» » Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума; она не знает неизменных, раз и навсегда данных правил. (Г.Плеханов)

Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума; она не знает неизменных, раз и навсегда данных правил. (Г.Плеханов)

Что же такое политика? Как осуществляются политические отношения в стране? Какое значение имеет политика в жизни общества? Эти и другие вопросы отражает французкий военный деятель Пьер Когор в своем высказывании.Смысл высказывания я вижу в том, что политика существует и живет вместе с нами.

На мой взгляд, автор говорит о проблеме важности политики в жизни человека. Проблема, поднятая автором актуальна, потому что она затрагивает все сферы жизни общества и без осуществления политики страна не сможет достойно развиваться. Именно правильно выбранная политическая тактика способна улучшить не только благосостояние людей, но и улучшить состояние военного потенциала армии страны, поэтому автор, безусловно, прав.

Так что же такое политика и какое значение она имеет в стране? Чтобы понять это обратимся к теоретическому обоснованию этой проблемы. Политика-это искусство управлять обществом при помощи власти. Власть- это способность и возможность влиять, управлять и воздействовать на людей путем навязывания своей воли.

Политика оказывает влияние на людей через политические организации, партии, чиновничий аппарат. Политические идеологии и политические партии направлены на организацию жизнедеятельности. Политические отношения-это связи и взаимодействия людей, по поводу осуществления политической власти, управления и регулирования политических интересов людей. В результате политических отношений происходит накопления знаний, идей, опыта. Я считаю, что в нынешние времена жизнь без политики не возможна, потому что власть помогает удовлетворить потребности человека, защищает его и предоставляет возможность развивать свои способности.

Просматривая новостные сводки, я наткнулась на послание президента РФ, где В.В.

Путин заявил о бюджетной политике, которая будет проводится в стране в ближайшее время. Главная задача бюджетной политики-это поддержка экономического роста, при котором увеличивается доля расходов на образование, науку, инфраструктуру, улучшение работы социальных отраслей, так же будет обеспечена стимулирование предпринимательской активности и частных инвестиций.

Хочется привести пример из географии. Об этом случае я узнала от своей учительницы. В Китае более 30 лет действовала политика ограничения рождаемости, которая, создавала множество серьезных социальных проблем. Однако, когда чиновники ослабили эту политику, с целью обеспечить рождаемость в стране изменений не произошло. Китайцы обосновали этот факт тем, что в стране не по карману вырастить второго ребенка. В стране плохо проводится политика централизованной пенсионной системы, молодые родители не получают доходов и компенсаций на содержание двух и более детей.

В заключение, я прихожу к выводу о том, что положение дел в стране зависит от политики, проводимой в ней.

Творческий подход и умение излагать мысли своими словами требует написание сочинения на свободную тему в виде рассуждения. Пользуйтесь материалами, учебниками, книгами и попытайтесь выразить свое мнение, свое суждение и видение заданной темы, но не копируйте просто текст, пробуйте написать сочинение своими словами.

«Политика и власть»

Однажды Г.В. Плеханов (русский политический деятель, философ) сказал: «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума; она не знает неизменных, раз и навсегда данных правил…» Что он хотел этим сказать? Наверное, то, что быть просто политиком недостаточно. Я согласна, что иметь быстроту реакции (гибкость ума) нужно, но есть не менее важные качества, которые необходимы в политике. Например: авторитет, уважение к народу, неподкупность, выдержанность, смелость, готовность к риску, умение разбираться в людях. Всё это приводит к власти. Итак, власть — важнейший элемент общественной организации. Она позволяет при необходимости принуждать большие массы людей к выполнению тех или иных задач и решений. Поэтому в обществе возникает борьба за власть и её использование для проведения той или иной политики. Как заметил римский политический деятель, философ Сенека: « Недолговечна та власть, которая управляет во вред народу». Это можно расшифровать так: если людям кажется что-то неуместным или неудобным (не правильным), то они будут бунтовать. И власть, которая против людей, конечно долго не продержится. В истории было немало правительств, политика которых отвечала интересам меньшинства и ущемляла права большинства людей. Поэтому возникают политические споры, дискуссии. От решения в политике многих вопросов, зависит, хуже или лучше будут жить люди в дальнейшем. Это очень важно! Политика играет большую роль в развитии общества. От того, какую политику проводит государство, правительство, зависит многое!

