» » Классный час тему хлеб голова. Классный час на тему: «Хлеб – всему голова

Классный час тему хлеб голова. Классный час на тему: «Хлеб – всему голова

Дата публикации: 30.09.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Банищанская средняя общеобразовательная школа»

Классный час

в 4 классе

«Хлеб - всему голова»

учитель: Хугаева Елена Викторовна

дата проведения 30.01.2013 год.

Классный час

Тема: «Хлеб- всему голова»

Цель: сформировать у обучающихся представление о принципах рационального питания, о составных компонентах хлеба, о его значении в жизни человека, развивать активность, самостоятельность, умение подбирать необходимый материал,

анализировать свою деятельность, высказывать свою точку зрения, знакомиться с народными традициями, с историей своей страны.

Задачи: 1 . Рассказать о значении хлеба в жизни человека в мирное и военное время.

2 . Проследить цепочку «от зернышка - до булки» .

3 . Проверить самостоятельную работу обучающихся по поиску дополнительного материала.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ:

    Подготовка презентации

    Разучивание стихов, сценки.

    Выпечка каравая.

    Проращивания зернышек.

    125 г хлеба

    Выставка книг о хлебе.

    Выставка рисунков, поделок, о хлебе.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : обучающиеся 4 класса, родители, классный руководитель.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 1 месяц (декабрь - январь)

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: продукт питания - хлеб.

ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1 .История хлеба, первобытный хлеб.

2. Отношение людей к хлебу во время Великой Отечественной войны.

3. Народные традиции, связанные с хлебом.

4. Как выращивают хлеб?

5. Из чего делают хлеб?

6. Какие бывают сорта хлеба?

7. Какие питательные вещества содержит хлеб?

8 .Какие блюда можно приготовить из хлеба?

9. В какой худ. литературе есть упоминания о хлебе?

10. Существуют ли музеи хлеба?

Ход мероприятия:

    Мотивация

(звучит музыка «Хлеб всему голова», входят обучающиеся и выносят на рушнике хлеб да соль).

Никита: С караваем соль подносим

Поклонясь отведать просим

Таня: Дорогой наш гость и друг

Все: Принимай хлеб - соль из рук!

(Девочка проносит каравай, угощает гостей, остальные рассаживаются по группам)

(У) Вы готовы к разговору?

На вас надеюсь я друзья

Вы хороший дружный класс

И все получится у вас.

    Покажите мне, как вы готовы к разговору? (Ребята поднимают вверх сцепленные между собой руки).

    А чтобы настроиться на позитив, давайте закроем глаза и глубоко вздохнем. Вы догадались о чем мы будем сегодня говорить.

(Ответы обучающихся).

    А еще что вам подсказало? (Песня «Хлеб всему голова»).

II. Актуализация

(У) Да, мы сегодня поговорим с вами о чуде земли, чуде труда человека - хлебе. А вдохновя нас пусть слова:

«Хлеб - всей жизни голова» (Слайд №1)

(У) Сегодня на занятие вы должны будете вырастить свои колоски. Каждое зернышко в колоске, - ваше хлебное задание, ваше знание о хлебе. (Показываю колоски). Работать вы будете в группах.

II. Обсуждение темы:

(У) 1. А вы знаете как появился хлеб на земле?

Андрей: Шестнадцать лет назад ученые -археологи установили, что первый хлеб был сделан из желудей и сделали его египтяне. Первобытные люди еще не умели выращивать хлебные колоски. Они собирали съедобные травы, ягоды, корешки, грибы. Но часто случалось так, что вместе со съедобными корешками человек приносил несколько зернышек. Они пробовали жевать сырые зерна, но это было не вкусно, потом люди стали стали растирать зерна камнями и получать муку. А из муки месить тесто, печь лепешки.

(У) 2. Молодец! Ваша группа получает зернышко (вставляют зерно).

(У) 3. На Руси с древних времен выпечка хлеба считалась ответственным и почетным занятием. Первыми пекарями были монахи. Они пекли хлеб в монастырских печах. От пекаря в то время требовалось не только мастерство, но и честность. Из монастырских пекарен хлеб выходил с надписями: «Хлеб святой», «Хлеб всемогущий», «Хлеб вечный».

(У) 4. А Как его называли на Руси? (Ответы учащихся).

(Хлебушко, хлеб - хозяин, хлеб - батюшка, хлеб - кормилец).

Хлеб с древних времен у всех народов считался наибольшей святостью. Колоски и сам хлеб ставили в святые углы, рядом с иконами. Защитницей полей, хлебов и урожая на Руси считалась икона «Спорительница хлебов».

    Кто хочет рассказать нам про эту икону?

Аня: Оптинский старец Амвросий благословил игуменью Иларию написать для него икону богоматери совершенно нового письма. Назвав икону «Спорительница хлебов», он хотел показать, что Матерь Божия помогает людям не только в душевном спасении, но и в земных трудах. (Молитва Б). Моля Пресвятую Богородицу, на труды праведные о покровительстве посевов и плодородие. Молитва Божией Матери перед иконой ее «Спорительница хлебов» помогоет в бедности и житейских делах.

(Слайд №2).

(У) Хорошо! Спасибо! Ваша группа получает зернышко.

(У) 6. Ребята, скажите, а какие приметы существовали на Руси о хлебе.

Коля: «Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим - заберешь его счастье и силу».

Таня: «Нельзя есть за спиной другого человека, тоже съешь его силу».

Никита: Дашь во время еды со стола хлеб собакам - постигнет бедность».

Аня: «Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим растоптать ее ногами».

Андрей: «Люди переломившие хлеб становятся друзьями на всю жизнь».

Алина: «Когда встречали гостей хлебом солью, то хлеб считался добром, а соль оберегом от злых духов».

(У) Молодцы! Каждая группа получает по три зернышка.

(У) 7. Ребята! Скажите, а сколько хлеба вы можете съесть? (Ответы детей).

Сколько захочется. И мы даже не понимаем как может быть иначе. Но было время, когда хлеба катастрофически не хватало и за него отдавали свою жизнь. (Звучит музыка «Священная война»).

8. Да. Это была Великая Отечественная война. Кто нам расскажет об этом.

Никита: Когда фашисты не смогли овладеть Ленинградом, они надеялись, что голод уничтожит жителей и защитников города. Голоду Ленинградцы противопоставили силу духа и 125 граммов блокадного хлеба.

(У) 9. Ребята, а кто мне напомнит, когда началась блокада Ленинграда (Ответы).

Правильно 8 сентября 1941 года и продолжалась до 27 января 1944 года, ровно 900 дней и ночей. (Некоторые источники утверждения 872 дня). (Слайд «Ленинград»).

Стихи о блокаде.

Аня: В дыму Ленинградское небо

На горше смертельных ран

Тяжелого хлеба, блокадного хлеба 125 грамм.

Андрей: И не даром хлеб солдатский

Наши воины по - братски

Часто делят меж собой

Уходя на смертный бой

Таня: Видишь, друг, у хлеба свойство

Замечательное есть -

Проверяют им геройство

Силу, мужество и честь.

Помним верные слова: «Хлеб всей жизни голова».

