» » Игры для классных часов. Игры для классных часов (5класс) Игры в приметы классный час 6 кл

Игры для классных часов. Игры для классных часов (5класс) Игры в приметы классный час 6 кл

Цель : развивать внимание, мышление, конструкторские, а также артистические способности.

Оборудование : у учителя — образец изображения цапли, выложенный из деталей танграма, распечатки изображения землянички по клеточкам для каждого ученика, карточки с диалогами для каждой пары, распечатки криптограммы для каждой пары; у учащихся — танграм, тетрадь в клетку, ручка.

Учитель. Сегодня я предлагаю вам, ребята, выполнить несколько занимательных заданий, которые помогут вам в развитии ваших творческих способностей.

Начнем с разминки. Сейчас я буду читать вам стихотворные строчки, в которых могут быть допущены ошибки. Найдите их и исправьте.

Устная коллективная работа.

Ласково мурлычет он спросонок,

Розовый веселый поросенок.

Рыбу в речке я удил,

Пел мне песни крокодил.

Грозно может зверь реветь,

Потому что он медведь.

Кто с утра в хлеву мычит?

Ну, конечно, синий кит!

По пустыне мчится лихо

Косоглазая зайчиха.

Словно соня, в самом деле

Ползет улитка еле-еле.

С цветка на цветок, как пушинка,

Морская порхает свинка.

«Ку-ку, ку-ку», — поет нам соловей,

И нет этой песни в лесу веселей.

Закончив долгий свой полет,

Сел на кормушку бегемот.

Сцепились два задиры-рака,

И началась большая драка.

Задание 1. Решите задачи про транспортные средства.

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два слепящих огонька. (Автомобиль)

Автомобиль «Жигули» и мотоцикл «Хонда» врезались друг в друга, в результате чего получился цикломобиль «Жигульонда». Сколько колес у нового транспортного средства, если половина колес при аварии отлетела? (3 колеса)

Сделать «Кадиллак» из «Запорожца» очень просто, надо только «Запорожец» растянуть в два раза в длину. Длина «Запорожца» три метра пять дециметров. Какова длина «Кадиллака» в метрах? (7 метров)

По дороге едут три грузовика, В кузове каждого грузовика — две легковые машины. В багажнике каждой легковушки четыре игрушечных машинки. Сколько всего машин в задаче? (33 машины)

Для решения последней задачи необходимо нарисовать на доске схему.

Задание 2. Выложите изображение цапли из деталей танграма.

У меня ходули —

Не страшит болото.

Лягушат ищу я —

Вот моя забота. (Цапля)

На доску помещается образец выложенной из танграма цапли. Идет самостоятельная работа.

Задание 3. Найдите примеры с ошибками. Исправьте их.

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете. (Цифры)

Открывается запись на доске.

Задание 4 . Перерисуйте по клеточкам изображение земляники.

На лесной полянке

Красуется Татьянка —

Алый сарафан,

Белые крапинки. (Земляника)

Дети получают распечатки задания.

Задание 5 . Инсценировка юмористических миниатюр.

Учитель.

Он и волк, и Дед Мороз,

И смешит ребят до слез.

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра — машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он...(артист).

А теперь я предлагаю вам поработать артистами. Инсценируйте юмористические диалоги.

Работа в парах. Учащиеся получают карточки, репетируют в течение 2—3минут, затем инсценируют диалоги перед классом.

Учительница . Ты запомнил, что я говорила сегодня на уроке?

Ученик . Запомнил.

Учительница . Повтори!

Ученик . Вовочка, не балуйся! Вовочка, сиди тихо...

Бабушка . Это ты выбросил дуршлаг?

Внук . Я выбросил!

Бабушка . А зачем?

Внук. Так он весь в дырках!

Врач. Сашенька, у тебя есть жалобы на ухо, горло, нос?

Саша . Да, они мешают мне, когда я надеваю свитер.

Учительница . Сережа, кем ты мечтаешь стать?

Какую профессию хочешь выбрать? Сережа. Я хочу стать Дедом Морозом! Классная профессия. Недельку посуетился, побегал с подарками и целый год свободен.

Учитель. Составь предложение со словами «кот» и «смотреть». Ученик. Когда я случайно наступил коту на лапу, он закричал: «Смотреть нужно, куда наступаешь!»

Дочка . Пап, а пап, ты почему все конфеты на самом верху елки повесил?

Папа. Это чтобы ты все конфеты до Нового года не съела.

Дочка . Так что же, папа, мне теперь серпантин до

Нового года есть, что ли?..