Бельская Алина, ученица 9-б класса, МОУ Первомайская СОШ № 5

Вы можете найти темы сочинений по обществознанию и сами сочинения на сайте: http://ucheba.pro/viewtopic.php и советы как написать сочинение, что там должно быть, по каким критериям оценивается сочинение

«Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума: она не знает неизменных, раз и на всегда данных правил…».

Г.В.Плеханов

«…Политика, несомненно, столь же динамичный процесс, сколь динамично в своём развитии само общество, проходящее в историческом развитии стадии роста, упадка, реформ, преобразований и т.д. По сути, политика есть процесс управления государством, необходимость в которой возникает именно потому что общество само по себе достаточно дифференцировано и содержит большое количество социальных групп, преследующих свои интересы. Если заглянуть в структуру политических процессов, то мы обнаружим, что, по сути, их актуализация наступает в тот момент, когда эти интересы выносятся на публичное обсуждение и становятся целью активизации деятельности этих социальных групп.
Почему же всё-таки «гибкость» при принятии политических решений является базовой определяющей эффективной политики? Задумываясь над этой мыслью, мне вспоминаются идеи итальянского мыслителя Николо Макиавелли о том, что для достижения наилучшего результата, политик недолжен гнушаться в своём правлении ни лести, обмана, хитрости, вероломства, т.е. демонстрировать качества «лисы», ни грубой силы, переходящей в жестокость, тиранию подобно «льву». Здесь мы затрагиваем и другой аспект политики – возможность и/или не возможность её опоры на морально-нравственные и этические нормы.
Применительно к нашему вопросу показательным примером служит система республиканской формы правления в Древней Греции и Рима, когда в условиях войн и тяжёлых катаклизмов в стране назначалась диктатура, а со снижением угроз страна «возвращалась» в русло демократии.
В заключении отмечу, что востребованность в более гибких политиках сегодня тем более возрастает, чем более в нашем российском обществе присутствует большое средоточие самых разных идеологических течений стремящихся к власти, и гармонизация этих отношений является ключевой в вопросах стабилизации социальной системы».

Мастер – класс по теме «Политика».

Цель : определить основные трудности работы над эссе; выработать алгоритм подготовки к написанию мини-сочинения.

1) Теоретическая часть. Задача: напомнить требования к эссе (для качественной подготовки необходимо объяснить учащимся критерии оценки)

Альтернативное задание 29 нацеливает экзаменующегося на написание мини-сочинения по одной из пяти предлагаемых тем. Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. В отдельных случаях высказывания имеют афористический характер.Каждая тема-высказывание условно соотносится с одной из базовых наук обществоведческого курса (темы по социологии и социальной психологии объединены в общий блок), однако выпускники вправе раскрывать ее в контексте любой общественной науки или нескольких наук.

Данное задание проверяет широкий комплекс умений, в частности умения: раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы, оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.

    Запомнить, что оценивание этого задания осуществляется в соответствии со следующими критериями:

    раскрытие смысла высказывания (критерий К1);

    качество фактической аргументации (критерий К3).

    1. Проанализировать ответ выпускника и установить:

      раскрыл ли выпускник смысл высказывания/свидетельствует ли ответ выпускника о понимании смысла высказывания или нет;

    Смысл высказывания может быть раскрыт выпускниками по-разному: как постановка проблемы в начале ответа на задание, в тексте ответа, через общий контекст ответа. Эксперт должен обращать внимание только на содержание: раскрыт или не раскрыт смысл, свидетельствует ответ выпускника о понимании смысла высказывания или не свидетельствует.

    2) Практическая часть. Задача : показать варианты работы с высказываниями по теме «Политика».

    При формулировании проблемы и смысла высказывания автора:

    1) С одной стороны, непонимание и неумение вычленить проблему высказывания связано с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ранее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе.

    2) Неумение сформулировать проблему часто связано с отсутствием развитого словарного и терминологического запаса по базовым обществоведческим наукам.

    3) Неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний.

    4) Подмена проблемы авторской позицией - связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними. Проблема - это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Сущность или смысл высказывания автора - это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли.

