» » Тип химической связи в металлах определение. Типы связи слов в словосочетании

Тип химической связи в металлах определение. Типы связи слов в словосочетании

Для начала нужно усвоить, что словосочетанием можно считать только сочетание слов на основе подчинительной связи. Что это значит? Один из входящих в словосочетание компонентов подчиняется другому. Проще говоря, от одного слова к другому можно задать вопрос.

Слово, от которого задаём вопрос, – главное . Слово, к которому задаём вопрос, — зависимое:

Какие же есть типы связи слов в словосочетании? Их три: согласование, управление и примыкание . Как же определить, к какому типу подчинительной связи относится конкретное словосочетание? Проще всего это сделать, если определить, какой частью речи является зависимое слово .

Согласование

При согласовании зависимое слово – прилагательное или слова с признаками прилагательного :

Управление

При управлении зависимое слово – существительное или слова с признаками существительного :

Примыкание

При примыкании зависимое слово – неизменяемая часть речи . Чаще всего это наречие, деепричастие или неопределённая форма глагола .

Химия - удивительная и, признаться, запутанная наука. Почему-то ассоциируется она с яркими экспериментами, разноцветными пробирками, густыми облаками пара. Но мало кто задумывается о том, откуда же берётся это «волшебство». На самом деле ни одна реакция не проходит без образования соединений между атомами реагентов. Более того, эти «перемычки» иногда встречаются и в простых элементах. Они влияют на способность веществ вступать в реакции и объясняют некоторые их физические свойства.

Какие же бывают виды химических связей и как они влияют на соединения?

Теория

Начинать надо с самого простого. Химическая связь - это взаимодействие, при котором атомы веществ соединяются и образуют более сложные вещества. Ошибочно полагать, что это свойственно только соединениям вроде солей, кислот и оснований - даже простые вещества, молекулы которых состоят из двух атомов, имеют эти «перемычки», если так можно условно назвать связь. Кстати, важно запомнить, что объединиться могут только атомы, имеющие разные заряды (это основы физики: одинаково заряженные частицы отталкиваются, а противоположные -- притягиваются), так что в сложных веществах всегда найдётся катион (ион с положительным зарядом) и анион (отрицательная частица), а само соединение всегда будет нейтральным.

Теперь попробуем разобраться в том, как происходит образование химической связи.

Механизм образования

У любого вещества есть определённое количество электронов, распределённых по энергетическим слоям. Самым уязвимым считается внешний слой, на котором обычно находится самое малое количество этих частиц. Узнать их число можно, посмотрев на номер группы (строка с цифрами от одного до восьми в верхней части таблицы Менделеева), в которой находится химический элемент, а количество энергетических слоёв равно номеру периода (от одного до семи, вертикальная строка слева от элементов).

В идеале на внешнем энергетическом слое находятся восемь электронов. Если же их не хватает, атом старается перетянуть их у другой частицы. Именно в процессе отбора необходимых для завершения внешнего энергетического слоя электронов образуются химические связи веществ. Их число может варьироваться и зависит от количества валентных, или неспаренных, частиц (чтобы узнать, сколько их в атоме, нужно составить его электронную формулу). Число электронов, не имеющих пару, будет равно количеству образовавшихся связей.

Чуть подробнее о типах

Виды химических связей, образующихся при реакциях или же просто в молекуле какого-то вещества, целиком и полностью зависят от самого элемента. Различают три типа «перемычек» между атомами: ионный, металлический и ковалентный. Последний, в свою очередь, делится на полярный и неполярный.

Для того чтобы понять, какой связью связаны атомы, используют своеобразное правило: если элементы находятся в правой и левой частях таблицы (то есть являются металлом и неметаллом, например NaCl), то их соединение - отличный пример ионной связи. Два неметалла образуют ковалентную полярную связь (HCl), а два атома одного вещества, соединяясь в одну молекулу, - ковалентную неполярную (Cl 2 , O 2). Вышеназванные типы химических связей не подходят для веществ, состоящих из металлов, - там встречается исключительно металлическая связь.

Ковалентное взаимодействие

Как уже упоминалось ранее, виды химических связей имеют определённое влияние на вещества. Так, например, ковалентная «перемычка» очень нестойкая, из-за чего соединения с ней легко разрушаются при малейшем внешнем воздействии, нагревании например. Правда, касается это только молекулярных веществ. Те же, что имеют немолекулярное строение, практически неразрушимы (идеальный пример - кристалл алмаза - соединение атомов углерода).

Вернёмся к полярной и неполярной ковалентной связи. С неполярной всё просто - электроны, между которыми образуется «перемычка», находятся на равном расстоянии от атомов. Но во втором случае они смещаются к одному из элементов. Победителем в «перетягивании» окажется то вещество, электроотрицательность (способность привлекать электроны) которого выше. Определяется она по специальным таблицам, и чем больше разница этой величины у двух элементов, тем более полярной будет связь между ними. Правда единственное, для чего может пригодиться знание электроотрицательности элементов, - определение катиона (положительный заряд - вещество, у которого эта величина будет меньше) и аниона (отрицательная частица с лучшей способностью к привлечению электронов).

