» » А приставкин портрет отца. Контрольная работа по тексту А

А приставкин портрет отца. Контрольная работа по тексту А
Тема: А.И. Приставкин «Портрет отца».

Цели: познакомить с произведением А. Приставкина «Портрет отца», с жизнью людей в годы войны;

Отрабатывать навыки сознательного,

Правильного, выразительного чтения;

Развивать речь, скорость чтения, мышление;

Воспитывать любовь к Родине, своему

Народу, чувство гордости за героическое

Прошлое нашей Родины, за мужественные подвиги воинов.

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Изучение нового материала.

А) Вводная беседа.

Русская земля всегда привлекала другие народы своей красотой, богатством, большой территорией. Русский народ всегда выходил на защиту своей земли и сражался до последнего вздоха.

Шёл 1941 год. На нашу страну, без объявления войны, напала фашистская Германия. Крепко спала наша страна после трудового дня, а по ту сторону границы немецкие генералы нетерпеливо поглядывали на часы. Всё было готово для вторжения, все ждали только сигнала, чтобы перейти границу. Последние 5 минут.

^ Стихотворение «Такою всё дышало тишиной»

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

Короткой ночи расплывались тени

В лучах на травы падала роса

Был июнь и было воскресенье

И тихие светились небеса.

И спали люди при открытых окнах

Последние досматривали сны,

Когда земля от первых взрывов, вздрогнув,

Лишилась этой мирной тишины.

(Левитан- объявление о войне)-запись

(песня «Священная война»)-видео-фильм

На рассвете 22 июня тысячи самолётов и танков с чёрными крестами стали бомбить и обстреливать наши города.

Суровая весть о начале войны быстро облетела каждый дом, каждую семью. На защиту Отечества встал весь народ. Под песню «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой» отправлялись на фронт советские солдаты. Тысячи подвигов совершались на фронтах и в тылу. Даже дети помогали взрослым. Были связными у партизан, ухаживали за ранеными, стояли в цехах за станками, в поле убирали урожай. «Всё для фронта, всё для победы!»- с такими словами трудился наш тыл.

Не было во всей стране ни одной семьи, ни одного дома, которых бы не коснулась война. С нашего Татарского района на фронт ушло 14 120 человек, 5896 из них не вернулось.

Много советских солдат и мирных жителей было убито в первые дни войны. Фашистские войска продвинулись на большое расстояние вглубь нашей страны, было захвачено много городов и сёл. Из захваченных городов и деревень вывозили детей в другие города. Родители и дети иногда даже и не знали, где находятся их близкие, что с ними, живы ли они. Детей размещали в детдома.

б) Работа над произведением.

Сегодня мы познакомимся с историей, которая произошла с одним мальчиком, который не знал и не помнил своих родителей.

^ Чтение по «цепочке» с заданием.

Почему мальчик был согласен отдать другу всё, что у него было за портрет своего отца? Как бы ты поступил на его месте?

Беседа о прочитанном.

1.Какие чувства вы испытывали во время чтения рассказа?

2.Кого вам стало жалко: мальчика или Володьку?

3.Мог ли быть на обложке книги портрет его отца?

4.Почему он так поступил?

5.Правильно ли он сделал?

6.Можно ли его простить за совершённый поступок?

Чтение по ролям (отрывок)

Смело, с уверенностью).

Самостоятельное чтение.

Чтение отрывка по ролям.

Почему Володька не взял ничего за обложку?

Поверил ли он, что это был его отец?

Что было на сердце у Володьки?

Выборочное чтение

Кто был изображён на обложке книги?

Что сделал герой рассказа с книгой?

С кем поделился герой рассказа о своей находке?

Что сказала Ольга Петровна, посмотрев на оторванную обложку?

Что сказал Володька герою рассказа?

Что просил взамен портрета Володька у героя рассказа?

Много детей во время войны остались без родителей. Не по своим годам они были серьёзны, рассудительны. Война лишила их детства.

(стихотворение)

В дни войны

Глаза девчонки семилетней,

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чём ни спросишь,

Пошутишь с ней-молчит в ответ,

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

Агния Барто

Почти 1414 дней продолжалась самая тяжёлая и жестокая война. Закончилась она полным поражением фашистской Германии. Наши солдаты дошли с боями до Берлина и в мае 1945года подняли над вражеской столицей красный флаг.

Каждый год мы отмечаем 9 Мая День Победы. В этом году мы празднуем Великую Победу в шестьдесят шестой раз. В этот день мы вспоминаем миллионы человеческих жизней, которые унесла война.

Сегодня мы обращаем слова благодарности и чтим память тех, кому обязаны счастьем жить на этой земле.

Песня «День Победы», стихотворение «Родина», слайды.

Родина-это Кремлёвские звёзды,

И над рекою откос.

Чистое золото осени поздней,

Шум белоствольных берёз.

Родина-это и небо над нами,

Наши дела и мечты.

Торжественный гимн и наше знамя.

Всё это Родина ты.

Самое, самое в жизни родное.

Всё что вокруг и во мне.

4.Итог урока: Что запомнилось на уроке?

Чему учит рассказ?

Что нового узнали?

5.Оценивание.

6.Домашнее задание: приготовить сообщения о мужественных поступках людей в мирное время.

Урок литературного чтения

Класс: 4 «Б»

Учитель: Мухаметзянова Наталья Анатольевна

Тема «А. Приставкин «Портрет отца», В.Костецкий «Возвращение»

Цели:

  • Познакомить с произведением А. Приставкина «Портрет отца», и с репродукцией картины В.Костецкого «Возвращение»;
  • Учить сравнивать произведения разных жанров;
  • Обучать выразительному чтению произведения;
  • Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину;
  • Развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Регулятивные - умение эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи, составлять план урока.

