» » Правила поведения в обществе. Культура поведения человека в обществе В чем нравственная норма поведения человека

Правила поведения в обществе. Культура поведения человека в обществе В чем нравственная норма поведения человека


Этические нормы поведения — секрет благополучия в любом обществе

Здравствуйте друзья, гости и постоянные читатели моего Блога. Приходилось ли вам отказывать себе в чем-то, страшась, что результат вашего действия, или даже само действие, вызовет осуждение у других? Я решила сегодня обсудить с вами этические нормы поведения людей.

Начнем с самого простого

Можно представить, что все мы живем в огромном общежитии, где комнаты – это наше личное пространство, а все остальное – места общего пользования. Для того, чтобы жизнь не превратилась в кошмар, выходя за пределы своих комнат, все мы должны соблюдать некие, как гласные, так и негласные правила – социальные нормы общества.

Социальные нормы можно поделить на:

  1. Этические
  2. Правовые
  3. Религиозные
  4. Политические
  5. Эстетические

С развитием всего человечества, почти каждая из этих норм изменялась. Изменения практически не коснулись только этических норм, как незыблемого фундамента в человеческих отношениях.

Этические нормы поведения

Давайте разберемся, что такое этические нормы, и какими они бывают. Этика (от греческого etos — обычай) — ветвь философии, которая изучает мораль.

Считается, что первым, кто решил объединить сразу несколько понятий о человеческом поведении под одним словом, был всем известный Аристотель. В своих трактатах он предлагал понятие «этика» как «добродетели или достоинства, проявляющиеся в поведении человека». По его мнению, этика должна помочь понять, какие действия допустимы, а какие нет.

Если говорить в двух словах, то сегодня под этическими нормами понимается совокупность ценностей, накопленных обществом и моральные обязанности человека по отношению как к этим накоплениям, так и к самому обществу в целом.

Правила этикета, культура поведения, мораль – все это этические нормы поведения, которые представляют собой регуляторы отношений. Они затрагивают абсолютно все межличностные действия между людьми: от простого дружеского общения, до большого свода правил корпоративной или профессиональной этики.

Главный секрет благополучия в любом обществе – единое для всех правило: «Поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы другие поступали по отношению к тебе!»

Неформально нормы поведения делятся на виды:

  • Реальные – это, по сути, любые действия, которые совершает человек;
  • Вербальные – это словесная или речевая форма общения.

Эти два понятия неразрывны между собой. Едва ли вас будут считать вежливым, если ваше пусть даже очень культурное слово идет в разрез с некультурным поведением. Представьте себе человека, который здоровается с вами, при этом смачно ковыряется в зубах вилкой. Не очень приятно, правда?

У каждого пределы этических норм свои, они зависят, прежде всего, от окружающих людей, уровня воспитания и образования. Эталон культурного человеческого поведения – когда этические нормы перестают быть правилами и становятся личностными нормами, внутренним убеждением.

Этикет, как свод правил

Правила этикета также диктуют нам рамки поведения. Помните, совсем недавно мы говорили с вами о . Этикет – ни что иное как тот самый необходимый шаблон, регулирующий наше общение друг с другом.

Если вы случайно наступите кому-то на ногу, вы извинитесь, вежливый мужчина откроет дверь перед женщиной, а получив сдачу в магазине, все мы говорим «Спасибо». То, как мы следуем нормам поведения, и в том числе именно этикету, может охарактеризовать нас как культурного или некультурного человека.

Личное и общее

Интересно, что в разных странах этические нормы поведения разные. Например, в Испании, просто зайдя в лифт, от всех, кто там уже находится вы услышите приветливое «Hola». В нашей стране беспричинное приветствие совершенно незнакомых людей в обществе не практикуется. И никто на вас не обидится, если вы, зайдя в раздевалку бассейна, не начнете жать всем руки. То есть у нас традиции общения совершенно другие.

Это еще один принцип деления этических норм – личностные и групповые.

«Я художник, я так вижу!»

Личностные нормы — это то, о чем я говорила выше – наши внутренние рамки, обусловленные обществом, воспитанием и образованием. Это наш внутренний мир, самоощущение. Следование личностным нормам этики можно определить, как уровень внутреннего достоинства. Например, только вы решаете, сможете ли выкинуть фантик от мороженного в кусты, если вас при этом никто не видит.

