» » Образ лирической героини в поэзии А.А.Ахматовой. Распределение заданий по лирическим произведениям Кто из героев одерживает победу в данном "поединке"

Образ лирической героини в поэзии А.А.Ахматовой. Распределение заданий по лирическим произведениям Кто из героев одерживает победу в данном "поединке"

Я научила женщин говорить.

А. Ахматова.

А.А. Ахматова – одна из великих поэтесс России. Она, «конечно, самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб». По выражению А.Коллонтай, Ахматова создала «целую книгу женской души». Лариса Рейснер писала: «Она вылила в искусстве все мои противоречия, которым столько лет не было выхода… Как я ей благодарна…»

Да, действительно, Ахматова «вылила в искусстве» сложную историю женского характера. И не только характера переломной эпохи. В лирической героине Ахматовой чуть ли не каждая женщина угадывает себя, своё отношение ко всему, что близко и дорого нам на этом свете.

Вот она признаётся в трепетно-нежной любви к Пушкину и в том, что второй её любовью был Блок:

Любовникам всем моим

Я счастие приносила.

Один и сейчас живой,

В свою подругу влюблённый,

И бронзовым стал другой

На площади оснеженной.

Вообще, образ женщины – героини ахматовской лирики можно отнести к любому лицу. При необычайной конкретности переживаний это и человек конкретной судьбы и биографии, и носитель бесконечного множества биографий и судеб:

Мне с Морозовою класть поклоны,

С падчерицей Ирода плясать,

С дымом улетать с костра Дидоны,

Чтобы с Жанной на костер опять.

Господи! Ты видишь, я устала

Воскресать, и умирать, и жить.

Стихи Ахматовой – «многим» (именно так она озаглавила одно из них), потому что её героиня:

Я - отраженье вашего лица.

Потому что при всём многообразии жизненных явлений, при всей необычности характеров и ситуаций, героиня Ахматовой несут самое главное, самое важное в жизни – любовь.

Любовь – самая волнующая тема Ахматовой. Она такая же разная, как и её лирическая героиня. Стихия женской души находит своё выражение именно в любви. «Великая земная любовь» – движущее начало ахматовской лирики, суть её лирической героини. В этом состоянии мир видится заново, в обычном открывается необычное:

Ведь звезды были крупнее,

Ведь пахли иначе травы.

Поэтому каждое признание – как боль, как крик души:

Столько просьб у любимой всегда!

У разлюбленной просьб не бывает.

Героиня ахматовской лирики «больна» любовью. Но любовь не только счастье, скорее, наоборот, это страдание, мучительное непонимание, разлука. Любовь у Ахматовой почти всегда «неспокойна». Поэтому так много у поэтессы стихов – своеобразных лирических новелл с неожиданным концом («Город сгинул», «Новогодняя баллада»).

Любовь Ахматовой – это и замкнутая и «эгоистическая» страсть, это и «любовь – забава», но больше всего, конечно, «великая земная любовь» – вселюбовь, любовь для людей и людям. И выражается она, прежде всего, в любви к родной земле, к Родине, к России:

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда…»

Но ахматовская героиня «руками замкнула слух», потому что

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Любовь к Родине – это не предмет анализа, каких-то мучительных размышлений и сомнений. Это любовь-родина, любовь-судьба (была любовь-страсть, любовь-разлука и много, много другой любви), но в миропонимании и мироощущении героини эта любовь навсегда. Любовь к Родине – это любовь к родному языку. Такая трактовка весьма необычна, поэтому и звучит как заклинание и обещание:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

И поэтому образ лирической героини в стихах, посвящённых Родине, «военных» стихах, становится физически ощутимым. Это уже не трепетная, ранимая, уязвимая дама, это мужественная женщина, её характер – кремень, монолит, поэтому многие стихи поэтессы звучат и воспринимаются как клятва:

Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

Героиню ахматовской лирики трудно не отождествлять с самой поэтессой. Из «весёлой грешницы», «царскосельской насмешницы» и юной элегантной дамы Ахматова, вместе со своей героиней (или героинями), вырастет, превратившись «в первую поэтессу Родной земли, с голосом сильным и зрелым, скорбно звонящим. Она стала как бы глашатаем беззащитных и страждущих, грозным обличителем зла, свирепости». Эту потрясающе точную характеристику дал Ахматовой патриарх литературы русского зарубежья Борис Зайцев.

И если героиня ахматовской поэзии рано осознала свою жизнь как судьбу, то Ахматова-поэт рано и ответственно восприняла и осознала свою творческую – поэтическую – миссию. Видимо, отсюда стихи – самоотчёты, поэтому такая требовательность к каждому слову, к каждой поэтической строке. Наверное, поэтому так искренне, проникновенно и пронзительно звучат её строки:

Чашу с тёмным вином

Подала мне богиня печали.

Но стихи Ахматовой, образ её лирической героини, такой разной и такой близкой, так удивительно проникновенны, так трогают душу каждого читателя, независимо от того, мужчина это или женщина, независимо от того, какая власть в стране, какое время за окном…

C3. Традиции какого популярного в XVIII веке литературного жанра продолжает Г.Р. Державин, создавая это стихотворение? (Свою позицию обоснуйте.)

C4. Кто из русских поэтов разрабатывал в своем творчестве тему "поэтического бессмертия" и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением Г.Р. Державина "Памятник"?