Предметные – Умение анализировать лирический текст, находить опорные слова, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.

Коммуникативные- осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях).

Личностные – осмысление темы «Что значит для меня моя Родина»

Оборудование: презентация, выставка книг по теме урока, портрет писателя, репродукция картины В. Костецкого «Возвращение», фотографии участников войны, рисунки детей о войне.

Ход урока:

  1. Орг.момент
  2. Речевая разминка

Прочитайте стихотворение.

И шла война четыре долгих года.

Мы воевали за свою свободу.

Враги хотели нашу землю захватить,

А нас в рабов послушных превратить.

И было много разных битв,

В которых враг, проклятый был разбит.

Великое сраженье под Москвой.

В котором мы сказали твёрдо: «Стой!»

Вам понравилось стихотворение?

О какой войне здесь идёт речь?

Что вы можете рассказать о Великой Отечественной войне?

Прочитайте стихотворение медленно.

3.Проверка домашнего задания

Рассказы детей о родственниках, воевавших в ВОВ

4.Вступительная беседа

Дети и война – это самое скорбное событие, какое только можно себе представить. Тяжелейшие испытания выпали на долю того поколения детей: бомбежки, голод, холод, страх потерять родных или самому потеряться. Многие из тех, кому было по 12-15 лет, брали на себя обязанности взрослых, работали на заводах и фабриках и выполняли далеко не детские нормы. Дома дети и подростки без лишних слов помогали по хозяйству, заботились о младших и стариках. Когда позволяли обстоятельства, не забывали основную свою обязанность – учиться. В годы войны дети проявляли себя стойкими патриотами своего Отечества. Фронтовые подвиги, совершенные детьми, - особая страница в истории Великой Отечественной войны. Оставшись со взрослыми на оккупированной территории, они становились связными в партизанских отрядах, как Нина Куковерова, Маркс Кротов. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В подполье, как Витя Хоменко, Зина Портнова.

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Во время войны часть детей перед захватом немцами городов вывозили в другие города на востоке страны. Родители и дети иногда даже не знали, где находятся близкие, что с ними, живы ли они.

5.Работа над произведением

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом. Откройте книгу на стр.81-Прочитайте название произведения, которое мы будем читать.

Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе?

Верны ли ваши предположения мы узнаем, если прочитаем рассказ, а походу чтения, будем подчёркивать непонятные слова.

  • Знакомство с биографией писателя.
    Анатолий Игнатьевич Приставкин родился в трудовой семье: отец работал на заводе, мать – на фабрике. В начале войны в возрасте 10 лет он остался сиротой: отца призвали на фронт, мать вскоре умерла от туберкулёза. Мальчику предстояло испытать все тяготы детдомовского детства; он сменил десятки детских домов, колоний, интернатов России, Сибири. «У меня война оставила невероятное чувство бесконечности её и голода»,- писал Приставкин позже. Он начал работать ещё мальчиком. Работал электриком, радистом. Радость этих лет составляли книги. Впоследствии Приставкин пишет цикл рассказов «Трудное детство»; в 70-е годы 20 века – повесть «Солдат и мальчик». А.И. Приставкин говорил о войне так: «Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью; это было больно. Не просто больно, мне не хватало сил даже перечитать собственные ранее написанные рассказы».
  • Выставка книг А.И Приставкина
  • Первичное чтение – погружение рассказа детьми.

А) Мозговой штурм (дети читают текст и отмечают карандашом непонятные слова и выражения)

Б) Проверка первичного восприятия

Кто главный герой рассказа?

Как мальчик оказался в детдоме?

Какие чувства испытывали вы, читая рассказ?

Что мальчик сделал с обложкой? Как вы думаете, почему он так поступил?

Хорошо ли он поступил?

Можно ли его понять и простить за совершенный поступок в условиях того тяжелого времени?

С кем он поделился своим открытием?

Что сказала мальчикам воспитательница?

Почему мальчик готов был отдать все за портрет?

Почему у Володи в глазах появилась зависть и боль?

(Обращение к эпиграфу урока)

6. Работа по картине В.Костецкого «Возвращение»

7. Работа в группах.

Аналитическое чтение (каждая группа детей готовит вопросы по тексту).

8. Физминутка.

9.Поисковое чтение.

А) Прочитайте, как мальчик нашёл книгу?

Б) С кем он поделился своей радостью?

В) Что сказала мальчикам воспитательница?

Г) Как мальчик доказал Володе, что это портрет отца?

10. Чтение по ролям.

11.Обучающая самостоятельная работа.

Писатель поставил многоточие, мысль не окончена. Что недосказал Володька, чему он завидовал?

1 Постановка фильма.

В нашем фильме будет 4 кадра:

1. Мальчик в доме с фотографией.

2. Разговор с воспитателем.

3. Возвращение фотографии.

4 кадр вы придумайте сами (ученики предлагают свой вариант окончания рассказа)

12.Эмоционально – психологическое восприятие урока .

Подумайте ещё раз о том, что вы сегодня слышали, осмыслите это

13.Рефлексия.

Выберите любое начало предложения и продолжите его

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…

14. Итог урока.

А как бы ты поступил на месте мальчика?

Чему учит этот рассказ?

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

И шла война четыре долгих года. Мы воевали за свою свободу. Враги хотели нашу землю захватить, А нас в рабов послушных превратить. И было много разных битв, В которых враг, проклятый был разбит. Великое сраженье под Москвой. В котором мы сказали твёрдо: « Стой!»