Групповое поведение

Все человечество, так или иначе, объединено в группы. От семьи или коллектива на работе до целого государства. С самого рождения человек принадлежит к какому-либо обществу, и не может не подчиняться определенным правилам. В том числе этическим нормам поведения. Групповая этика — это правила взаимодействия внутри такой группы.

Попав в любой коллектив, человек вынужден принять общепринятые в этом обществе правила. Помните поговорку – со своим уставом в чужой монастырь не ходят? Это и есть отсылка к групповым этическим нормам. Причем у каждого коллектива, как видно из примера выше про приветствия в Росси и Испании, свои принципы общения: и в том числе языковые или даже нравственные.

Вы скажете: нормы, шаблоны, правила, рамки – где же свобода? Мы живем в обществе, где границы нашей свободы строго ограничиваются границами свободы другого человека. Поэтому и нужны правила. С ними проще жить.

  • 5. Антропоцентризм и гуманизм возрожденческой философии.
  • 6. Рационалистическая метафизика XVII века. Декарт, спиноза, лейбниц.
  • Рене декарт - основоположник рационализма (рассужд. О методе)
  • Проблема субстанции в учениях Спинозы и Лейбница.
  • Философия Декарта (картезианство)
  • 7. Эволюция английского эмпиризма
  • 8. Социальная ф. Французского просвещения. (Вольтер, Руссо, Гольбах)
  • 11. Антропологический принцип Фейербаха.
  • 12. Марксистская философия.
  • 13. Позитивизм и неопозитивизм. (Общая характеристика и эволюция). Позитивизм и наука.
  • 14. Экзистенциальная философия (Основные понятия и проблемы)
  • 15. Психоанализ и философия неофрейдизма.
  • Неофрейдизм.
  • 16. Современная философская герменевтика. Х.-г. Гадамер.
  • 17. Аналитическая философия в XX веке, ее эволюция и кризис. Современная «философия науки»
  • 21. Русская идея как философское выражение духовной самобытности России
  • 22. Экзистенциально-религиозная философия н.А. Бердяева
  • Отношение к национальности
  • 23. Философская мысль в русской художественной литературе. Ф.М.Достоевский, л.Н.Толстой, в.В.Розанов.
  • 24. Философия духовной культуры и.А. Ильина.
  • 25. Русский космизм. Н.Ф.Фёдоров, к.Э. Циолковский, в.И.Вернадский.
  • 26. Философское понимание мира. Категория бытия как исходная категория онтологии.
  • 27. Проблема субстанции в философии, ее решение на различных этапах развития философской мысли.
  • 28. Понятие материи в истории философии, ее решение на различных этапах развития философской мысли
  • 29. Движение. Пространство и время
  • 30. Сознание. Его происхождение и сущность.
  • 31. Философская концепция развития. Диалектика и ее исторические формы.
  • 32.Основные принципы и законы диалектики
  • 33. Универсальные принципы связи и развития бытия
  • 34.Детерминизм, его историческое развитие, современная форма.
  • 36. Истина как цель познания. Классическое определение истины и пути его исторического развития. Природа и роль заблуждений в познании.
  • 37. Понятие науки, ее генезис, место и роль в жизни общества. Сциентизм и антисциентизм.
  • 38. Основные модели развития науки в философии хх века
  • 39. Характерные черты и многообразие научного знания.
  • 40. Основания науки
  • 1. Идеалы и нормы исследовательской деятельности
  • 43. Особенности языка науки. Понятие и виды научного описания, объяснения и понимания. Соотношение понимающего и объясняющего подходов в различных науках.
  • Виды научного объяснения:
  • 44. Техническая реальность как объект осмысления современной философии: основные проблемы философии техники.
  • Хосе Ортега-и-Гассет
  • Мартин Хайдеггер: вопрос о технике
  • 47. Специфика социального познания. Социальное понимание и социальное объяснение. Структурно-функциональный анализ и историзм как методы социального познания.
  • 48.Общество как социальная реальность. Системные характеристики общества. Человеческая деятельность и общественные отношения как атрибуты социальной реальности.
  • 49. Основные модели социальной реальности в истории социально-философской мысли.
  • 50. Природа живая и неживая. Жизнь и разум в контексте глобальной эволюции вселенной. Природные предпосылки возникновения и существования социального. Понятие ноосферы.
  • 51. Основные этапы в истории взаимодействия общества и природы. Понятие экосистемы. Глобальные экологические проблемы современности.
  • 52. Экономическая жизнь общества: основные характеристики.
  • 53. Социальные общности и их роль в жизни человека и общества.
  • 55. Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура. Обыденное и теоретическое сознание. Идеология и ее роль в жизни общества.
  • 56. Нравственное сознание: моральные нормы и поведение людей. Профессиональная этика.
  • 57. Эстетическое сознание как форма духовного освоения действительности. Искусство и действительность.
  • 58. Религия как форма общественного сознания, её мечто и роль в духовной жизни человека и общества.
  • 59. Единство и многообразие общественно-исторического процесса, проблема его направленности и смысла в истории философской мысли: концепции единой всемирной истории.
  • 60.Историософские концепции локальных культур и цивилизаций (н.Данилевский, о.Шпенглер, а.Тойнби, п.Сорокин)
  • 61. Современная цивилизация и глобальные проблемы. Будущее человечества: перспективы исторического развития в современных футурологических концепциях.
  • 62. Место и роль России в мировом сообществе на пороге XXI века. Возможные альтернативы развития российского общества в будущем.
  • 63. Проблема происхождения человека, его предназначения и смысла жизни в истории философской мысли.
  • 65. Индивидуальность как особая форма бытия личности. Проблема самоидентификации. Социальные роли личности.
  • 66. Философия ценностей
  • 67. Высшие ценности: гуманизм, ненасилие, свобода, счастье
  • 68. Философия культуры: понятие, сущность и основные функции культуры
  • 69. Диалектика национального и общечеловеческого в культуре. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.
  • 56. Нравственное сознание: моральные нормы и поведение людей. Профессиональная этика.