1-я девочка. Куда вы ходите за грибами?

2-я девочка . К соседям на балкон.

1-я девочка. Они их там выращивают?

2-я девочка . Нет, сушат.

Сын . Папа, мне приснилось, что ты дал мне сто рублей.

Папа . Оставь их себе, сынок.

Задание 6. Решение криптограммы.

Она недаром молвится,

Русская... (пословица).

Учитель. Расшифруйте криптограмму, и вам откроется русская пословица. Объясните ее смысл.

Учащиеся получают распечатки задания. Работа в парах. Проверка.

КРИПТОГРАММА

Ключевые слова:

— чертежный инструмент, который поможет построить окружность. (Циркуль)

— говорят, что если он тихий, то в нем черти водятся. (Омут)

Ответ. Скромность всякому к лицу.

Здравствуйте, ребята!

Тема нашего урока "Игры народов мира", с которыми я вас познакомлю. Но прежде, чем начать урок, я вам раздам карточки. На них написаны цифры 1, 2, 3 . В ходе классного часа я буду вызывать вас на игру по цифрам.

    Ребята, какие игры вы знаете?

    В какие игры вы любите играть?

    А как вы думаете, какая игра самая древняя?

    Можно ли разделить игры на игры для мальчиков и игры для девочек?

    Как вы думаете, в те игры, которые вы называли, во всех странах играют?

В культуру каждого народа входят созданные ими игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.

Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у молодежи и развивает физическую культуру.

ЛАПТА

В древних русских летописях есть упоминание о народной игре - лапте. Среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, обнаружено немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Тысячи лет живет эта игра в народе. В древности, лапта была любимейшей молодецкой забавой. У разных народов мира есть много родственных игр. Они имеют свои правила и называются по-разному: у англичан - крикет, у американцев - бейсбол, у кубинцев - пелота, у финнов - песа палло, у немцев - шлагбал. Норвежские археологи при раскопках находят биты для игры в лапту, которая у викингов пользовалась успехом. Эта игра не требует ни особых дорогостоящих принадлежностей, ни специально фундаментально оборудованных площадок, что в настоящее время приобретает особую актуальность. Для игры необходимы игровая площадка размером 40-55 м в длину и 25-40 м в ширину с травяным или искусственным покрытием, цельнодеревянная бита длиной 60-110 см, весом не более 1500 г и теннисный мяч.Лапта - игра командная. Каждая команда согласно действующим правилам состоит из 10 игроков. Лапта относится к ситуационным видам спорта, особенностью которых является непрерывное изменение структуры и интенсивности двигательных актов. Известно, что общим признаком, находящим свое выражение в любой спортивной игре, является высокая психическая напряженность соревновательной борьбы. Лапта в этом отношении не составляет исключения. Вместе с тем она имеет свои особенности. В лапте в отличие от других командных игр не нужно забивать голы, забрасывать мячи в корзину, здесь результат определяется количеством удачно проведенных перебежек, за которые команде начисляются очки. Каждая команда старается играть как можно дольше в нападении, ведь только игра в нападении позволяет сделать результативную перебежку. В защите же можно набирать очки за пойманные с лёта мячи. Бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая ориентировка составляют основу игры. В связи с тем что двигательная активность каждого игрока команды имеет конкретную направленность, в лапте спортсменов различают по амплуа. В нападении это первый бьющий, второй бьющий, третий бьющий, четвертый бьющий, пятый бьющий и шестой бьющий; в защите - подающий, правый ближний, левый ближний, центральный, правый дальний и левый дальний защитники.

ГОРОДКИ

Старинная славянская игра. Её история насчитывает несколько веков. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси. Линии разметки можно прочертить мелом или яркой краской, штрафную линию - можно песком. Все фигуры, кроме 15-й, строятся на середине лицевой линии.

1) Любую фигуру начинают выбивать с дальней линии (кона). Если выбит хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с ближней линии (полукона).

2) Городок считается выбитым, если он полностью вышел за пределы "города". Городок, вышедший за линию и вновь вкатившийся в "город", считается выбитым.

3) Бросок считается потерянным, если: - бита коснулась штрафной линий или земли перед ней; - игрок в момент броска наступил или заступил за линию кона (полукона). Все городки в этих случаях ставятся на прежние места, повторять удар, не разрешается. В городки можно играть одному, "один на один" и команда на команду. В каждой команде может быть до 5-ти игроков. Когда первая команда закончит свои броски (каждый игрок по очереди может бросить только две биты), начинает выбивать свои фигуры вторая команда и так далее. В каждой партий может разыгрываться от 5 до 15 фигур, фигуры ставятся последовательно одна за другой в установленном играющими порядке. В ходе игры по договоренности можно менять или уточнять условия и правила игры.

