Дети невинны, как ангелы.
Они приносят нам радость, они делают нас лучше. Горе тому, кто заставит страдать ребенка.
/ Ф.М. Достоевский
Довольно часто на прием приводят особенных детей.
Особенности у каждого ребенка свои. Аутизм, СДВГ, ДЦП, синдром Дауна и другие.
Л.С. Выготский (выдающийся советский психолог, автор культурно-исторической концепции развития высших психических функций) неоднократно в своих работах утверждал, что ошибочным является видение проблемы особенных детей (здесь мы имеем в виду за исключением соматических и органических повреждений) как болезни.
В большинстве случаев на практике мы видим подтверждение данной концепции, специалисты наблюдают социальную и педагогическую запущенность, а не биологический феномен.
Л.С. Выготский утверждал, что для достижения результатов необходимо развивать глубокие пласты и богатые залежи психического здоровья таких детей. А они есть у каждого человека, и особенные дети не являются исключением, им просто нужно немножечко больше времени и внимания.
Безусловно, все эти дети нуждаются в психологической или психолого-педагогической помощи!
Но, к сожалению, без помощи родителей специалисту не справиться!
Этой статьей я начну цикл, посвященный особенным детям и тому, как их родители могут им помочь улучшить качество жизни в нашем сложном и требовательном мире. Это не значит, что ребенка не стоит водить к специалисту - достичь максимального результата можно только в сотрудничестве.
И начну я с самого главного в жизни ребенка: мамы или фигуры, замещающей мать (ФЗМ).
О мамах особенных детей
Каждая мама или ФЗМ не понаслышке знает, как тяжело любить особенного ребенка. Мало кто из мам может признаться другому, насколько ей бывает тяжело и сколько раз она ненавидела и ребенка, и себя, и свою судьбу за то, что с ней произошло. Страшно даже писать о том, сколько раз закрадывались мысли отдать ребенка в специализированное учреждение. И многие отдают и живут с разрушающим чувством вины, не всегда сами понимая, откуда у них появилась «привычка» травмировать собственное тело и душу. А у некоторых мам и ФЗМ бывают мысли и пострашнее…
Можно ли понять и принять такие мысли и желания?
Для человека со стороны, скорее всего - нет, но для того, кто живет в мире особенных детей и сталкивается с трудностями, эти чувства не вызывают ужаса.
Большинство семей оказываются наедине со своими проблемами. К сожалению, ни материальной помощью, ни информационной поддержкой в большинстве случаев такие семьи не обладают. Благо на сегодняшний день у многих есть Интернет и возможность общаться с семьями с подобными проблемами. Создаются сообщества и общественные организации помощи особенным детям.
В самолетах при инструктаже всегда говорят о том, что в первую очередь маску одевать нужно на взрослого. Многие не понимают и даже возмущаются, услышав подобное. Но это правильно! Ребенок в сложных, да и не только, ситуациях не может выжить без помощи взрослого.
Именно поэтому всем мамам и ФЗМ самим необходима психологическая помощь. Хорошо, если это групповая работа, но и индивидуальные встречи с психологом необходимы. Ведь Вы такая единственная, и Ваш ребенок не такой, как остальные дети, он уникален, несмотря на некий общий диагноз.
Когда мама получает возможность контейнировать собственные эмоции, у нее появляются дополнительные внутренние ресурсы. И ребенок чувствует, что отношение к нему меняется, а значит, и внешний мир для него становится более безопасным.
О детях
Кристель Манске (доктор педагогики и психологии, руководитель Института развития функциональных систем мозга в Гамбурге, автор множества книг и учебных пособий по работе с особыми детьми, педагог-исследователь, доктор философских наук) в одной из своих работ сказала замечательную фразу:
Детям вредно терпеть неудачи.
Дети, которые получают оценку своим действиям как неправильные и ошибочные (а нередко за этим стоит и физическое подкрепления шлепком или подзатыльником), не только теряют интерес к новому, но и начинают воспринимать внешний мир как враждебный.
Детям нужно помогать познавать мир, при этом не стоит забывать, что у каждого ребенка свое восприятие окружающего мира. Дети не должны бояться пробовать и делать так, как они это делают. Дети должны понимать, что ошибка - это не неудача!
Что же стоит говорить ребенку?
Ошибка - это не совсем подходящий способ действовать в такой ситауации, есть другие более продуктивные варианты действий!
Особенным детям это важно, как никому другому, и понять и принять все это ему может помочь только мать, а им обоим - специалист.
Самым важным во взаимодействии с особенным ребенком является способность к проявлению если не любви, то эмпатии обязательно. Терпение и умение сдерживать собственный порыв сделать все за него являются залогом к успеху в его развитии.
Не стоит его сравнивать с другими детьми. Если Вы регулярно будете ставить в пример других детей и при этом хвалить их, а не его, Вы не только не сможете помочь ему в развитии, но и загубите то, что в нем уже заложено - желание играть!
Игра для ребенка является единственным способом познать мир. Только играя с ним и по его правилам Вы сможете маленькими шажочками показать ему другой способ. Даже если он его не примет, он будет знать, что можно и по-другому.