Пушкин (1799-1837)

С3. Как различные поэтические средства помогают выразить идею этого стихотворения?

С4. В чем особенность вольнолюбивой лирики Пушкина и кто из русских поэтов раскрывает в своей лирике тему свободы?

С3. Как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения?

С4. В чем сходство и различие пейзажной лирики А.С. Пушкина и стихотворений о природе, созданных последующими поэтами?

С3. Что имеет ввиду лирический герой стихотворения, призывая поэта "не дорожить любовию народной"?

С4. Кто из русских лириков обращался к теме высокого назначения поэта и в чем их произведения созвучны пушкинскому стихотворению "Поэту"?

С3. Как в стихотворении А. С. Пушкина передана мысль о "бесценности" подлинной дружбы?

С4. Кто из русских писателей обращался в своем творчестве к теме дружбы и что сближает их произведения со стихотворением А. С. Пушкина?

Тютчев (1803-1873)

С3. Как различные поэтические приемы помогают автору "передать чувства, охватившие лирического героя?

С4. В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф.И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями?

С3. С какой целью в последней строфе стихотворения упоминаются древнегреческие мифологические персонажи?

С4. Каковы основные темы поэзии Ф.И. Тютчева и традиции кого из русских поэтов он продолжает, раскрывая эти темы?

С3. Можно ли приведенное стихотворение отнести к философской лирике? Обоснуйте свою точку зрения.

С4. Каковы особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева и лирика кого из предшествующих и последующих поэтов близка Тютчеву?

C4. В стихотворениях каких руских поэтов можно найти продолжение традиции лирики Ф.И. Тютчева и в чем они соотносятся со стихотворением "Есть в светлости осенних вечеров..."?

С3. О чем, по-вашему, размышляет лирический герой стихотворения Ф. И. Тютчева?

С4. В творчестве каких русских поэтов возникает тема сочувствия, гуманизма и какие мотивы сближают их со стихотворением "Нам не дано предугадать..."?

Лермонтов (1814-1841)

С3. Как композиция стихотворения и изобразительные средства помогают автору выразить главную поэтическую мысль?

С4. В чем своеобразие лирического героя Лермонтова и кого из русских поэтов можно назвать его творческим преемником?

С3. Какие проблемы нашли отражение в стихотворении?

С4. Каковы основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова и каких русских поэтов можно назвать продолжателями его традиций?

Молитва

С3. Какова основная мысль стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» (свой ответ аргументируйте)?

С4. Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» с другими известными вам стихотворениями поэта. В чем, по-вашему, их сходство, а в чем отличия?

С3. Какими чувствами наполнено стихотворение Лермонтова «Молитва» (свой ответ аргументируйте)?

С4. В каких произведениях русской классической литературы обращение к Богу способствовало «перерождению» героев, и как их переживания соотносятся с чувствами лирического героя стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва»?

С3. Какова тематическая принадлежность стихотворения Лермонтов «Молитва» (свой ответ аргументируйте)?

С4. В каких произведениях русской классической литературы герои, желая обрести душевный покой, прибегают к молитве, и как их чувства соотносятся с переживаниями лирического героя стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва»?

С3. Какой представляется вам лирическая героиня в стихотворении Лермонтова «Из-под таинственной холодной полумаски...» (свой от­вет аргументируйте)?

С4. В каких произведениях русской лирической поэзии автор рисует об­раз идеальной возлюбленной, и как эти образы соотносятся с обра­зом героини стихотворения М.Ю. Лермонтова «Из-под таинственной холодной полумаски...»?

С3. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения.

С4. Каково значение образа дороги, пути в этом стихотворении и в каких произведениях литературы XIX века мотив дороги играет ведущую роль?

С3. Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского "Монолога"?

С4. Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чем их произведения сопоставимы с приведенным стихотворением М. Ю. Лермонтова?

Фет (1820-1892)

Сияла ночь. Луной был полон сад

С4. В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?

С3. Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения?

С4. В чем особенности поэтического решения темы любви Фета и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?

С3. Какие чувства и эмоции испытывает лирический герой стихотворения А. А. Фета "Это утро, радость эта..."?

С4. В чем, по-вашему, особенности синтаксического построения стихотворения А. А. Фета "Это утро, радость эта..." и в каких произведениях русской лирики поэтический синтаксис является важным художественным средством?

С3. К какой тематической разновидности лирики можно отнести приведенное стихотворение А. А. Фета и почему?

С4. Кто из русских поэтов обращался в своей лирике к сходным мотивам и в чем их произведения созвучны стихотворению А. А. Фета?

Некрасов (1821-1877)

Вчерашний день, часу в шестом

С3. Какие образы творчества Н. Некрасова стали воплощением авторского иделала?

С4. Вслед за А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем Н.А. Некрасов в своих произведениях обращается к теме Петербурга. Как изображает Петербург Н.А. Некрасов?

С3. Какие черты эпопеи присущи поэме "Кому на Руси жить хорошо"? (Охарактеризуйте в 2-3 словах.)

С4. Н.А. Некрасов в своих произведениях обращается к теме Петербурга. Как изображает Петербург Н.А. некрасов? Кто еще из русских поэтов и писателей обращался в своем творчестве к Петербургу?

C3. В чем, по-вашему, драматизм звучания любовной темы в данном стихотворении?