(У) Спасибо! Молодцы, добавьте еще зернышки в свой колосок.

Ребята, ни вы ни я не пережили того, что выпало на долю наших дедов и прадедов. Конечно же, страшное время не должно повториться. И будем надеяться, что нам не придется мечтать о кусочке хлеба, как о счастье.

В городе Санкт - Петербурге есть единственный в мире музей хлеба, где хранится кусочек блокадного хлеба и девятнадцать тысяч разновидностей хлеба.

(У) Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб», почему хлеб занимает такое важное место в жизни каждого из нас?

Таня: Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается потому, что в хлебе много питательных веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов.

Ученые - медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 граммов хлеба, а при тяжелой работе - 800 граммов. Почти половину энергоресурсов для жизни, человек получает от хлеба.

(У) Молодец! (Слайд «Питательные вещества»).

(Добавьте зернышко в колосок).

(У) 10. Да, хлеб очень ценный продукт питания.

А от чего зависит цвет хлеба (ответы).

А из каких злаков получают муку для хлеба?

(Ответы: из ячменя и пшеницы). (Слайд «Колоски»).

III. Физминутка.

(У) Я вам предлагаю еще одно хлебное задание. Задание называется «Золушка». (Помните сказку «Золушка», что она там делала? Перебирала, отбирала зернышки). Вам надо отобрать то зерно, из которого делают муку для хлеба. (Выполняют задание). (Добавляют зернышко в колосок).

(У) А какие бывают сорта хлеба? (Ответы учащихся).

Стихи о хлебе.

Никита: Вот он хлебушек душистый

Вот он теплый, золотистый

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал пришел.

Аня: В нем здоровье, наша сила, в нем чудесное тепло

Сколько рук его растило, охраняло берегло.

В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем.

Коля: Самый вкусный, несравненный

Всем знакомый с детских лет -

Это наш обыкновенный

И любимый русский хлеб (хором).

Алина: Каравай пахучий, знатный,

Кренделя и калачи,

Бублик с маком ароматный,

А на Пасху куличи.

Андрей: Пироги же - хлеб особый,

Их на праздник подают,

И готовят все со сдобой

И с начинкою пекут.

Аня: Пышки, пончики, ватрушки

Спрыгнуть с противня хотят

Это хлебные игрушки,

В праздник радость для ребят

Таня: В каждом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной

И расти под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный

Хлебный колосок.

(У) Спасибо! Молодцы! Каждая группа, добавьте себе зернышко в колосок.

Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ слал о нем пословицы.

Я вам предлагаю такое задание: «Закончи пословицу», «Начни пословицу».

(Дописывают на доске). (Слайд «Пословицы»).

(У) Молодцы! Добавляйте зернышко в колосок.

(У) А знаете ли вы чем, пахнет ломоть ржаного трудового хлеба? Кто из вас хоть раз задумывался, какой путь он совершил, прежде, чем прийти к нам на стол? Ведь не сразу он стал таким, каким мы его видим и едим. Кто приложил руки, кто имеет отношение к созданию хлеба?

Кто мне ответит? (Ответы детей)

Сейчас я проверю как вы знаете «Путь хлеба».

Задание: Установить логическую цепочку (семена, пашня, уборка урожая, ток, мельница, хлебозавод, магазин). (Добавьте зернышко).

(Слайд «Путь хлеба»).

(У) Ребята, а что значит беречь хлеб? Как нужно к нему относится? (Ответы)

    Отломать столько, сколько можно съесть.

  1. Класть в целлофановый кулечек.

    Из сухого хлеба можно сделать гренки.

    Крошки отдавать птицам.

(Добавьте зернышко).

(У) А у нас нередко можно наблюдать такую картину, которая больно отзывается в сердце.

(Сценка по стихотворению С. Михалкова «БУЛКА»).

(У) Ребята, какие чувства вызывало это стихотворение? (ответы).

Почему прохожий поднял и поцеловал булку? Этот поступок безнравственный?

(У) Перенесите свой взгляд на репродукцию картины знаменитого русского художника И. Шишкина «Рожь» (звучит песня Я. Френкеля «Рожь»)

Что вы видели на картине? Золотую ниву, колышется рожь. Ее посеяли колхозники, вложили много труда, что бы она росла. Крупные колосья как будто бы склоняют голову под теплым ветром. Как вы думаете, а кому они кланяются? Конечно же хлеборобу который их убирает. И мы тоже должны кланяться и хлеборобу и хлебу.

Вот видите, хлеб воспевают не только поэты, писатели, но и художники в своих картинах.

Следует помнить, что хлеб на столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессии. Ежедневно в нашей стране выпекается 72 тысячи разновидностей хлеба.

Какие профессии вы знаете? (Ответы). (слайд «Профессии»).

IV. Рефлексия:

(У) Вот и подошла к концу наша беседа. Я Очень надеюсь, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по-новому относится к хлебу. Высказывать свое мнение вы можете при помощи незаконченной фразы. (Слайд «Рефлексия»).

Сегодня я узнал (а), что...

(У) Спасибо вам всем ребята!

Спасибо уважаемые гости!

Я от всей души хочу всем пожелать мира в ваших домах, тепла, уюта. Пусть в каждом доме, на каждом столе всегда пахнет ароматным хлебом.

(Звучит музыка).

Дети угощают гостей пирогами. (слайд «Благодарим за внимание»).

Классный час

Тема: « Хлеб- всему голова»

Цели: воспитывать бережное отношение к хлебу; развивать познавательный интерес у детей.

Оборудование : каравай с солью на полотенце; репродукция картины И. Шишкина «Рожь»; фотографии блокадного хлеба; рисунки с изображением хлебного поля, мельницы, хлебопекарни, машины с надписью «Хлеб».

Оформление:

Написать на доске эпиграф классного часа.

Повесить плакаты с пословицами о хлебе:

Хлеб - всему голова.

Земля - матушка, а хлеб - батюшка.

Хлеб в пути не тягость.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.

План классного часа

I. Вступительная беседа.

II. Информационный блок.

1. Как делают хлеб?

2. Блокадный хлеб.

III. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительная беседа

Классный руководитель. Ребята, угадайте, о чем идет речь?

Кто-то любит с маслом,

Кто-то любит с сыром,

А иной и с мясом

Или же с кефиром.

Кто-то любит белый,

Кто-то любит черный,

Кто-то любит с маком

Или запеченный.

Он бывает длинным,

Но бывает узким.

Кто-то любит с тмином

Или же французский.

Он зерно, он колос,

Он мука и тесто.

За праздничным столом

Он знает свое место.

(Ответы детей.)

Картинка хлеба на доске

Правильно, о хлебе.

Сейчас нет ничего сложного в том, чтобы купить хлеб. Но так было не всегда. В старину люди ели только тот хлеб, который пекли сами, купить его было невозможно. Дом, где был хлеб, считался богатым, зажиточным. Мы едим хлеб и не задумываемся, что его путь к нам на стол очень долог.

II. Информационный блок

1. Как делают хлеб?