Дети и война

Таня Савичева

Анатолий Игнатьевич Приставкин (1931-2008)

Приставкин А.И. В книгу вошли две повести "Ночевала тучка золотая" и "Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца" о воспитанниках детдома и автобиографический роман " Рязанка ".

Приставкин А.И. Собрание сочинений Том 1. Сюда вошли маленькие рассказы.

Костецкий Владимир Николаевич 1905-1968 Возвращение

Писатель поставил многоточие, мысль не окончена. Что недосказал Володька, чему он завидовал? 1 . Мальчик в доме с фотографией. 2 . Разговор с воспитателем. 3 . Возвращение фотографии. - 4 кадр ……?

Рефлексия Сегодня на уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось … Сегодня я сумел…

Спасибо за внимание.


Урок внеклассного чтения (6 класс)

«Портрет А. И. Приставкина»

Разработала: учитель русского языка и

литературы МОБУ СОШ

с. Октябрьское Попова Е. И.

Цели:

Образовательные:

1) знакомство с жизнью и творчеством писателя второй половины 20 века А. И. Приставкина;

2) обучение работе с текстом

Развивающие:

1) развитие связной монологической речи учащихся, логического мышления и творческих способностей;

2) развитие навыка выразительного чтения

Воспитательные:

1) формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения;

2) воспитание интереса к языку художественной литературы, творчеству Анатолия Игнатьевича Приставкина.

Оборудование урока: портреты А. И. Приставкина, мультимедийная презентация, тексты произведений, материал для сообщений.

Учебник: «Литература. 6 класс» под ред. О. В. Кубасовой (после изучения раздела «Никто не забыт, ничто не забыто»)

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя

Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией и творчеством писателя 20 века Анатолия Игнатьевича Приставкина. Я думаю, что его имя известно не всем вам. Так ли это? Хорошо, тогда начинаем…(Учитель или подготовленный ученик читает рассказ А. Приставкина «Портрет отца» )

Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

Как вы думаете, автобиографичное это произведение?

Попробуем это выяснить.

Сегодня на уроке мне будут помогать Биограф и Литературовед. Они постараются подробно рассказать о жизни и творчестве известного писателя А. И. Приставкина. А задача остальных ребят заключается в следующем: на столах находится «Летопись жизни и творчества А. И. Приставкина», вторую часть которой придётся заполнять по ходу урока. Не забывайте также о том, что в рабочих тетрадях необходимо записывать слова, которые будут важными для характеристики писателя А. Приставкина и его творчества.

II. Выступление Биографа и Литературоведа

Биограф: Приставкин Анатолий Игнатьевич родился 17 октября 1931 года в рабочей семье. Во время войны он остался сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище. Трудиться начал с 12 лет.

Литературовед: После войны стал участвовать в самодеятельности, начал писать стихи - вскоре они были опубликованы в газете.

Биограф: В 1952 году он окончил Московский авиационный техникум. Работал электриком, радистом, прибористом. После службы в армии Приставкин поступил в Литературный институт им. А. М. Горького, где занимался в семинаре Льва Ошанина и окончил его в 1959 году.

Литературовед: В 1958 году Анатолий Игнатьевич дебютировал как прозаик: в журнале «Юность» был напечатан цикл рассказов «Военное детство». На строительстве Братской ГЭС он стал корреспондентом «Литературной газеты», одновременно работая в бригаде бетонщиков. С 1981 года преподавал в Литературном институте, вёл семинар прозы; являлся доцентом кафедры литературного мастерства.

Литературовед: В эти годы он написал документальные повести «Мои современники» (1959); «Костры в тайге» (1964); «Страна Лэпия» (1960); роман «Голубка» (1967). В 1970-е годы писатель напечатал военный рассказ «Солдат и мальчик». Широкую известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая…», затрагивающая тему депортации (изгнание) чеченского народа в 1944 г. В своем произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его нервы, - мир не достоин существования, если он убивает детей. В 1988 году повесть была отмечена Государственной премией СССР, получив и мировое признание - в течение нескольких лет после выхода она была переведена более чем на 30 языков. В 1989 году появилась повесть «Кукушата», затем выходили другие его произведения - «Рязанка» (1991), «Радиостанция `Тамара`» (1994), «Долина смертной тени» (2000), «Золотой палач» (2005).

Биограф: В 1991 году А. И. Приставкин возглавил совет независимого писательского движения «Апрель» при Московской писательской организации Союза писателей РСФСР. В то же время вошел в руководящий комитет международного движения за отмену смертной казни «Руки прочь от Каина». Являлся секретарем Союза писателей РФ, членом Союза кинематографистов России.

С 1992 года Анатолий Приставкин - Председатель Комиссии по помилованиям при президенте РФ, а с декабря 2001 года - советник президента РФ по вопросам помилования.

В 2002 году Анатолий Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома.

Литературовед: В 2008 году, незадолго до смерти, успел закончить роман «Король Монпасье Мармелажка Первый». Произведение рассказывает об исторических событиях.

Биограф: За десять лет - с 1992 по 2001 год, что просуществовала руководимая Приставкиным Комиссия по помилованию, 57 тысячам заключенных был смягчен приговор, а почти 13 тысячам смертная казнь была заменена пожизненным заключением.

III. Работа над рассказом «Фотографии»

1. - Спасибо юным исследователям творчества А. Приставкина, а мы обратимся к рассказу писателя «Фотографии». Слушаем внимательно…

(Чтение рассказа).

2. Анализ произведения:

Прошло более 66 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне – одного из памятных событий 20 столетия, а произведение А. Приставкина не утратило своего значения. Детство военной поры – что может быть трогательнее и печальнее?