IV.1. Игра "РУЧЕЕК"

А сейчас мы с вами поиграем. Ко мне выходят те ребята, у которых есть карточка с цифрой 1.

Игра называется "Ручеек". Играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку "ручейка" и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка"... И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен.

Ребята, изображение какой страны вы видите на экране? Почему?

Мало найдется людей, которые не увлекались бы настольными интеллектуальными играми. Все популярные настольные игры - шахматы, карты, нарды - имеют азиатское происхождение. Не говоря уж про игральные кости: археологи находят их в слоях, датируемых временем задолго до начала нашей эры. В настоящее время многие традиционные восточные игры приобрели общемировое признание и популярность. Во многих странах мира существуют национальные федерации го, рэндзю, китайских шахмат, проводятся чемпионаты мира. Многие из этих игр имеют оригинальную механику и исключительно увлекательны.

Кунчжу - одно из самых любимых развлечений в Китае. Развлечение, яркое представление и тренировка внимательности и ловкости в одном флаконе. Игрушку кунчжу называют "китайским йо-йо". Как несложно понять из названия, кунчжу изготавливается из бамбука, состоит из оси и одного или двух колес по краям этой оси. К ней же присоединяются палочки на длинных нитях. Именно с помощью этих палочек игрушкой можно управлять. На колесиках присутствуют несколько квадратных отверстий. Когда через них проходит воздух, игрушка издает свистящий звук.

Есть одна особенность в Китае - традиционный столовый прибор - Памлочки для едым . Это пара небольших палочек. исследования в позволяют сделать вывод, что палочки для еды, которые в Китае называют куайцзы появились около 3 тысяч лет назад. Слово куайцзы состоит из двух частей: куай - "скоро, быстрый, ловкий", и цзы - признак предмета. Пользуются ими 30 % людей - столько же, сколько пользователей вилкой. Куайцзы - квадратные у основания, чтобы не катились по столу. Длина их - примерно 25 см, а кухонные, обычно , раза в полтора длиннее.

А сейчас мы с вами поиграем в игру, родом из Китая. Называется она "Китайский ужин". Ко мне выходят те ребята, у которых есть карточка с цифрой 2.

IV.2. Игра "КИТАЙСКИЙ УЖИН"

Для этой игры вам необходимо разделиться на две команды (учитель помогает детям разделиться). В тарелках насыпано равное количество мелких конфет. По хлопку участники должны как можно быстрее съесть предложенное "блюдо", пользуясь палочками.

Спасибо вам за игру, садитесь на свои места.

На нашем экране появились новые изображения. Как вы думаете, к какой стране они относятся? Почему?

Египет - волшебная страна. Это родина одной из самых древних и самых развитых цивилизаций, которая оказала колоссальное влияние на развитие мировой культуры. Пирамиды, фараоны, мумии - эти понятия известны даже самым далеким от истории людям. Древние египетские пирамиды - одно из семи чудес света, единственное дошедшее до наших дней в почти первозданном виде. Всего пирамид в Египте несколько сотен. Самая известная из них и является одним из чудес света - пирамида Хеопса, тайна, постройки которой до сих пор не разгадана. Великий сфинкс - ещё одна знаменитая достопримечательность Египта, наравне с пирамидами. Великий сфинкс - самый большой и древний сфинкс в мире. Сфинкс представляет собой гигантскую статую с головой человека и телом льва, лицо его обращено на восток. Статуя вырублена из известняка, и на сегодняшний день вся покрыта трещинами, истёрта и побита ветрами. В "Городе мёртвых" располагается " Долина мумий". В данном месте захоронены 11 мумий, найденных в 1997 году, которые очень хорошо сохранились. Примерный возраст мумий - 1800 лет. Посмотрите на экран. Вот так выглядят мумии.

IV.3. Игра"МУМИЯ"

Ребята, у которых есть карточка с цифрой 3, выходите ко мне. Мы с вами поиграем в игру " Мумия ". Я предлагаю вам разделиться на команды по 3 человека.

Первый участник стоит неподвижно - это "мумия". Второй участник старается как можно быстрее и плотнее обмотать "мумию" туалетной бумагой с шеи до ног. Как только он закончит, третий участник должен размотать мумию обратно. Выигрывает та команда, которая не только справилась быстрее, но и как можно меньше порвала бумагу.