    1. Ранжирование высказываний по темам . Задача этого задания в возможности учащихся самим определить смысл высказывания. Тренинг позволяет поработать над первым критерием (К1)

    Вариант первый : учащимся предлагается распределить высказывания по темам (не указывания тем), учащиеся сами должны определить смысл высказывания, и тему.

    Вариант второй (для слабых учеников) сопоставить тему и высказывание и объяснить свой выбор. При объяснении учащиеся определяют проблему (смысл) высказывания.

    Слайд 2,3 Работа с учителями.

    Тема 2: Демократия

    В)

    Д) «"Разделяй и властвуй"

    А) «Чтобы власть стала сильнее, следует её ограничить». (Л. Бернэ)

    Б) «Гражданин, имеющий долю власти, должен действовать не для личных выгод, а для общего блага». (Б.Н. Чичерин)

    В) Государство – территория власти» (А. Круглов).

    Г) «Закон определяет власть каждого должностного лица». (В.И. Даль)

    Д) «"Разделяй и властвуй" мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше». (И.В. Гёте)

    Тема 2: Демократия

    Е) «Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем» (Дж. Б. Шоу)

    Ж) При демократии человек не только наслаждается предельно возможной властью, но и несет предельно огромную ответственность» (Н. Казинс).

    Вариант третий.

    А) «"Разделяй и властвуй" – мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше». (И.В. Гёте)

    Б) «Человек, властвующий над другими, утрачивает собственную свободу» (Б. Шоу)

    В) «Государство – это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность» (Платон)

    Г) «Если небольшие республики погибают от внешнего врага, то большие от внутренней язвы» (Ш. Монтескье)

    Д) «Политика подобна сфинксу из сказки: она пожирает всех, кто не может разгадать её загадок» (А.Ривароль)

    1.Функции по регулированию общественных отношений, охране общественного порядка и поддержанию обороноспособности страны являются специфическими функциями государства.

    2.Наиболее эффективное управление обществом основано на единстве целей и интересов.

    3. Чаще всего именно внутренние причины, связанные с обострением социально-экономических противоречий, вызывают распад больших государств.

    4. В политической борьбе побеждает тот, кто лучше других видит интересы своего народа, может предугадать действия своих конкурентов и уничтожить их.

    5. Правитель должен действовать в интересах народа, его статус возлагает на него дополнительные ограничения и обязанности.

    2. Определение аргументации. Задача этого задания отработать с учащимися аргументацию по темам. Это задание даст возможность продолжить работу над К1и подготовке аргументов.

    Основные ошибки и недостатки в работах выпускников

    При высказывании и аргументации собственной позиции:

    1. Отсутствие аргументов связано с незнанием или игнорированием учеником требований к эссе по обществознанию, его структуре.

    2. Довод выпускника лишь повторяет высказывание.

    3. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий.

    4. Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный опыт. Часто примеры, приводимые выпускниками, слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов).

    5. Некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета. В результате непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе.

    6. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи.

    Вариант первый: в классе или дома подобрать определения необходимые для раскрытия темы (можно по учебнику).

    Вариант второй : Подобрать к афоризму готовые (предложенные учителем) аргументы. Можно предложить набор определений предложить учащимся самим выбрать необходимые (причем дать больший набор чем необходимо).

    3.Поиск доказательств . Тренинги аналогичные предыдущим пунктам.

    Хорошим тренингом послужит поиск ошибок в готовых эссе. Это даст возможность учащимся проанализировать эссе с точки зрения эксперта и понять типичные ошибки.

    Анализ можно проводить по алгоритму:

    I . Раскрыт ли, смысл высказывания?

    II Раскрывается ли, смысл с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы?

    III Приведенные факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из разных источников?

    Эссе1.

    «Демократия – это право делать неправильный выбор» (Дж. Патрик)

    Американский журналист и политический деятель Дж. Патрик, автор книги «Смерть Запада» характеризует демократию как право свободного выбора, пусть даже иногда ошибочного. Я, пожалуй, соглашусь с позицией цитируемого, хотя он указывает не на

    достоинства демократии, а один из ее недостатков. Действительно, демократия, как и любая другая политическая система, не лишена недостатков. Еще английский поэт Оскар Уайльд заметил: «Демократия есть одурачивание народа при помощи народа ради блага народа». Но лучшего политического режима, чем демократия, люди пока не придумали.