Конечно, только при помощи любви помочь особенному ребенку не получится. Для этого необходимо знать и понимать стадии возрастно-психологического развития и много другого. К сожалению, многие мамы требуют от своих младенце невозможного, они так их «гонят» в развитии, что к начальной школе дети эмоционально не в состоянии принимать информацию. А с особенными детьми важно учитывать гораздо больше нюансов.
О стадиях возрастно-психологического развития мы поговорим в следующей статье .
Мне хотелось бы закончить словами Джебрана Халиля из книги «Пророк 2»:
Дети не принадлежат нам!
Мы можем их любить!
Но мы не имеем права навязывать им свои мысли!
Младший возраст (6-9 лет)
Возможные трудности |
Возрастные особенности |
Варианты решения |
Могут быть слезы в первые дни |
Болезненно переживают разлуку с семьей |
Переключить внимание, отвлечь интересным делом |
Раздражительность |
Чувство страха перед неизвестностью, боязнь новой обстановки, нового окружения |
Дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в данной обстановке |
Множество вопросов |
Любознательность |
Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя столько раз, сколько нужно для понимания |
Быстрая утомляемость |
Ребята очень активны |
Чаще менять виды деятельности, делать перерывы для отдыха |
Малыши во власти домашних привычек трудно засыпают; просыпаются по ночам «попить»; не умеют застелить постель; разбрасывают и теряют вещи. |
Отсутствие навыков самообслуживания |
Нужно терпеливо приучать к порядку. Проявить особое внимание вечером: кому-то сказку рассказать, кого-то погладить по голове |
Неуверенность в себе |
Есть робкие и физически слабые |
Давать нагрузку с учетом физического здоровья без акцентирования на этом внимания |
Привычка есть медленно, всухомятку |
Семейные привычки |
Терпеливо ждать, когда ребенок поест |
Готовые пробовать все на вкус |
Повышенный интерес ко всему новому, неизвестному |
Рассказать детям о ядовитых грибах, растениях данной местности |
Опасность |
Мальчики нарочито демонстрируют свою смелость и ловкость |
Следует заполнять жизнь детей полезными и нужными движениями: играми, состязаниями, конкурсам |
Потеря интереса, рассеянное внимание |
Сильная утомляемость от однообразия |
Частая смена видов деятельности |
Обидчивость, вспыльчивость |
Неумение сосредоточиться на одном объекте |
Частая смена деятельности |
Слезы и страхи в темноте |
Боязнь темноты |
Не оставлять одного в темноте |
Рассеянность, быстрое переключение внимания |
Легко отвлекаются на любой внешний раздражитель |
Любое мероприятие не должно быть продолжительным по времени |
Желание играть с малышами |
Чувство взрослости по отношению к младшим |
Поддержка, поощрение и направление действий по опеке малышей |
Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых |
Слепое подражание взрослым |
Следить за собой, стремиться не подавать «дурной» пример |
Постоянные опоздания |
Отсутствие чувства времени |
Не давать поручения, связанные с учетом времени |
Впечатлительность |
Эмоциональная неуравновешенность |
Учитывая это не рассказывать страшных историй, не смотреть страшных фильмов |
Средний возраст (10-12 лет)
Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости |
Половое созревание |
Уметь понять причины. Соизмерить возможности и требования |
Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона; украшения; неумелое пользование косметикой |
Внешнее проявление взрослости |
Вести разъяснительную работу с привлечением всех специалистов. Учить, как надо пользоваться косметикой, как и в какое время носить украшения. |
Ночные бдения |
Приучать к выполнению режима дня. |
|
Замкнутость, одиночество |
Увеличенное внимание к своим недостаткам |
Стремиться переключить внимание |
Стремление к самостоятельности |
Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры |
Сотрудничать, беседовать, убеждать. |
Замкнутость, неуверенность в себе, в своих силах после подавления инициативы |
Инертность |
Привлекать к игре, чаще хвалить. |
Появление тайн: укромные территории уголки |
Неуемная фантазия |
Знать такие секреты, совместно сохранять их и совместно разумно использовать. |
Озорство, шалости |
Проводить интересные игры с элементами романтики. |
Подростковый возраст (13-15 лет)
Кумиромания; Конфликтность как вызов обществу; Определяющее мнение сверстников, упрямство |
Самоутверждение |
Умение понять, сотрудничество |
Замкнутость; агрессивность; отсутствие навыков общения, легкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, уход в «себя», пассивность |
Развитие интереса к противоположному полу; появление новых ощущений, чувств, переживаний |
Объяснять, что это за чувства |
Неподчинение, действие «наперекор», критиканство. Действия опережают мысли |
Стремление к независимости, агрессивность |
Стараться понять, помочь пережить данную ситуацию |
Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность, интерес к себе |
Специфические особенности (прыщи, полнота, жирные волосы…) |
В индивидуальной беседе разъяснить, как сделать, чтобы эти недостатки были меньше заметны. В коллективной беседе находить лучшие качества у таких детей и выделять их |
Чрезмерная самостоятельность |