    Нравственное сознание - это основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражения общепринятые нормативы и оценки человеческой деятельности. Нравственное сознание отражает отношения между личностями и те позиции, с которых человек оценивает свое собственное Я. Формирование н. с., в конечном счете, определяется необходимостью регуляции межличностных отношений и совместной деятельности людей.

    Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Нравственные нормы, принципы и оценки выражают и закрепляют правила поведения, которые вырабатываются людьми в труде и общественных отношениях.

    Нравственность – исторически сложившаяся система неписанных законов.

    Нормы н.с. и складываются и функционируют в непосредственной практике поведения людей, в процессе их общения, будучи отражением и закреплением их совместного жизненного и исторического опыта. Они закрепляются признанием их ценности с точки зрения всеобщего блага для того или иного коллектива не имея при этом юридической силы. Не все, однако, в деятельности человека регулируется правовыми или нравственными нормами. Существует сфера общественной регуляции поведения, которая не может быть отнесена собственно к нравственности. К ней относятся обычаи, ритуалы, традиции... Таким образом, нормы нравственного сознания образуют систему таких социальных норм, которые регулируют межличностное общение и поведение людей в целях обеспечения единства личных и коллективных интересов.

    Истоки нравственного сознания восходят к обычаям, закрепившим те поступки, кот по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека. Н.с. общества проявляется в различного рода социальных запретах, призванных предотвращать недозволенные с точки зрения общественных интересов социальные деяния. Однако нравственное не в меньшей степени выражается категорией должного, т.е. не только того, что нравственная личность должна избегать, но и того, что обязана делать, движимая долгом.

    Особая действенная сила нравственных норм как раз и состоит в отсутствии их юридической закрепленности. Такие нравственные категории как совесть, чувство собственного достоинства и чести отражают имеющуюся у каждого человека возможность самостоятельно определять и направлять свое поведение без постоянного контроля со стороны общества в виде различного рода санкций.

    Как проявление общественной сущности человека, нравственность - та фундаментальная черта, которая определяет человеческий облик как таковой. Она, следовательно, есть родовой признак человека, вне которого невозможно бытие общества. И в этом смысле н.с. - необходимый фактор прогресса человеческого общества, его гуманизации.

    В современной науке принято различать 2 уровня н.с.: обыденно-практический и теоретический . Если в 1 уровне отражаются реальные нравы общества, те действующие и широко распространенные нормы и оценки, которые подкреплены социально-экономической структурой общества, то на 2 уровне формируется прогнозируемый обществом идеал, сфера абстрактного должествования, которая по понятным историческим причинам никогда не совпадала с реальной действительностью. Идеально-теоретический уровень нравственного сознания чаще всего называют моралью .

    Мораль - совокупность норм поведения, не установленных государством (обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества).