Много людей должны потрудиться, чтобы мы с вами съели кусочек хлеба к завтраку или к обеду. Сначала хлеб надо вырастить. Для этого всю весну и лето трудятся хлебороб, агроном и хлебопашец. Собрав урожай зерна, надо очистить его от сорняков и примесей, перетереть зерна в муку. Сейчас эту работу выполняют машины под руководством людей на мукомольных заводах, а раньше крестьяне мололи муку на мельницах и жерновах. (Показывает иллюстрации.) Потом мука поступает на хлебопекарный завод, где специалисты выполняют разные операции: следят за тем, как выпекается хлеб в жарких печах, упаковывают хлеб, укладывают в передвижные контейнеры, везут на специальных машинах в магазины. Посмотрите, как много людей задействовано в этом процессе.

1-й: Вот хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой.

Вот он…желтый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

2-й: Славится он первым на земле,

Славится он первым на столе.

3-й: В нем здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

4-й: В нем земли родимой соки.

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем.

5-й: Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

6-й: Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

Ведущий: Свежий, теплый еще каравай хлеба из нового урожая на столе не просто дар родной земли, а венец горячего труда, неотлучных дум, неусыпных забот многих людей. Как же приходит на стол такой вкусный хлебушко? Труд каких профессий обязателен при этом? Какой труд они выполняют? (хлеборобы, трактористы, комбайнеры, мельники, пекари)

Ведущий : Те, кто выращивает хлеб знают его настоящую цену. Но некоторые дети, не задумываясь, бросают недоеденную булочку в мусорный ящик, пинают как хоккейную шайбу черствый бублик.

Ученик :

Мальчишка примерно 13-ти лет

Бежал и ногою подбрасывал хлеб.

В него словно в мячик мальчишка играл,

Забрасывал в лужи и снова пинал.

А взрослые люди с работы шагали,

И взрослые люди все это видали.

Но хоть бы один ему слово сказал.

Играет мальчишка, ну, что же, скандал!

А разве те люди войны не видали?

А разве те люди не голодали?

Неужто они навсегда позабыли,

Как хлеба кусочек на сутки делили?

Снимите очки и захлопните книжку!

Я очень прошу – урезоньте мальчишку!

Остановите! Ему объясните!

Пусть он запомнит на тысячу лет,

Что самое главное в жизни – хлеб!

Ведущий : Это стихотворение было написано поэтом, пережившим тяжелые годы войны. Он своими глазами видел, как люди умирали от голода во время блокады Ленинграда. Ленинградский блокадный хлеб…..как он мал, 125-граммовый кусочек хлеба, в котором было только 7% настоящей муки. Но ленинградцы были рады и этому и продолжали трудиться и воевать в голодном и осажденном городе. В это тяжелое для всей страны время дети были помощниками старших. Они умели ценить каждую крошку хлеба (показ нормы хлеба в военное время).

Ученик. Во время Великой Отечественной войны Ленинград был окружен фашистскими войсками. Запасы продовольствия в городе иссякали, а людям нужно было продолжать работать, спасать себя и близких от бомбежек и обстрела. Единственной связью с внешним миром стала автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера. По ней в зимний период осуществлялись доставка в город продовольствия и боеприпасов, эвакуация раненых. Ее называли Дорогой жизни. Люди постоянно умирали от голода и холода. Очереди за хлебом были огромные. Его выдавали по карточкам. Дневная норма хлеба на человека падала день ото дня. Нормы выдачи хлеба на один день составляли: для рабочих - 250 г, для служащих - 125 г, для детей - 125 г. (Демонстрирует фотографии.)

Выжить в этом аду горожанам помогла вера в помощь «Большой земли», которая где-то рядом, стоит лишь немного потерпеть. Каждый ждал наступления того дня, когда враг будет повержен, изгнан с территории нашей Родины, но далеко не всем удалось дожить до Победы.

Песня о хлебе

Учитель. А сейчас я предлагаю поиграть в игру.

Игра с колосьями (образование родственных слов к слову «хлеб»).

Правила игры : ребенок берет колос и задаёт вопрос своему соседу. Ответивший на вопрос берет следующий колос и задает вопрос другому ребенку. Игра завершается, когда заканчиваются колоски с вопросами.

Вопросы:

Назови хлеб ласково (хлебушек). Крошки хлеба, какие? (хлебные). Квас из хлеба, как называется? (Хлебный). Прибор для резки хлеба (хлеборезка). Посуда для хлеба (хлебница). Кто выращивает хлеб? (хлебороб). Кто печет хлеб? (хлебопек). Назови завод, где выпекают хлеб (хлебозавод). Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия).

Ведущий : Нет для человека более приятного запаха, нежели аромат свежеиспеченного хлеба. Отношение к хлебу должно быть особое, как к святыне. О хлебе написано множество художественных произведений: рассказов, повестей, а также пословиц и поговорок. Приведите примеры.

Дети называют пословицы

1-я группа.

Без хлеба // и сыт не будешь.

Если хлеба ни куска // так и в тереме тоска.

Из одной муки // хлеба не испечёшь.

Горькая работа, // зато сладок хлеб.

2-я группа.

Хлеб вскормит, // вода вспоит.

Покуда есть хлеб и вода - // всё не беда.

Хлеб - батюшка, // земля - матушка.

Ржаной хлебушко // калачу дедушка.

3-я группа.

Пот по спине - // так и хлеб на столе.

У кого хлебушко - // у того и счастье.

Хлеб ногами топтать -// народу голодать.

Хлеб да вода - // молодецкая еда.

Издревле на Руси существовал обычай дорогих гостей встречать хлебом-солью. Как вы думаете, почему?

(Дети высказывают предположения.)

Вы правы: хлеб для дорогого гостя - это знак уважения к нему, так как хлеб на Руси был самым значимым продуктом.

(Читает стихотворение В. Бакалдина.)

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим...

Ученица на рушнике проносит хлеб и все отламывают кусочек хлеба.

Учитель . Сегодня посвятили разговор хлебу. Узнали, как непросто он рождается. И поэтому, когда вы берете в руки свежий хлеб, вдыхаете тончайший аромат, вспомните о великом труде всех тех, кому мы обязаны хлебом. И пусть никогда не покидает вас бережное, уважительное отношение к этому замечательному продукту.

На весенней заре

Воздух свежий и синий.

Постаревший отец,

Седину шевеля,

Говорил у крыльца

Провожая его

Первый раз на поля.

Ты запомни, сынок,

Золотые слова

Хлеб всему голова,

Хлеб всему голова.

Ты запомни, сынок,

Золотые слова

Хлеб всему голова

Хлеб всему голова.

Сын пошёл, пошагал

По отцовскому следу,

Но война началась

Боль огня и свинца.

В годы бед и потерь,

Добывая победу,

Нёс боец по земле

Завещанье отца.

Ты запомни, сынок,

Золотые слова

Хлеб всему голова,

Хлеб всему голова.

Ты запомни, сынок,

Золотые слова

Хлеб всему голова,

Хлеб всему голова.

Но случилась беда

На земле незнакомой,

Был он ранен в бою

По холодной зиме.

Пайку хлеба свою

Передал он другому,

А домой написал

В треугольном письме.