«Освобождение» от родительской опеки |
Учитывать это и чаще давать поручения, и контролировать их выполнение |
Несбывающиеся мечты |
Мечтательность |
Мечтать вместе |
Приложение 5
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОВЕДЕНИЯ И МЕРЫ ЭКСТРЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОВЕДЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ |
|
1. Активное поведение, направленное на привлечение внимания (ПВ) |
Приемы: дети делают то, что отвлекает внимание вожатого и детей |
2. Пассивное ПВ |
Приемы: дети демонстрируют поведение «в час по чайной ложке» |
3. Реакция вожатого |
Чувства: раздражение и возмущение Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы |
4. Ответы ребенка |
Временно прекращает выходку |
5. Происхождение |
1) Родители, учителя, вожатые уделяют больше внимания плохо ведущим себя детям 2) Дети не научены просить внимания в приемлемой форме |
6. Сильная сторона |
Дети нуждаются в общении с вожатым |
7. Принципы предотвращения ПВ |
1) Больше внимания уделять хорошему поведению 2) Учить детей просит внимания |
МЕРЫ ЭКСТРЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ |
|
Стратегия |
Техники |
Минимизация внимания |
1) Игнорируйте демонстративное поведение 2) Контакт глазами 3) Становитесь рядом 4) Вставляйте имя ребенка в объяснение чего-либо 5) Посылайте секретные знаки 6) Посылайте письменные замечания |
Разрешающее поведение |
1) Доведите до предела демонстративную выходку (на кассете с той и другой стороны матер. слово, 500 плевков) 2) Весь отряд присоединяется к выходке (стук ручки по столу) 3) Разрешенная квота (сколько раз сегодня можно икать 1, …, 1, список ругательств) |
«Делайте» неожиданности |
1) Выключите свет 2) Издайте музыкальный звук (свисток, труба, гармошка) 5) Говорите со стенкой или портретом 6) Временно прекратите объяснение |
Отвлекайте ребенка |
1) Задавайте прямые вопросы (повтори три последних слова) 2) Попросите об одолжении 3) Измените деятельность |
Обращайте внимание отряда на примеры хорошего поведения |
1) Благодарите детей 2) Подбадривайте и хвалите во время исполнения |
Перестановка |
1. Просите пересесть 2) Стул размышлений (скамья запасных) |
ХАРАКТЕРИСТКИ ВЛАСТОЛЮБИВОГО ПОВЕДЕНИЯ |
|
1. Активное поведение |
Вспышки негодования, дети идут на конфронтацию, нагнетают напряженность |
2. Пассивное поведение |
Тихое непослушание |
3. Реакция вожатого |
Эмоции: гнев, негодование, страх Импульс: немедленно прекратить выходку с помощью физического воздействия |
4. Ответы ребенка |
Стиль ответа: конфронтация Действия: выходка продолжается до тех пор, пока ребенок сам не решит прекратить ее |
5. Происхождение |
1) Изменение социальных установок (от господства подчинения к равным правам) 2) Мода на «сильную личность» учит утверждению силы, а не конструктивному подчинению |
6. Сильная сторона |
Проявление лидерских способностей, умение независимо мыслить, способность сопротивляться авторитетам |
7. Принципы профилактики |
1) Уход от конфронтации, снижение напряжения 2) Передача ребенку части своей организационной власти |
ХАРАКТЕРИСТИКИ МСТИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ |
|
1. Активное поведение |
Прямые физические и непрямые психологические акты насилия |
2. Пассивное поведение |
Игнорируют всякие дружелюбные попытки контакта |
3. Реакция вожатого |
Эмоции: обида, боль, гнев, опустошение, негодование, страх Импульс: немедленно ответить силой как равному или сбежать |
4. Ответы ребенка |
Стиль ответа: вредить Действия: выходка продолжается, пока сам ребенок не решит ее прекратить |
5. Происхождение |
1) Отражение роста насилия в обществе 2) Детей не учат выражать боль и страдание приемлемыми способами |
МЕРЫ ЭКСТРЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, КОГДА ЦЕЛЬ – ВЛАСТЬ ИЛИ МЕСТЬ |
|
Стратегии |
Техники |
Ищите «изящный» уход |
1) Признайте власть ребенка 2) Уберите зрителей 3) Переносите обсуждение вопроса 4) Делайте записи 5) Озадачивайте детей 6) Соглашайтесь с ребенком |
«Делайте» удаление |
1) Удаление в спец. помещение 2) Удаление в другую комнату 3) Изоляция в помещении администрации 4) Удаление с применением силы |
Устанавливайте санкции |
1) Лишение права заниматься чем-либо 2) Лишение доступа в различные помещения (в столовую со всеми) 3) Прекращение взаимодействия с другими детьми 4) Требование встречи с администрацией 5) Требование встречи с родителями 6) Требование встречи с милицией 7) Возмещение детьми убытка 8) Починка, ремонт предметов 9) Возвращение вещей на место или замена на равноценные |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОВЕДЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ИЗБЕЖАНИЕ НЕУДАЧ |
|
1. Активное поведение |
Вспышки негодования, ребенок теряет контроль над собой, когда давление ответственности слишком сильно |
2. Пассивное поведение |
Откладывание на потом, неспособность закончить начатое, временная неспособность, официальные диагнозы |
3. Реакция вожатого |
Чувства: профессиональная беспомощность Импульс: оправдаться и объяснить поведение ребенка с помощью специалиста |
4. Ответы ребенка |
Стиль ответа: зависимость Действие: продолжает ничего не делать |