Очень интересные "мумии" у вас получились! Присаживайтесь.

Ребята! Какие вы молодцы!!! Все правильно отвечали, помогали друг другу. Мне с вами очень понравилось работать!

V.Подведение итогов. Релаксация.

    Хотелось бы узнать и ваше мнение о нашем мероприятии.

    Какая игра вам понравилась?

    В игры, каких стран вы хотели бы поиграть?

В игры, в которые мы видели, действительно играют сегодня дети указанных стран. И вы сами можете играть в игры. Об играх народов мира можно узнать из книг, можно найти по интернету. Мне очень хочется, что бы наш урок вам запомнился. Спасибо вам за урок!

Цели: закреплять знания, полученные на уроках; развивать коммуникативное общение, любознательность, познавательные способности, умение увидеть новое в знакомом.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня к нам в гости пришел Старичок-Мозговичок (появляется ребенок, специально подготовленный, одетый в костюм гнома). Он предлагает нам поиграть в «Веселый марафон» и утверждает, что те задания-заморочки, которые он нам подготовил, мы ни за что не отгадаем. Ну, что, ребята, принимаем предложение Старичка-Мозговичка? Покажем, на что мы способны? Но соревноваться мы будем друг с другом, то есть командами. Победителей ожидает приз. (В конце игры все игроки: и победители, и участники - получают сладкий приз - по яблоку или груше)

Итак, делимся на команды, каждой команде придумываем название.

II. Конкурсы.

1. Веселая грамматика.

Назовите детенышей следующих животных. Это игра-кричалка. Отвечать следует хором. Команды отвечают поочередно, по два слова.

Кошка - котёнок собака - щенок гусь - гусёнок лошадь - жеребёнок скворец - скворчонок свинья - поросёнок лягушка - лягушонок корова - теленок

2. Проще простого.

а) Некоторые люди не умеют правильно спеть песенку. Найдите в этих словах то, на что им наступил медведь:

Мухомор, духовка, суховей, пуховик, чепуховина (ухо).

индюшка - индюшонок овца - ягнёнок коза - козлёнок курица - цыплёнок кролик - крольчонок змея - змеёныш заяц - зайчонок таракан - ?

б) В словах найдите растение, из которого получают прядильное волокно и масло:

Клён, плёнка, паслён, маслёнка, пелёнка (лён).

3. Имена девочек.

Из набора букв составьте имена девочек.

4. Животный мозголом.

Составьте из приведенных слов названия животных.

СОН + ОР + ГО = (носорог)

ТАЗ + РЕ + СОК = (стрекоза)

ШАГ + Я + ЛУК = (лягушка)

ЛУБ + ВОЙ = (буйвол)

СОЛЬ = (лось)

БИЧ + СИ = (чибис)

КРЫША + МАТ = (мартышка)

ПЕНА + APT = (пантера)

5. Геосоединялка.

Составьте названия столиц и соедините их стрелками с соответствующими государствами.

6. Превращалки.

Попробуйте превратить одно слово в другое, меняя по одной букве за один раз.

7. Отдохнем!

А сейчас берем тайм-аут и отдыхаем несколько минут. А заодно подводим промежуточный итог игры на данный момент.

Знаете ли вы, что...

Чтобы произвести 100 граммов мёда, пчела собирает нектар из 190 ООО цветков.

Лошадям удобнее спать стоя, нежели лёжа. Они могут вообще не ложиться в течение нескольких месяцев.

При сильном морозе выживают только гуси и кошки, которые могут переносить температуру -110 градусов. Белые медведи и тюлени выдерживают мороз до -80, а большинство млекопитающих лишь -45 градусов.

Кукушка подбрасывает свои яйца в гнезда других птиц вовсе не из-за легкомыслия, как мы привыкли думать, а совсем по другой причине: она не может высиживать птенцов в гнезде, так как несет яйца не сразу, как другие птицы, а с большими интервалами.

8. Слова-звёздочки.

9. Переставлялка.

Методом перестановки букв составьте новое слово.

УКОР (урок)

КОНУС (сукно)

МАРШ (шрам)

ОТМЕНА (монета)

КОЧЕРГА (кочегар)

ЛЕЙКА (лакей)

БАНКА (кабан)

КОЛБА (бокал)

КОЛЬЦО (цоколь)

ФАРШ (шарф)

АНИС (сани)

10. Веселые вопросы.