    Системы мер императивов как совокупности конкретных, всегда противопоставленных реальным нравам непререкаемых истин исторически изменчивы. Мораль критически относится к существующему, находит в наличном ростки прогнозируемого идеала и способствует его реализации в дальнейшей социальной практике.

    Моральный идеал - это перспектива общества, для теоретического обоснования которую необходимо знать, на какой действительной стадии нравственного развития оно находится.

    Этика – наука об отношениях, существующих между людьми, и об их обязанностях вытекающих из этих отношений. Соответственно профессиональная этика – этика в контексте профессиональной деятельности человека. До 20 в. считалось, что вся прогрессивная деятельность человека идет только во благо. После ВМВ и Хиросимы стало очевидно прогресс добра идет параллельно с прогрессом зла. Любой профессионал, какой бы сферой деятельности он не занимался, должен нести ответственность за последствия. Прежде всего, задумываясь, не принесет ли результат его деятельности вреда человечеству. Оправданы ли действия врача скрывающего реальный диагноз от неизлечимо больного пациента? Что ожидает человечество, если ученые научатся клонировать человека?

    Существует три подхода к проблеме техноэтики:

    Техноэтика добродетели. Моральный облик техночеловека и инженера. Помимо общих качеств, особое значение имеет аккуратность и тщательность, предвидение и предупреждение о нежелательных последствиях.

    Техноэтика долга. Моральные максимы. Даже подписаны декларации о технической и моральной ответственности 1974 г. Недопустимо лгать о последствиях, недопустимо делать человека придатком техники, каждая техническая новация должна пройти проверку на предмет развития человека как свободной творческой личности. Требование безопасности человека, экологическое совершенство.

    Техноэтика ценности. Шесть непосредственных ценностей (благосостояние и здоровье людей, их безопасность, экологические качество, развитие личности и общества) и две, относящиеся непосредственно к технике (ее функциональная пригодность и экономичность). Некоторые имеют конкурирующий характер.

    Об уровне культуры человека судят по его поведению. А поведение складывается из отдельных поступков, которые можно оценить с позиций нравственности.

    Нравственный поступок и его мотивы. Нравственное поведение опирается на нравственное сознание и является результатом свободного выбора личности. Поведение человека зависит от нравственных норм, качеств и принципов, которые у него сформированы. Если человек соблюдает нравственные нормы, принятые в обществе (уважает старых, не обижает слабых, не лжет, не берет чужого и т.д.), такое поведение считается нормальным, т.е. соответствующим нормам. Встречаясь с людьми самоотверженными, готовыми прийти на помощь не только близким, но и незнакомым людям, которые трудолюбивы, не кривят душой, не завидуют чужому успеху и т.д., мы говорим: «Это хорошие, добродетельные люди». Сталкиваясь с человеком, стремящимся нажиться за чужой счет, который может обмануть, украсть, стремится к праздной и развратной жизни, мы оцениваем его как порочного, безнравственного.

    Поведение человекаэто реализация его отношений к другим людям, к обществу и самому себе.Структуру морального поведения можно представить в следующей схеме.


    Центральным моментом нравственного поведения является поступок , который характеризует способность человека к сознательной постановке цели, выбору соответствующих средств и самостоятельному действию. Причем цель может быть одна, а вот средства ее достижения разные. К примеру, для того, чтобы сдать экзамен на положительную оценку, необходимо усвоить определенный объем знаний по предмету, но можно (при известной ловкости) воспользоваться шпаргалкой. И даже если цель будет достигнута, эти поступки получат разные оценки как со стороны окружающих, так и самого ученика.

    Невозможно быть добродетельным в душе, но лживым и циничным в поведении. Наши поступки показывают, каковы мы на самом деле. Любой поступок должен рассматриваться в совокупности с его мотивами, а также последствиями.

    Поступку предшествует мотивация , которая играет роль импульса, побудителя к действию. Мотив предваряет поступок и продолжает свое действие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческого поведения, не менее важный, чем сам поступок. К примеру, ради покорения горной вершины спортсмены-альпинисты способны превозмочь огромные трудности, даже рисковать жизнью.

    В то же время мотивы и поступки могут не совпадать или не соответствовать друг другу с точки зрения их нравственной основы. Не всегда «благие намерения» (мотивы) приводят к правильным поступкам, и наоборот. иногда люди скрывают от близких (родителей, супругов) свои неблаговидные поступки, руководствуясь мотивом, что они делают это ради их блага, чтобы они не расстроились. Но рано или поздно, узнав об обмане, наши близкие еще больше огорчатся, потому что перестанут нам верить.