    Демократия, как политический режим, то есть система отношений между государством и гражданским обществом, характеризуется в первую очередь тем, что источником власти в ней рассматривается народ. И он имеет право на ошибку. Люди по разным причинам (под воздействием средств массовой информации, под влиянием харизмы политического лидера) могут ошибиться в выборе. Но они сами и расплачиваются за свое заблуждение.

    На мой взгляд, американцы ошиблись, выбрав президентом Джорджа Буша-младшего. Он втянул США в войну в Ираке, при нем в стране начался финансовый кризис. В ноябре

    2008 года американцы выбрали молодого и амбициозного претендента от демократической партии Барака Обаму. Впервые в истории США президентом стал темнокожий гражданин. С ним американцы связывают надежды на исправление ошибок, допущенных предшественником.

    Избиратели России, пользуясь правом прямого, равного, тайного голосования на демократических выборах, избрали президентом молодого, но уже опытного политика Дмитрия Медведева. Он, как и Владимир Путин, представляют новое поколение российских политиков. Сплоченные в команду единомышленников, они намерены сделать нашу страну процветающей и комфортной для простых граждан.

    Я считаю, что демократия – подлинная форма проявления политического народовластия. Она предполагает, что каждый гражданин несет ответственность за свой выбор, и потому каждый должен ориентироваться в политике, быть активным участником общественной жизни страны.

    Эссе2.

    Дополнительный материал.

    Основные проблемы политологии.

    Политическая система общества и ее роль в жизни общества.

    Место и роль государства в политической системе общества.

    Партии и общественные движения в политической системе общества.

    Особенности современных политических отношений.

    Субъекты политики.

    Мировая политика и международные отношения.

    Типы отношения человека к политике.

    Регулирование политического поведения и политической деятельности.

    Соотношение целей и средств в политике.

    Политический прогресс и его критерии.

    Соотношение экономики, политики и права.

    Сущность и особенности политической власти.

    Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы.

    Политический режим: понятие и признаки.

    Сущность демократического режима.

    Тоталитарный режим.

    Политическая система общества: понятие, функции и структура.

    Происхождение государства.

    Сущность и признаки государства.

    Государственный суверенитет.

    Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

    Форма государства и ее элементы.

    Соотношение общества и государства.

    Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

    Соотношение и взаимосвязь государства и права.

    Правовое государство: понятие и принципы.

    Разделение властей как принцип правового государства.

    Государство и личность: взаимная ответственность.

    Понятие, функции, виды и структура политических партий.

    Партийные системы.

    Общественно-политические движения, группы давления.

    Политические отношения.

    Политический плюрализм.

    Сущность и структура политического процесса.

    Революция и реформа как виды политических преобразований.

    Политическая модернизация.

    Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса.

    Политические кампании: их стратегия и тактика.

    Популизм: понятие и признаки.

    Прямая и представительная демократия.

    Политическое решение.

    Сущность и функции политического лидерства.

    Политическое сознание: понятие, структура, функции.

    Роль идеологии в политике.

    Политическая культура: понятие и структура, типы.

    Взаимодействие личности, общества и государства.

    Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.

    Взаимодействие института права с другими социальными институтами.

    Высказывания из открытого банка заданий ЕГЭ (сайт ФИПИ)

    «Чтобы власть стала сильнее, следует её ограничить». (Л. Бернэ)

    Власть должна находить опору в мыслях и чувствах народа». (Б.Н. Чичерин)

    «Общественная свобода есть не что иное, как пунктуальное соблюдение общественных законов, справедливых и равных для всех». (К.Д. Бота)

    «Справедливость без силы беспомощна, а сила без справедливости деспотична». (Б. Паскаль)

    «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». (Вольтер)

    «Гражданин, имеющий долю власти, должен действовать не для личных выгод, а для общего блага». (Б.Н. Чичерин)

    «Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности». (Ш. Монтескьё)

    «Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены её избиратели». (Дж. Б. Шоу)

    «Демократия это правление народа, избранное народом и для народа». (А. Линкольн)

    «Закон определяет власть каждого должностного лица». (В.И. Даль)

    «Если вы не будете заниматься политикой, политика займётся вами». (Ш. Монталамбер)

    «Тоталитаризм – образ правления, при котором мораль входит в компетенцию власти». (А.Н. Круглов)
    «Политическая культура – проявление того, как люди воспринимают политику и как они интерпретируют увиденное». (С. Верба)