Так о чём это произведение?

От чьего имени написан этот рассказ?

Какими ты представляешь себе детей (брата и сестру)?

Как вы полагаете, это произведение полностью автобиографичное или же повествует о судьбах других детей военной поры?

Вы, наверное, успели заметить, что в рассказе много многоточий. Как вы думаете, почему?

Как вы понимаете заключительные слова рассказа: «Смотри, и здесь Людочка. И здесь. И меня много. Ведь нас очень много, правда?»

Чему учит нас, внимательных читателей, это произведение?

I V . Итог урока, выставление оценок.

Итак, давайте подведём черту увиденному, услышанному, пережитому нами на уроке: прочитайте слова, которые вы записывали в тетради и которые могут, по вашему мнению, охарактеризовать личность и произведения А. И. Приставкина.

(Мнения детей).

V . Домашнее задание: подготовьте отзыв об одном из произведений, прочитанных на уроке (См. памятку №5 и инструкцию №5 на стр. 340, 344)

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

А. Приставкин «Портрет отца»

Это случилось в войну. В нашей детдомовской библиотеке я случайно наткнулся на маленькую книжку. На обложке ее была фотография человека в меховой шапке, полушубке и с автоматом. Этот человек был очень похож на моего отца. Стащив книжку, я забрался в самый темный угол, оторвал обложку и засунул под рубаху. И долго там носил ее. Только иногда доставал, чтобы посмотреть. Конечно же, это должен быть мой отец. Третий год шла война, а я не получал от него даже писем. Я почти забыл его. И все равно я знал: это мой отец. Я поделился открытием с Вовкой Акимцевым, самым сильным парнем в нашей спальне. Он вырвал портрет из моих рук и решил:

Ерунда! Это не твой отец!

Нет, мой!

Пойдем спросим воспитательницу…

Ольга Петровна посмотрела на оторванную обложку и сказала:

Нельзя портить книги. И вообще я не думаю, чтобы это был твой отец. Зачем его будут печатать в книжке? Ты сам подумай. Он же не писатель?

Нет. Но это мой отец!

Володька Акимцев не отдал портрет. Он спрятал его и сказал, что я просто хочу похвастать и он не отдаст мне обложку, чтобы я не занимался ерундой.

Но мне нужен был отец. Я перерыл всю библиотеку, отыскивая вторую такую книжку. А книжки не было. И я плакал по ночам.

Однажды Володька подошел ко мне и заявил, усмехаясь:

Если это твой отец, ты должен за него ничего не жалеть. Не пожалеешь?

Нож свой отдашь?

И компас?

А новый костюм поменяешь на старый?..- И протянул измятую обложку.

Бери. Не нужно мне твоего костюма. Может, и вправду...- В глазах у Володьки была зависть и боль. Его родные жили в Новороссийске, занятом фашистами. И у него не было никаких фотографий.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Летопись жизни и творчества Анатолия Игнатьевича Приставкина

Основные события в жизни

А. И. Приставкина (1931-2008 гг)

Мои заметки об услышанном

1952 год – А. И. Приставкин окончил Московский авиационный техникум.

1958 год – был напечатан цикл рассказов «Военное детство» в журнале «Юность»

1959 год – окончание Литературного института имени М.Горького

1959 год – «Мои современники», «Маленькие рассказы»

1960 год – повесть «Страна Лэпия»

1964 год – повесть «Костры в тайге»

1965 год – «Селигер Селигерович» (очерки)

1967 год – роман «Голубка»

1975 год – «На Ангаре» (очерки)

1977 год – повесть «Мальчик и солдат», очерки «Ангара-река» и др.

1981 год – А. Приставкин преподаёт в Литературном институте

1987 год – повесть «Ночевала тучка золотая…»

1989 год – повесть «Кукушата» и др.

2005 год – «Золотой палач»

2008 год – «Король Монпасье Мармелажка Первый»

1991 год – А. Приставкин возглавил совет независимого писательского движения «Апрель» при Московской писательской организации Союза писателей РСФСР

1992 год – А. Приставкин - Председатель Комиссии по помилованиям при Президенте РФ, а с декабря 2001 года - Советник Президента РФ по вопросам помилования

НАГРАДЫ:

1988 год – повесть «Ночевала тучка золотая...» была отмечена Государственной премией СССР

2002 год - А. И. Приставкин стал лауреатом международной премии имени Александра Меня за вклад в развитие культурного сотрудничества между Россией и Германией в интересах мирного строительства Европейского дома.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

А. Приставкин «Фотографии»

Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями.

Смотри, Люда, вот наша мама. Она дома, она сильно болеет.

Болеет...- повторяла девочка.

А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет.

Вот это тетя.

А здесь?

Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я.

И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: «Людочка и я. Людочка и я...»

Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бежать из детдома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись друг к другу, и смотрели фотографии.

Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка...

Мама? Где же мама? Наверное, затерялась... Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас очень хорошая тетя.

Шли дни, месяцы. В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии.

Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя! Просто замечательная тетя. А здесь Людочка и я.

А где же папа?

Папа? Сейчас посмотрим.

Затерялся, да?

Ага. Затерялся.

И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза:

Насовсем затерялся?

Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву, к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги:

Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. Мы оставляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению...

Мне зачитали ответ.

В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались. Мы разглядывали фотографии.

Вот Людочка. А вот я.

Еще? Смотри, и здесь Людочка. И здесь. И меня много. Ведь нас очень много, правда?

Текущая страница: 9 (всего у книги 22 страниц) [доступный отрывок для чтения: 15 страниц]

Шрифт:

100% +

29

Но вот он и наступил, День Победы.