Ионная связь

Для соединения металла и неметалла подходят далеко не все типы химических связей. Как уже говорилось выше, если разница в электроотрицательности элементов огромна (а именно так бывает, когда они расположены в противоположных частях таблицы), между ними образуется ионная связь. В этом случае валентные электроны переходят от атома с меньшей электроотрицательностью к атому с большей, образуя анион и катион. Самым ярким примером подобной связи является соединение галогена и металла, например AlCl 2 или HF.

Металлическая связь

С металлами всё ещё проще. Им чужды вышеперечисленные виды химических связей, потому что у них есть собственная. Соединять она может как атомы одного вещества (Li 2), так и разных (AlCr 2), в последнем случае образуются сплавы. Если говорить о физических свойствах, то металлы совмещают в себе пластичность и прочность, то есть они не разрушаются при малейшем воздействии, а просто изменяют форму.

Межмолекулярная связь

Кстати, химические связи в молекулах тоже существуют. Они так и называются - межмолекулярными. Самый распространённый тип - водородная связь, при которой атом водорода заимствует электроны у элемента с высокой электроотрицательностью (у молекулы воды, например).

Благодаря которой образуются молекулы неорганических и органических веществ. Химическая связь появляется при взаимодействии электрических полей, которые создаются ядрами и электронами атомов. Следовательно, образование ковалентной химической связи связано с электрической природой.

Что такое связь

Под этим термином подразумевают результат действия двух либо более атомов, которые приводят к формированию прочной многоатомной системы. Основные виды химической связи образуются при уменьшении энергии реагирующих атомов. В процессе формирования связи атомы стараются завершить свою электронную оболочку.

Виды связи

В химии выделяют несколько видов связи: ионной, ковалентной, металлической. Ковалентная химическая связь имеет две разновидности: полярная, неполярная.

Каков механизм ее создания? Ковалентная неполярная химическая связь образуется между атомами одинаковых неметаллов, имеющих одну электроотрицательность. При этом образуются общие электронные пары.

Неполярная связь

Среди примеров молекул, у которых ковалентная химическая связь неполярного вида, можно назвать галогены, водород, азот, кислород.

Впервые эта связь была обнаружена в 1916 году американским химиком Льюисом. Сначала им была выдвинута гипотеза, а подтверждена она была только после экспериментального подтверждения.

Ковалентная химическая связь связана с электроотрицательностью. У неметаллов она имеет высокое значение. В ходе химического взаимодействия атомов не всегда возможен перенос электронов от одного атома к другому, в результате осуществляется их объединение. Между атомами появляется подлинная ковалентная химическая связь. 8 класс обычной школьной программы предполагает детальное рассмотрение нескольких видов связи.

Вещества, имеющие данный вид связи, при нормальных условиях - жидкости, газы, а также твердые вещества, имеющие невысокую температуру плавления.

Типы ковалентной связи

Подробнее остановимся на данном вопросе. Какие выделяют типы химической связи? Ковалентная связь существует в обменном, донорно-акцепторном вариантах.

Первый тип характеризуется отдачей каждым атомом одного неспаренного электрона на образование общей электронной связи.

Электроны, объединяемые в общую связь, должны обладать противоположными спинами. В качестве примера подобного вида ковалентной связи можно рассмотреть водород. При сближении его атомов наблюдается проникновение их электронных облаков друг в друга, именуемое в науке перекрыванием электронных облаков. В результате увеличивается электронная плотность между ядрами, а энергия системы понижается.

При минимальном расстоянии ядра водорода отталкиваются, в итоге образуется некое оптимальное расстояние.

В случае донорно-акцепторного типа ковалентной связи у одной частицы есть электроны, ее называют донором. Вторая частица имеет свободную ячейку, в которой будет размещаться пара электронов.

Полярные молекулы

Как образуются ковалентные полярные химические связи? Они возникают в тех ситуациях, когда у связываемых атомов неметаллов различная электроотрицательность. В подобных случаях обобществленные электроны размещаются ближе к тому атому, у которого значение электроотрицательности выше. В качестве примера ковалентной полярной связи могут рассматриваться связи, которые возникают в молекуле бромоводорода. Здесь общественные электроны, которые отвечают за формирование ковалентной связи, ближе находятся к брому, чем к водороду. Причина подобного явления в том, что у брома электроотрицательность выше, чем у водорода.

Способы определения ковалентной связи

Как определить ковалентные полярные химические связи? Для этого необходимо знать состав молекул. Если в ней присутствуют атомы разных элементов, в молекуле существует ковалентная полярная связь. В неполярных молекулах присутствуют атомы одного химического элемента. Среди тех заданий, которые предлагаются в рамках школьного курса химии, есть и такие, которые предполагают выявление вида связи. Задания подобного типа включены в задания итоговой аттестации по химии в 9 классе, а также в тесты единого государственного экзамена по химии в 11 классе.