    «Законодательная власть сердце государства; власть исполнительная его мозг». (Ж.-Ж. Руссо)

    «Растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля».
    (В.В. Путин)

    «Демократия означает возможно полную свободу личности, свободу её исканий, свободу состязания мнений и систем». (П.И. Новгородцев)

    «Информация воспринимается как инструмент политического воздействия». (Ю. Кантор)

    «"Разделяй и властвуй" – мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше». (И.В. Гёте)

    «В механике часто приходится сталкиваться с силой трения, которая изменяет или опрокидывает выводы неверной теории; подобная сила трения действует и в политике» (Ш. де Монтескье).

    «Один человек плюс закон – уже большинство» (К. Кулидж).

    «Большинство имеет за собой власть, но не право; меньшинство всегда имеет за собой право» (Генрик Ибсен ).

    «Искусство политики – это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным» (К. Гельвеций).

    «Если же не к общему благу многих, но к собственному благу правителя устремлено правление, будет правление несправедливо и извращено» (Фома Аквинский).

    «Самым лучшим правительством будет то, которое поменьше будет править, тесно замкнувшись в своих законных привилегиях, и которое предоставит свободное поле инициативе каждого» (Э. Абу).

    «Партия есть организованное общественное мнение» (Б. Дизраэли).

    «Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем» (Дж. Б. Шоу)

    Лучшее лекарство от болезней демократии – больше демократии» (А. Смит)

    «Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство» (Вольтер).

    «Величие и святость государства состоит, прежде всего, в неуклонном осуществлении справедливости» (А. Сталь).

    Государство – территория власти» (А. Круглов).

    «Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители» (Ш.-Л. Монтескье).

    При демократии человек не только наслаждается предельно возможной властью, но и несет предельно огромную ответственность» (Н. Казинс).

Примеры эссе по обществознанию для ЕГЭ

Образцы эссе

«Ребёнок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека» (А.Пьерон).

Следует разобраться в том, какой смысл вкладывал А.Пьерон в понятие человек. В момент рождения ребенок уже является человеком. Он – представитель особого биологического вида Homo Sapiens, обладающий присущими специфическими чертами данного биологического вида: большой головной мозг, прямохождение, цепкие руки и т.д. В момент рождения ребенка можно назвать индивидом – конкретным представителем человеческого рода. С рождения он наделен присущими только ему индивидуальными чертами и свойствами: цвет глаз, форма и строение тела, рисунок его ладони. Вот это уже можно определить как индивидуальность. Почему же тогда автор высказывания называет ребенка только кандидатом в человека? Видимо, автор имел в виду понятие «личность». Ведь человек – существо биосоциальное. Если биологические черты человеку даются с рождения, то социальные он приобретает только в обществе себе подобных. И происходит это в процессе социализации, когда ребенок усваивает с помощью воспитания и самовоспитания ценности конкретного общества. Постепенно он превращается в личность, т.е. становится субъектом сознательной деятельности и обладает совокупностью социально значимых черт, востребованных и полезных в обществе. Именно тогда его в полной мере можно назвать человеком. Как можно подтвердить данное предположение? Например, 20 марта 1809 г. в Сорочинцах в семье помещика Василия гоголя – Яновского родился сын, крещенный именем Николай. Это был один из родившихся в этот день помещичьих сыновей, нареченных Николаями, т.е. индивид. Если бы он скончался в день рождения, то так и остался бы в памяти своих близких, как индивид. Новорожденного отличали признаки, характерные только для него (рост, цвет волос, глаз, строение тела и др.). По свидетельству людей, знавших Гоголя с рождения, он был худ и слаб. Позднее у него появились черты, связанные с взрослением, индивидуальным стилем жизни, – он рано начал читать, с 5 лет писал стихи, прилежно учился в гимназии, стал литератором, за творчеством которого следила вся Россия. В нем проявилась яркая индивидуальность, т.е. те черты и свойства, признаки, которые отличали именно Гоголя. Видимо, именно такой смысл вкладывал в свое высказывание А.Пьерон, и я с ним полностью согласен. Появляясь на свет, человек должен проделать длительный, тернистый путь, чтобы оставить след в обществе, чтобы потомки с гордостью говорили: « Да, этого человека можно назвать великим: им гордиться наш народ».