    Тем не менее в жизни случаются ситуации, когда людей обман не просто считают допустимым, но даже единственно правильным поведением. Подвигом и доблестью на войне считается обмануть врага, спутать его расчеты, дезориентировать его, чтобы выиграть сражение.

    Итак, связь между мотивом и поступком неоднозначна. Один и тот же мотив может подтолкнуть людей к разным поступкам; одна и та же линия поведения может быть продиктована разными мотивами.

    Нравственная оценка. Оценка нравственного уровня личности зависит не только от результатов, но и от мотивов, движущих его действиями. Почему, ради чего я поступаю так, а не иначе? Чего хочу добиться? Зачем мне это нужно? За этими вопросами стоит не просто интерес к причинам поведения личности, но и стремление понять ее сущность.

    Большую роль в нравственной регуляции поведения играет моральная оценка. Моральная оценка предполагает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мыслей или жизни на основе требований морали.

    Каждый человек хочет одобрения, стремится к положительной оценке своих действий как путем совершения хороших поступков, так и путем недопущения или, случается, сокрытия своих дурных действий. Общественное мнение оценивает поведение (поступки) человека с точки зрения соответствия или несоответствия их нравственным требованиям, принятым в обществе. Если молодой человек в разговоре с пожилым человеком допускает грубость, если продавец продает заведомо некачественный товар, если учащийся лжет педагогу или своим товарищам, общественное мнение их осуждает, так как их поведение противоречит нравственным нормам, принятым в обществе.



    Но внешняя оценка (общественное мнение) может не совпадать с внутренней (совестью). Многие из вас, наверно, помнят рассказ «Совесть», когда девочка решила прогулять занятия. Но встретив первоклассника, она строго спросила: «Ты почему прогуливаешь уроки?». И когда мальчик объяснил, что боится пройти мимо собаки, ее охватил стыд не столько за прогул, сколько за то, что в глазах малыша она предстала честной и строгой школьницей. Самый строгий судья – совесть, а моральная оценка характеризует соответствиетого, что человек совершил (сущего), тому, как надо делать (должному).

    Возможна оценка и будущих действий, например, при выборе решений. В этом случае оценка выступает как способность предвидеть последствия поступка и в данном качестве может одновременно служить его мотивацией.

    Свою оценку люди выражают в виде похвалы или порицания, согласия или критики, симпатии или антипатии.

    «Золотое правило» нравственности. Это – фундаментальное правило, часто отождествляемое с самой нравственностью. Оно гласит:«Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Данное правило впервые было четко сформулировано еще в середине I тысячелетия до нашей эры, причем одновременно и независимо в разных культурах – древнекитайской, древнеиндийской, древнегреческой, имея при этом поразительно схожие формулировки. Чаше всего оно осмысливалось как основополагающая моральная истина, важнейшая практическая мудрость.

    «Золотое правило» нравственности требует от человека в его отношениях с другими людьми руководствоваться такими нормами, по поводу которых он мог бы желать, чтобы ими же руководствовались другие или даже все люди. Для этого ему необходимо мысленно поставить себя на место другого (других), а их поставить на свое собственное место. Вы хотели бы, чтобы вам лгали? Значит, не лгите другим. Вы хотели бы, чтобы вам помогли окружающие в трудную минуту? Значит, и сами протяните руку помощи тем, кто в ней нуждается. Поэтому правильно будет также сказать: «Не желай другим того, чего не хочешь, чтобы они желали тебе». Это правило можно сформулировать и так: «Относись к другим, как хочешь, чтобы они относились к тебе».

    «Золотое правило» нравственности есть правило взаимности. Для самой личности оно есть нравственный закон, требующий определенного поведения. Для других оно формулируется нами в виде пожелания: «Поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали другие».

    Таким образом, нравственная личность учреждает моральный закон не для того, чтобы предъявить требования другим людям, а прежде всего для того, чтобы самой неукоснительно следовать ему как норме поведения.

    Некоторые выводы:

    1.Поведение человека выражает его отношение к другим людям, обществу и самому себе.

    2. Центральным элементом нравственного поведения является поступок, которому предшествуют мотив, постановка цели, принятие решения.

    3. Оценивается поступок не только по результатам, но и по мотивам, движущим действиями человека.