Ты запомни, сынок,

Золотые слова

Хлеб всему голова,

Хлеб всему голова.

Ты запомни, сынок,

Золотые слова

Хлеб всему голова,

Хлеб всему голова

На весенней заре

Воздух свежий и синий.

На страде посевной

Гул моторов и шум.

У родного крыльца

Сын погибшего сына

Говорил на заре

Своему малышу…

Ты запомни, сынок,

Золотые слова

Хлеб всему голова,

Хлеб всему голова.

Ты запомни, сынок,

Золотые слова

Хлеб всему голова,

Хлеб всему голова.

Хлеб всему голова,

Сценарий классного часа в 4 классе «Хлеб - всей жизни голова».


Описание работы : Данный конспект предназначен для проведения классного часа в начальной школе. Ведётся подготовительная работа:ребята разучивают стихи, рисуют рисунки. В гости можно пригласить обучающихся 4-х классов.
Сценарий классного часа в 4 классе «Хлеб - всей жизни голова».


Цель: формирование уважительного отношения к хлебу и людям, которые принимают участие в его создании.
Задачи:
-познакомить с профессиями, которые необходимы для выращивания и создания хлеба;
-показать на примере фотографий блокадного Ленинграда, какова цена хлеба была в годы Великой Отечественной войны;
-воспитывать бережное отношение к хлебу.
Оборудование:
- выставка рисунков учащихся
-песня «Хлеб – всему голова»
-Бетховен «Лунная соната»
-презентация
-мультимедийный проектор
Ход занятия
Учитель: Сегодня у нас праздник, посвящен хлебу. Хлеб считался и считается самым ценным богатством на земле. Люди летают в космос, бороздят просторы морей, рек, океанов, строят дома, учат детей, а хлеб остается хлебом.
Слайд
Слава миру на Земле!
Слава! Слава!
Слава хлебу на столе!
Слава! Слава!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Слава! Слава!


Учитель: В настоящее время не только дети, но и мы, взрослые, настолько привыкли к тому, что на столе и в магазинах много хлеба, булочек разного А умеем ли мы бережно к нему относиться? Сегодня мы поговорим о хлебе и бережном отношении к нему.
Ученик:
Вот он – хлебушко душистый.
Вот он – теплый, золотистый
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришел.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Слава хлебу на столе!
Слава миру на Земле!
Слава тем, кто хлеб растил
Не жалел трудов и сил!
Слайд


Учитель: Хлеб – всей жизни голова! Хлебом – солью встречают гостей на русской земле испокон веков; хлебом – солью встречают родители молодоженов.
Ученик:
Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как небо, на всех.
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех!
Слайд


Учитель: Хлеб, который похож на тот, что мы едим появился 5 тысяч лет назад в Древнем Египте. На Руси хлеб называли в старину жито, от слова жить, хлеб-кормилец.
Слайд


Учитель:
Человек за 60 лет съедает 15 тонн хлеба, приблизительно целый вагон. Чтобы испечь одну булку нужно примерно 10.000 зёрен. Чтобы на наших столах появился хлеб трудятся люди 120 профессий.
Ученики:
Не боюсь я в стихах повториться,
Хлеб не знает предела похвал,
Если рожь на Руси колосится,
Значит, кто-то всерьёз недоспал.

Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе –
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Слайд

Учитель : Вы, ребята, живете в городе. Вы не видели, как рано уходят на работу люди, которые живут в деревнях, как поздно возвращаются с поля усталые, все в пыли, в грязных рубах, пропитанных потом. Труд хлебороба тяжек, но это одна из важных профессий в мире, потому что эти люди выращивают хлеб. Долгий путь проделывает хлебушек, чтобы попасть к нам на стол. Надо сначала обработать землю, посеять зерно, ухаживать за посевами.
Ученики:
Перед этой пашнею шапку скинь, сынок.
Видишь, пробивается хлебный стебелек?
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода...

Ветерок спросил, пролетая:
– Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
– Золотые руки растят.
Учитель: День и ночь, в жару и в дождь идет битва за урожай. Эта битва бескровна, но пропитана соленым потом хлеборобов. Для них хлеб – не только конечный продукт, но и личная гордость, радость и боль.
Ученики:
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.

Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб».

Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны,
Мы говорим: «Хлеб».

Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб».

Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб».

В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
Утрами хлебный запах льётся.
Бегут буханки по лоткам.
Я знаю, как тот хлеб даётся
Рабочим праведным рукам.
Его формуют на рассвете,
Чтоб он в духу румяно креп.
Нет хлеба лёгкого на свете,
Во все века
Был трудным хлеб.

Он труден летом и зимою,
То сев, то жатва, то помол.
Тот хлеб особою ценою
Ложится пахарю на стол.
Ему, как прежде,
Так и ныне,
Всегда была цена одна.
Она не та, что в магазине,
А та, что во поле, цена.

Кто землю сам пахал, тот за столом
Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
Стянув на свежей скатерти узлом
Во дни страды исхоженные стежки.

Учитель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о хлебе. Кто из вас назовет их? Ученики называют пословицы и объясняют их смысл
Слайд

1. Хлеб - всей жизни голова
2. Плох обед, коли хлеба нет.
3. Хлеб в закромах - счастье в домах.
4. Не красна изба углами, красна пирогами.
5. Сердить, бранись, за хлебом - солью сходись.
6. Не тот хлеб, что в полях, а тот, что в закромах
7. Без хлеба куска везде тоска.
8. Пот на спине – хлеб на столе.
9. Доплясались, что без хлеба остались.
10. Рано вставать – много хлеба добывать, а долго спать – долг наспать.

Учитель:
Хлеб – это ценнейший продукт. Мы едим его каждый день. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает. Оказывается, в хлебе много питательных веществ – это углеводы, жиры, белки, минеральные соли, витамины. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.
Ученики:
Слыша добрые вести.
Видя силу страны,
Хлебу мы честь по чести
Поклониться должны

Жить можно без многих продуктов –
Без хлеба вовек не прожить.
Всему голова и основа,
В нем труд хлеборобов, их пот,
И хлебушком – ласковым словом –
Зовет его часто народ.
Какое без хлеба застолье?
Еще с незапамятных дней
Не зря на Руси хлебом-солью
Встречают желанных гостей.
Учитель : Всегда ли мы с вами бережно относимся к хлебу, послушайте стихотворение.
Ученик:
Минуту я запомнил ту
Из детства озорного.
Вдруг скучно сделалось во рту
От хлеба ржаного.

И бросил наземь я кусок
От дедушки украдкой.
И наступил я на кусок
Босой чумазой пяткой

И растоптал. И весь как был
Зарылся носом в пыль я.
А раньше дед меня не бил.
И вообще не били.

