кислое, зелёное. И т.п.
VI. Графический диктант.
1. Дети слушают слова и обозначают их полоской цветной бумаги на
фланелеграфе.
Колючий, волк, крадётся, лес
Кот, молоко, пьёт, вкусное, пушистый
Большой, спелый, покупает, арбуз, мама
2. Подбор слов к графической цепочке.
VII. Итог занятия.
Встанет тот, кто придумает слово-предмет, слово-действие, слово-признак.
Оценка работы детей.
Тема: Слова, обозначающие признак предмета
Цели : учить находить в устной и письменной речи, слова, обозначающие признак предмета, формировать умение ставить вопрос к слову, обозначающему признак предмета, учить подбирать к словам-названиям предметов названия их признаков, уточнить знания детей о жизни некоторых животных; продолжать работу по развитию и речи, памяти, мышления; воспитывать аккуратность, любознательность
Ход урока:
1.Организация класса.
Психологический настрой: (слайд 1) Дети стоят.
Солнце яркое с утра
За окном пришла весна.
Мы начнем урок с улыбок,
Выполним всё без ошибок!
Работа над числом, временем года.
2. Формулировка темы и цели урока.
На какой вопрос отвечает слово яркое ? Что оно обозначает? (признаки предметов)
Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? О чём мы будем говорить? (варианты детей)
Итак, сегодня на уроке мы будем учиться подбирать и выделять в устной и письменной речи слова, обозначающие признак предмета.
3. Гимнастика для кистей рук. (слайд 2) Логоритмика «Домашние птицы»
4. Минутка чистописания. (слайд 3)
Запишите в тетради сегодняшнее число и день недели.
Начнём работу с чистописания, поупражняемся в красивом, чистом письме.
Какая буква вторая по счёту в слове яр кое?
Предлагаю вам выполнить упражнения в написании буквы р: буквы р, ро,ра,ру.
На какой вопрос отвечает слово яркое? Что обозначает? Как подчеркивается? Подчеркните.
5. Определение актуальности и практического применения учебного материала.
Как вы думаете, для чего нужны в речи слова, обозначающие признаки?
Прочитайте предложение с пропущенными словами и попробуйте догадаться, о ком идёт речь. (слайд 4) (Устно)
В лесу живёт. . . зверь. Это. . . , . . . , _______ .
Вам понятно, о каком звере идёт речь?
В лесу живёт огромный зверь. Это бурый, косолапый ________.
Вот видите, вы сразу догадались. Какие слова помогли нам? Что они обозначают? Слова-признаки уточняют, о каком именно предмете идёт речь.
Что вы знаете о жизни медведей? А ещё у медведицы в январе рождаются медвежата. В обустроенной берлоге им тепло и уютно, и выйдут они оттуда только в апреле.
6. Составление и запись словосочетаний.
А это что за зверь?
Загадка.
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит . (слайд 6).
Что вы знаете о жизни ежей?
Зимой ёж спит. Чтобы избежать зимнего голода и холода, в конце осени ежи устраиваются в теплом гнезде из листьев и засыпают до весны. С наступлением весны ёж просыпается. Он питается мышами, мелкими насекомыми.
Давайте подберём подходящее по смыслу слово, обозначающее признак предмета. Ёж какой?
Ёж (какой?) колючий. (Письмо под диктовку Драганов Д.) Списывание с доски. Подчеркнуть предмет и признак.
Какая орфограмма в слове ёж? Какое проверочное слово?
А это кто вышел на тропинку?
И зверушек стережёт.
Знают рыжую в лесу - очень хитрую …. (лису)
Что вы знаете о жизни лисы?
Лиса очень хитрая. У неё длинный, пушистый хвост. Сама она охотится на зайцев и мышей.
Давайте подберём подходящее по смыслу слово, обозначающее признак предмета. Лиса какая? (на доске карточки со словами: хитрая, рыжая, неуклюжая)
Какое лишнее слово? Кто неуклюжий?
Ибрагим Ц.и Нальгиев пишет у доски, остальные в тетради. (списывание с печатного текста)
Какая орфограмма в слове лиса? Какое проверочное слово? Подчеркните слово, обозначающее признак предмета.
А это кто?
Загадка.
По полю скачет - ушки прячет.
Встанет столбом - уши торчком. (слайд 8)
Чем питается заяц? (травой)
Давайте подберём подходящее по смыслу слово, обозначающее признак предмета. Заяц какой?