C4. Кто из русских поэтов близок Некрасову в изображении сложных отношений между мужчиной и женщиной?

Бунин (1870-1953)

С3. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения.

С4. В чем своеобразие бунинского пейзажа и традиции кого из предшествующих поэтов он воплощает в своей лирике?

Блок (1880-1921)

Россия

С3. Что придаёт центральному образу стихотворения художественную яркость и глубину?

С4. В каких произведениях русских поэтов воссоздан образ России и в чём их сходство и различие со стихотворением А.А. Блока?

С3. В чем заключается противоречивость отношения поэта к России?

С4. Какие произведения русских поэтов близки блоковскому ощущению России? (Свой ответ аргументируйте)

С3. В чем смысл отождествления Руси с образом женщины ("О Русь моя! Жена моя!") в лирике А.А. Блока?

С4. Расскажите об основных и любимых приемах, которые использовал А. Блок в своих произведениях. Кто еще из поэтов пользовался теми же приемами в своих произведениях?

С3. В чем смысл отождествления Руси с образом женщины ("О русь моя! Жена моя!") в лирике А.А. Блока?

С4. Тема Родины. Ее эволюция в творчестве А. Блока. Какие еще поэты Серебряного века воспевали так же свою Родину?

С3. В каких художественных образах воплощены представления поэта о любви?

С4. Какими чувствами наполнено стихотворение "В ресторане" и в чем оно созвучно любовной лирике других русских поэтов?

С3. Какие образы помогают читателю понять переживания лирического героя стихотворения "Ветер принес издалека..."?

С4. Как в стихотворениях А. А. Блока перекликается душевное состояние поэта и состояние окружающего мира и что сближает его стихотворение с произведениями других русских поэтов?

С3. Как кольцевая композиция стихотворения помогла поэту показать драму любви?

С4. В каких произведениях русских поэтов изображена драма неразделенной любви и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Блока?

С3. Что дает основание отнести рассматриваемое стихотворение А. А. Блока к философской лирике?

С4. Кто из русских поэтов обращался к теме русской истории и в чем их произведения споставимы с приведенным стихотворением А. А. Блока?

А.К. Толстой (1882-1945)

С3. Почему поэт использует форму послания для выражения своей идеи?

С4. Творчеству каких русских поэтов XIX века близка поэзия А.К. Толстого и в чем именно проявляется их общность?

Ахматова (1889-1966)

С3. Почему стихотворение, в котором говорится о любви, А.А. Ахматова называет «Стихами о Петербурге»?

С4. В творчестве каких русских поэтов любовь предстает не сиюминутным чувством, а возвышается над временем и пространством и в чем их произведения можно сопоставить со стихотворением Ахматовой?

Творчество

С3. Охарактеризуйте изменение состояния лирического героя стихотворения.

С4. Традиции кого из предшествующих поэтов нашли воплощение в лирике А. Ахматовой, по-священной теме поэта и поэзии?

С3. Каким предстает внутренний облик лирической героини в стихотворении А. А. Ахматовой "...Мне голос был. Он звал утешно..."?

С4. Кто из русских поэтов обращался в своем творчестве к патриотической теме и что сближает их произведения со стихотворением А. А. Ахматовой?

Пастернак (1890-1960)

С3. Каким настроением проникнуто изображение июльской поры в стихотворении Б.Л. Пастернака?

С4. Традицию каких русских поэтов продолжает Пастернак, изображая природные явления очеловеченными. Свой ответ обоснуйте, указав авторов и названия стихотворений.

С3. В чем видит Б.Л. Пастернак трагедию лирического героя стихотворения «Гамлет»?

С4. В творчестве каких русских поэтов тема противостояния поэта и общества получает трактовку, сходную с трактовкой Б.Л. Пастернака, заданной в этом стихотворении?

С3. Какой смысл вложил поэт в заключительные строки стихотворения?

С4. Кто из русских поэтов обращался к теме творчества и в чем их произведения созвучны стихотворению Б. Л. Пастернака?

С3. Какие чувства испытывает лирический герой стихотворения Б. Пастернака "Снег идет..."?

С4. В стихотворениях каких поэтов возникает образ быстротечного времени и что сближает их произведения со стихотворением Б. Пастернака?

Цветаева (1892-1941)

С3. Как вы понимаете смысл заключительной строфы стихотворения?

С4. Кто из русских поэтов обращался к теме родины и в чем их произведения созвучны стихотворению М. И. Цветаевой?

Маяковский (1893-1930)

С3. Как название стихотворения В.В. Маяковского "Прозаседавшиеся" соотносится с его проблематикой?

С4. В каких произведениях русской литературы изображены быт и нравы чиновничества и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.В. Маяковского "Прозаседавшиеся"?

Лиличка! Вместо письма

С3. Как различные поэтические приемы помогают создать образ лирического героя этого стихотворения?

С4. В чем проявилось новаторство лирики В. Маяковского и традиции кого из предшествующих поэтов нашли отражение в его творчестве?

С3. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения и лирики Маяковского в целом.

С4. В чем главное новаторство лирики В. Маяковского и традиции кого из предшествующих поэтов нашли отражение в его творчестве?

Послушайте!

С3. Как различные поэтические приемы помогают автору передать главную мысль стихотворения "Послушайте!"?