Учитель: Как вы думаете? За что дедушка ударил внука, хотя раньше никогда не бил?
Ещё одно стихотворение расскажет Кристина.
Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла.
Мальчишка вслед глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.
Учитель: А почему заплакала старушка? Это люди, которые испытали голод, прошли трудные военные годы. Для них в то тяжелое время кусочек хлеба был гранью между жизнью и смертью. Они знают цену хлеба не понаслышке, умеют ценить и беречь его.
Ученик:
Мальчишке было десять лет,
Он шел по переулку
И нес домой в плетенке хлеб,
Жуя дорогой булку.
В пути, груженную песком
Он встретил пятитонку
И недоеденным куском
Швырнул он ей вдогонку...
Но если б думал мальчик тот
О зернышке, о чуде,
И сколько мыслей и забот
В него вложили люди,
О том, что хлеб пришел не вдруг
От копен желтокудрых,
А через сотни сильных рук
И механизмов мудрых...
А вот сбирал бы паренек
Колосья меж стогами,
Так не лежал бы тот кусок,
Растоптанный ногами...
Учитель: Ребята, что вы можете сказать о поступке этого мальчика?На Руси всегда было особое, почтительное отношение к хлебу. Считалось большим преступлением бросить даже его маленький кусочек.Не бросайте хлеб, обращайтесь с ним бережно! Помните: если каждый из нас выбросит в день пол¬ломтика хлеба, то за год наберется 7 кг, или 15 батонов. Если их умножить на число людей, живущих в на¬шей стране, то получится, что все вместе мы выбросим хлеб, который выращивали свыше 350 колхозов и совхозов, Если буханка, батон зачерствели их выбросили, значит, зря трудились хлебороб, мукомол, напрасно стоял у жаркой лечи пекарь.
Учитель: В этом году 70 лет со дня снятия блокады Ленинграда.
Слайд


Ученики:
Был хлеб всегда в почете на Руси –
Ее просторов главное богатство.
Его ты хочешь цену знать? –
Спроси,
Тебе ответить могут ленинградцы.

Они припомнят город без огней,
Когда враги стояли на пороге,
И долгих девятьсот блокадных дней...
Снарядов свист... Воздушные тревоги...

Мела метель колючая, мела...
За нею голод шел в дома по следу...
И не было ни хлеба, ни тепла –
Была лишь вера твердая в победу!
Слайд
Звуки бомбардировки.
Учитель: Во время блокады Ленинграда пришлось снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 г, а остальные жители – 125 г. В этом хлебе было совсем немного муки, в него добавляли древесную целлюлозу, жмых, отруби, рисовую шелуху, обойную пыль. Хлеб был кисловатым, горьковатым, травянистым на вкус. И все-таки он помог ленинградцам выстоять. Ленинградцы получали помощь с большой земли по легендарной ледовой дороге, проложенной через Ладожское озеро. Народ по праву назвал ее Дорогой жизни. Посмотрите, какой это кусочек хлеба, который в народе прозвали пайкой.
Ученик:
125 блокадных грамм
С огнём и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря “священным даром” назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Слайд


Ученик:
С мякиной, с трухой, со жмыхом
Он все же казался желанней всего
И матери тяжко и тайно вздыхали,
Когда на частицы делили его.
Я помню хлеб, военный, горький.
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой корке, в каждой крошке
Был горький вкус людской беды.
И горе было частым гостем
Им были детства дни полны
Особо помнил я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
Слайд


Учитель: Но даже такого хлеба его не хватало в страшную зиму 1942 года. По городу висели объявления. В них меняли все, что было ценного в доме, но только на одно - продукты. Люди стояли в длинных очередях за хлебом.
Перед вами фотографии тех страшных лет. В начале декабря люди начали пухнуть и чернеть от голода и холода, падать на улицах, замерзать в постелях. Не хватало сил копать могилы, некому было делать гробы. Единственная мысль, которая волновала всех – где взять хлеба.
Слайд


Инсценировка стихотворения.
(Мать, одетая в старое пальто, подвязанная рваным платком, качает ребенка, нагнувшись к нему, поет колыбельную, уговаривает)
Рассказчик:
Война, и холод, и блокада…
Какие страшные года!
Детей голодных Ленинграда
Я не забуду никогда.
Сын: Дай, мама, хлеба хоть кусочек,-
Чуть слышен детский голосок.
Рассказчик:
А мама шепчет:
Мама: Спи, сыночек,
Хлеб утром зайчик принесет.
Сын:
Дай, мамочка, ну хоть кусочек...
Рассказчик:
Промолвил и закрыл глаза.
К себе прижала – спит сыночек.
И по щеке сползла слеза
Он не попросит больше хлеба…
Оцепенела с горя мать.
(Медленно подходит девочка в костюме ангела и закрывает «крылышками» мать с ребенком)
Спустился ангелочек с неба,
Чтоб мать с дитем к себе забрать.
Учитель: Немало подвигов было совершено водителями машин, доставлявшими продукты в Ленинград по «Дороге жизни».
Ученик:
Казалось, что конец земли.
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
Он жив еще, он рядом где-то.
На Ленинград! На Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду,
Ну так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут - пустяк,
Поломка эта - не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны?
Он спасет шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре - 125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам,
О, мы познали в декабре:
Не зря «священным даром» назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.
Учитель: 641 803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище - тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тебе тогда...»
Я думаю, что вы прониклись уважением к хлебу и тем людям, которые его выращивают, пекут, и будете бережно относиться к нему и дома, и в столовой.
Ученик:
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп,
Шел народ в огни сражений
За свободу и за хлеб.
Значит правильны слова:
Хлеб – всей жизни голова.
Учитель: Прежде, чем выбросить кусочек хлеба, вспомните, что в наши дни на планете голодают 925 миллионов человек!
Учитель: В городе Зеленогорске Ленинградской области стоит памятник Хлебу. На гранитном постаменте высотой 80 см, лежат бронзовые хлебобулочные изделия. Основа композиции - это черный хлеб, 125 суточных граммов которого сохранил жизнь тысячам голодных блокадников.
Слайд


Ученики:
Прошу тебя! Не оброни, сынок,
Когда лепешку ешь, хоть крошку хлеба!
Мы собирали каждый колосок,
Когда грозой войны гремело небо.
Тот хлеб спасал Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала даже крошка хлеба.
Но и сейчас оплачена стократ
Трудом нелегким каждая лепешка.
Не раз прощал тебе я озорство,
Я знаю, детство без игры нелепо,
Но не смогу простить лишь одного –
Хоть крошки всуе брошенного хлеба.

Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной,
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!»
Учитель: Каждый из нас должен помнить: всегда иметь хлеб на столе – большое счастье. «Хлеб – это жизнь. Он вечен, как мать, как Родина».
Ученик:
Пахнет хлеб и солнцем, и землей,
И слезой, и ветром, и грозой.
Сколько в нем заботы и труда,
Сколько людям он несет добра!
Учитель: Народная мудрость гласит: «Сколько ни думай, а лучше хлеба не придумаешь». И это действительно так. Любая еда, любая пища надоест от долгого, частого употребления, а хлеб никогда не приедается. Хлеб всегда добр, и очень важно быть добрым и внимательным к хлебу. Это нужно не столько хлебу, сколько нам, каждому из нас, потому что рядом с хлебом каждый человек становится лучше. «Никакая глыба золота не заменит крошку хлеба».
Ученики:
Тем, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,
Мы спасибо говорим –
Их за все благодарим.