Я пишу его с большой буквы, он того стоит.

В этот день все всех поздравляли: и тех, кто не служил, и тех, кто служил и даже воевал, неважно где, мы все время где-нибудь воюем. Но мужественное призвание мужчины быть воином и защитником никуда от нас, оказывается, не ушло. «Сын мой, – произносят в одном из африканских племен, обращаясь к подростку, – отныне ты мужчина. Возделай поле свое и сумей защитить его. Проживи жизнь так, чтобы твои сыновья, глядя на тебя, захотели бы стать настоящими мужчинами».

А я очень гордился отцом, пришедшим с войны. Но сперва о тех незабываемых днях конца войны, когда все цвело и голубело и было так победно и счастливо на душе. О том, какой он будет, этот День Победы, нам рассказали в кино еще задолго до самой Победы. Фильм так и назывался: «В шесть часов вечера после войны». И хоть было до этого победного дня много других дней, и многие, многие так и не дожили до Победы, но мы уже знали, видели, как она на самом деле произойдет. Мы и правда дожили до нее, я даже думаю, что фильм нам в этом очень помог. Он нам внушил образ Победы.

А потом была настоящая Победа, и настоящий салют, и были солдаты, не такие красивые, как в кино (там играл знаменитый киноартист Самойлов), но зато свои, настоящие, любимые, и было истинно всенародное ликование на Красной площади. А еще был парад, он так и назывался «Парад Победы», в хрониках кино мы его смотрели тысячу раз… Солдаты с особенными мужественными лицами, таких лиц не создашь никакими кинофокусами, прошли по Красной площади мимо мавзолея, швырнув к его подножию вражеские знамена. А на мавзолее стоял главный победитель – генералиссимус Сталин – и улыбался в усы.

Уже в наше время по всем программам телевидения нам показали вдруг парад воинов из Чечни. На аэродроме «Северном» выстроили трибуны, и по бетонным плитам взлетной полосы прошли наши российские воины строевым победным маршем с оружием в руках.

Я узнал этот аэродром. Именно отсюда из Грозного я улетал на «вертушке» в Моздок в 96-м году, и кучно вдоль борта сидели солдаты, уцелевшие после тяжких боев. Они отворачивались к окошкам, потому что у их ног, на полу, лежали завернутые в блестящий целлофан двое их товарищей – «груз двести»… Сапоги, торчащие из обертки, вздрагивали от крутых противоракетных виражей.

И вот снова над поверженным и дотла разрушенным городом, будто над чужой могилой, нам демонстрируют парад победителей. Вот только лица у победителей-мальчиков вовсе не те, что на Параде Победы в том, сорок пятом году. Можете сравнить. Хлебнув чужой крови, пристрастившись к наркотикам, они пойдут по тюрьмам да колониям. Я-то наперед их судьбу знаю. Мне было отчего-то не по себе, когда глядел на вдохновенные лица наших генералов: отчего же празднуем, отчего ликуем-то? Оттого что бросили под огонь истребления мальчиков-солдат, многие из которых не дотопали до парада на бетонной полосе?.. Оттого, что в российских городах царит испуг перед новыми террористическими актами, и чем далее, тем сильней?

И не надо изображать, что Грозный и поверженный Берлин, постыдная война в Чечне и та, что несла нам свободу над фашизмом, – одно и то же. Тем более остались и живы еще свидетели. Да и я о той, священной, могу рассказать.

И вот что скажу. Главными победителями в ней, кроме Сталина, Жукова и других имен, которые мы знаем наизусть, были просто солдаты, наши отцы, которые отпахали четыре с половиной года, а кому повезло уцелеть, с осени сорок пятого начали прибывать в товарняках, идущих с запада. Они были молоды, голосисты и долгожданны, и рядом с ними нам, пацанве, притереться, принюхаться, потрогать звездочки на погонах было высшим счастьем.

Отец нашел меня на Кавказе, и, когда забирал домой (домой!), высыпала во двор вся наша детдомовская шантрапа, даже начальство, ибо для многих это было предвестие, надежда, что и к ним когда-нибудь тоже нагрянут с медалями на груди, да пусть и без медалей, но увезут, увезут навсегда в другой, несиротский, небездомный мир.

Могу утверждать, что отец хоть и не брал Берлина, но был Победитель, потому что он победил врага, который погубил его мать, мою смоленскую бабку, и еще он победил врага, который погубил его жену и мою мать… Но мой отец не мстил, он просто защитил свой дом. И самой высокой наградой за все четыре года войны была медаль «За отвагу». Были у него и другие медали, и еще «благодарности» лично от товарища Сталина, и мы сейчас, после смерти отца, храним их как память о Победах отца.

Но я запомнил еще, как кучковались солдаты-победители у пивных ларьков, с легкостью отдавая за зелье трофейные часы, губную гармошку, иные какие-то вещицы из нехитрого солдатского багажа… Там, у пивнушек, не раз я находил и своего пьяненького отца. Я так его боготворил! Может, догадывался, что «наркомовские» сто грамм, принятые им за войну, теперь добирались здесь не случайно, ведь чем-то надо было заглушить горькую память потерь, которая по-настоящему осознавалась лишь сейчас. Парад прошел, а война, которая обожгла их молодость, годами, исподволь, дожигала их изнутри и многих потом унесла. «Мы не от старости умрем, от старых ран умрем», – скажет поэт-фронтовик, который от этих ран и умер.

Ну вот, мы и подошли к главному. А все, все, что я рассказывал ранее, лишь только подход к главному: как я и мои дружки по детдому участвовали в Параде Победы.