С4. В каких произведениях отечественной лирики звучит "звездная" тема и в чем она близка тематике стихотворения В.В. Маяковского "Послушайте!"?

С3. Прочитайте стихотворение В. Маяковского "Послушайте". Дайте свое истолкование и оценку произведения.

С4. Как вы понимаете слова В. Маяковского, который осознавал себя художником, "революцией мобилизованным и призванным"? Кто еще из поэтов началал ХХ века ощущал себя так же?

ВАРИАНТ 2. ЛИРИКА.

Ким 1.

Задание1.2.1.


Задание 1.2.2.

Каково значение третьей строфы стихотворения для понимания его общего смысла?

Стихотворение Лермонтова наполнено печалью главного героя, который видит суету и несчастья своей земной жизни, мечтает о жизни иной. Хочет любить, но понимает невозможность этого:

Я люблю и страшусь быть взаимно любим...

Понимает: все, что любит его, «то погибнуть должно».

И в третьей строфе поэт сравнивает себя с утесом, который выдерживает натиск ветра и бури, но не может защитить от них растущие на скале цветы:

Так точно и я под ударом судьбы,

Как утес, неподвижно стою.

Но не мысли никто перенесть сей борьбы,

Если руку пожмёт он мою…

Это сравнение и помогает понять читателю трагичность чувств лирического героя, связанных с невозможностью любить.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворения М.Ю. Лермонтова «Стансы» с приведенным ниже стихотворением А. С. Пушкина «Я вас любил». В чем сходство и различие отношения лирических героев к возлюбленной?

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Стансы» посвящено теме неразделенной любви. Такая тема прослеживается и в творчестве других русских поэтов. Например, в стихотворении А. С. Пушкина «Я вас любил, любовь еще быть может…» лирический герой понимает, что не может быть со своей возлюбленной. В стихотворении М.Ю. Лермонтова звучит тот же мотив: «Я люблю и страшусь быть взаимно любим». В этом сходство отношения лирических героев к возлюбленной.

Однако если в стихотворении А.С. Пушкина герой любит «так искренне, так нежно», но не хочет обременять возлюбленную своими переживаниями и желает ей счастья с другим человеком, то у М.Ю. Лермонтова лирический герой страдает от неразделенной любви и не желает быть любимым: «Я несчастлив пусть буду – несчастлив один…». Если у Пушкина остаётся на сердце печаль от безответного чувства, то у Лермонтова лишь страдание и мука – он несчастлив. В этом различие отношения лирических героев к возлюбленной.

Таким образом, и Лермонтов, и Пушкин показывают сильное, возвышенное чувство, всецело поглощающее их лирических героев, но показывают его по-разному.

Ким 2.

Задание1.2.1.

Над какими «вечными вопросами» размышляет М.В. Ломоносов в стихотворении «Я долго размышлял и долго был в сомненье…»?

М.В. Ломоносов размышляет над «вечными вопросами»: вечная борьба знания и незнания, духа и материи.

М.В. Ломоносов как ученый, который и сам сделал немало открытий, поначалу сомневался в том, что мир создан по воле божьей: «И промыслу с небес во всей вселенной нет». Как поэт-человек он понимает, что такое видение мира – плод человеческой гордыни, высокомерия: «…от высоты смотренья». «Однако, посмотрев светил небесных стройность», поэт убедился, «признал, что божеской мы силой созданы». В этом – основной смысл размышлений над «вечными вопросами»: мир существует по определенным законам, которые человечеству не дано осознать.

Задание1.2.2.

Каковы особенности композиции стихотворения М.В. Ломоносова «Я долго размышлял и долго был в сомненье…»?

Композиция стихотворения М.В. Ломоносова «Я долго размышлял…» представляет из себя внутренний монолог лирического героя, размышляющего о законах природы и человеческого бытия. Стихотворение представлено восьмистишием, в котором последовательно раскрывается главная мысль – признание божественного начала Вселенной. Особенностью композиции является антитеза, противопоставление материального и духовного начала в природе: «И промыслу небес во всей Вселенной нет» - «Признал, что божеской мы силой созданы», от отрицания духовного начала в природе до его признания на основе материального опыта:

Однако, посмотрев светил небесных стройность,

Земли, морей и рек доброту и пристойность,

Премену дней ночей, явления луны,

Признал…

Задание1.2.3.

Сопоставьте стихотворение М.В. Ломоносова «Я долго размышлял и долго был в сомненье…» с приведенным ниже стихотворением М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…». Что сближает оба стихотворения?

Оба стихотворения представляют из себя размышления лирических героев о смысле человеческого бытия и связи человека и природы.

В стихотворении М.В. Ломоносова лирический герой поначалу высказывает сомнение в существовании «промысла с небес», но через материальный опыт приходит к выводу, что все вокруг создано «божеской силой», обладает гармоничностью, «стройностью», «добротой и пристойностью», то есть признает духовное начало в природе.

В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» поэт успокаивается, молодеет, забывает о своих невзгодах, радуется, обретает счастье на земле и верит в существование Бога, то есть обретает внутреннюю гармонию, только при определенных условиях. Что же может помочь человеку обрести гармонию? М.Ю. Лермонтов считает, что такой властью над сознанием и душой человека обладает природа.

Оба стихотворения сближает общая мысль – человек способен познать Бога только через гармонию с природой. Познав природу, он познает Бога.

Ким 3.

Задание1.2.1.