«Идея свободы связана с истинной сущностью человека» (К.Ясперс)

Что такое свобода? Независимость от сильных мира сего, которую могут дать деньги и слава? Отсутствие решетки или бича надсмотрщика? Свобода думать, писать, творить без оглядки на общепринятые каноны и вкусы публики? Ответить на этот вопрос можно лишь, попытавшись разобраться, что такое человек. Но вот беда! Каждая культура, каждая эпоха, каждая философская школа дает свой ответ на этот вопрос. За каждым ответом стоит не только уровень ученого, постигшего законы мироздания, мудрость мыслителя, проникшего в тайны бытия, корысть политика или фантазия художника, но и всегда скрывается определенная жизненная позиция, вполне практическое отношение к миру. И тем не менее. Из всех разнообразных, противоречащих друг другу представлений о человеке вытекает один общий вывод: человек не свободен. Он зависит от чего угодно: от воли Бога или богов, от законов Космоса, расположения звезд и светил, от природы, общества, но только не от самого себя. Но смысл выражения К Ясперса, по-моему мнению, заключается в том, что человек не мыслит свободы и счастья без сохранения своей личности, своего уникального, неповторимого «Я». Он не хочет «стать всем», а «хочет быть самим собой наперекор вселенной», как писал автор знаменитого «Маугли» Р.Киплинг. Не может быть человек счастлив и свободен ценой попрания своей личности, отказа от своей индивидуальности. Поистине неистребимо в человеке стремление к созиданию мира и себя, к открытию нового, ещё никому неизвестного, даже если это достигается ценой собственной жизни. Стать свободным – нелегкая задача. Она требует от человека максимального напряжения всех духовных сил, глубоких раздумий о судьбах мира, людей, о своей собственной жизни; критического отношения к тому, что происходит вокруг и к самому себе; поисков идеала. Поиски смысла свободы продолжаются иногда всю жизнь и сопровождаются внутренней борьбой и конфликтами с окружающими. В этом как раз и проявляет себя свободная воля человека, так как из разнообразных жизненных обстоятельств, вариантов, ему самому приходится выбирать, что предпочесть, а что отвергнуть, как поступить в том или ином случае. И чем сложнее окружающий мир, тем драматичнее жизнь, тем больше усилий требуется от человека, чтобы определить свою позицию, сделать тот или иной выбор. Значит, К.Ясперс оказался прав, считая идею свободы истинной сущностью человека. Свобода – необходимое условие его деятельности. Свободу нельзя «подарить», ибо невыстраданная свобода оказывается тяжким бременем или оборачивается произволом. Свобода, завоеванная в борьбе со злом, пороками и несправедливостью во имя утверждения добра, света, истины и красоты, может сделать каждого человека свободным

«Наука безжалостна. Она беззастенчиво опровергает любимые и привычные заблуждения» (Н.В. Карлов)

Вполне можно согласиться с данным высказыванием. Ведь главная цель научного познания – стремление к объективности, т.е. к изучению мира таким, какой он есть вне и независимо от человека. Полученный при этом результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов. На пути к поиску объективной истины, человек проходит через относительные истины и заблуждения. Примеров тому много. Когда – то люди были совершенно уверены в том, что Земля имеет форму диска. Но прошли столетия, и путешествие Фернандо Магеланна опровергло это заблуждение. Люди узнали, что Земля имеет форму шара. Заблуждением была и геоцентрическая система, существовавшая тысячелетия. Открытие Коперника развенчало этот миф. Созданная им гелиоцентрическая система объяснила людям то, что все планеты нашей системы вращаются вокруг Солнца. Католическая церковь более двухсот лет запрещала признавать эту истину, но в данном случае, наука, действительно, оказалась безжалостна к заблуждениям людей. Таким образом, на пути к абсолютной истине, которая является окончательной и не изменится с течением времени, наука проходит через стадию относительных истин. Вначале эти относительные истины кажутся людям окончательными, но проходит время и с появлением новых возможностей у человека в исследовании той или иной области, появляется абсолютная истина. Она опровергает ранее полеченные знания, заставляя людей пересмотреть свои прежние взгляды и открытия

«Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути – благо или зло» (Й. Хейзинга).