    4. Моральная оценка предполагает осуждение или одобрение поступка, поведения человека на основе законов морали.

    5. «Золотое правило» нравственности требует от человека в его отношениях с другими людьми руководствоваться такими нормами, которые пригодны для всех людей и выражают, так сказать, общее требование человечности.

    Вопросы и задания:

    1. Какова структура морального поступка?

    2. И.В.Гете писал: «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свое лицо». О значении каких элементов моральной структуры личности говорит здесь поэт?

    3. Что такое нравственная оценка?

    4. Почему, на ваш взгляд, внешняя оценка поступков, выражаемая общественным мнением, не всегда совпадает с внутренней самооценкой?

    5. Как формулируется «золотое правило» нравственности? Чем различаются основные его формулировки?

    Современное общество невозможно представить без этических норм. Каждое уважающее себя государство составляет свод законов, которым граждане обязаны следовать. Моральная сторона в любом деле – это ответственная составляющая, которой нельзя пренебрегать. В нашей стране существует понятие морального ущерба, когда причиненные человеку неудобства измеряются в материальном эквиваленте, чтобы хотя бы частично возместить его переживания.

    Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания. Если в обществе кто – то совершает поступки, противоречащие обозначенным нормам, то их называют аморальными.

    Понятие морали очень тесно связано с этикой. Соблюдение этических представлений требует высокого духовного развития. Иногда общественные установки идут вразрез с потребностями самой личности, и тогда возникает конфликт. В этом случае отдельный человек со своей собственной идеологией рискует оказаться непонятым, одиноким среди общества.

    Как формируется мораль?

    Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье. Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек. Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

    Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.

    Функции морали

    Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой. Существуют функции морали, помогающие ей выполнять свою задачу.

    • Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки. В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.
    • Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.
    • Контролирующая функция напрямую связана с проверкой, насколько отдельный индивид способен следовать установленным в обществе правилам. Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.
    • Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека. Совершая те или иные поступки, личность, так или иначе, анализирует свои действия, «проверяет» их на честность и порядочность.
    • Воспитательная функция заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать, что он способен заботиться о других, а не только о самом себе. Мораль часто связывают с чувством долга. Человек, у которого имеются обязанности перед обществом, дисциплинирован, ответственен и порядочен. Нормы, правила и порядки воспитывают личность, формируют у нее социальные идеалы и стремления.

    Нормы морали

    Согласуются с христианскими представлениями о добре и зле и тем, каким должен быть настоящий человек.

    • Благоразумие является неотъемлемым компонентом любого сильного человека. Оно предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.
    • Воздержание предполагает запрет засматриваться на лица противоположного пола, которые состоят в браке. Умение справиться со своими желаниями, порывами одобряется обществом, нежелание следовать духовным канонам – порицается.
    • Справедливость всегда подразумевает, что за все деяния, совершенные на этой земле, рано или поздно придет возмездие или какой — либо отклик. Справедливое отношение к другим людям заключается в том, чтобы, в первую очередь, признавать их ценность как значимых единиц человеческого общества. Уважение, внимание к их потребностям также относятся к данному пункту.
    • Стойкость формируется за счет умения переносить удары судьбы, выносить для себя необходимый опыт и конструктивно выходить из кризисного состояния. Стойкость как норма морали подразумевает стремление к тому, чтобы выполнять свое предназначение и идти вперед, несмотря на трудности. Преодолевая преграды, личность становится сильнее и в дальнейшем может помочь другим людям пройти через их индивидуальные испытания.
    • Трудолюбие ценится в любом обществе. Под этим понятием понимается увлеченность человека каким – либо делом, реализация им своего таланта или способностей на благо других людей. Если личность не готова делиться результатами своих наработок, то его нельзя назвать трудолюбивым. То есть, необходимость деятельности должна быть связана не с личным обогащением, а с тем, чтобы служить последствиями своей работы как можно большему числу людей.
    • Смирение достигается путем длительного страдания и покаяния. Умение вовремя остановиться, не прибегать к мести в ситуации, когда сильно обидели, сродни настоящему искусству. Но по- настоящему сильный человек обладает колоссальной свободой выбора: он способен преодолеть разрушительные чувства.
    • Вежливость необходима в процессе взаимодействия людей друг с другом. Благодаря ей становится возможным заключение выгодных для обеих сторон сделок и соглашений. Вежливость характеризует личность с лучшей стороны и помогает ей конструктивно двигаться в направлении заданной цели.