Это был ослепительный день, утро, легкий ветерок, и наши мальчишьи сердечки, напряженные от предстоящего марша Победы, счастливо трепетали, будто флаги на домах.

Я маршировал во главе колонны, во втором ряду, среди барабанщиков, и это был мой полет, высочайший полет, выше которого я не взлетал в своей жизни. Музыка вдруг затихла, и мы ударили в свои барабаны. Мы так свирепо и неистово колотили в них, что нельзя было не понять, что мы, и мы тоже Победители.

Конечно, не было никакого мавзолея, а была трибунка прямо на грузовичке, на нем стоял настоящий Герой Советского Союза (он потом тоже сопьется), мимо которого мы, затаив дыхание и печатая шаг, строем прошагали. Герой чуть хрипловато и совсем незаученно произнес слова о Победе, и мы двинулись по улицам дальше, навстречу новой, прекрасной жизни.

Маленькие рассказы

Мама, знаешь, какое дело самое трудное в жизни? Жить во время войны!

Шестилетний ребенок

Шинель

В самом дальнем углу, за печкой, висела шинель. Она была словно ржавая от времени, с подпалинами и дырками. Отец мой носил ее тогда, когда меня еще и не было, да и мать моя была совсем маленькой. В этой шинели отец шел за Лениным против богачей и рубил саблей белых. Вот так я рассказал своим дружкам Вальке и Мите, жившим в доме напротив.

Валька поверил не совсем, а Митя прямо сказал: «Врешь!» Тогда я надел шинель и, волоча за собой длинные полы, гордо прошел в ней по улице до соседского дома. На песке за мной оставалась гладкая дорожка.

Мать Вальки, маленькая и сварливая тетя Нюра, загремела кастрюлями:

– Боже мой, что ты надел? Всю грязь тащите на себя…

– Это не грязь. Это шинель моего отца. Он в ней воевал.

– Ну и что! Ты-то зачем нацепил? Это мать, наверное, не видела, она бы дала тебе…

Валька и Митя тоже обиделись. Тетя Нюра совсем не могла понять, какая героическая шинель была на мне. Они так ей и заявили. Тетя Нюра плюнула и стала молча разжигать керосинку. Потом поглядела на нас, усмехнулась и открыла чулан. И швырнула на пол узлы:

– Нате. Держите. Это ваших отцов!

Мы развязали вещи. Там лежали пересыпанные нафталином две рыжие старые шинели. И они были еще более дырявые и обгорелые, чем моя принесенная шинель.

Огонь

Совсем недавно побывал я там, где родился. Наш двухэтажный дом, который был самым большим в округе, показался мне удивительно маленьким среди новых каменных домов. Поредел садик, где мы бегали, сровнялась с землей горка, где мы играли. И я вспомнил: на этой чудесной горке я сделал великое открытие. Я открыл огонь. Вернее, удивительные камни, из которых можно было высечь огонь. Я приводил сюда ребят, мы набирали полные карманы этих камней и потом шли в темный чулан. В таинственном полумраке мы стучали камнем о камень. И появлялся желтовато-синий шарик пламени. Только потом я понял, что огонь делали не серые камни с моей горки, а мои руки.

Как эта чудесная горка, сровнялось с землей мое детство. Попробуй отыщи следы… За горкой во все стороны со своими настоящими чудесами начиналась жизнь. Но вера в свои руки, которые могут добывать огонь, осталась навсегда. Я пошел учиться на монтера.

Рисунок

Саша был мой друг и жил через стенку. Я приходил к Саше, когда он, подгоняемый нянькой, лениво доедал красный вишневый кисель. Ни киселя, ни няньки у меня не было.

Злая старуха всегда гнала меня, а Саша, мягкий, розовый, зевал и шел на послеобеденный отдых.

Однажды взрослые сказали, что Саша заболел опасной болезнью и что приходить к нему нельзя совсем. Приезжал врач с чемоданчиком и, выходя от соседей, качал головой: «Сложно. Очень сложно». Мама Саши прижимала ладони к щекам и смотрела на меня невидящими глазами.

Мне было жаль Сашу. Я пробирался на кухню и слушал, как за дощатой перегородкой с коричневыми обоями раздавался надрывный кашель. Однажды я нарисовал на листе бумаги солнце, траву и себя: кружочек головы, палочка туловища, а от него четыре веточки – две руки и две ноги. Потом я прошел на кухню и, прислонясь к перегородке, прошептал:

– Саша, ты болеешь?

– …олею, – донеслось до меня.

– На, держи. Для тебя нарисовал. – Я сунул в щель листок.

С той стороны листок потянули.

– …сибо!..

Кашлять за стеной перестали. Кто-то смеялся. Ну конечно, смеялся Саша. В темной комнате с занавешенным окном он понял по моему рисунку, что на улице солнце и теплая трава. И что мне очень хорошо гулять. Потом я услышал, как он позвал маму и потребовал карандаш. Скоро из щели высунулся белый уголок. Я побежал в свою комнату. В моем рисунке было изменение: рядом с мальчиком стоял другой – кружок головы, палочка туловища, а от нее четыре веточки… Мальчик был изображен красным карандашом, и я понял: это Саша. Он тоже хочет греться на солнце и ходить босиком. Я соединил жирной чертой руки-веточки двух мальчиков – это значит, они держались крепко за руки – и сунул лист обратно.

Деньги

Мы жили в старом деревянном двухэтажном доме, где от желтых стен легко отламывались целые куски. Взрослые рассказывали, что этим домом когда-то владела старуха Ситягина. Да мы не очень верили. Старуха эта ходила в черном платье, прижимая парализованную руку к груди, и совсем не была страшной. Да разве разрешил бы горсовет одной старухе Ситягиной жить во всем доме? И зачем ей весь?