1) В каком городе сто девочек и один мальчик? (Севастополь)

2) Какую картошку не ест колорадский жук? (Пирожное)

3) В названии какой птицы сорок букв? (Сорока)

4) Какой месяц короче других? (Май)

5) Какой конь без ног? (Шахматный)

6) Какой гость первым делом появляется на кухне? (Таракан)

7) Что не купишь за деньги? (Здоровье)

8) На каких полях не растет трава? (На полях шляпы)

9) Какой заяц не боится лисы? (Автобусный)

10) Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)

11) Как написать «инжир» шестью буквами? (Смоква)

12) У какого охранника 100 лиц? (Сторож)

13) Какое ушко не слышит? (Игольное)

14) Какой овощ самый музыкальный? (Фа-соль)

15) У ста мышей много ли ног да ушей? (Четыреста ног и двести ушей)

16) Один дед, два отца и два сына в три пары сапог обулись все. Сколько же их было? (Трое)

11. Рассуждалки.

а) Разместите в квадратной комнате десять стульев таким образом, чтобы у каждой стены стояло одинаковое количество стульев.

б) Из монеток выложили пирамидку. Переложи три монеты так, чтобы пирамида смотрела вверх.

12. Загадки.

1) Сапожник - не сапожник,

Портной - не портной:

Держит во рту щетинку,

В руках ножницы. (Рак)

2) Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями. (Гвоздики)

3) От названия какой реки произошло имя грузовика «КамАЗ»? (Кама)

4) Как называется тихое местечко, где черти водятся? (Омут)

5) Несется и сигналит,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой. (Мотоцикл)

6) Землеройная машина

Без бензина и без шины

Землю каждый день рыхлит,

Строит длинный лабиринт. (Крот)

7) Поле черно-белым стало;

Падает то дождь, то снег,

А еще похолодало -

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи

Что за месяц, подскажи! (Ноябрь)

8) Что может в одно и то же время:

Висеть и стоять, стоять и ходить,

Ходить и лежать, лежать и врать? (Часы)

9) Кто над нами вверх ногами

Ходит - не страшится,

Упасть не боится,

Целый день летает,

Всем надоедает? (Муха)

10) Бабушка Варвара

Всюду их искала.

Не залезла чуть в трубу,

А они нашлись на лбу. (Очки)

13. Буквенная арифметика.

КУПОЛ + СПЕКТР - ЛУК = улица (проспект)

(СОКОЛ - С) + (КЫШ - К) = часть фуражки (околыш)

ЦЕНА + ЛИСТ = ? (лестница)

АС + СИТРО = ? (ассорти)

ДУБИНА + КИЛЬ - А = часы (будильник)

14. Чайнворд.

Впишите, следуя по стрелкам, в свободные клетки буквы, которые начинают одно слово и заканчивают другое.

Ответ: 1. Сало; сырок; 2. Пласт; 3. Таран; 4. Крыло; 5. Наган; 6. Опора; 7. Аркан.

III. Подведение итогов «марафона».

Сценарий интеллектуального путешествия в страну знаний на тему «Знание - сила»

Предлагаемая игра в форме интеллектуального путешествия в Страну знаний может быть проведена без всякой предварительной подготовки. В роли ведущего может выступить классный руководитель. В игре принимают участие от двух до шести команд - вопросы и задания даны «с запасом». Можно также предложить каждой команде выбрать девиз, громко произнести его во время представления - это уже требует дополнительных репетиций, что побуждает детей к общению, к объединению. Авторы предлагают несколько вариантов речовок - девизов, по аналогии с которыми дети могут составить свои.

Ход игры.

Команды сидят на своих местах. К доске выходят только капитаны. Ведущий задает вопросы команде, желающие ответить поднимают руки. Капитан говорит, кто будет отвечать. За правильный ответ ведущий дает капитану монету. Капитан передает ее участнику, давшему ответ на вопрос. Жюри и судей для этой игры выбирать не нужно. Результаты каждой команды-экипажа будут определены при подсчете количества заработанных командами монет. Это по сценарию происходит в конце игры, на Острове сокровищ.

Цели: способствовать развитию у детей любознательности; формировать положительное отношение к знаниям, книгам; развивать у детей умение работать в команде; побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора, форма: интеллектуальная игра.

Подготовительная работа: разделить класс на команды, выбрать в каждой команде капитана. Каждая команда должна придумать название и девиз. Девиз нужно произнести громко и дружно во время представления команд.

Примеры девизов

Сила есть - ума палата!

Учись на пять - будешь все знать!

Учиться на пять - сильнее стать!

За ученого двух неученых дают!

Науки и знания - наше призвание!

Люби науки - не будет скуки!

Хочу все знать!