К хлебу все имеет отношенье –
Русский хлеб причастен ко всему:
К дружбе наций, к спутников движенью,
К миру, правде, к счастью твоему.

Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
«Берегите хлеб вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!»

«Хлеб – всему голова».
Вечно живут слова.
Вянет листва, трава.
Хлеб – всему голова.
В бурях эпох, имен

Тихо живет, права
Истина всех времен:
Хлеб – всему голова.
В дальнем краю село,
В сердце страны – Москва.
Всюду нам с ним светло:
Хлеб – всему голова!
Слайд
Звучит песня «Хлеб всему голова» Выходит ученица с караваем хлеба на белом рушнике.
Ученица:
По старой русской традиции отведайте, гости дорогие, хлеба нашего.
Ученица угощает присутствующих хлебом – солью.

и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Конспект открытого занятия с 7 классом.

Цель урока: показать детям, что во все времена, у всех народов, во всех странах - хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень сложный и трудный, поэтому все должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.

Наглядные пособия:

Пластинка Я.Френкеля "Русское поле" картина И.И.Шишкина "Рожь". - плакаты, пословицы о хлебе, изделия из муки.

Ход занятия

I. Сегодня мы проводим очередной урок культуры поведения. Но прежде чем говорить о новом материале, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

1. Кого мы называем культурным человеком? 2. Что такое культура внешняя и внутренняя? 3. Назовите, пожалуйста, хорошие манеры.

В наше время мы уделяем большое внимание развитию духовной культуры, потому что человек нашего общества - это прежде всего человек всесторонне развитый, всесторонне образованный. Сегодня мы затронем ряд вопросов, определяющих культуру человека. Я не буду называть тему урока, вы сами сформулируете ее и сделаете это в конце урока.

А сейчас послушаем песню "Русское поле" Френкеля. Какую картину вы мысленно себе представили?

Большое желтое поле, огромное как море. Эту картину написал давным-давно замечательный русский художник

Рожь, рожь, дорога полевая Ведет неведомо куда. Рожь, рожь до свода голубого Поля без края и конца.

Эти бескрайние золотые поля - наша богатство, наш хлеб. Издавна существует на Руси обычай встречать своих гостей хлебом-солью.

На наш урок пришли гости и мы встретили их хлебом-солью, как делали это задолго до нас,

Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то встретить с честью и с почетом.

Встретить щедро от души, с уважением большим. Он на блюде расписном С белоснежным рушником. Дорогой наш гость и друг Принимай хлеб-соль из рук. П. Пышный, мягкий, пропеченный Подрумяненный слегка Хлеб с горбушкой золоченой К нам пришел издалека. III. Дороже золота и соболя Он всем и всему голова У хлеба значенье особое И так повелось это исстари -Изба пирогами красна Хлеб - самая главная исповедь Перед жизнью во все времена.

Царская Россия издавна была главным поставщиком хлеба за границу. Но крестьяне, которые выращивали этот хлеб, которые от зари до зари, не разгибая спины трудились на полях помещиков и кулаков, этот хлеб, политый потом и кровью, ели его не вдоволь.

Дорогим гостинцем был кусок хлеба, отрезанный от теплого каравая. Но был и другой

С мякиной, с трухой, со жмыхом Он все же казался желанней всего И матери тяжко и тайно вздыхали, Когда на частицы делили его.

Великий русский поэт Некрасов так писал о тяжком труде землепашца:

Руки, что вывели борозды эти Высохли в щепки, повисли как плети. Очи потухли, и голос пропал, Что заунывную песню певал. Как на соху налегая рукою Пахарь задумчиво шел полосою.

Видите, ребята, как тяжел, безрадостен был труд крестьянина, как дорого доставался хлеб. Не случайно поэтому в нарядных сказках всегда присутствуют или скатертъ-самобранка, или молочные реки с кисельными берегами. Народ мечтал об изобилии, о том, что труд на полях должен приносить радость.

Писатель Н.Чернышевский в своем романе "Что делать" нарисовал картину свободного труда.

Чтение отрывка (4-ый сон В.П.). Вы понимаете, ребята, что это была мечта. Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под теплой крышей растет хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зеленое поле. Тот, кто выращивает хлеб, никогда не бросит недоеденный кусок хлеба. Делай и ты так. Научись с детства ценить труд хлебороба.

Послушайте что написал о хлебе замечательный педагог Сухомлинский: "Никогда не забуду того дня, когда мать передала мне каравай хлеба, испеченный из новой ржи. И рядом с хлебом - отцовское письмо. Оно хранится у меня как первая заповедь: "Никогда не забывай, сын, о хлебе насущном. Я не верю в бога, но хлеб называю святым. Пусть и для тебя он останется на всю жизнь святым". Пусть же для нас с вами хлеб будет святым. В 1917 г. произошла Октябрьская революция. В стране началась разруха, голод, очень тяжело приходилось народу. Московским рабочим по осьмушке хлеба выдавали на день. Показать кусок в 125 г. И все же они делились этими крохами с голодающими рабочими Германии. В Москве, в музее Революции хранятся эти маленькие черные сухари. В этом поступке - величие настоящего человека. Именно хлебом, отношением к хлебу, умением дорожить им выверяется душевная щедрость человека. Хлеб, которым делятся с тобой в трудную минуту - не имеет равного по вкусу.

Крепла наша страна, налаживалась жизнь, на помощь людям пришли умные машины-трактора, комбайны, самолеты. Но тяжкое испытание обрушилось на наш народ. Началась В.О.В. Молодое поколение страны узнало цену военного хлеба.

Я помню хлеб, военный, горький. Он весь почти из лебеды. В нем в каждой корке, в каждой крошке Был горький вкус людской беды. И горе было частым гостем Им были детства дни полны Особо помнил мы, что счастью Был равен горький хлеб войны.

В блокадном Ленинграде, теперь он называется Санкт-Петербург, в страшную зиму 1942 г. выдавали на день маленький кусочек хлеба:

В дыму ленинградское небо, Но горше.смертельных ран Тяжелого хлеба, блокадного хлеба Сто двадцать пять грамм. Блокадный хлеб со слезой пополам. Кто ел его, о нем не забывает.

Враг надеялся задушить ленинградцев голодом. Но город жил, боролся, помогая фронту. Люди голодали, но не теряли человеческого достоинства, старались помогать друг другу и особенно заботились о детях. Если мы с вами будем в С.-Петербурге, то обязательно сходим в музей истории города и увидим маленький черный комочек, больше похожий на глину, чем на хлеб. Это очень важно и нужно нам, чтобы лучше ценить хлеб.

Знаете, ли вы, что для выпечки одного батона требуется более 10000 зерен. Сколько же зерен нужно, чтобы накормить народ страны?

Знаете ли вы, что если каждый человек за I день не доест и выбросит 50 г хлеба, то это составит у нас в интернате 10 кг, которыми можно накормить 20 человек за день, 600 - за месяц; 7200 - за год.

Знаменитый хлебороб Александр Гиталов так сказал: "Не крохоборства ради мы ведем разговор о бережливости, а потому, что бережливость-мать богатства. И порой становится обидно, что многие люди, особенно те, что не изведали голодного лиха, не ценят хлеба».