Ионная связь

Чем отличается ковалентная и ионная химическая связь? Если ковалентная связь характерна для неметаллов, то ионная связь образуется между атомами, имеющими существенные отличия по электроотрицательности. К примеру, это характерно для соединений элементов первой и второй групп главных подгрупп ПС (щелочных и щелочноземельных металлов) и элементов 6 и 7 групп главных подгрупп таблицы Менделеева (халькогенов и галогенов).

Она формируется в результате электростатического притяжения ионов, обладающих противоположными зарядами.

Особенности ионной связи

Так как силовые поля противоположно заряженных ионов распределяются равномерно во всех направлениях, каждый из них способен притягивать к себе противоположные по знаку частицы. Это и характеризует ненаправленность ионной связи.

Взаимодействие двух ионов, обладающих противоположными знаками, не предполагает полной взаимной компенсации индивидуальных силовых полей. Это способствует сохранению способности притягивать по остальным направлениям ионы, следовательно, наблюдается ненасыщенность ионной связи.

В ионном соединении у каждого иона есть возможность притягивать к себе некое число других, обладающих противоположных знаком, чтобы сформировать кристаллическую решетку ионного характера. В таком кристалле не существует молекул. Каждый ион окружается в веществе неким конкретным числом ионов иного знака.

Металлическая связь

Данный вид химической связи обладает определенными индивидуальными особенностями. Металлы имеют избыточное количество валентных орбиталей при недостатке электронов.

При сближении отдельных атомов происходит перекрывание их валентных орбиталей, что способствует свободному перемещению электронов из одной орбитали в другую, осуществляя между всеми атомами металла связь. Эти свободные электроны и являются основным признаком металлической связи. Она не обладает насыщенностью и направленностью, поскольку валентные электроны распределяются по кристаллу равномерно. Присутствие в металлах свободных электронов объясняет их некоторые физические свойства: металлический блеск, пластичность, ковкость, теплопроводность, непрозрачность.

Разновидность ковалентной связи

Она образуется между атомом водорода и элементом, который имеет высокую электроотрицательность. Существуют внутри- и межмолекулярные водородные связи. Эта разновидность ковалентной связи является самой непрочной, она появляется благодаря действию электростатических сил. У атома водорода небольшой радиус, и при смещении либо отдаче этого одного электрона водород становится положительным ионом, действующим на атом с большой электроотрицательностью.

Среди характерных свойств ковалентной связи выделяют: насыщаемость, направленность, поляризуемость, полярность. Каждый из этих показателей имеет определенное значение для образуемого соединения. К примеру, направленность обуславливается геометрической формой молекулы.

Химическая связь – это сила, удерживающая друг с другом частицы, образующие вещество.

В зависимости от частиц, которые удерживают эти силы, связи подразделяются на внутримолекулярные и межмолекулярные.

Внутримолекулярные связи.

  1. Ковалентная связь.

Ковалентная связь – это общая электронная пара у двух атомов неметаллов.

Рассмотрим на примере молекулы водорода (Н 2), в которой как раз реализуется ковалентная связь.

Молекулы водорода состоит из двух атомов водорода (Н), у которых на внешнем энергетическом уровне один электрон:

Атомы стремятся полностью заполнить свои орбитали. Для этого и объединяются два атома. Они делают свои неспаренные электроны общими: и получается общая электронная пара. Электроны стали спаренными:

Эта общая электронная пара и есть ковалентная химическая связь. Ковалентная связь обозначается либо чертой, соединяющей атомы, либо двумя точками, которые обозначают общую электронную пару:

Представьте, что есть два соседа по парте. Это два атома. Им нужно нарисовать картинку, в которой есть красный и синий цвет. У них есть общая пара карандашей (один красный, другой синий) – это общая электронная пара. Оба соседа по парте пользуются этими карандашами. Таким образом эти два соседа связаны общей парой карандашей, т.е. ковалентной химической связью.

Существует два механизма образования ковалентной химической связи.

  1. Обменный механизм образования ковалентной связи.

В таком случае каждый атом предоставляет электроны для образования ковалентной связи. Этот механизм мы и рассмотрели, когда знакомились с ковалентной связью:

  1. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи.

В этом случае общая электронная пара, если можно так выразиться, неравноценная.

Один атом имеет НЭП – неподеленную электронную пару (два электрона на одной орбитали). И он предоставляет ее целиком для образования ковалентной связи. Этот атом называется донором – поскольку он предоставляет оба электрона для образования химической связи.

А второй атом имеет только свободную орбиталь. Он принимает электронную пару. Этот атом называется акцептором – он принимает оба электрона.

Классический пример – это образование иона аммония NH 4 + . Он образуется при взаимодействии иона H + и аммиака (NH 3). Катион водорода H + – это пустая s-орбиталь.

Эта частица будет акцептором.

У тома азота в аммиаке есть НЭП (неподеленная электронная пара).