7. Физминутка «Зайчики» (под музыку)
А теперь давайте представим, что мы зайцы и немного отдохнём.
8. Работа по учебнику. (стр.171,упр.25)
Учитель читает текст. Кто герои этой сказки? (заяц и лиса)
Что спрашивает лиса у зайца? Какие у зайца уши? Ноги?
Гимнастика для глаз . По классу развешаны геометрические фигуры- круги красные и квадраты зелёные. Найти их и сосчитать.
Списывание из учебника 1-го предложения (Драганов, Цечоев)
Остальные списывают последние 2 слова Длинные уши. (подчеркнуть признак предмета)
9. Заключение. Игра «Волшебный сундучок»
В коробке спрятаны различные предметы. Найти их наощупь и отгадать. Подобрать к ним признаки. (мягкая игрушка, карандаш, стакан, линейка, кукла)
10. Итог урока. Какие слова мы учились находить и писать? На какие вопросы они отвечают? Выставление оценок.
Дом. Задание. Упр. 25, списать 2-е предложение, подчеркнуть признаки предметов.
Латухина И.Г., учитель-логопед, г. Усть-Илимск Иркутской области.
Тема: Слова, обозначающие признак предмета.
Цели: 1.Закрепить представления о словах, обозначающих предмет и действие предмета.
Познакомить со словами, обозначающими признак предмета (на какие
вопросы отвечают, их графическое изображение). Учить задавать вопросы к
словам-признакам, находить их с помощью вопросов. Совершенствовать навыки
словообразования. Обогащать словарный запас.
2.Развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику. Совершенствовать
психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление.
3.Воспитывать нравственно-духовные качества личности, через умение слушать
собеседника, работать в сотрудничестве (в паре); умение анализировать
жизненную ситуацию, выделяя нравственную сторону в поступках героев.
Ход: I. Речевая разминка
Сядет тот, кто повторит за мной без ошибок выражение:
*У нас гость унёс трость. * Краб крабу сделал грабли. * На прилавке булавки, на полке - иголки. *Тридцать три вагона в ряд, тараторят, тарахтят.
*У ёлки иголки колки.
II. Организационный момент
Игра "Вершки и корешки" (развитие межполушарных взаимодействий головного мозга)
У одних овощей мы едим то, что растёт на поверхности земли (вершки), а у других - то, что находится в земле (корешки).
Поднимите правую руку, если в названном овоще в пищу идёт "вершок", если "корешок", то левую руку:
капуста, репа, помидор, огурец, картофель, яблоко, перец, кабачок, редис, морковь, банан, баклажан
III. Повторение пройденного материала
Назовите любое слово, обозначающее предмет. На какой вопрос отвечает оно?
Подберите к своему слову действие, которое может совершать этот предмет.
Поставьте вопрос от слова-предмета к слову действию и наоборот.
IV. Основная часть
1. Знакомство со словами, обозначающими признаки предметов (игра "Чудесный мешочек") - ученик достаёт предмет яблоко.
Что у тебя в руках?
Скажи, какое оно по цвету? величине? вкусу? (педагог выставляет слова на доске)
К предмету - яблоко, мы подобрали слова, обозначающие слова этого предмета.
Что нам помогли узнать эти слова? (то, какой предмет).
по аналогии: груша, лимон
Какой вопрос я задавала вам, чтобы узнать про яблоко, грушу, лимон? (выставляются вопросы на доску).
Сегодня, мы будем работать со словами, обозначающими признаки предметов.
2. Упражнение "Подбери слова" (индивидуальная работа)
У вас на столах находятся предметные картинки, со словами-признаками предметов и вопросы к словам-признакам. Необходимо подобрать к своим картинкам вопрос и слова-признаки, подходящие к этому предмету. (проверка)
Как вы думаете, для чего нам нужны слова, обозначающие признаки предметов? (ответы детей)
В русском языке эти слова являются частью речи, которая называется прилагательным и подчёркивается волнистой линией.
3.Физ.минутка,пальчиковая гимнастика
4.Оформление тетрадей. Работа по карточкам (словообразование)
Записать словосочетание из слов:
солнце + день, дом + уют, яблоко + сок, снег + баба
5.Работа с деформированным текстом (в парах)
Перед вами текст, в котором все предложения перепутаны местами. Необходимо составить и записать предложения в правильной последовательности.
Найдите в каждом предложении слово, обозначающее признак предмета и подчеркните волнистой чертой. (проверка)
ТЕКСТ: 2. Учились они во втором классе.
1. В большом автобусе ехали Катя и Надя.