Известно, что прогресс – это движение развития общества от простого к сложному, от низшего к высшему. Но долгая история человечества доказывает, что движение вперед в одной области, приводит к откату назад в другой. Например, замена стрелы огнестрельным оружием, кремневого ружья – автоматом свидетельствует о развитии техники и связанных с ней знаний, науки. Возможность убить сразу массу людей смертельным ядерным оружием тоже безусловное свидетельство развития науки и техники высочайшего уровня. Но можно ли всё это назвать прогрессом? И поэтому все, что проявлялось в истории как нечто положительное, всегда можно противопоставить как нечто отрицательное, и об очень многом положительном в одном аспекте, можно сказать как об отрицательном в другом. Так в чем же смысл истории? Каково направление её движения? Что такое прогресс? Ответить на эти вопросы далеко не просто. Само абстрактное понятие прогресса, при попытке применить его к оценке тех или иных событий конкретно – исторически, непременно будет содержать в себе неразрешимое противоречие. В этой противоречивости и есть драматизм истории. Неизбежен ли он? А дело в том, что главным действующим лицом этой исторической драмы выступает сам человек Зло как бы неизбежно, потому что человек порою получает в качестве результата то, к чему он вовсе не стремился, что не было его целью. И дело объективно заключается в том, что практика всегда богаче, всегда превосходит уровень достигнутого знания, что порождает возможности человека в других условиях по- другому использовать достигнутое. Зло, таким образом, как тень, преследует добро. Видимо это имел в виду автор данного высказывания. Но мне хотелось бы продолжить рассуждение и призвать людей, особенно ученых, задумываться о своих будущих открытиях. Ведь для определения подлинно прогрессивного есть понятие, выработанное всей историей человечества. Выраженное словом «гуманизм», оно обозначает как специфические свойства человеческой природы, так и оценку этих свойств как высшего начала общественной жизни. Прогрессивно то, что сочетается с гуманизмом, и не просто сочетается, а способствует его возвышению.

«Революция – это переход от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью»

(Роберт Оуэн)

Революцию часто называют общественным взрывом, именно поэтому, на мой взгляд, революция не решает полностью тех проблем, которые возникли в жизни.

В историческом прошлом России самой значительной была революция в октябре 1917 года. Наиболее важным её результатом стало начало строительства коммунизма, что означало радикальное изменение жизни всей страны. И если это – та самая правда, справедливость и честность, о которой говорит Оуэн, то почему сейчас Россия всеми силами пытается приобщиться к западной модели развития и делает всё, чтобы стать капиталистической страной в полном смысле этого слова? И это при том, что в советское время Россия многого добилась: стала сверхдержавой, первой осуществила полет человека в космос, победила во Второй мировой войне. Получается, что революция не привела нашу страну к истине. Более того, к концу 1991 года Россия оказалась на грани экономической катастрофы и голода.

Нужно ли говорить о социальных революциях, если даже в ходе научно-технической революции в современном мире возникает множество вопросов. Среди них и экологические проблемы, и рост безработицы, и терроризм.

С одной стороны, в ходе НТР совершенствуется здравоохранение, спасаются от смерти усилиями врачей самые безнадёжные больные, а с другой стороны, производится оружие массового поражения, в том числе, бактериологическое. Средства массовой информации ежедневно освещают миллионы событий, происходящих во всех уголках планеты, информируя, образовывая людей, но в то же время СМИ выступают в качестве манипулятора человеческим сознанием, волей, разумом.

Можно привести еще множество примеров революций, но вывод останется однозначным: революция – это многосторонний и противоречивый процесс, в ходе которого решаемые проблемы заменяются другими, часто еще более сложными и запутанными.

Религия – это разумом оправданная мудрость

Я полностью согласен с этим высказыванием и хочу доказать истинность этого изречения на примере известных КНИГ, которые содержат такие мудрости, к которым человечество будет обращаться всегда.

Новый Завет. Ему уже 2 тысячи лет. Своим появлением на свет он произвел невиданное, небывалое волнение сердец и умов, не успокаивающееся и доныне. А всё это потому, что в нём содержаться мудрости, которые учат человечество доброте, гуманизму, нравственности. В этой книге, написанной просто и без всяких прикрас, запечатлена величайшая тайна – тайна человеческого спасения. Людям остается только исполнять эти Великие Мудрости: не убий, не укради, не обижай ближнего, почитай родителей своих. Разве это плохие мудрости? И когда люди забывают выполнять эти мудрости, их поджидают несчастия. В нашей стране в годы советской власти народ отлучили от этой книги. Всё это привело к разрушению духовности общества, а значит к безволию. И даже коммунисты, составляя свой закон – Моральный Кодекс коммуниста, взяли за основу моральные принципы, содержащиеся в Библии. Только обличили их в другую форму. Это доказывает, что мудрость этой книги вечна.