    Принципы морали

    Эти принципы существуют, внося существенные дополнения в общепринятые социальные нормы. Их значимость и необходимость заключается в том, чтобы способствовать формированию общих формул и закономерностей, принятых в данном обществе.

    • Принцип талиона наглядно демонстрирует понятия нецивилизованных стран – «око за око». То есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого человека, этот другой обязан возместить первому посредством собственной потери. Современная психологическая наука говорит о том, что необходимо уметь прощать, перенастраивать себя на позитив и искать конструктивные методы выхода из конфликтной ситуации.
    • Принцип нравственности предполагает следование христианским заповедям и соблюдение божественного закона. Отдельный индивид не имеет права причинять вред своему ближнему, умышленно пытаться доставить ему какой – либо ущерб, основанный на обмане или воровстве. Принцип нравственности сильнее всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей духовной составляющей. Фраза «Относись к ближнему своему так, как хочешь, чтобы и он относился к тебе» — самое яркое проявление данного принципа.
    • Принцип «золотой середины» выражается в умении видеть меру во всех делах. Впервые этот термин ввел Аристотель. Стремление избегать крайностей и двигаться планомерно в направлении заданной цели непременно приведет к успеху. Нельзя использовать другого человека как способ для решения своих индивидуальных задач. Во всем нужно чувствовать меру, уметь вовремя идти на компромисс.
    • Принцип благополучия и счастья представлен в виде следующего постулата: «Поступай по отношению к ближнему так, чтобы принести ему наибольшее благо». Неважно, какой поступок будет совершен, главное, чтобы польза от него могла послужить как можно большему количеству людей. Этот принцип морали предполагает умение прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед, предвидеть возможные последствия своих поступков.
    • Принцип справедливости основан на равном отношении между всеми гражданами. Он гласит, что каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает теми же правами и свободами, что и мы. Принцип справедливости подразумевает наказание в случае совершения противоправных действий.
    • Принцип гуманизма является ведущим среди всех выше обозначенных. Он предполагает наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к другим людям. Гуманность выражается в сострадании, в умении понять ближнего, быть ему максимально полезным.

    Таким образом, значение морали в жизни человека имеет определяющее значение. Мораль затрагивает все сферы человеческого взаимодействия: религия, искусство, право, традиции и обычаи. В существовании каждого отдельно взятого индивида рано или поздно возникают вопросы: как жить, какому принципу следовать, какой выбор совершить, и он обращается за ответом к собственной совести.

    Моральные нормы позиционируют все доброе как важную личную и общественную составляющую. Соотносят светлые проявления с желанием людей поддерживать единство в межличностных отношениях. Во всем этом нужно подробно разобраться, чтобы достичь совершенства в нравственном плане.

    Фундамент для построения гармоничного общества

    Моральные нормы и принципы обеспечивают достижение гармонии и целостности, когда люди заводят между собой отношения. Кроме этого, появляется больший простор для создания благоприятной среды в собственной душе. Если добру отведена созидательная роль, то злу - разрушительная. Злонамеренные замыслы вредят межличностным связям, они занимаются разложением внутреннего мира индивида.

    Моральные нормы человека еще и потому важны, что целью их является целостность доброты в человеке и ограничение его негативных проявлений. Нужно осознать тот факт, что душе необходимо поддержание доброго внутреннего климата, поставить себе задачу стать благонравным.

    Моральные нормы подчеркивают долг каждого человека отказаться от греховного поведения как в отношении себя, так и окружающих людей. Следует принять на себя обязательство перед обществом, которое, однако, не усложнит нашу жизнь, а, наоборот, улучшит ее. То, насколько человек чтит морально-этические нормы, контролируется внешним миром. Идет корректировка с помощью общественного мнения. Изнутри проявляется совесть, которая тоже заставляет нас действовать верным образом. Поддаваясь ей, каждый человек осознает свой долг.

    Свободный характер принятия решений

    Моральные нормы не приносят за собой материальных наказаний. Человек сам решает, следовать им или нет. Ведь и осознание долга - это тоже дело индивидуальное. Чтобы придерживаться верного пути с открытой душой, нужно обеспечить отсутствие довлеющих факторов.

    Люди должны осознавать, что поступают правильно не из-за возможного наказания, а из-за награды, что появится в результате в виде гармонии и всеобщего достатка.