Атом азота в аммиаке будет донором:

В данном случае и синий и красный карандаш принес один сосед по парте. Он «угощает» второго. И они оба пользуются карандашами.

Конкретные реакции, в которых образуется такой ион, будут рассмотрены позже в соответствующих разделах. Пока вам просто нужно запомнить принцип, по которому образуется ковалентная связь по донорно-акцепторному механизму.

Ковалентная связь бывает двух видов. Различают ковалентную полярную и неполярную связи.

Ковалентная полярная связь возникает между атомами неметаллов с разными значениями электроотрицательности. То есть между разными атомами неметаллов.

Атом с большим значением электроотрицательности будет оттягивать общую электронную пару на себя.

Ковалентная неполярная связь возникает между атомами неметаллов с одинаковыми значениями электроотрицательности. Такое условие выполняется, если связь возникает между атомами одного химического элемента-неметалла . Поскольку у разных атомов электроотрицательности могут быть очень близкими друг к другу, но все равно будут отличаться.

Общая электронная пара не будет смещаться ни к одному атому, так как каждый атом «тянет» ее с одинаковой силой: общая электронная пара будет находиться посередине.

И конечно же ковалентная связь может быть одинарной, двойной и тройной:

  1. Ионная связь.

Ионная связь возникает между атомами металла и неметалла. Поскольку у металла и неметалла большая разница в электроотрицательности, электронная пара полностью оттягивается к более электроотрицательному атому – атому неметалла.

Конфигурация полностью заполненного энергетического уровня, достигается не за счет образования общей электронной пары. Неметалл забирает себе электрон металла – заполняет свой внешний уровень. А металлу проще отдать свои электроны (у него их немного) и у него тоже полностью заполненный уровень.

Таким образом металл, отдав электроны, приобретает отрицательный заряд, становится катионом. А неметалл, получив электроны, приобретает отрицательный заря, становится анионом.

Ионная химическая связь представляет собой электростатическое притяжение катиона к аниону .

Ионная связь имеет место в солях, оксидах и гидроксидах металлов. И в других веществах, в которых атом металла связан с атомом неметалла (Li 3 N, CaH 2).

Здесь следует обратить внимание на одну важную особенность: ионная связь имеет место между катионом и анионов во всех солях . Наиболее общим образом мы описываем как связь металл-неметалл. Но необходимо понимать, что это сделано лишь для упрощения. В составе соли может и не быть атома металла. Например, в солях аммония (NH 4 Cl, (NH 4) 2 SO 4 . Ион аммония NH 4 + притягивается к аниону соли – это ионная связь.

Откровенно говоря, нет никакой ионной связи. Ионная связь – это всего лишь крайняя степень ковалентной полярной связи. У любой связи есть свой процент «ионности» – это зависит от разности электроотрицательностей. Но в школьной программе, а тем более в требованиях ЕГЭ ионная и ковалентная связь – это совершенно два разных понятия, которые нельзя смешивать.

  1. Металлическая связь.

Все великолепие металлической связи можно понять лишь вместе с металлической кристаллической решеткой. Поэтому металлическую связь мы рассмотрим позже, когда будем разбирать кристаллические решетки.

Все, что пока нужно знать – это то, что металлическая связь реализуется в простых веществах – металлах.

Межмолекулярные связи.

Межмолекулярные связи гораздо слабее внутримолекулярных, так как в них не замешана общая электронная пара.

  1. Водородные связи .

Водородные связи возникают в вещества, в которых атом водорода связан с атомом с высоким значением электроотрицательности (F, O, Cl, N).

В таком случае связь с атомов водорода становится сильнополярной. Электронная пара смещается от атома водорода к более электроотрицательному атому. Из-за этого смещения, на водороде появляется частичный положительный заряд (δ+), а на электроотрицательном атоме частичный отрицательный заряд (δ-).

Например, в молекуле фтороводорода:

К δ+ одной молекулы притягивается δ- другой молекулы. Это и есть водородная связь. Графически на схеме она обозначается пунктирной линией:

Молекула воды может образовывать четыре водородные связи:

Водородные связи обусловливают более низкие температуры кипения и плавления веществ, между молекулами которых они возникают. Сравните сероводород и воду. В воде есть водородные связи – она жидкость при нормальных условиях, а сероводород – газ.

  1. Силы Ван-дер-Ваальса .

Это очень слабые межмолекулярные взаимодействия. Принцип возникновения такой же, как и у водородных связей. Очень слабые частичные заряды возникают при колебаниях общей электронной пары. И возникают сиюминутные силы притяжения между этими зарядами.

§ 1. Виды связи в словосочетании

Вспоминаем прошлое и делаем новые шаги на пути познания.

Задание

1. Объясните, по какому признаку словосочетания разделены на три группы. Проверьте, нет ли ошибок в группировке.

Школьная олимпиада,
первый ученик,
уроки риторики,
классическая гимназия,
занимательная лингвистика.

Выучить параграф,
стоять впереди,
выйти из-за парты,
кабинет информатики,
факультатив по химии.