5. Происхождение |
1) Отношение по типу «красного карандаша» (только замечания) 2) Необоснованные ожидания родителей, учителей и вожатых 3) Вера ребенка в то, что ему подходит перфекционизм (стремление к совершенству) 4) Упор на соревнование в отряде |
6. Сильная сторона |
Дети хотят успеха Для большинства сильных сторон нет |
7. Принципы профилактики |
Поддержка ребенка, изменение его внутренней установки с «я не могу» на «я могу». Помощь в преодолении социальной изоляции путем включения ребенка в отношения с другими людьми |
МЕРЫ ЭКСТРЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, КОГДА ЦЕЛЬ – ИЗБЕЖАНИЕ НЕУДАЧ |
|
Стратегии |
Техники |
1. Изменить методы объяснения |
1) Учить за раз чему–то одному 2) Давать задания по мере их выполнения |
2. Дополнительная помощь |
1) От вожатого 2) От компетентных взрослых 3) От других детей |
3. Учить позитивно рассказывать о себе и о том, что ты делаешь |
1) Ищите 2 «+» на каждый «-» |
4. Формировать веру в успех |
1) Подчеркивать любые улучшения 2) Объявляйте о любых вкладах 3) Раскрывайте сильные стороны в детях 4) Признавайте трудности заданий 5) Ограничивайте задания |
5. Делать ошибки – нормальное и нужное явление |
1) Рассказывайте об ошибках 2) Показывайте ценность ошибки как попытки 3) Минимизируйте последствия от сделанных ошибок |
6. Концентрируйте внимание детей на уже достигнутых успехах |
1) Анализируйте прошлый успех 2) Повторяйте и закрепляйте успехи |
7. Отмечайте достижения |
1) Аплодисменты 2) Звезды и наклейки 3) Награды и медали 4) Выставки 5) Позитивная изоляция 6) Самопризнание |
Приложение 6
ДИНАМИКА ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ
Период Параметр |
Оргпериод |
Основной период |
Итоговый период |
характеристики |
Поведение, характерное для «фазы ориентации» Эмоциональный всплеск, затем резкий спад Слабые коллективные связи и отношения |
Укрепление коллективных связей внутри отряда Стремление к самовыражению Эмоциональная стабильность Проблемное поведение |
Потребность в расширении коллективных связей (в т.ч. межотрядных) Конфликты «Фазы расставания» Эмоциональная нестабильность |
Педагогичес- кие задачи |
Знакомство Создание психологически безопасной атмосферы Формирование ценностей и правил Работа на создание отряда поддержание позитивного эмоционального подъема |
введение дополнительной составляющей (учеба, труд…) создание условий для индивидуального развития возможность выбора активностей рефлексия и мониторинг раскачивание эмоциональной кривой |
создание условий для конструктивного расставания общелагерные взаимодействия подведение личных и коллективных итогов, анализ всей смены эмоциональная стабилизация |
Преобладающая деятельность |
коллективная отрядная |
индивидуальная групповая (временные группы по интересам) |
коллективная общелагерная групповая |
Спорт (принципы организации) |
команда – отряд минимум соревновательности |
командные первенства личные первенства |
«матчи дружбы» (сборные) |
Творчество (принципы организации) |
участвует весь отряд без конкурса |
отрядные конкурсы личные конкурсы конкурсы групп |
общелагерные активности без конкурса |
Кол-во свободного времени в течение дня |
Приложение 7
АФОРИЗМЫ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Наверное у каждого в жизни бывает такое лето, когда ходишь по земле словно летаешь по небу.
Нет плохих вещей, нет хороших вещей, наше мышление делает их такими. У. Шекспир
Дружба:
Жизнь сеет на нашей дороге сомнения и страхи, а друзья помогают распознать их и убрать. И горе тому, кто не различает друзей от врагов.
Ишхан Геворгян
Только настоящий друг может терпеть слабости своего друга.
Я могу завести новых друзей и научить их быть безумцами, чтобы сделать их мудрыми. Скажу им, чтобы они не жили по учебникам хорошего тона, а открывали свою собственную жизнь, собственные желания, приключения - и жили!
Пауло Коэльо
Друг – единственный, перед кем я могу думать вслух. Р.Эмерсон
За всю свою жизнь я убедился, что всего незаметней отнимают время разговоры с друзьями; друзья – великие грабители времени…
Петрарка
Жизнь:
День - это маленькая жизнь, и надо прожить ее так, будто ты должен умереть сейчас, а тебе неожиданно подарили еще сутки.
Максим Горький
Если человек начинает интересоваться смыслом жизни или ее ценностью - это значит, что он болен.
Зигмунд Фрейд
Остро отточенный нерв и капиллярная кровь - вот тот инструмент,которым пишутся чистые листы твоей жизни.
Евгений Ханкин
Жизнь навсегда останется непревзойденной школой для людей. Оглянитесь на пройденный путь, присмотритесь к нему и увидите, что в нем всегда было достаточно событий и вещей, необходимых вам для понимания жизненных проблем. Как важно пользоваться этим своевременно! Посему, изучайте свой жизненный путь, сколь бы он ни был мал, и чаще обращайтесь к собственному опыту, особенно к печальному.
Али Апшерон
Лучше пусть я буду пеплом и пылью! Пусть лучше иссякнет мое пламя в ослепительной вспышке, чем плесень задушит его!
Джек Лондон
Очень много людей умирают, за всю свою долгую жизнь не сказав ни единого умного слова и не совершив ни единого по-настоящему доброго дела. И при этом они еще сетуют на кратковременность жизни!