    Речь идет о наличии личного выбора. Если в обществе уже выработаны некоторые правовые и моральные нормы, часто именно ими диктуется подобное решение. В одиночку его принять непросто, ведь вещи и явления имеют ровно ту ценность, которой мы их наделяем. Не всякий готов пожертвовать личными интересами ради того, что считают правильным в общем смысле.

    Обезопасить себя и окружающих

    Иногда в душе личности царствует эгоизм, который потом ее же и пожирает. В том забавная особенность этого неприятного явления, что человек ждет слишком многого от окружающих и, не получая этого, считает себя никому не нужным, никчемным. То есть не так далека дорога от самолюбования к самобичеванию и страданию на этой почве.

    А ведь все весьма легко - научиться дарить радость другим, и они начнут делиться благами с тобой. Вырабатывая морально-этические нормы, общество может обезопасить себя от ловушек, в которые само же и угодит.

    У разных групп людей может и свод негласных правил отличаться. Иногда индивид может оказаться зажатым между двух позиций, из которых нужно выбирать. Например, молодой человек получил просьбу о помощи одновременно от матери и жены. Чтобы всем угодить, ему придется разорваться, в итоге кто-то по-любому скажет, что он поступил не по-человечески и что слово «нравственность» ему, видимо, неизвестно.

    Так что моральные нормы - это весьма тонкая материя, в которой нужно хорошенько разобраться, чтобы не запутаться. Имея кое-какие шаблоны поведения, проще строить на их основе собственные поступки. Ведь за действия нужно нести ответственность.

    Для чего нужны данные нормы?

    Моральные нормы поведения имеют такие функции:

    • оценка того или иного параметра в сравнении с представлениями о добре и зле;
    • регулировка поведения в обществе, установка того или иного принципа, законы, правила, по которым будут действовать люди;
    • ведение контроля над тем, как выполняются нормы. Этот процесс основан на общественном осуждении, или базисом его является совесть индивида;
    • интеграция, целью которой является поддержать единство людей и целостность нематериального пространства в человеческой душе;
    • воспитание, в ходе которого должны быть сформированы добродетели и способность верно и обоснованно делать личностный выбор.

    Определение, которое получает мораль и ее функции, говорит о том, что этика разительно отличается от других областей научного знания, которые нацелены на реальный мир. В разрезе этой отрасли познания говорится о том, что должно быть создано, вылеплено из "глины" человеческих душ. Многими научными рассуждениями большая часть внимания оказана описанию фактов. Этикой же предписываются нормы и оцениваются поступки.

    Какую специфику носят моральные нормы

    Есть определенные их отличия на фоне таких явлений, как обычай или правовая норма. Нередки случаи, когда мораль не идет вразрез с законом, а, напротив, поддерживает и укрепляет его.

    Кража не только наказуема, но еще и осуждается обществом. Порой заплатить штраф даже не так сложно, как навеки лишиться доверия окружающих. Бывают и такие случаи, когда право с моралью расстаются на их общем пути. Например, то же воровство человек может совершить, если на кону жизнь родных людей, тогда индивид считает, что цель оправдывает средства.

    Мораль и религия: что общего?

    Когда был силен институт религии, она тоже играла важную роль в формировании моральных устоев. Тогда они подавались под видом высшей воли, ниспосланной на землю. Те, кто не выполнит божье веление, творили грех и не только осуждались, но и считались обреченными на вечные муки в аду.

    Религия преподносит мораль в виде заповедей и притч. Все верующие должны исполнять их, если претендуют на чистоту души и жизнь в раю после смерти. Как правило, в разных религиозных концепциях заповеди схожи. Осуждается убийство, кражи, ложь. Грешниками считаются прелюбодеи.

    Какую роль играет мораль в жизни общества и индивида

    Люди подвергают свои действия и поступки окружающих оценке с точки зрения морали. Это применимо к экономике, политике и, разумеется, духовенству. Подбирают моральный подтекст для обоснования тех или иных решений, принимаемых в каждой из этих сфер.

    Нужно придерживаться норм и правил поведения, служить общему благу людей. Присутствует объективная нужда в коллективном ведении жизни общества. Поскольку люди нуждаются друг в друге, именно моральные нормы обеспечивают их гармоничное сосуществование. Ведь человек не может существовать в одиночестве, и вполне объяснимо его стремление к созданию честного, доброго и правдивого мира как вокруг себя, так и в собственной душе.