Даже не верится нам с тобою, Что кто-то сорит этим чудом земли Сердце за хлеб обливается болью, Когда он лежит в придорожной пыли И если заметить кусок в небрежной В грязи придорожной, в подножной пыли, То самое первое сердца движенье Поднять и спасти это чудо земли.

Когда вы берете в руки кусок хлеба, задумайтесь о том, труд скольких людей в нем заключен.

Не сама собой природа Хлеб на блюде подает Сколько требует ухода мать-земля за целый год. Когда за столом вы, ребята, сидите, То помните, кто для вас хлеб создает. Колхозник, рабочий, строитель, учитель, Шахтер, машинист - народ!

Для того, чтобы хлеб был у всех на столе и сегодня, и завтра, и всегда, трудится вся страна.

И труд, и хлеб - не случайные встречные. Их судьбы сплетает единый узор. Ведь труд без хлеба - трагедия вечная. А хлеб без труда - это вечный позор.

Помните, ребята, я говорила вам о том, как в трудные минуты московские рабочие помогали голодающим рабочим Германии? Сейчас, когда нам приходится трудно, на нашу беду, нашу боль откликнулись наши немецкие друзья, да и не только немецкие. Нам шлют помощь, с нами делятся люди из других стран.

Очень хорошо сказал о хлебе замечательный французский летчик и писатель Антуан де Сент Экзюпери - "Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что, им делятся за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом великого труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас спутником сострадания, потому что его раздают, или делятся в годину бедствий.

Вкус разделенного хлеба несравним ни с чем". Сейчас как никогда мы должны как можно бережнее относиться к хлебу. Он стал очень и очень дорогим. Сравните цены: белый батон стоил 25 коп., теперь он стоит 20 py6. Это его настоящая цена. Он и раньше стоил также дорого. Просто государство доплачивало за нас за хлеб, а мы не ценили его. Мы привыкли к тому, что хлеба много, что он дешевый, что черствый хлеб можно выбросить. А ведь черствому хлебу можно продлить жизнь. Каким образом?

1. Положить в целлофановый пакет на батарею, 2. Приготовить панировочные сухари. 3. Посушить гренки для супа. 4. Поджарить гренки к чаю. 5. Испечь пирог с яблоками, сварить суп.

Вспомните, какие пословицы вы знаете о хлебе?

1. Хлеб - всей жизни голова 2. Худ обед, коли хлеба нет. 3. Хлеб в закромах - счастье в домах. 4. Не красна изба углами, красна пирогами. 5. Сердить, бранись за хлебом - солью сходись. 6. Не тот хлеб, что в полях, а тот, что в закромах 7. Нашей пшеницей солнце гордится, вечер настанет, не хочет садиться.

А знаете ли вы значение пословицы. Хлеб не ешъ - откуда сила? Потому что хлеб очень сильный. В гостях на столе мы видим различные вкусные блюда, а хлеб стоит в стороне, нарезанный тонкими ломтиками, накрыт салфеткой и хозяин обносит гостей, предлагая хлеб. Хлеб не обижается на то, что его не ставят в центр стола, потому что он очень сильный, а сила не обижается. "С хлебом сила приходит". "Хлеб - всей жизни голова?"

Не мечтаем мы о чуде К нам полей живая речь! Берегите хлеб, вы, люди, Научитесь хлеб беречь. Зерна наших дней светить Позолотою резной. Говорим мы: берегите, Берегите хлеб родной.

IY. А теперь вернемся к началу нашего урока. Давайте сформулируем вместе тему нашего урока.

1. Хлеб - наше богатство 2. Берегите хлеб 3. Хлеб - всей жизни голова.

Повторите правила, которым мы должны следовать неукоснительно:

1. Береги хлеб, он дорого достается 2. Не оставляй недоеденных кусков 3. Никогда не бросай хлеб. 4. Продли жизнь хлебу. 5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по- новому относиться к хлебу.

Ведь ничего дороже нет на свете, Чем теплый хлеб, лежащей на столе.

Урок окончен. Спасибо вам за то, что были активны, спасибо гостям, за то, что пришли к нам на урок.

Приглашаем всех разделить с нами хлеб-соль.

Классный час на тему: "Хлеб - всей жизни голова"

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Амвросиевская общеобразовательная школа I -III ст.№6

Амвросиевского района Донецкой Народной Республики

Классный час по теме: «Хлеб – всему голова»

Выполнила: Вертела Ольга Александровна, учитель английского и немецкого языков Амвросиевской ОШ I -III ст№6, специалист II категории

2015г.

Аннотация к разработке классного часа по теме

«Хлеб – всему голова»
Постоянное изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей живущих на Земле. Хлеб стоит не дорого, но не все знают, каким нелёгким трудом он достаётся, какова его истинная цена . Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и ᴄᴫᴏжный путь. Для того чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий (селекционеры, агрономы, инженеры, механизаторы, рабочие элеватора, мукомолы, конструкторы, водители машин, пекари, продавцы, трактористы, комбайнёры и многие др.).

Русский народ всегда относился к хлебу с благоговением как к дару, спасающему от голода, как к богатству.

Актуальность проблемы: отношение подростков к хлебу.

Данный сценарий может быть использован для проведения классного часа в 5-6 классах в цикле воспитательных бесед.
Цель проведения данного мероприятия - изменить отношение подростков к хлебу, познакомив их с деятельностью хлеборобов; воспитывать у детей бережное отношени е к хлебу.
Сценарий предполагает проведение подготовительной работы:
- Рисунки детей и иллюстрации по теме классного часа.
- Ваза с колосками пшеницы.

Плакаты с цитатами о хлебе
- Выставка продуктов мучных и хлебных, которые производит местная хлебопекарня и которые испекли родители.

Классный час

Тема: «Хлеб – всему голова»

Цели:

Расширять знания учащихся о пользе хлеба, его ценностях, о тяжелом труде хлебороба;

Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу;

Оборудование: плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей, иллюстрации, разные виды хлеба, колосья в вазе, магнитофон.

Материал: стихи о хлебе, плакат с памяткой «Цени хлеб!», песня «Хлеб - всему голова», песня «Конфетки-бараночки», песня «Вкус хлеба».

Ход мероприятия.

Звучит песня «Хлеб – всему голова!»

Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от наших, они были намного меньше и другие на вкус. Существует такая легенда.

Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб. Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб». Что же касаеᴛся происхождения русского слова «хлеб», то его связывали с заимствованным именем Глеб, или глаголом «хлебать». Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.

1 уч. Вот он, хлебушек душистый

С хрупкой корочкой витой

Вот он, теплый, золотистый

Словно солнцем налитой.

2 уч. В нем – здоровье наше, сила

В нем – чудесное тепло

В нем – земли родимой соли

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки!

Вырастай богатырем!

3 уч. Сколько рук его растило

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Хлеб никогда не доставался людям даром. На Руси к хлебу всегда относились с благовением, а со временем возникло множество поверий про хлеб, своеобразных законов, нарушать которые было большим грехом.