Али Апшерони
Воспитание:
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте родители и педагоги.
А.С. Макаренко
Научить ребенка быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно.
А.С. Макаренко
Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, которые не нуждаются в воспитании.
Ф. Искандер
Лучший способ воспитать хороших детей - это сделать их счастливыми. О.Уайльд
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский
Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.
Учатся у тех, кого любят. И. Гете
Литература
Куприянов Б.В. Будь готов!// Народное образование – 2007
Куприянов Б.В., Миновская О.В., Ручко Л.С. Ролевая игра в детском загородном лагере.//Владос - 2010
В.И. Ланцберг и М.Б. Кордонский Технология группы – издание 4, исправленное и дополненное
Методика составления программы – НООЦАП «Зеленая улица», г.Новосибирск
Таран Ю.Н. Социально-педагогические ориентиры лета: опыт профильных смен. Научно-методическое пособие. – Липецк: ГУП «ИГ «ИНФОЛ», 2002
1Таран Ю.Н. Социально-педагогические ориентиры лета: опыт профильных смен. Научно-методическое пособие. – Липецк: ГУП «ИГ «ИНФОЛ», 2002, с. 72
4Таран Ю.Н. Социально-педагогические ориентиры лета: опыт профильных смен. Научно-методическое пособие. – Липецк: ГУП «ИГ «ИНФОЛ», 2002, с. 74-75
5Возможности проявления самостоятельности подростка в условиях детского лагеря / научно-практическая конференция. – ВДЦ «Орленок», КДН Администрации Самарской области. 2000, с.4
Старцева А.А.
педагог-психолог
ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа» Промышленное подразделение
В настоящее время отмечается тенденция к увеличению количества детей с особенностями развития, требующих «особого» подхода в коррекционной работе. К наиболее часто встречающимся относятся расстройства аутистического спектра, интеллектуальные и речевые нарушения, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Одной из главных проблем у детей с подобными расстройствами является нарушение их социализации, которое связано с трудностями взаимодействия с окружающими.
В наш центр обращается много семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, и каждый случай является уникальным и рассматривается индивидуально. План работы разрабатывается на основании мишеней психокоррекции, выявленных посредством диагностики и консультаций с родителями ребенка. Коррекционно-развивающие занятия направлены на налаживание взаимодействия с ребенком, приведение его к сотрудничеству, развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления, речи и пр.).
Реабилитация ребенка с особенностями развития – это круглосуточный и длительный процесс и, конечно, очень важно участие и терпение близких людей, которые находятся рядом постоянно и помогают познавать мир, осваивать способы взаимодействия с ним. «Особые» дети требуют особого подхода не только от специалиста, но и от родителей, создающих благоприятную атмосферу в своей семье, принимая во внимание рекомендации специалистов.
Самый важный этап в работе с ребенком – установление контакта. Нередко даже у опытного специалиста уходит много времени на налаживание взаимодействия. Некоторые дети могут даже не реагировать на специалиста, демонстрировать полевое поведение (характеризующееся низким уровнем произвольности) во время занятий. Привлечь к себе внимание ребенка, заинтересовать можно по-разному: кого-то нужно пощекотать или взъерошить волосы; кому-то - выпустить струю воздуха из воздушного шарика прямо в лицо; для кого-то толчком к общению становятся мыльные пузыри или запах ароматного мешочка; а к кому-то нужно приближаться очень-очень медленно в течение нескольких встреч. Это лишь малая часть тех секретов, благодаря которым дети идут на контакт.
Очень часто на первых этапах, чтобы удержать внимание и интерес ребенка, психологу приходиться бегать, прыгать вместе с ним, озвучивать все действия и предлагать новые игры. И дети, конечно, не остаются равнодушными и охотно идут контакт, включаются в игру.
Наладив сотрудничество, можно начинать заниматься: развивать высшие психические функции и совершенствовать навыки коммуникации. На первых этапах занятия проводятся индивидуально, чтобы ребенок адаптировался, доверился психологу, научился взаимодействовать с ним и лишь потом можно включить его в небольшую группу.
Больших успехов в реабилитации достигают семьи, которые не ограничиваются только посещениями специалистов, а еще выполняют рекомендации и самостоятельно занимаются с ребенком дома. Близким приходиться менять привычный уклад жизни, чтобы помогать ребенку перенимать опыт, учиться в повседневных, бытовых действиях.
На своих занятиях я пользуюсь материалами Монтессори. Очень часто родители удивляются, как много игр можно придумать и скольких целей достичь, работая с одним набором цилиндров. А через некоторое время от них можно услышать: «А мы дома тоже такую игрушку сделали». Важно, что родители тоже развиваются, перенимают опыт.
Я работаю чуть больше 2,5 лет и за это время ко мне обращалось много семей, которые беспокоились о том, что их дети почти в 3 года «не разговаривают, отставают в развитии, неусидчивы». На первых этапах внимание детей удавалось удерживать лишь на минуту, но к концу курса занятий ребята с удовольствием занимались за столом по 10-15 минут и более. Благодаря проведенной работе дети смогли посещать дошкольное образовательное учреждение и, со слов родителей, успешно там заниматься. Одними из запоминающихся стали слова благодарности мамы Арины С.: «Большое спасибо, благодаря Вам Арина выучила все цвета. На ПМПК (она правильно ответила на все вопросы. Не так давно, мне написала мама Даниила Б., заниматься с которым мы закончили год назад: «Даня вдруг вспомнил Вас, просил привет передать!»