2. В словах с непроверяемыми гласными подчеркните ошибкоопасные места. Выберите три самых трудных, с вашей точки зрения, слова и составьте с ними предложения.

Словосочетание это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

Словосочетание служит для того, чтобы называть предметы, их действия и признаки более точно, чем слово. Сравните, например, слово дом и словосочетания деревянный дом, двенадцатиэтажный дом, мой дом, дом из кирпича и т.п.

В словосочетании выделяется главное и зависимое слово: ошибка (какая?) незамеченная , указывать (на что?) на недостатки, бежал (как?) быстро.

Существует три вида подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Согласование – это подчинительная связь, при которой главное и зависимое слово стоят в одном роде, числе и падеже: весеннее солнце, забавный котенок, на этой остановке или только в числе и падеже: первые уроки, забавных котят , т.е. согласуются. С изменением формы главного слова изменяется и форма зависимого: весеннее солнце, весеннего солнца, о весеннем солнце.

Управление – это подчинительная связь, при которой главное слово управляет падежной формой зависимого слова: решать (что?) задачу , интересоваться (чем?) искусством. С изменением формы главного слова зависимое сохраняет свою форму: интересуешься искусством, интересующийся искусством, интересуясь искусством.

Примыкание – вид подчинительной связи, при которой зависимое неизменяемое слово (наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола) связывается с главным только по смыслу, примыкает к нему: читать вслух , яйцо всмятку , говорил улыбаясь, забыл позвонить.

1) сочетание сказуемого и подлежащего: идет дождь , четверть кончается;

2) однородные члены предложения: газеты и журналы ; светит, но не греет ;

3) существительное (или заменяющее его слово) с предлогом: возле дома, в течение года, около него ;

4) сложные формы будущего времени и сравнительной степени: буду учиться, будешь тренироваться, более глубокий, самый хороший;

5) идиомы: вставлять палки в колеса, гонять лодыря , засучив рукава.

Чтобы вам было легче распознавать виды связи в словосочетании, составим самоинструкцию.

Самоинструкция

Виды связи в словосочетании

1. Определяю, является ли зависимое слово неизменяемой частью речи
да нет
Определяю, стоит ли зависимое слово в падежной форме 2. Определяю, изменяется ли зависимое слово при изменении главного
да да нет
Вывод: управление Вывод: согласование Вывод: управление
нет
Вывод: примыкание

Задание

Каким видом связи соединены слова в словосочетании, если известен только один признак? Имейте в виду: в двух случаях задача имеет не одно решение.

1) Главное и зависимое слово играют в эстонскую игру “Делай, как я”; 2) зависимое слово выражено наречием; 3) между главным и зависимым словом стоит предлог; 4) главное слово, подобно регулировщику на перекрестке, управляет движением транспорта; 5) главное слово – глагол.

Задание

1. Запишите словосочетания, группируя их по видам подчинительной связи и подчеркивая орфограммы.

Отчаянный поступок, ответил раздраженно, в клокочущем потоке, тяжело дышащего, спрячьте письмо, в течении реки, подстричься по-новому, по новому учебнику, программа вечера, программное произведение, впоследствии решить, вследствие необдуманного решения, прикованный к скале, идти на компромисс, бескомпромиссный человек, решившись на поступок, говорил рисуясь, преодолевая препятствие, растущий организм, стелющийся над рекой, раскаленный докрасна.

2. Диктант . Подготовьтесь к записи этих словосочетаний под диктовку.

Задание

Заполните таблицу.

1. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.

В именных словосочетаниях главное слово выражено именем существительным (теплый день, желание учиться ), прилагательным (очень любознательный, бледный от страха ) или числительным (три товарища, двое наверху ). К глагольным относятся словосочетания с глаголами, причастиями и деепричастиями в роли главного слова (читать книгу, покрасневший от смущения, вспоминая о прошлом ). Это самая большая группа среди словосочетаний. У наречных словосочетаний главным словом является наречие (очень весело, незадолго до отъезда ).

2. Кроме свободных словосочетаний , выделяют еще цельные словосочетания : пять книг, большинство учеников, один из нас, мы с мамой, девушка с голубыми глазами и т.п.

Цельные словосочетания выступают в предложении как один член предложения: Сережа (ведь нельзя сказать “молчал пять” ). Помните об этом, выполняя разбор по членам предложения.

Задание

1. Выпишите только цельные словосочетания. Укажите, какие из них имеют значение количества (три друга ), избирательности (один из нас ), совместимости (мы с Тамарой ), портретной детали (мальчишка с ярко-рыжей копной волос ). Для остальных словосочетаний назовите вид по главному слову (именное, глагольное или наречное).

Тридцать восемь попугаев, много машин, встретив друга, Иванов с Петровым, не сдержавший слез, три толстяка, яблоки с грушами, девушки со смеющимися лицами, давно известный, человек невысокого роста, каждый из сотрудников, подписаться на журнал, мама с папой, что-нибудь из вещей, ложки с вилками, спасая ребенка, мы с приятелем, малыш с карими глазами, свидание наедине, двадцать два ученика.