Учись, учись, учись и больше не ленись!

Оборудование:

1. За день-два до классного часа изготовить 100-120 маленьких монет достоинством 1 «сила» из плотной бумаги (можно разного цвета). Эти монеты ведущий будет вручать командам за каждый правильный ответ. Перед началом классного часа монеты нужно сложить стопочками на столе учителя.

2. Для награждения победителей изготовить из плотной бумаги паспорт гражданина Страны знаний.

3. Подготовить карточки (полоски бумаги), на которых записать по два слова с перепутанными буквами.

1. ПРЕНД МУРА

2. ГОЛАВ НАЕЛ

3. ЗАТЕМ ЛАУР

4. НАДУЙ ВЕНА

5. РЕТЕК МАКА

6. ШТЫРИ ЛАВИС

Оформление: записать на доске название игры и перечислить в столбик названия остановок в ходе интеллектуального путешествия: «Три тропинки», «Долина чисел», «Пещера иносказаний», «Путаница», «Перекресток трех дорог», «Пятерочка», «Остров сокровищ».

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Игра «Знание - сила».

1. Конкурс-разминка «Три тропинки - ответы без запинки».

2. Конкурс «Долина чисел».

3. Конкурс «Пещера иносказаний».

4. Конкурс «Путаница».

5. Конкурс «Перекресток трех дорог».

6. Конкурс «Пятерочка».

7. Конкурс «Остров сокровищ».

III. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Дорогие ребята! Всем известна крылатая фраза: «Знание - сила». Сегодня вам предстоит помериться силами в Стране знаний. В этой стране сильным считается тот, кто больше знает. Каждый правильный ответ оценивается в одну «силу» - так называется валюта Страны знаний. Последний пункт нашего путешествия - «Остров сокровищ». Здесь вы будете подсчитывать заработанную валюту, а те, у кого «сил» окажется больше всех, получит звание «Силач 7 "А"» и станет гражданином Страны знаний. В путешествие мы отправляемся (количество команд) экипажами, которые носят названия советских космических аппаратов. Каждый экипаж должен был придумать девиз на тему знаний, учебы, учения.

Прошу капитанов команд выйти на стартовую площадку (к доске).

Итак, знакомьтесь: экипаж № 1 «Восток», капитан (имя, фамилия)-, экипаж № 2 «Союз», капитан (имя, фамилия); экипаж № 3 «Салют», капитан (имя, фамилия); экипаж № 4 «Мир», капитан (имя, фамилия); экипаж № 5 «Буран», капитан (имя, фамилия); экипаж № 6 «Восход», капитан (имя, фамилия).

(Во время представления экипажей команды встают и по сигналу капитана громко произносят свой девиз.)

Экипажи готовы, отправляемся в путь. В Стране знаний нас ждут интересные вопросы. Команды по очереди будут отвечать на них, зарабатывать валюту. Если команда не дает ответа, то на этот вопрос сможет ответить следующий по порядку экипаж. Монеты за правильные ответы я буду вручать капитанам, а они передадут их тем, кто отвечал на этот вопрос.

II. Игра «Знание - сила»

1. Конкурс-разминка «Три тропинки - ответы без запинки»

Классный руководитель. Первый конкурс - разминка. Три темы - три тропинки. Отвечаем быстро и без запинки. На первой тропинке мы проверим, знаете ли вы имена великих людей. Эти имена настолько известны, что я даже не буду задавать вопрос - вы сразу назовете имя.

Вопросы для разминки «Великие имена»

1. «Джоконда». (Леонардо да Винчи.)

2. «Путешествие Гулливера». (Джонатан Свифт.)

3. «Лебединое озеро». (Петр Ильич Чайковский.)

4. Король вальса. (Иоганн Штраус.)

5. Король рок-н-ролла. (Элвис Пресли.)

6. «Руслан и Людмила». (А.С. Пушкин.)

На второй тропинке вопросы про все «самое-самое» в России.

Вопросы для разминки «Самое-самое в России»

1. Самое большое и глубокое море у берегов России. (Берингово.)

2. Самое мелководное море на Земле. (Азовское.)

3. Самый большой полуостров России. (Таймыр.)

4. Самый большой остров России. (Сахалин.)

6. Самое глубокое озеро в России и в мире. (Байкал.)

Третья тропинка вьется среди чащи иностранных слов. Если смысл их вам ясен, вы выберетесь из чащи.

Вопросы для разминки «Иностранные слова вокруг нас»

1. Как называют ведущего концерта? (Конферансье.)

2. Как называют коллекционеров монет? (Нумизматы.)