Родители Даниила П. обратились за помощью в центр, заметив некоторые особенности ребенка. Позже на ПМПК был поставлен диагноз: задержка психического развития с элементами аутистического поведения. Мальчик в 2,5 года не разговаривал, произносил отдельные слоги, не сотрудничал. Мы с Даниилом познакомилась, когда ему было уже 5 лет. Он произносил отдельные слова, но малопонятно, знал сенсорные эталоны, цифры, буквы, считал, любил строить. Мы долго налаживали сотрудничество, в результате чего Данил с удовольствием стал посещать занятия, делиться произошедшими событиями, показывать свои игрушки. Позже мальчик был включен в небольшую группу, где освоил навыки группового взаимодействия.
Для мальчика всегда было важно быть первым. В конце занятий мы с детьми посещаем сенсорную комнату, где в сухом бассейне ребята ищут цветные шарики. Так получилось, что Даниил оказался в группе с девочками и был самым старшим, он всегда стремился отыскать шарики быстрее всех и ему это удавалось. Но к концу учебного года Даня не спешил доставать найденные шарики. Он находил их и подсказывал девочкам, где те спрятаны. С трудом, но Данил научился ждать своей очереди, делиться, помогать, подсказывать.
В результате длительного периода индивидуальной и групповой коррекционной работы с несколькими специалистами и колоссального труда и заботы родителей элементы аутистического поведения нивелировались. Речь стала более понятной, мальчик всегда мог объяснить, что хочет, и обращенную речь понимает в полном объеме. В 7 лет Данил пошел в коррекционную школу для детей с задержкой психического развития, где, по словам мамы, учится наравне с одноклассниками и его хвалят как самого дисциплинированного ученика. Семья продолжает консультироваться, но уже по мере необходимости.
Таким образом, благодаря грамотному подходу специалиста, ответственности и труду родителей можно добиться положительных результатов в социализации детей с особенностями развития. Важно помнить, что специалист является лишь помощником в реабилитации детей, потому что главной опорой ребенка является его семья.
Федоренко Юлия Викторовна, преподаватель дефектологии и специальной психологии , заведующая кафедрой, кандидат психологических наук по специальности «Коррекционная психология», представляет самые востребованные курсы дефектологического направления, рассказывает о практике дефектологов в дистанционном обучении, рассуждает о трудностях в работе и советует хорошие книги.
Юлия Викторовна, как давно вы заведуете кафедрой дефектологии и специальной психологии?С февраля 2016 года. До этого работала на руководящих должностях в образовательных организациях высшего образования. В области дефектологии работаю с 2005 года, начинала педагогом-психологом в детском саду комбинированного вида, затем перешла на должность учителя-дефектолога.
Сколько преподавателей работает сегодня на кафедре? Каковы их достижения?На кафедре дефектологии работает 11 преподавателей, практически все имеют ученые степени в области коррекционной психологии и педагогики, а также многолетний опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Помимо организации процесса обучения слушателей, преподаватели АНО «Академия дополнительного профессионального образования» участвуют в конференциях и научно-практических семинарах различного уровня, имеют опыт руководства грантами Правительства РФ, зарубежных и отечественных научных фондов, являются научными консультантами федеральных инновационных площадок.
Из каких городов (стран), помимо Курганской области, обучаются люди в АНО «Академия дополнительного профессионального образования» ?География слушателей огромна: от Калининграда до Дальнего Востока.
Сегодня по направлению «Дефектология» в АНО «Академия дополнительного профессионального образования» реализуется 34 программы на трёх уровнях образования. Какие из них наиболее востребованы?Абсолютными лидерами являются программы профессиональной переподготовки:
- «Специальное (дефектологическое) образование. Психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» (512 часов);
- «Олигофренопедагогика. Методы и технологии обучения лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (512 часов).
В первую очередь, это связано с изменением системы образования в РФ, в частности детей с ОВЗ, активным внедрением инклюзивного образования в учебный процесс, а также вступлением в силу Федеральных государственных образовательных стандартов.
Востребованными также являются и более узкие программы профессиональной переподготовки:
- «Тифлопедагогика. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения в условиях реализации ФГОС» (288 часов);
- «Дошкольная дефектология. Организация и содержание специальной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ» (512 часов).
Набирает популярность программа профессиональной переподготовки «Специальное (дефектологическое) образование. Организация обучения лиц по адаптированным основным и специальным индивидуальным программам развития» с присвоением квалификации «Педагог-дефектолог» (1080 часов), в рамках которой слушатели не только получают знания в области дефектологии, но и получают квалификацию, необходимую для работы учителем-дефектологом в различных образовательных организациях.
Мы постоянно расширяем линейку программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, чтобы слушатели смогли выбрать для себя оптимальный вариант.