Почему лирический герой стихотворения В.А. Жуковского «Невыразимое» часто прибегает к риторическим вопросам?

Поэт определяет жанр своего стихотворения как отрывок. Это указывает на неразрешенность тех вечных вопросов, которые лежат в основе данного философского стихотворения. Начало его представляет собой философский вопрос: «Что наш язык земной пред дивною природой?» Основная часть стихотворения - развитие заявленной темы и попытка найти ответ на поставленный вопрос путем нанизывания целого ряда риторических вопросов, уточняющих и дополняющих главный. При этом движение поэтической мысли основано на контрасте. Все стихотворение пронизано противопоставлениями: мертвое - живое («Но льзя ли в мертвое живое передать?»); искусство - природа («Она (природа) рассыпала повсюду красоту и разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила?»); слово - создание («Кто мог создание в словах пересоздать?»); доступное выражению -- невыразимое («...Ненареченному хотим названье дать - и обессилено безмолвствует искусство?»). В конце стихотворения поэт приходит к выводу: «...И лишь молчание понятно говорит».

Как вы понимаете смысл последней строки стихотворения В.А. Жуковского?

Самое важное в жизни нельзя выразить словами: жизнь настолько прекрасная и сложная, что «земной язык» по сравнению с ней ничтожен. Это основная мысль стихотворения В.А Жуковского. Она выражена в последней строчке - «И лишь молчание понятно говорит». Элегия пронизана лёгкой грустью. Лирический герой размышляет над загадкой существования – «невыразимым». Мотив невозможности выразить глубинные переживания восходит в русской поэзии к идее невыразимости высших состояний души и смысла бытия: «Что наш язык земной пред дивною природой?»; “Невыразимое подвластно ль выраженью?»; “Ненареченному хотим названье дать – / И обессиленно безмолвствует искусство».

Сопоставьте стихотворение В.А. Жуковского «Невыразимое» с приведенным ниже стихотворением А.А. Фета «Как беден наш язык!-Хочу и не могу…» Какие темы сближаю оба произведения?

Именно в стихотворении В.А. Жуковского «Невыразимое» со всей отчетливостью была поставлена проблема «невыразимости», то есть поиска адекватного поэтического языка. В русской поэзии этой теме посвятили свои стихотворения многие романтики XIX века, такие, как Лермонтов, Фет, каждый из которых предложил свое оригинальное ее видение.

Искусство не способно выразить истинную суть явления. Лишь душа способна уловить «присутствие создателя в созданье». Мотив невозможности выразить глубинные переживания восходит в русской поэзии к идее невыразимости высших состояний души и смысла бытия: «Что наш язык земной пред дивною природой?»; “Невыразимое подвластно ль выраженью?»; “Ненареченному хотим названье дать – / И обессиленно безмолвствует искусство». Жу­ков­ский сам опре­де­лил свое­об­ра­зие сво­е­го твор­че­ства: пред­ме­том его по­э­зии было не изоб­ра­же­ние ви­ди­мых яв­ле­ний, а вы­ра­же­ние ми­мо­лет­ных не­уло­ви­мых пе­ре­жи­ва­ний. Сде­лать это очень труд­но, нужно найти слова, для всего, что чув­ству­ешь, ви­дишь, чем жи­вешь.

Эта же мысль зву­чит в сти­хо­тво­ре­нии Фета «Как беден наш язык…»:

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною,

Напрасно вечное томление сердец…

Ким 4.

Задание 1.2.1.

Как в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» раскрыто пушкинское понимание любви?

Лю­бовь для поэта - это глу­бо­кое, ис­крен­нее, вол­шеб­ное чув­ство, ко­то­рое пол­но­стью за­хва­ты­ва­ет его, высочайшее напряжение всех душевных сил. Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалась ему действительность, приходит любовь - и мир озаряется новым светом. Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека:

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Даже после пе­ре­жи­то­го в тя­же­лое время, пол­ное жиз­нен­ных ис­пы­та­ний, пе­ре­жи­ва­ний («В глуши, во мраке за­то­че­нья …»), когда жизнь поэта слов­но за­мер­ла, по­те­ря­ла смысл, Пуш­кин про­буж­да­ет­ся, воз­рож­да­ет­ся вме­сте с лю­бо­вью. Вме­сте с пре­крас­ной музой к поэту воз­вра­ща­ет­ся вдох­но­ве­ние, же­ла­ние тво­рить:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Задание 1.2.2.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К***»(«Я помню чудное мгновенье…») с приведенным ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «К.Б.» что общего в решении темы любви в обоих стихотворениях?

Лирика любви занимает большое место в творчестве многих поэтов. Лирическими шедеврами являются стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», написанное в 1825 году и Ф. И. Тютчева «Я встретил вас – и все былое…», написанное в 1870 году.

Эти стихотворения объединяет тема любви. Для обоих поэтов любовь – это поэзия, которая овладевает всем существом человека, и все его внутренние силы приходят в движение:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

(А.С. Пушкин)

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что – то встрепенется в нас…

(Ф. И. Тютчев)

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» и «Я встретил вас – и все былое…» пронизаны грустью, воспоминанием, счастьем новой встречи. Слова:

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

раскрывают красоту, полноту внутреннего мира человека, когда он любит.