Например, выпекали хлеб всегда в субботу. И смотрели, если хлеб получится хорошим – будет удача на целую неделю, если плохо пропечётся – это к слезам, подгорит – это к печали, потрескается – жди новостей. По тому, каким получался свадебный каравай, предсказывали судьбу новой семьи. Поэтому печь каравай просили человека доброго и умелого.

Россия издавна славилась хлебом. Хлеб и сейчас остается главным богатством страны. А труд земледельца – самый важный, потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь.

1уч. Вначале хлеб посеяли зерном,

Потом ростки лелеял агроном.

Затем взял колос в руки комбайнер,

В ладонях его бережно потер.

Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,

Он убирать его с комбайном в поле вышел.

2уч. Потом муку смололи из зерна

И к пекарю отправилась она.

А тот уж постараться смог:

Такие булки вкусные испек!

Цени, люби и уважай того,

Кто сеял хлеб, растил и пек его.

Викторина. Дети, а знаете ли вы…

1. В чём разница между яровой и озимой пшеницей? (яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму)

2. Куда зерно везут после уборки? (на элеватор – хранилище для зерна)

3. Где зерно превращают в муку? (на мельнице)

4. Что такое квашня? (деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)

5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (опара)

Загадки

Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб)

Корабль-великан не по морю плывет. Корабль-великан по земле идет. Поле пройдет - урожай соберет. (Комбайн)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом

(Колос)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит. (Трактор)

Учитель: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?

Ученики:

1уч. Он пахнет полем,

Горячим зноем и росой,

Прохладным ветром на просторе

И свежей утренней зарей.

Хлеб пахнет свежею мукою

И жарким пламенем печи,

Когда натруженной рукою,

Пекут из теста калачи.

2уч. Вот он – румяный и душистый

Лежит и дышит на столе.

За хлеб огромное спасибо

Всем хлеборобам на земле!

Игра со словом «хлебороб».

Составьте из букв, входящих в это слово, как можно больше других слов.

Чтение стихотворения

Ученик 1: Кто-то любит с маслом,

Кто-то любит с сыром,

А иной и с мясом

Или же с кефиром.

Ученик 2: Кто-то любит белый,

Кто-то любит чёрный,

Кто-то любит с маком

Или запечённый.

Ученик 3: Он бывает клином,

Он бывает узким,

Кто-то любит с тмином,

Или же французский.

Ученик 4: Он зерно, он колос,

Он мука и тесто

И за праздничным столом

Знает своё место.

Ученик 5:Посмотри на землю, посмотри на небо,

Ничего на свете

Нет важнее хлеба

Ребята, посмотрите на стол. Сколько разных мучных изделий из муки выпекли руки пекаря. Здесь и каравай и булочки, сдобные калачи. Оказывается, как много всего можно испечь из муки. Скажите, ребята, какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?

Много снега – много хлеба.

Хлеб – всей жизни голова.

Будет хлеб – будет и песня.

Хлеба ни куска – и в доме тоска.

Не будет хлеба – не будет и обеда.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Большой урожай – это радость для хлеборобов и всех людей страны.

Звучит музыка

Инсценировка стихотворения

Т. Коломиец «Праздник каравая»

Учитель:

К пятиклашкам на машине

Каравай приехал ныне

Пышной коркой похрустим

Всех на свете угостим.

В круг вставай, каравай,

Кого хочешь выбирай!

(Каравай становится в середину круга)

Пекаря!

Он не грел на печке бок –

Каравай ребятам пек.

Пекарь с нами поиграй

Кого хочешь – выбирай!

(входит пекарь, становится рядом с караваем)

Мельника!

Не молол он чепуху!

А смолол зерно в муку!

Мельник, с нами поиграй

Кого хочешь – выбирай!

Хлебопашца!

Он в тенечке не лежал

А хлеба растил и жал!

Хлебопашец, в круг вставай,

Кого хочешь – выбирай!

Рабочего!

Он приехал к нам с дарами –

Тягачами, тракторами!

А награда – урожай!

Всех на праздник приглашай!

Пекарь – Слава урожаю в зернах!

Мельник – Слава караваю на столе!

Хлебопашец – Слава, слава дружным рукам!

Рабочий – Слава, слава труженикам!

Хлеб – это дар Земли! Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что они в день получали небольшой кусочек хлеба, 125г и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, глинистые, но желанные для каждого человека. В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. И эти крохи помогали выжить в суровое время войны и испытаний. Мы с вами не знаем, что такое голод. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так поступать нельзя. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

А. Морозов

Военный хлеб
Я помню хлеб,
военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.

Закончилась война. Крепла страна. А хлеба все равно не хватало. И началось освоение целинных земель. Зашумели поля, заработали машины, потекло зерно в закрома Родины.

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной

Говорим мы, берегите

Берегите хлеб родной.

Берегите каждый колос

Наших радостных полей

Громкий Родины своей!

Не мечтаем мы о чуде

К нам полей живая речь

«Берегите хлеб, вы, люди

Научитесь хлеб беречь!»

Паззлы.

Из кусочков разрезанных картинок с изображением хлеба восстановить исходный рисунок.

Во время конкурса хорошее настроение всех присутствующих обеспечивает песня «Конфетки-бараночки» .

Конкурс «Золушка»

Отсортировать по видам небольшое количество перемешанных семян различных зерновых культур.

Звучит песня «Вкус хлеба» в исполнении Леонида Сметанникова

Хлеб, мир, жизнь – самое важное. Поэтому самый маленький ребенок должен беречь хлеб. Если семья из 4 человек каждый день будет выбрасывать только 11г хлеба, по всей стране опустеют 100 элеваторов, остановится 57 мельниц, 130 хлебозаводов, выпекающих 50 тонн хлеба в сутки. Не будь в числе таких людей. Останови и тех, кто бросает хлеб. Но можно продлить свежесть хлеба. Для этого надо его хранить в полиэтиленовом мешочке или в специальной хлебнице.

А сколько нужно хлеба для вашей семьи?

А если хлеб остался, что с ним можно сделать?

(Сбрызнуть буханку с боков водой и поставить в духовку на 5 минут или над кипящей кастрюлей с водой. Подсушите сухари, сделайте гренки.)

Сегодня мы много говорили о хлебе. Без хлеба люди – сироты, а земля – страдалица. И наоборот, земля – наше богатство, наша щедрая кормилица, когда она в бережных, добрых руках хозяина. (Учитель вешает на доску плакат с памяткой и читает ее)

Ребята, давайте подведем итоги нашей встречи. У вас на столе лежат картинки. Давайте повторим, с чего начинается путь хлеба. Нужно картинки расставить в правильном порядке.

И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба!»

Придержемся русской традиции гостеприимства.

(Угощение гостей)

Список использованной литературы и источников

1. М.О. Володарская. Час общения.5кл. – Х.: Изд-во «Ранок», 2011.- 176с. – (Классный руководитель).

2. М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.

3. С. А. Могилевская. Девочки, книга для вас! – М., «Детская литература», 1974

4. http ://nsportal .ru /nachalnaya -shkola /vospitatelnaya -rabota /2012/11/22/klassnyy -chas -na -temu -khleb -vsemu -golova

5. http://bobrschool.narod.ru/klasschas_2.doс