3. Как называют отдел магазина, где можно купить нитки, иголки, перчатки? (Галантерея.)

4. Как называют отдел магазина, где можно купить сахар, макароны, крупу? (Бакалея.)

5. Как называется объявление о том, что все билеты проданы? (Аншлаг.)

6. Как называют ребенка, который развит не по годам? (Вундеркинд.)

2. Конкурс «Долина чисел»

Классный руководитель. Три тропинки выводят нас прямо в Долину чисел. Здесь нас ждут вопросы, связанные с числами. Ответы не обсуждаются. Цена правильного ответа, как всегда, одна «сила». Итак, задание очень простое: нужно привести пример пословиц, в которых содержатся числа. Игра продолжается до тех пор, пока команды вспоминают пословицы.

(Учитель дает слово каждой команде по очереди. Команды приводят примеры пословиц.)

1. Один в поле не воин.

2. Одна голова хорошо, а две головы лучше.

3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

4. За одного битого двух небитых дают.

5. Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

6. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

7. Одна ласточка весны не делает.

8. Семеро одного не ждут.

9. Семь раз примерь, один раз отрежь.

10. Первый блин комом.

11. У семи нянек дитя без глазу.

12. Из двух зол выбирай меньшее.

13. Две собаки дерутся, а третья не приставай.

14. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

15. Один за всех и все за одного.

16. С одной ягоды сыт не будешь.

17. Бешеной собаке семь верст не крюк.

18. Ни два ни полтора.

Есть еще примеры пословиц? Если нет, продолжаем путешествие.

3. Конкурс «Пещера иносказаний»

Классный руководитель. А теперь мы попадаем в Пещеру иносказаний. Здесь прячутся такие словосочетания, в которых скрыт смысл известных слов и понятий. И в то же время иносказание не только скрывает, но и ярче выражает само понятие. Итак, вам нужно разгадать иносказания со словами «отец», «мать», «сестра». Ответы можно обсуждать в течение 1 минуты.

(Учитель задает по одному вопросу каждой команде.)

1. Его называют «отцом истории». (Геродот.)

2. Его называют «отцом медицины». (Гиппократ.)

3. Его называют «отцом комедии». (Аристофан.)

4. Его называют «отцом трагедии». (Эсхил.)

5. Его называют «отцом космонавтики». (Циолковский.)

6. Ее называют матерью всех пороков. (Лень.)

7. А.П. Чехов называл ее сестрой таланта. (Краткость.)

8. А.В. Суворов называл ее матерью победы. (Дисциплина.)

9. Эту планету называют сестрой Земли. (Венера.)

10. Эту вредную привычку называют родной сестрой преступности. (Наркомания.)

11. Эту хорошую привычку называют родной сестрой красоты. (Опрятность.)

12. Эту ягоду называют родной сестрой малины. (Ежевика.)

4. Конкурс «Путаница»

Классный руководитель. Ну что ж, после Пещеры иносказаний нас ждет еще одно испытание - словесный лабиринт. В нем находятся названия рек. Но все буквы в каждом названии перепутались, и ничего нельзя понять. Нужно сложить буквы правильно, и реки вырвутся на свободу. Иначе нам грозит наводнение! На выполнение этого сложного и ответственного задания каждой команде дается по 1 минуте. Начали! (Засекает время.)

(Учитель раздает детям листочки бумаги, на которых записаны сочетания букв (по два на каждую команду).)

1.ПРЕНД. (Днепр.)

2. ГОЛАВ. (Волга.)

3. ЗАТЕМ. (Темза.)

4. НАДУЙ. (Дунай.)

МУРА. (Амур.) НАЕЛ. (Лена.) ЛАУР. (Урал.) ВЕНА. (Нева.)

5. РЕТЕК. {Терек.) МАКА. (Кама.)

6. ШТЫРИ. (Иртыш.) ЛАВИС. (Висла.)

Минута истекла. Прошу показать результаты расшифровки.

(Учитель называет команды, те произносят названия рек, которые были зашифрованы. Учитель вручает монеты за выполнение задания.)

Очень хорошо, что вы освободили реки из путаницы лабиринта и спасли нас от угрозы наводнения!

5. Конкурс «Перекресток трех дорог»

Классный руководитель. Вот мы и выбрались из лабиринта и оказались... на перекрестке трех дорог. Тут, как и положено, стоит большой камень. На нем вопросы с тремя ответами. Выберешь правильный ответ - прибавишь себе «сил», а выберешь неправильный - останешься с носом.