Произведения схожи по поэтическому сюжету («пробуждение» души лирического героя), по особой и возвышенности в его изображении, имеют идентичные образы («милые черты», «небесные черты»). Если душа лирического героя Пушкина спала («душе настало пробужденье»), то сердце лирического героя Тютчева было мертво («отжившее сердце»). Возвращение любимой «пробуждает» героя Пушкина и погружает в сон героя Тютчева («Гляжу на вас, как бы во сне»).

Оба стихотворения относятся к любовной лирике, к жанру лирического произведения. Ключевым, центральным словом является слово «любовь» («и та ж в душе моей любовь», «и жизнь, и слезы, и любовь»).

Таким образом, сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и Ф. И. Тютчева «Я встретил вас – и все былое…» позволяют нам увидеть великих художников слова, создавших яркие образы русской поэзии, глубокие по содержанию и изящные по форме.

Ким 5.

Задание 1.2.1.

Стихотворение А. С. Пушкина «Туча» проникнуто чувством надежды на лучшее. Мы видим победу добра над злом. Настроение лирического героя меняется в ходе стихотворения. Сначала оно мрачное, и унылое, и печальное, но как после дождя и грома «возрождается» природа: «земля освежилась» и ветер «ласкает листочки древес» , так и душа поэта становится ясной и светлой.
Первой строчкой стихотворения «Последняя туча рассеянной бури! » лирический герой-автор показывает, что вся основная буря уже позади, гром, молния – все уже прошло. Значит, в композиции стихотворения словно отсутствует пиковый момент – кульминация. Последняя туча лишь остаток бушевавшей стихии. Так что все стихотворение «Туча» мы можем назвать развязкой какого-то действия: герой уже успокаивается, настроение улучшается, на душе его становится легко и свободно, да и природа постепенно оправляется от бури.

Задание 1.2.2.

Задание 1.2.3.

Ким 6.

Задание 1.2.1.

Задание 1.2.2.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворение Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся…» с приведенным ниже фрагментом оды Г.Р. Державина «бог». Что общего и различного в оценке поэтами места человека в мироздании?

Ос­нов­ная мысль сти­хо­тво­ре­ния Дер­жа­ви­на за­клю­че­на в стро­ке «Я царь - я раб - я червь - я бог!» Поэт го­во­рит о том, что зна­че­ние че­ло­ве­ка на земле слиш­ком ши­ро­ко, не­объ­ят­но: он может быть богом и царем, но в срав­не­нии со все­лен­ной че­ло­век - червь и раб. У Тют­че­ва зву­чит по­доб­ная мысль в по­след­ней стро­ке сти­хо­тво­ре­ния: «Я, царь земли, при­рос к земли!..» Че­ло­век, счи­та­ю­щий себя царем, лишен сво­бо­ды, не может, как кор­шун, взле­теть в небо - такой ли уж он царь после этого? В этом общность позиций авторов.

Однако Г.Р. Державин идет дальше в воплощении замысла: человек - это не просто ничтожная пылинка, обреченная на приземленное существования, не знающая и не имеющая ничего, кроме земных, материальных оков. Человек - это и есть Бог, человек - тот, кто пробуждает Бога не только в себе, но и во всем окружающем мире. Такова оценка поэтом места человека в мироздании. У Ф.И. Тютчева же больше сарказма в оценке места человека в мироздании: «Я, царь земли, прирос к земли!» В этом различие авторских позиций.

Ким 7.

Задание 1.2.1.

Какова роль эпитетов в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в светлости осенних вечеров…»?

Эпи­тет - об­раз­ное опре­де­ле­ние, слу­жит для вы­ра­же­ния экс­прес­сив­ной оцен­ки яв­ле­ний, пред­ме­тов в ху­до­же­ствен­ном тек­сте. Эпи­те­ты, ис­поль­зу­е­мые в дан­ном от­рыв­ке, под­чер­ки­ва­ют на­стро­е­ние ли­ри­че­ско­го героя, его вос­при­я­тие ве­че­ра. У Тют­че­ва много эпи­те­тов. Боль­шин­ство из них свет­лые, опи­сы­ва­ю­щие пре­лесть осен­них ве­че­ров («умиль­ная та­ин­ствен­ная пре­лесть», «Ту­ман­ная и тихая ла­зурь», «лег­кий ше­лест»). Од­на­ко ве­чер­няя при­ро­да бы­ва­ет раз­ной: среди спо­кой­ствия может воз­ник­нуть «зло­ве­щий блеск», земля ка­жет­ся «си­ро­те­ю­щей».

Задание 1.2.2.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворение Ф.И. Тютчева «есть в светлости осенних вечеров…» с приведенным ниже фрагментом стихотворения А.С. Пушкина «осень». Что общего в восприятии лирическими героями обоих стихотворений осенней природы?

Оба сти­хо­тво­ре­ния про­ник­ну­ты свет­лой пе­ча­лью. На фоне «свет­ло­го стра­да­нья» у Тют­че­ва по­яв­ля­ет­ся «зло­ве­щий блеск» ухо­дя­щей осени. Эпи­тет «зло­ве­щий» - ме­та­фо­ра, вы­ра­жа­ю­щая идею ав­то­ра о не­дол­го­веч­но­сти мира. По­это­му та­ки­ми близ­ки­ми и до­ро­ги­ми че­ло­ве­ку ка­жут­ся осен­ние ве­че­ра при­ро­ды и жизни. Для Пуш­ки­на осень - лю­би­мое время года, не­смот­ря на «при­ро­ды увя­да­нье» и «седой зимы угро­зы». Осень вос­при­ни­ма­ет­ся по­эта­ми как пе­ри­од раз­мыш­ле­ний о сущ­но­сти че­ло­ве­че­ско­го бытия, под­ве­де­ние опре­де­лен­ных жиз­нен­ных ито­гов.