Почему люди выбирают специальность дефектолога? Какими мотивами Вы руководствовались при выборе профессии?В нашем обществе сложилось неоднозначное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья: от полного игнорирования до жалости к ним. Это неправильно. Ребёнок или взрослый с ограниченными возможностями здоровья не должен чувствовать дискомфорт в окружающем его мире и быть полноправным членом общества. Конечно, в какой-то степени наше общество не готово принять полностью таких людей. Поэтому главными задачами человека, выбравшего профессию дефектолога, является помощь обществу в принятии «особенных» людей, максимально возможное развитие и адаптация детей с ОВЗ в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и других сферах.
В дефектологии не бывает случайных людей. Кто из слушателей, преподавателей, знакомых дефектологов произвёлна Вас особое впечатление? Какими качествами должен обладать человек, чтобы построить карьеру в дефектологии, специальной психологии?
Чтобы стать хорошим специалистом, требуются высокий интеллект, интуиция, наблюдательность, коммуникативные способности, эмоциональная устойчивость. Педагог-дефектолог должен быть ответственным, целеустремлённым и доброжелательным, внимательным, отзывчивым, тактичным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Ему необходимы знания по педагогике и психологии, основам медицины, понимание механизмов влияния тех или иных отклонений на общее развитие и возможностей для их компенсации.
Труд дефектолога достойно оплачивается, но работать в этой сфере можно исключительно по призванию, иначе идти в профессию не стоит. Работа с «особенными» ребятами: слепыми, глухими, умственно отсталыми - невероятно сложная, поэтому человеку, её выполняющему, следует быть подготовленным, владеть методиками диагностики, обучения и развития детей с определёнными отклонениями, уметь вступать в контакт со своими воспитанниками разного возраста. Круг компетенций дефектолога значительно шире, чем у обычного педагога. Но, когда виден эффект коррекционной работы, когда ребёнок с ОВЗ достигает результатов в обучении и развитии - это ни с чем не сравнимая радость!
Посоветуйте, пожалуйста, несколько книг, которые стоит прочесть любому начинающему и опытному дефектологу.
Первое, что я посоветовала бы прочитать, - это книга «Как я воспринимаю окружающий мир» О. И. Скороходовой, знаменитой женщины-учёного, исследователя-дефектолога, единственного в мире слепоглухого научного сотрудника. И, конечно, книги по специальной психологии Л. В. Кузнецовой и В. И. Лубовского, а также по специальной педагогике Н. М. Назаровой.
Какой из профильных разделов дефектологии Вы находите наиболее сложным: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика? Почему?
Сложно всё. Выделить «простой» раздел дефектологии невозможно. Каждое отклонение настолько индивидуально и уникально, что развивать, обучать и воспитывать по общему шаблону не получится никогда. Несомненно, дефектолог должен владеть знаниями в области каждого дефекта, так как в последнее время все чаще и чаще возникают тяжёлые и множественные нарушения в развитии, когда сочетаются два и более дефектов. Но, на мой взгляд, хороший специалист должен специализироваться на чём-то одном.
В чём основные трудности работы с детьми с нарушениями слуха, зрения или интеллекта? Обязательно ли сурдопедагогу (психологу) знать язык глухонемых, а тифлопедагогу (психологу) - шрифт Брайля?Основная трудность работы дефектолога заключается в непохожести проявлений даже одного дефекта. Невозможно встретить двух детей с абсолютно одинаковым проявлением дефекта. Это зависит от многих факторов: от развития организма в целом, от условий воспитания, от образовательного потенциала ребенка и т.д.
Овладеть альтернативными способами общения сложно, но возможно. Если вы работаете с особыми детьми, то, на мой взгляд, то сможете и это.
Как проходит практика дефектологов (специальных психологов) в дистанционном обучении?Слушатели наших программ дополнительного профессионального образования на протяжении всего обучения имеют возможность сформировать практические умения и навыки в рамках специально разработанных заданий. Кроме того, слушатели имеют доступ к огромной библиотеке вебинаров, где специалисты рассказывают об особенностях организации коррекционной работы, делятся опытом внедрения инновационных и оригинальных средств коррекции.
Расскажите о ближайших планах и долгосрочных перспективах кафедры дефектологии и специальной психологии.В ближайших планах расширение линейки программ в связи с вступлением в силу профессиональных стандартов, разработка лекций, практический заданий, подбор эффективных приёмов обучения с применением дистанционных технологий, целенаправленная работа по изучению трудностей, возникающих у слушателей и нахождение путей и средств их возможного решения. В долгосрочных - создание дефектологического сообщества, творческого союза специалистов, родителей детей с ОВЗ и всех, кто близок к этой области.
Ваш совет педагогам и психологам, работающим с «особыми» детьми?Никогда не останавливайтесь на достигнутом, не опускайте руки! Не получилось сегодня - получится завтра! Относитесь к своей профессии с любовью, энтузиазмом и творчеством, постоянно расширяйте свои знания. Только тогда вы сможете достичь хороших результатов.
Юлия Викторовна, спасибо Вам за интересную беседу!
Консультация для педагогов и родителей: "Трудные дети" - особенности их развития и воспитания.
Работа педагога-психолога с «трудными» детьми в ДОУ
В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.
Если в былые годы "трудными детьми" становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 6-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: "трудный ребенок". Так кого же можно отнести к категории «трудный ребенок»? В данном случае выделим следующие категории детей, относящихся к понятию «трудные дети». Это: - тревожные - гиперактивные – агрессивные – импульсивные – замкнутые - медлительные дети.
Далее рассмотрим характеристику наиболее часто некоторых категории детей.