Однажды я разбил на чердаке бутылку. Оттуда выпали свернутые в трубочку деньги. Деньги были красивые и с картинками. На одной бумажке стояла блестящая женщина. На другой – оловянный солдатик с вытаращенными глазами. А еще на одной – толстый человек с большими усами. Я позвал Сашку, и мы решили, что это самый главный царь.

Бутылок было много. Мы принесли молоток и стали их бить. И из каждой выпадали свернутые в трубочку цари. Мы рассовали их по пазухам и потащили на улицу.

Я как раз торговался с Шуркой, предлагая за его картонный домик десять усатых царей, когда вышла на улицу старуха Ситягина. Она посмотрела на мои руки, вся затряслась и стала вырывать деньги. Мне показалось, что даже ее парализованная рука задвигалась, стараясь черными пальцами ухватить хрустящие бумажки. На вой старухи выбежал ее сын, Густав Иванович.

– Не надо, мама. – Он вздохнул и отбросил деньги. – Ведь это при ихней власти уже не понадобится…

И старуха Ситягина заковыляла домой, всхлипывая. Ее парализованная рука, зажатая в кулак, бессильно тряслась.

Мы вернулись к нашей торговле, и через минуту я был уже владельцем целого картонного дома. И все это за каких-то десять усатых царей.

Первые цветы

У Саши был велосипед. У меня тоже, только похуже. Соседская девочка Марина иногда брала у нас покататься велосипед, и я сильно мучился, если она предпочитала велосипед моего друга.

Однажды я взял у Саши баночки с цветной тушью, которые стояли на столе его отца, и решил написать письмо. Это было первое письмо к девочке, и я писал его весь день. И каждую строчку я писал разным цветом. Сперва красным, потом синим, зеленым… Мне казалось, что это будет самым лучшим выражением моего чувства.

Два дня я не видел Марину, хотя старался проезжать все время у нее под окнами. Потом вышел ее старший брат и стал меня пристально рассматривать. И на его лице было ясно написано: «А я все знаю». Потом брат скрылся и выбежала Марина. И в знак хорошего ко мне расположения попросила велосипед. Проехала один раз для вида и сказала, чертя носком маленького ботиночка по земле:

– Ну, вот что. Я тебе отвечу на письмо, если ты принесешь мне цветов. – И она топнула твердо своим маленьким ботиночком. – Цветы нужны сейчас!

Я ринулся в городской сад. Цвели одуванчики, и я собирал их, как рассыпанные солнечные зайчики. Скоро среди лужайки возвышалась целая золотая горка. И вдруг меня охватила первая мужская робость. Как же при всех поднесу ей это? Я накрыл цветы лопухами и пошел домой. Нужно было подумать. И решиться.

На следующий день Марина скакала с подругами на тротуаре, расчерченном мелом, и на меня взглянула очень строго:

– Где же твои цветы?

Я опять побежал в сад. Я уже знал, что буду делать. Нашел свою лужайку, откинул лопухи – и обмер: передо мной лежала куча вялой травы. Золотые искры цветов потухли навсегда. А Марина? Марина каталась с тех пор только на Сашкином велосипеде.

Человеческий коридор

Это было в сорок первом году. Темная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода и страдая от голода. В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. Была ночь.

– Здесь есть пища, – сказал Николай Петрович, сутулый, желтый от болезни человек.

Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. Но скоро мы увидели и другое. Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан. Там шевелилось что-то черное, и ухало, и кричало. Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. Здесь начиналась очередь.

Мы стояли и смотрели на окна. Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. И нам было видно, как он нервно вздергивает острые плечи. И голос у него слабый, голос чахоточного человека. Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..

А люди вдруг зашевелились. Они подались назад, и маленькая трещинка расколола черную толпу. А потом мы увидели еще: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. Человеческий коридор…

Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что и не перестаю шагать этим человеческим коридором. А тогда – мы шли через него, качающийся, живой, трудный.

И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. И яркий свет вдали. Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краев дымящиеся тарелки.

Портрет отца

Это случилось в войну. В нашей детдомовской библиотеке я случайно наткнулся на маленькую книжку. На обложке ее была фотография человека в меховой шапке, полушубке и с автоматом. Этот человек был очень похож на моего отца. Стащив книжку, я забрался в самый темный угол, оторвал обложку и засунул под рубаху. И долго там носил ее. Только иногда доставал, чтобы посмотреть. Конечно же это должен быть мой отец. Третий год шла война, а я не получал от него даже писем. Я почти забыл его. И все равно я знал: это мой отец. Я поделился открытием с Вовкой Акимцевым, самым сильным парнем в нашей спальне. Он вырвал портрет из моих рук и решил:

– Ерунда! Это не твой отец!

– Нет, мой!

– Пойдем спросим воспитательницу…

Ольга Петровна посмотрела на оторванную обложку и сказала:

– Нельзя портить книги. И вообще я не думаю, чтобы это был твой отец. Зачем его будут печатать в книжке? Ты сам подумай. Он же не писатель?

– Нет. Но это мой отец!

Володька Акимцев не отдал портрета. Он спрятал его и сказал, что я просто хочу похвастать и он не отдаст мне обложку, чтобы я не занимался ерундой.

Но мне нужен был отец. Я перерыл всю библиотеку, отыскивая вторую такую книжку. А книжки не было. И я плакал по ночам.

Однажды Володька подошел ко мне и заявил усмехаясь:

– Если это твой отец, ты должен за него ничего не жалеть. Не пожалеешь?