Коран. Это главная книга мусульман. К чему же призывает она? Особое внимание уделяется благородству, которое, в свою очередь, предполагает уважение к родителям. Коран учит мусульман быть твердыми в слове, обязательными в делах и поступках. В нем порицаются такие низменные качества человека, как ложь, лицемерие, жестокость, гордыня. Разве это плохие мудрости? Они разумны.

Приведенные примеры доказывают правильность приведенного высказывания. Все мировые религии содержат такие мудрости, которые наставляют людей только на хорошие поступки. Показывают людям путь в конце туннеля.

Наука сокращает нам опыты быстро текущей жизни.

Нельзя не согласиться с данным высказыванием. Ведь с появлением науки прогресс человечества стал ускоряться, и темпы жизни человеческого общества ускоряются с каждым днем. Все это происходит благодаря науке. До её появления человечество достаточно медленно продвигалось по пути прогресса. Миллионы лет появилось колесо, но только благодаря ученым, которые изобрели двигатели, это колесо смогло приводиться в движение с более высокой скоростью. Жизнь человечества резко ускорилась.

Человечеству тысячи лет приходилось искать ответы на многие, казалось бы, нерешаемые, вопросы. Это сделала наука: открытие новых видов энергии, лечение сложных болезней, покорение космического пространства…С началом научно-технической революции в 50-60-е годы XX века, развитие науки стало главным условием существования человеческого общества. Время требует от человека быстрого решения глобальных проблем, от которых будет зависеть сохранение жизни на Земле.

Наука теперь пришла и в каждый наш дом. Она служит людям, действительно сокращая опыты быстро текущей жизни: вместо стирки на руках – автоматическая стиральная машина, вместо половой тряпки – моющий пылесос, вместо пишущей машинки – компьютер. А что уж говорить о средствах связи, которые сделали наш земной шар таким маленьким: за одну минуту можно получить сообщение из мест, расположенных на разных концах света. Самолет доставляет нас за несколько часов в самые отдаленные уголки нашей планеты. А ведь каких-то сто лет назад на это понадобилось много дней и даже месяцев. В этом и заключается смысл данного высказывания.

Политическая крепость прочна тогда и только тогда, когда она основана на силе нравственной.

Конечно, высказывание это правильное. Действительно, политик должен действовать, опираясь на законы нравственности. Но почему-то слово «власть» у многих ассоциируется с противоположным мнением. Этому в истории есть множество подтверждающих примеров, начиная от древнеримских тиранов (например, Нерон), до Гитлера и Сталина. Да и современные правители не блещут примерами нравственности.

В чем же дело? Почему глубоко нравственные нормы, такие как, честность, совесть, обязательность, правдивость никак не вписываются в политическую власть?

Видимо, многое связано с природой самой власти. Когда человек стремится к власти, он обещает людям улучшение их жизни, наведения порядка, установление справедливых законов. Но как только он оказывается у руля власти, ситуация резко изменяется. Постепенно забываются многие обещания. Да и сам политик становится другим. Он живет уже другими мерками, у него появляются новые взгляды. Те, которым он обещал, всё более отдаляются от него. А рядом появляются другие, которые всегда готовы быть в нужную минуту: посоветовать, подсказать. Но действуют они больше не в интересах общества, а в своих корыстных интересах. Как говорят в народе, власть портит человека. Возможно это и так. А может, есть и другие причины? Приходя к власти, политик понимает, что он не в силах справиться с тем грузом проблем, которые стоят перед государством: коррупция, теневая экономика, организованная преступность. В таких сложных условиях происходит отступление от моральных принципов. Приходится действовать жестко. Мне кажется, что лучше перефразировать это высказывание так: «Политическая крепость прочна тогда и только тогда, когда она основана на силе закона». Для политики это наиболее разумно. Только вот законы тоже должны быть нравственными….