2. Составьте предложения с 3–4 цельными словосочетаниями. Укажите, в роли какого члена предложения они выступают.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему намерения осуществляются , а мечты сбываются ? Почему кого-то можно привести в восторг, привести в ярость, в гнев или в уныние , но никак не привести в ликование?

Еще несколько примеров. Человек, с детства владеющий родным языком, никогда не назовет здоровье тяжелым , а болезнь – крепкой ; не спутает обороты потерять терпение и утратить спокойствие . Во всех этих случаях мы учитываем особенности лексической сочетаемости слов , т. е. их способности соединяться друг с другом. Многие ошибки в нашей речи объясняются нарушением правил лексической сочетаемости. Например: коричневые волосы (или глаза ), ужасно красивая (или страшно красивая ). Правда, смешные сочетания? (Говорят карие глаза и каштановые волосы, очень приятная или необыкновенно красивая. )

Задание

1. В данных словосочетаниях нарушены нормы лексической сочетаемости слов. Запишите словосочетания, исправив ошибки.

Дешевые цены, предпринять меры, заслужил известность, неослабная помощь, не играет значения, скоропостижный отъезд, увеличить уровень, оказать заботу.

2. Придумайте предложения с устойчивыми словосочетаниями играть роль, иметь значение .

Задание

Говоря о множестве различных животных, мы используем разные существительные, например: табун лошадей, стадо коров . А как надо сказать, когда речь идет об овцах, собаках, воронах, рыбах, пчелах?

Задание

1. Перед вами две группы слов: в первой – слова, которые являются в словосочетании главными, во второй – зависимыми. Соедините слова в словосочетания.

1) Пакет, плитка, вязанка, тюбик, пачка, пучок, банка, палочка, щепотка, горсть.

2) Варенье, орехи, молоко, шоколад, дрова, дрожжи, печенье, морковь, зубная паста, соль.

2. Каким общим смыслом объединены все эти словосочетания?

Задание

1. Наберите на клавиатуре компьютера следующие словосочетания.

Беспокоиться за ребенка, уверенность в будущее, приехать с Москвы, заведующий больницы, памятник Пушкина, отличать буквы и звуки, по окончанию школы, отзыв на сочинение, уделять внимание на физику, оплатить за проезд, удивляться поведением, тревожиться о родных, указать о недостатках, удостоить наградой.

2. Какие словосочетания были подчеркнуты на экране зеленым цветом? О чем это говорит? Прочитайте комментарий к этим примерам, данный в диалоговом окне “Грамматическое пояснение”. Все ли ошибки исправила программа “Правописание” (раздел “Грамматика”)? Сделайте вывод о том, можно ли во всем полагаться на компьютерные программы проверки орфографии и грамматики.

3. Запишите все словосочетания правильно, в соответствии с нормами литературного языка.

Задание

1. Близкие по значению глаголы нередко требуют от существительных разных падежей, например: различать (что и что?) звуки и буквы , но: отличать (что от чего?) звуки от букв . Соедините слова в словосочетания, ставя зависимое слово в нужной форме. Укажите падеж существительного.

1) Предостеречь, предупредить (опасность); 2) удивляться, поражаться (поступок); 3) сосредоточить внимание, обратить внимание (главное); 4) превосходство, преимущество (противник); 5) потерпеть поражение, проиграть (чемпион); 6) уплатить, оплатить (проезд); 7) опираться, базироваться (результаты); 8) командующий, командир (полк); 9) отчитывать, упрекать (недобросовестность); 10) презирать, пренебрегать (опасность).

2. В словах с приставками пред - и пре - подчеркните ошибкоопасные места.

§ 2. Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора словосочетания

1. Выделить словосочетание из предложения.

2. Найти главное и зависимое слово; указать, какими частями речи они выражены; составить схему строения словосочетания.

3. Назвать тип словосочетания по главному слову (глагольное, именное, наречное).

4. Определить вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Образец письменного разбора

И снится чудный сон Татьяне. (А. Пушкин)

1) Чудный сон – прил. + сущ., именное, согл.;

2) снится Татьяне – глаг. + сущ., глагольное, упр.

Задание

1. Прочитайте предложение.

Морозна ночь, всё небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно… (А. Пушкин )

Увидели ли вы эту картину на своем мысленном экране?

2. В каком значении употребляется слово хор ? Подберите синонимы к прилагательному дивный .

3. Выделите в предложении грамматические основы, после этого сделайте синтаксический разбор всех словосочетаний.

Задание

В классе выполняли синтаксический разбор словосочетаний. Проверьте, нет ли ошибок в следующей работе.

Хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосводе. (М. Лермонтов)

Хороводы звезд – сущ. + сущ., именное, согл.;

чудными узорами – прил. + сущ., именное, согл.;

сплетались на небосводе – глаг. + сущ., глагольное, упр.;

сплетались узорами – глаг. + нар., прим.