4. Катя уступила тёплое место бабушке.
3. В автобус вошла старенькая бабушка.
Прочитайте полученный текст, о чём он? Как поступила Катя? Что вы можете сказать о её поступке?
V. Закрепление пройденного материала (игра с перекидыванием мяча)
Педагог "бросает" слово-предмет, ученик-слово, обозначающее его признак.
VI. Итог. Оценка.
Наше занятие подошло к завершению. С какими словами мы сегодня работали? На какие вопросы отвечали эти слова?
Все молодцы! Все хорошо работали! У вас на столах находятся "смайлики" настроения. Какое у вас настроение после нашего занятия, такой смайлик и прикрепите на доску.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Слова -признаки».
Составил: учитель - логопед Дятко Т.Н.
Цель:
познакомить со словами - признаками и вопросом, на который они отвечают.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- сформировать у воспитанников представление о словах, обозначающих признаки предмета;
- расширить и активизировать словарный запас словами, обозначающими признаки;
- закрепить обобщающее понятие «фрукты»
- закрепить навык составления простого предложения;
- учить распространять предложение введением в него однородных членов (признаков предмета).
Коррекционно – развивающие:
- развивать общую моторику;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать координацию речи с движением;
- формировать навык правильного речевого дыхания.
- развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать интерес к занятию,
- воспитывать самоконтроль за своей речью.
Оборудование: фрукты (на выбор педагога), раскраски: яблоко и лимон, цветные карандаши, картинки – модели: глаз, рука, нос, рот.
Содержание организованной образовательной деятельности.
I. Вводная часть.
Логопед: Посмотри, что лежит на столе? (Фрукты). Все они разные и не похожи друг на друга. Про каждый фрукт мы можем сказать, какой он по цвету, форме, величине, весу т.д. Выбери любой фрукт. Какой он?
II. Основная часть.
1. Рассказ о словах – признаках.
Логопед: красный, круглый, большой …. – это признаки предмета. Чтобы назвать признак предмета, мы должны задать вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».
Когда мы называем признак предмета – мы произносим слово.
Например: большой – это одно слово; большой, красный – два слова; большой, красный, круглый – это сколько слов?
Слова – признаки мы будем обозначать треугольником.
Чтобы назвать слова – признаки, нам помогут картинки – символы: глаз, рука, нос, рот. (Предъявляются ребенку картинки – модели)
Что мы можем увидеть глазами? (цвет, форма, величина, материал)
Что мы можем почувствовать на ощупь руками? (гладки – шершавый, твердый – мягкий, тяжелый – легкий)
Что можно ощутить, положив предмет в рот на язык? (вкус)
Что мы можем почувствовать с помощью носа? (запах)
2. Дыхательная гимнастика «Какой фрукт?»
Логопед: А ты умеешь различать запахи фруктов? Сейчас я это проверю.
Ребенку завязываются глаза, предъявляются разные фрукты. Напоминаем ребенку, что вдох мы делаем через нос.
3. Пальчиковая игра «Варим компот»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
4. Подбор признаков к картинкам.
Логопед: У меня для тебя 2 картинки (раскраска – яблоко, лимон)
Раскрась ее. Ответь на вопрос: «Какое оно?», «Какой он?» Подбери слова – признаки и под картинками нарисуй треугольник. Посчитай, сколько слов – признаков (треугольников) ты произнес?
5. Физ.минутка «Яблоко»
Вот так яблоко! Оно –
Руку протяните, Яблоко сорвите (протягивают руки вперед).
Ветер ветку стал качать (поднимают руки вверх, качают руками)
Трудно яблоко достать (подтягиваются)
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгивают)
И быстро яблоко сорву! (хлопают в ладоши над головой)
Вот так яблоко! Оно-
Соку сладкого полно (встают, руки в стороны, руки на пояс).
6. Составление схем предложений.
Логопед: Придумай и нарисуй схемы предложения с названием фруктов, которые ты раскрасил. А чтобы получилось длинное предложение, тебе снова помогут символы: глаз, рука, рот, нос.
III. Итог занятия.
Логопед: Какие слова отвечают на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» (слова – признаки). Каким символом обозначаются слова – признаки? (треугольником) Произнеси слова – признаки к вопросу: «Какой?» (Большой.) «Какая?» (Красная.) «Какое?» (Круглое.) С помощью каких органов чувств мы определяем признаки предметов? Что больше всего тебе понравилось на нашем занятии? Что тебе показалось трудным?