Ким 8.

Задание 1.2.1.

Задание 1.2.2.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворения Ф.И. Тютчева «Фонтан» и «С поляны коршун поднялся…». В чем близость идей двух стихотворений?

Стихотворения Тютчева «Фонтан» и «С поляны коршун поднялся» можно сопоставить между собой тем, что в обоих произведениях тема взаимоотношений человека и природы является ведущей. Отмечу, что лирические герои стихотворений восхищаются силой и красотой природы и сожалеют об ограниченности человеческих возможностей познать Вселенную во всех ее проявлениях.

Тра­ги­че­ский смысл су­ще­ство­ва­ния че­ло­ве­ка за­клю­ча­ет­ся в том, что он не может не стре­мить­ся ввысь, слов­но мощ­ная струя фон­та­на, - та­ко­ва его че­ло­ве­че­ская при­ро­да. Од­на­ко он и не может по­стичь всего, чего бы ему хо­те­лось, по­доб­но водам фон­та­на. Та­ко­ва ос­нов­ная мысль сти­хо­тво­ре­ния «Фон­тан». В сти­хо­тво­ре­нии «С по­ля­ны кор­шун под­нял­ся…» эта же мысль рас­кры­ва­ет­ся через срав­не­ние че­ло­ве­ка с кор­шу­ном: не может че­ло­век, хоть он и «царь земли» под­нять­ся в небо, по­доб­но сво­бо­до­лю­би­во­му, воль­но­му кор­шу­ну.

Ким 9.

Задание 1.2.1.

Какое настроение преобладает в стихотворении С.А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»?

Сти­хо­тво­ре­ние «Гой ты, Русь, моя род­ная» про­ни­за­но чув­ства­ми и эмо­ци­я­ми поэта, пе­ре­пол­ня­ю­щи­ми его серд­це. Прежде всего, это просветленный восторг, гордость за родину, Русь.

Для поэта нет ни­че­го до­ро­же и глав­ней Рос­сии, без неё он не пред­став­ля­ет свою жизнь. Все дома де­ре­вуш­ки он срав­ни­ва­ет с чем-то воз­вы­шен­ным, бо­же­ствен­ным («хаты – в ризах образа»), ведь «риза» - это цер­ков­ное оде­я­ние, кра­си­вое, пе­ре­ли­ва­ю­ще­е­ся зо­ло­том. Есенин хмелеет от своей огромной любви к бескрайним полям, запаху яблок и меда на «кроткий Спас», упивается пронзительной синевой небес, которая «сосёт глаза», звонким «девичьим смехом», «приволью зеленых лех». Сам себя он называет «захожим богомольцем», а родину, Русь, «раем» И даже “рать святая” – ангелы, не могут соблазнить поэта жизнью в Раю, так как он уже обрел свой вечный Рай – свою Русь. Сти­хо­тво­ре­ние все - от на­ча­ла до конца - ис­крит­ся сча­стьем, ра­до­стью, лю­бо­вью к род­но­му краю.

Задание 1.2.2.

Задание 1.2.3.

Сопоставьте стихотворение С.А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…» с приведенным ниже стихотворением М.Ю. Лермонтова «Родина». Что общего и различного в отношении поэтов к Родине?

Стихотворения Есенина и Лермонтова схожи по тематике, образам и различаются по мотивам. В обоих стихотворениях через восприятие лирического героя передаётся лю­бовь к Ро­ди­не, пре­кло­не­ние перед ней, без­за­вет­ное слу­же­ние ей. «Люблю отчизну я…» - утверждает лирический герой стихотворения «Родина», в стихотворении Есенина в последних строках «Не надо рая, дайте родину мою» звучит та же беззаветная любовь к отчизне.

В обоих стихотворениях присутствует образ родины. Этот образ и в том, и в другом стихотворении – образ России крестьянской, «неофициальной»: Русь с хатами у Есенина и отчизна с избами, «покрытыми соломой», у Лермонтова; «приволь зеленых лех» в есенинском произведении и «лесов безбрежных колыханье» в лермонтовском стихотворении.

Но если у Есенина пейзаж окрашен в светлые тона: «Синь сосет глаза», то в стихотворении Лермонтова звучат печальные, грустные мотивы: «Проселочным путем люблю скакать в телеге и, взором медленным пронзая ночи тень, встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, дрожащие огни печальных деревень». Это было обусловлено и сословной принадлежностью поэтов, и их личной судьбой.

Ким 10.

Задание 1.2.1.

Задание 1.2.2.

Задание 1.2.3.

ВАРИАНТ 2. ЛИРИКА.

Ким 1.

Задание1.2.1.

Почему размышления лирического героя проникнуто трагизмом? «Стансы». М.Ю. Лермонтов.

"Стансы" - это преддверие всей трагической жизни поэта. Вот почему размышление лирического героя проникнуто такой безысходностью, трагичностью.