Задание

1. Прочитайте отрывок из романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Пусть поработает ваше воображение.

Был вечер. Небо меркло. Воды
Струились тихо. Жук жужжал.
Уж расходились хороводы;
Уж за рекой, дымясь, пылал
Огонь рыбачий. В поле чистом,
Луны при свете серебристом
В свои мечты погружена,
Татьяна долго шла одна.

2. Выпишите по три словосочетания с разными видами связи. Сделайте синтаксический разбор любых двух словосочетаний.

3. В каком значении употреблено слово хороводы? А какое значение имеет это же слово у М.Лермонтова (см. предыдущее задание)?

Задание

1. Спишите словосочетания, раскрывая скобки и распределяя в разные группы словосочетания по видам связи. Для словосочетаний со связью согласование укажите, в чем согласуются главное и зависимое слово.

В зимн(е,и)м серебре, проснувшись рано, по утре(н,нн)ему снегу, снег почуя, кобылку бурую, мягко устла(н,нн)ые, веселым треском, бл(и,е)стя на солнце, (не)терпеливого коня, бразды пушистые, плетется рысью, бл(и,е)стательным ковром, (на)встречу северной Авроры.

2. В каких пушкинских строчках встречаются эти словосочетания? Постарайтесь вспомнить названия произведений и сами строки.

3. В каком словосочетании по сравнению с пушкинским временем изменилась норма управления?

4. Как называется стилистический прием, при котором в словосочетании или предложении нарушается обычный порядок слов? Приведите примеры.

Задание

1. Вспоминаем орфографию . Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Дополните каждый ряд 3–4 своими примерами.

1) Зимн.. куртку, вьющ..ся зелень, ранн.. весной, прежн... подругу, в проснувш..ся лесу, о трепещущ.. пламени, в поздн.. ночь, о моросящ.. дожде, нетающ.. снегом…

2) Написал на обложк.. тетрад.., присутствовать на открыти.. выставк.., подъехал к башн.. крепост.., подошел к крыльцу сторожк.., письмо из Астрахан.. для Наталь..

3) (По) весеннему небу, щебечут (по) весеннему, беспокоишься (по) прежнему, (по) прежнему пути, веял жаркий (по) летнему день…

4) Коротко стриже..ые, стриже..ый мальчик, пече..ый картофель, пече..ый в золе, моще..ый плиткой, моще..ые улицы…

2. Определите, какие слова в словосочетаниях из четвертого ряда являются главными, а какие зависимыми; укажите виды связи. С причастными оборотами составьте предложения.

3. На основании этого задания сделайте вывод о том, какие орфографические и пунктуационные правила связаны с умением выделять словосочетания из предложения.

§ 3. Словосочетание и прогноз

Способность смотреть вперед – замечательное свойство человека. Вы знаете, что для обозначения этой удивительной способности создан целый ряд слов: предвидение, предвосхищение, предугадывание, предчувствие, прогнозирование и др. Но чаще всего мы употребляем слово прогноз (вспомните выражение прогноз погоды ). Так, читая предложение, которое начинается словом те , мы предугадываем, что скоро последует которые . Услышав слова для того , мы ожидаем чтобы . Подобные те, для того, там, когда дают нам возможность предвосхитить в какой-то степени и мысль, и выражающую эту мысль синтаксическую конструкцию. Увидев первые слова в предложении Когда мальчишки, бросив… , мы сразу же догадываемся, что, когда мальчишки, бросив что-то одно, занялись чем-то другим, произошло что-то третье. В некоторых случаях по уже прочитанным словам можно совершенно точно предсказать следующие. Даже маленькие дети, услышав незаконченные пушкинские строки: “Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только…”, безошибочно заканчивают: “в январе”.

Но чаще всего мы прогнозируем формы слов и синтаксические конструкции. Рассмотрим, как работает прогноз, когда создается словосочетание. Для этого проанализируем несколько примеров.

Возьмем словосочетание со связью согласование . Если в нем есть слово зеленая , то оно обязательно предскажет, что будет и главное слово, выраженное существительным в форме именительного падежа, единственного числа, женского рода, например: лампа , или кофта , или дыня , или букашка … А увидев слово трепещущих , мы тут же догадываемся, что где-то рядом появится существительное родительного или винительного падежа множественного числа: крыльев , или бабочек , или птиц

Если главное слово обозначить латинской буквой А , а зависимое – буквой В , их взаимоотношения можно представить формулой А <- В, то есть зависимое слово предсказывает главное (конечно, если оно стоит первым в словосочетании). А предсказывает ли главное слово зависимое? Конечно, нет. Потому что у главного слова не обязательно будет зависимое, которое его характеризует. Значит, в связи согласование зависимое слово предсказывает главное, но не наоборот .