Итак, вопросы и варианты ответов. Вы выбираете только один. Без обсуждения!

(Учитель задает по одному вопросу командам, оплачивает монетами правильные ответы.)

1. Португалец Фернандо Магеллан первым совершил:

а) погружение в пучины океана;

б) кругосветное путешествие;

в) полет на воздушном шаре.

2. Валентина Терешкова - первая в мире женщина, которая побывала:

а) на войне;

б) в космосе;

в) на подводной лодке.

3. Русский физик А.С. Попов сделал первый в мире:

а) электрический фонарик;

б) компьютер;

в) радиоприемник.

4. Русские офицеры Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев первыми увидели:

а) Антарктиду;

в) айсберг.

5. Иван Ползунов изобрел первую в мире:

а) швейную машинку;

б) печатную машинку;

в) паровую машину.

6. Джордж Вашингтон был избран первым:

а) академиком;

б) президентом США;

в) председателем конгресса.

6. Конкурс «Пятерочка»

(Для этого конкурса учителю нужно подготовить и сложить на столе б стопочек по 5 монеток.)

Классный руководитель. Вот наконец и столица Страны знаний - Пятерочка! Тут «водятся» такие вопросы, на которые нужно дать не один, а пять ответов. А значит, можно сразу получить 5 «сил». Отвечают без подготовки и без пауз все члены команды. Как только будут даны 5 правильных ответов, команда получает 5 монет, если будет допущена хотя бы одна ошибка или пауза продлится больше 3 секунд, команда не получает ничего. Итак, слушаем вопросы.

(Учитель задает вопросы командам. Дети отвечают без обсуждения, дополняя друг друга.)

1. Какое бывает стрелковое оружие? (Пистолет, пулемет, автомат, огнемет, гранатомет, винтовка, ружье и т. п.)

2. Какие бывают полевые цветы? (Одуванчик, ромашка, колокольчик, василек, лютик, мак, клевер и т. п.)

3. Назовите пять видов единоборств. (Ушу, тхеквондо, самбо, рукопашный бой, карате, кикбоксинг, дзюдо, греко-римская борьба, вольная борьба, бокс и т. п.)

4. Назовите пять ядовитых растений. (Дурман, волчье лыко, вороний глаз, ландыш, белладонна и т. п.)

5. Назовите пять марок легковых автомашин. («Вольво», «Мерседес», «Жигули», «Волга», «Фольксваген», «Москвич», «Шкода», «Шевроле» и т. п.)

6. Назовите пять европейских государств. (Англия, Германия, Франция, Испания, Италия, Португалия, Швеция, Дания, Финляндия и т. п.)

7. Назовите пять офицерских званий. (Лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник и т. п.)

8. Какие деревья растут на территории России? (Дуб, береза, клен, осина, ива, ель, сосна, ясень и т. п.)

9. Назовите пять шахматных фигур. (Пешка, ладья, конь, ферзь, король.)

10. Назовите фамилии пяти русских писателей. (Пушкин,Лермонтов, Тургенев, Толстой, Достоевский, Островский, Куприн и т. п.)

11. Назовите пять хищных птиц. (Орел, ястреб, беркут, коршун, гриф и т. п.)

12. Назовите пять певчих птиц. (Соловей, иволга, дрозд, жаворонок, канарейка и т. п.)

7. Конкурс «Остров сокровищ»

Классный руководитель. Ну вот мы и прибыли на Остров сокровищ! Здесь вам предстоит подсчитать, сколько же «сил» вам удалось собрать.

(Звучит музыка, дети считают монеты.)

Подсчет окончен. Я даю слово капитанам. Прошу записать на доске общее количество баллов, а также фамилию и результат игрока, набравшего больше всего монет.

(Капитаны выходят к доске, записывают результаты.)

Ну что ж, самым успешным наше путешествие оказалось для экипажа (название). Этот экипаж набрал умственных «сил» больше всех - (называет сумму). Все члены экипажа становятся гражданами Страны знаний и получают паспорт этой страны. А звание «Силач 7 "А"» получает (имя, фамилия).

(Учитель вручает команде символический паспорт Страны знаний. Дети приветствуют победителей аплодисментами.)

III. Подведение итогов

Примерные ответы детей:

Мне понравилось искать ответы на перекрестке.

Мне запомнился конкурс, в котором мы вместе подбирали по пять ответов, заработали пять «сил».

Интересно было разгадывать вопросы о словах, мы не знали, но догадались о значении многих слов.

Такие путешествия очень нужны, потому что после них хочется что-то искать в книжках, узнавать что-то новое.