«Тревожные дети»
В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают".
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.
Портрет тревожного ребенка:
.
Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Как выявить тревожного ребенка?
.
Опытный воспитатель или учитель, конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми.
Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей, воспитателей (или учителей-предметников) заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.
Причины возникновения тревожности у детей:
До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.
Так же тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой
2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными)
3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Как помочь тревожному ребенку?
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.
Рекомендуется проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
Используют в работе с детьми игры-драматизации (в "страшную школу", например). Сюжеты выбираются в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего. Применяются приемы рисования страхов, рассказов о своих страхах. В таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Но они помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенность в себе. Постепенно он научится больше контролировать свои эмоции.
Тревожным детям часто мешает справиться с каким-то заданием страх. "У меня это не получится", "Я этого не сумею", - говорят они себе. Если ребенок отказывается взяться за дело по этим мотивам, попросите его представить себе малыша, который знает и умеет намного меньше, чем он. Например, не умеет считать, не знает букв и т. д. Затем пускай представит себе другого ребенка, который наверняка справится с заданием. Ему будет легко убедиться, что он далеко ушел от неумехи и может, если попробует, приблизиться к полному умению.
Теперь попросите его сказать: "Я не могу..." - и объяснить самому себе, почему ему трудно выполнить это задание. "Я могу..." - отметить то, что уже сейчас ему по силам. "Я сумею..." - насколько он справится с заданием, если приложит все усилия. Подчеркните, что каждый что-то не умеет, чего-то не может, но каждый, если захочет, добьется своей цели.
Уметь расслабляться важно всем детям, но для тревожных ребят - это просто необходимость, потому что состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц.
Обучить ребенка расслаблению - не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но что значит расслабиться - им не совсем понятно. Поэтому в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.
«Агрессивные дети»
В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)».
Портрет агрессивного ребенка
Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей.
Как выявить агрессивного ребенка?
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.
Как правило, для воспитателей и психологов не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М.Алворд и П.Бейкер.
Причины детской агрессивности:
Причины, провоцирующие подобное поведение, имеют под собой вполне реальную почву, и знать об этом чрезвычайно важно. Ведь игнорируя их, вряд ли можно справиться с проявлениями агрессии. Рассмотрим наиболее распространенные причины.
- Неприятие детей родителями
Это одна из базовых причин агрессивности, и кстати, не только детской. Статистика подтверждает такой факт: нередко приступы агрессивности проявляются у нежеланных детей. Некоторые родители бывают не готовы к тому, чтобы у них появился ребенок, но аборт по медицинским показаниям делать нежелательно, и ребенок все-таки появляется на свет.
- Безразличие или враждебность со стороны родителей
- Повышенной агрессивности ребенка может привести разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями и ребенком, так и между самими родителями.
- Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями
- Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) и его собственный чрезмерный контроль над собой не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гипоопека). Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу.
- Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.
- Запрет на физическую активность
- Повышенная раздражительность
- Подсознательное ожидание опасности
- Агрессивная реакция может быть связана с личностными особенностями ребенка, его характером и темпераментом, или провоцироваться фактами личного опыта ребенка
Как помочь агрессивному ребенку?
Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.
Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:
- работать с гневом - обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева; для этого рекомендуется использовать следующие игры:
-«мешочек криков», «подушка для пинаний», «листок гнева», «рубка дров».
- обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность; для этого рекомендуется использовать следующие игры:
- «Посчитал до десяти я и решил», «"Гнев на сцене»."
- работать с чувствами - учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;
- «Рассказы по фотографиям», чтение сказок и рассуждение на тему, кто как себя чувствует, какое у него настроение(герои сказок)
- прививать конструктивные навыки общения - обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.
- «создание проблемной ситуации и варианта выхода из нее», «слепой и поводырь»
«Гиперактивные дети»
Слово гиперактивность происходит от греческого hyper - много и латинского activus - деятельный. Следовательно, гиперактивность в дословном переводе обозначает повышенную деятельность. В медицинском понимании гиперактивность у детей - это повышенный уровень двигательной активности в школе и дома.
Портрет гиперактивного ребенка:
Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно.
Как определить, является ли Ваш ребенок гиперактивным?
Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определенные симптомы. Чтобы определить, есть ли у ребенка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с системой критериев, по которым она определяется.
Причины гиперактивности:
Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:
- генетические (наследственная предрасположенность);
- биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);
- социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).
Общие рекомендации по работе с ребенком с СДВГ
- Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. От физических наказаний вообще надо отказаться.
- Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить - в динамике это дает выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между родителями и их детьми.
- Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство.
- Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
- Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. Потому ему полезно играть с одним партнером.
-Вообще надо следить и оберегать детей с СДВГ от переутомления, так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
-Система запретов должна обязательно сопровождаться альтернативными предложениями.
Игры для гиперактивных детей
- игры на развитие внимания
"Корректор", "Учитель", "Лови - не лови", "Все наоборот"
- игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);
"Солдат и тряпичная кукла", "Шалтай-Болтай",психогимнастические занятия
- игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);
«Молчу - шепчу - кричу", "Говори по сигналу", "Замри"
- игры, способствующие закреплению умения общаться, коммуникативные игры.
«Ожившие игрушки», «сороконожка», «добрые ангелы», «испорченный телефон».