А теперь рассмотрим синтаксическую связь управление . Здесь зависимое слово всегда предсказывает главное, а главное – зависимое. Проверим это. Переходный глагол читаю требует, чтобы при нем было существительное (или местоимение-существительное) в винительном падеже: читаю (что?) книгу, письмо … Точно так же, услышав или прочитав слово книгу , мы ждем глагол читаю , или дай , или купит и т. п. Иными словами, не может быть слуги без хозяина, а хозяина без слуги: зависимое слово предсказывает главное, и наоборот . Правда, в конкретном предложении прогноз не всегда сбывается. Так, при глаголе играть могут быть самые разные зависимые слова: играть (на чем?) на пианино, играть (с кем?) с братом, играть (во что?) в шахматы и т.д. Какие из этих связей, зависимостей, реализуются в конкретном предложении, мы не знаем.

Такие же взаимоотношения существуют между главным и зависимым словом в словосочетаниях со связью примыкание. Возьмем глагол читать . Читать можно (как?) хорошо, бегло, вслух и т. п. Наречие обозначает признак действия, поэтому мы почти всегда ждем, что рядом с наречием появится глагол, который это действие обозначает. Однако в конкретном предложении это ожидание может и не сбыться. Зависимого слова может или вообще не оказаться, или будет только одно из нескольких предсказываемых.

Теперь на основании сделанных наблюдений составим таблицу.

Попробуем свои силы в прогнозировании.

Задание

Известно, что зависимым словом в словосочетании является одно из следующих слов: кирпичного, школу, аккуратно, последней, поспешно, часов, о фильме, профессиональным.

Попробуйте предсказать главное слово. Определите виды связи в словосочетаниях.

Вот так: спелую – зависимым словом является прилагательное в форме ед. ч., ж. р., В. п. Значит, главным словом будет существительное в такой же форме, обозначающее предмет. Это связь согласование.

Задание

Предскажите смысл и вид связи в словосочетании, если в нем будет одно из следующих слов.

1) Наотрез, 2) претворить, 3) отъявленный, 4) беспрекословно, 5) рассудить.

Задание

“Соберите” предложение из “рассыпавшихся” слов. Имейте в виду: это задание также связано с прогнозированием.

Давайте “соберем” предложение, которое “рассыпалось” на такие словоформы: благоухала, ранним, на, белая, только что, утром, сад, нежно, распустившаяся, весь, летним, роза .

Сначала проделаем эту работу вместе.

Благоухала – это глагол в форме прошедшего времени, единственного числа, женского рода. В предложении он должен быть сказуемым и связан с подлежащим – существительным женского рода, единственного числа, именительного падежа. Такое существительное есть – роза . Получилась грамматическая основа – благоухала роза. Следующее слово – ранним . Это прилагательное в форме творительного падежа, единственного числа, мужского или среднего рода. Оно предсказывает, что в предложении должно быть существительное с такими же грамматическими признаками. Находим его – утром . К этому же существительному относится и прилагательное летним . Получилось сложное словосочетание ранним летним утром

Задание

Предложение записано столбиком, по одному слову. Сдвигая постепенно “движок” (лист чистой бумаги или линейку), выскажите свои предположения о дальнейшем содержании и структуре предложения, а также о расстановке знаков препинания.

жеманный

на печке

сидя…

Жеманный – прилагательное в форме именительного падежа единственного числа мужского рода является зависимым словом в словосочетании; жду главного слова с такими же грамматическими признаками. Это слово кот, получилось словосочетание жеманный кот . Жду сказуемое. На печке – предложно-падежная форма, которая должна быть связана с глаголом-сказуемым или деепричастием. Сидя – деепричастие, вместе с зависимым словом на печке образует словосочетание на печке сидя , получился деепричастный оборот; если дальше не будет других зависимых слов, то его надо выделить с обеих сторон запятыми…

Мурлыча

лапкой

рыльце

(А. Пушкин)

Задание

Сделайте пошаговую запись следующих предложений, прогнозируя их дальнейшее содержание, структуру и расставляя знаки препинания. (Действуя так же, как в предыдущем задании, запишите…)

Задание

1. Многие прилагательные “притягивают” к себе строго определенные существительные. Подберите к каждому прилагательному соответствующее существительное. Запишите получившиеся словосочетания.

Перочинный …, грецкий …, окладистая …, карие …, кромешная …, ветвистое …, курносый …, високосный …, эксклюзивное* …, проливной …, черствый … .

2. В каких случаях задача имеет единственное решение, а в каких – два или даже три?

Задание

1. Существительные и прилагательные даны вперемешку. Постройте из них словосочетания, ориентируясь не только на грамматические формы слов, но и на смысл.

Окончательная, дружба, беспросветная, радость, крепкое, веселье, безудержное, нужда, страдание, невыносимое, влияние, беспробудный, бурная, победа, благотворное, жалость, безмерная, здоровье, безмерное, сон.

2. Каким общим смыслом объединены эти словосочетания?

3. Найдите слова с приставками второй группы, т.е. на -з(-с) , обозначьте их.

Н.А. БОРИСЕНКО,
г. Королев