Свои "Стансы" ("Мне любить до могилы...") Лермонтов написал совсем молодым, но какая разочарованность и тоска звучит в словах его лирического героя. Он боится причинить горе, а может быть и даже смерть близкому человеку, который его полюбит. Возможно, поэтому он и говорит:
Я люблю и страшусь быть взаимно любим...

Данное стихотворение А. А. Блока – это обращение к России, проникнутое патриотизмом, глубоким, искренним чувством любви к Родине. Лирический герой видит красоту и величие России во всем: в “росписных спицах”, лесах и полях, в прекрасных чертах и даже в “серых избах” и “ветровых песнях”, которые напоминают ему первую любовь. Хотя страна и предстает перед ним нищей, с “тоской острожной” в песнях ямщика, но лирический герой верит в светлое будущее дорогой сердцу Родины.

Таким образом, патриотизм, любовь к России и преданность ей - основные чувства, которыми проникнуто стихотворение А. А. Блока “Россия”.


Другие работы по этой теме:

  1. Образ России создан в лирике многих русских поэтов. Так, С. А. Есенин в стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная”, рисует возвышенный образ прекрасной, дорогой сердцу...
  2. Тема родины, России – сквозная тема лирики Александра Александровича Блока. На одном из последних выступлений поэта, где он читал самые разные свои стихотворения, Блока попросили...
  3. Тема Родины занимает важное место в лирике А. Блока. Наиболее полно она воплощается в законченном цикле “На поле Куликовом” (1908), основной мотив которого – глубокая...
  4. Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви! Тема Родины – тема России – занимала особое место...
  5. Пожалуй, ни у одного из писателей патриотическая тема так полно не сомкнулась с любовной, интимной лирикой, как у Александра Блока. Нетрадиционным стал блоковский образ родины-невесты,...
  6. Александр Александрович Блок является, по моему мнению, одним из самых правдивых поэтов о России. Он пишет о той России, которую видит и “чувствует сам”, и...
  7. Стихотворение “Россия”. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “Россия” было создано А.А. Блоком в 1908 го­ду. Основная тема его – тема Родины, России. Мы можем отне­сти произведение...
  8. В стихотворении “Русь” образ родины, России, видится Блоку в былинно-сказочном ореоле. Это древняя, нетронутая цивилизацией страна, напоминающая исторические картины В. М. Васнецова и И. С....

Сочинение

Лирический герой - это облик личности и тот строй мыслей и чувств, который возникает в произведениях того или иного поэта. Какова же лирическая героиня А. Ахматовой? Пожалуй, одной из главнейших ее особенностей является какая-то подчеркнутая зримость. Черты наружности поэта - ахматовская шаль, ахматовская стройность к худоба, ахматовская челка - перекочевали в стихи, мы, читая их, в результате можем себе представить вполне конкретного человека:

* Глаза рассеянно глядят
* И больше никогда не плачут.
* И кажется лицо бледней
* От лиловеющего шелка,
* Почти доходит до бровей
* Моя незавитая челка.

Женщина, о которой пишет А. Ахматова, - прекрасна и печальна. Печаль ее - любовь. Неразделенная любовь - это чувство пронизывает ахматовские стихи. Любовь - это всегда боль, всегда трудно. Потому что не всем дано любить, и лирической героине просто некуда деться со своей любовью. Поэтому лирическая героиня, по сути дела, бездомна («ах, я дома, как не дома»), все дома, в которых она могла бы жить, оказываются потерянными: Волынки вдали замирают, Снег летит, как вишневый цвет. И видно, никто не знает, Что белого дома нет. Неразделенная любовь становится источником творчества. Самая существенная черта лирической героини А. Ахматовой - то, что она - поэт. Поэтическое творчество постоянно сопровождает ее жизнь, являясь ее главным содержанием. В поэзии находят разрешение муки любви, и поэзия же является единственным способом сохранить то, что пережито:

* Тяжела ты, любовная память!

* Мне в дыму твоем петь и гореть.

Память, осуществляющая связь времен, - основа судьбы поэта. Для лирической героини А. Ахматовой важна не только «любовная память», но прежде всего память истории и память культуры. Пережив исторические катаклизмы, лирическая героиня А. Ахматовой понимает, что именно тогда, «когда погребают эпоху», - «слышно, как время идет», именно в эти моменты возникает необходимость показать, что погребенная эпоха не исчезла, прошлое присутствует в настоящем. Поэтому в поэме «В сороковом году», в самом названии которой - дата огромного социального катаклизма, воскресают уже прошедшие войны - Англо-бурская («с винтовками буры»), Первая мировая («Варяг» и «Кореец» ушли на восток»). Лирическая героиня А. Ахматовой не зря называет себя китежанкой - ведь в граде Китеже колокола начинали звенеть накануне великих бедствий. Действительно, лирическую героиню А. Ахматовой можно назвать пророчицей. Как и всех больших поэтов, ее одолевают предчувствия, которые неуклонно сбываются:

* Я гибель накликала милым,
* И гибли один за другим.
* О горе мне!
* Эти могилы
* Предсказаны словом моим.

Итак, поэтическое слово возвращает прошлое и предсказывает будущее. Именно поэтому в конце своей жизни А. Ахматова скажет: « Я никогда не переставала писать стихи. Для меня в них - связь с моим временем, с новой жизнью моего народа… Я счастлива, что жила эти годы и видела события, которым не было равных».