– Нож свой отдашь?

– И компас?

– А новый костюм поменяешь на старый?.. – И протянул измятую обложку. – Бери. Не нужно мне твоего костюма. Может, и вправду… – В глазах Володьки была зависть и боль. Его родные жили в Новороссийске, занятом фашистами. И у него не было никаких фотографий.

Джафар

Сторожем у нас в детдоме – я жил тогда в Сибири – был старик Джафар. Хотя он и стригся наголо, голова у него была как серебряный шар. Такой он был седой. Из щек и подбородка торчали толстые белые волосы, вроде как проволока на терке, которой Джафар скоблил пол. Наверное, он был очень стар, он работал медленно и плохо. Про него говорили, что он из чеченцев. И за то, что он плохо работал, взрослые его потихоньку ругали. Мы подражали взрослым, но действовали смелей и старались вредить ему.

В теплый сентябрьский день я сидел на скамеечке. Рядом сидел Джафар. Он, почти не щурясь, глядел на солнце, подставляя теплу лицо, и серая кожа на скулах, похожая на старую мешковину, вздрагивала и тряслась. Он вдруг спросил, даже не взглянув на меня:

– Ты откуда родом, мальчик?

У меня был рубль. Я очень берег его. Но мне совсем не было жалко рубля. Я добежал до угла и купил Джафару яблоко. Он долго разглядывал яблоко, поворачивая перед глазами. Мелко надкусил и забыл про меня. Медленно покачиваясь, он беззвучно запел, и тусклые глаза его смотрели куда-то дальше деревянного заборчика, перед которым мы сидели.

Через месяц Джафар простудился, и его отвезли в больницу. А потом нам сказали, что он умер. И толстая наша заведующая, которая кормила детдомовскими обедами всех своих родственников, пошла опознать его, но скоро вернулась и объяснила, что умерших там много и она не нашла сторожа.

И ребята пораньше легли спать в нетопленой спальне. И тут же забыли о стороже. А я плакал, закрыв голову одеялом, чтобы не слышала дежурная няня. И заснул. И мне снился теплый, теплый Кавказ, и снилось, что старик Джафар угощал меня яблоками.

Между строк

У нас не было тетрадок. Воспитательница аккуратно рвала старые книги из нашей детской библиотеки, и мы шили из них тетрадочки, ровно по двенадцать листов.

Мы писали между строк. Чернила расползались на старой бумаге, потому что мы делали их из сажи. Обломки химических грифелей мы хранили только для писем отцам на фронт.

А в книжках, между строк которых мы писали, говорилось о далеких, полузабытых вещах. Там было написано: «Мы дети солнечной страны. Наши родители трудятся на заводах и на колхозных полях. Мы ходим учиться в школы. Мы читаем по красивым книжкам и пишем на гладких тетрадях о нашем счастье».

Вот так было написано в книгах, между строк которых мы писали. А Витька Свинковский меня однажды спросил:

– Твои родители трудились где – на заводах или на колхозных полях?

И оттого, что все было так непохоже, мы наизусть знали строчки о счастливом детстве. И в один из обычных дней мы, то есть я и Витька Свинковский, почти не сговариваясь, написали отцам в письмах эти хорошие слова. Это было в самую тревожную пору войны. А мы написали о замечательной жизни, о школе, в которой учимся по красивым книжкам и пишем на гладких тетрадях…

Жалко, правда, что не было ни одного чистого листочка для письма. Но мы написали обо всем этом между строк. Мы знали: отцы разберутся.

Николай Петрович

Николай Петрович часто бывал в спальне ребят. Пел песни, рассказывал разные истории. Но больше говорил и своем сыне и родном городе Волоколамске. Мы все знали, что Волоколамск он оставил по распоряжению районо и что сын его, настоящий советский командир, бьет фашистов.

Когда в интернате чего-нибудь остро не хватало, ребята сразу узнавали об этом. Николай Петрович в такие дни приходил особо подтянутый, и бесцветные губы его сжимались.

– А знаете, ребята, сколько хлеба у нас будет после войны? Мягкого, чудесного… Милые мои мальчики, у нас будут подаваться к столу полные тарелки хорошего хлеба! Уж тогда мы отъедимся за всю войну.

И нам до предела было ясно, что завтра не дадут даже наши легковесные порции. Потому что нет в интернате ни кусочка этого самого хлеба. Тогда мы шли на наши огороды, разгребали снег и из промерзлых грядок выковыривали капустные корни, прочные и безвкусные, как веревки. Редкому счастливцу попадалась морковь. И в один из таких дней самый маленький из ребят, Соколик, задумчиво сказал:

– Кончится война, и у нас будет много-много капустных корней…

Шла лютая зима сорок первого года. Однажды Николай Петрович сказал строго, присаживаясь на чьей-то кровати:

– А знаете, ребята, мы после войны все города заново отстроим. Чудесные у нас будут города… И никаких военных следов, как бы сейчас ни глумились захватчики.

И мы поняли, что сдан фашистам родной город Николая Петровича.

Стоял леденящий январь. В темный вечер, когда мы уже ложились спать, в черноту спальни пришел Николай Петрович. Сел и, ни слова не говоря, притих. Квадратными льдинками белели окна, и видно было, как от них шел пар. И вдруг Николай Петрович сказал:

– А после войны вернутся домой наши… У кого отец, у кого сын. И какие бы вести мы ни получали, мы обязательно должны дождаться их…

Казалось, что в спальню вошла еще большая чернота. И все ж мы видели, знали, что сидит Николай Петрович, поджав белые губы, строгий, как у могилы сына. И мы ничем не нарушили этой траурной тишины.