- Составьте краткий план «Панорамы Москвы» Лермонтова.
- Вид Москвы с колокольни Ивана Ве-ликого в Кремле.
- «Гимн колоколов» московских церк-вей и монастырей.
- Вид Москвы на север от Кремля (Марьина роща, Сухарева башня).
- Центр города (Петровский театр).
- Вид Москвы на востоке (купола Васи-лия Блаженного, памятник Минину, «мел-кая, широкая, грязная Москва-река»).
- Вид Москвы к югу — долина, усы-панная домами и церквями до Поклонной горы.
- На западе — мосты через реку и «вер-хи» Донского монастыря.
- Вид всей Москвы, «когда склоняется день».
- Кремль — «алтарь России».
- Подготовьте краткий пересказ, используя со-ставленный план.
- Попробуйте сравнить панораму современной Москвы с той, которую видел Лермонтов в 1830-е годы. Вы, наверное, используете не только личные впечатления, но и карты, альбомы, книги. Материал с сайта
- Лермонтов надолго сохранил в памяти два сравнения из текста этого сочинения: сравнение ре-ки со змеей, покрытой серебристой чешуею, и срав-нение судовых мачт и канатов с паутиной. Оба эти сравнения он использовал в своем последнем про-заическом произведении «Герой нашего времени» в повестях «Бэла» и «Тамань». Подумайте, почему эти сравнения остались в памяти поэта.
Краткий пересказ можно составить и не по всему плану, а по его отдельным час-тям. Приведем один пример.
Кремль — «алтарь России»
Кремль стоит в центре Москвы. Он ок-ружен зубчатыми стенами, красуется зо-лотыми главами соборов. Кремль — «дер-жавный венец на челе грозного владыки». Недавно, как баснословный Феникс, он возродился из пылающего праха.
«Нет; ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно… Надо видеть, видеть…» — так описал Кремль юнкер гусарского полка Лермонтов.
Можно исполнить эту работу, выбрав для рассказа одну из частей Москвы и ис-пользовав план, которому следовал Лермонтов. Он отдельно описал Кремль. По-пробуем посмотреть на Кремль сегодня.
«Кремль сегодня (по следам сочинения М. Ю. Лермонтова) Юнкер М. Ю. Лермонтов написал в XIX веке сочинение о Москве. В нем он описал и то, как запомнился ему Московский Кремль. Каким видим мы его сегодня?
Мощные стены Кремля, яркое освеще-ние башен и площадей рядом с ним созда-ют красивую и радостную картину. Как и столетие назад, сверкают золотые главы соборов. Высится Иван Великий. Удивля-ют Царь-колокол и Царь-пушка. Здания, в которых вершилась наша история, стоят перед нами. Эта панорама дарит нам вос-поминания о жизни прошедших эпох. Каждая встреча с Кремлем помогает по-нять и вновь пережить нашу родную исто-рию».
Многие писатели запоминали удавшие-ся им сравнения, обороты речи и потом использовали в своих произведениях. Оба эти сравнения легко запоминаются и вы-зывают в сознании яркие и отчетливые образы. Наверное, поэтому они и сохрани-лись в памяти поэта как удачный образ в строках собственного сочинения.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- план панорама москвы м. ю. лермонтова
- лермонтов надолго сохранил в памяти два сравнения
- краткий пересказ панорама москвы лермонтов
- анализ произведения лермонтова панарома москвы
- анализ панорамы москвы лермонтова
Составьте краткий план "Панорамы Москвы" Лермонтова. Вид Москвы с колокольни Ивана Великого в Кремле. "Гимн колоколов" московских церквей и монастырей. Вид Москвы на север от Кремля (Марьина роща, Сухарева башня). Центр города (Петровский театр). Вид Москвы на востоке (купола Василия Блаженного, памятник Минину, "мелкая, широкая, грязная Москва-река"). Вид Москвы к югу - долина, усыпанная домами и церквями до Поклонной горы. На западе - мосты через реку и "верхи" Донского монастыря. Вид всей Москвы, "когда склоняется день". Кремль - "алтарь России". Подготовьте краткий пересказ, используя составленный план.
Краткий пересказ можно составить и не по всему плану, а по его отдельным частям. Приведем один пример.
Кремль - "алтарь России"
Кремль стоит в центре Москвы. Он окружен зубчатыми стенами, красуется золотыми главами соборов. Кремль - "державный венец на челе грозного владыки". Недавно, как баснословный Феникс, он возродился из пылающего праха.
"Нет; ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно… Надо видеть, видеть…" - так описал Кремль юнкер гусарского полка Лермонтов.
Попробуйте сравнить панораму современной Москвы с той, которую видел Лермонтов в 1830-е годы. Вы, наверное, используете не только личные впечатления, но и карты, альбомы, Книги.
Можно исполнить эту работу, выбрав для рассказа одну из частей Москвы и использовав план, которому следовал Лермонтов. Он отдельно описал Кремль. Попробуем посмотреть на Кремль сегодня.
"Кремль сегодня (по следам сочинения М. Ю. Лермонтова) Юнкер М. Ю. Лермонтов написал в XIX веке сочинение о Москве. В нем он описал и то, как запомнился ему Московский Кремль. Каким видим мы его сегодня?
Мощные стены Кремля, яркое освещение башен и площадей рядом с ним создают красивую и радостную картину. Как и столетие назад, сверкают золотые главы соборов. Высится Иван Великий. Удивляют Царь-колокол и Царь-пушка. Здания, в которых вершилась наша история, стоят перед нами. Эта панорама дарит нам воспоминания о жизни прошедших эпох. Каждая встреча с Кремлем помогает понять и вновь пережить нашу родную историю".
Лермонтов надолго сохранил в памяти два сравнения из текста этого сочинения: сравнение реки со змеей, покрытой серебристой чешуею, и сравнение судовых мачт и канатов с паутиной. Оба эти сравнения он использовал в своем последнем прозаическом произведении "Герой нашего времени" в повестях "Бэла" и "Тамань". Подумайте, почему эти сравнения остались в памяти поэта.
Многие писатели запоминали удавшиеся им сравнения, обороты речи и потом использовали в своих произведениях. Оба эти сравнения легко запоминаются и вызывают в сознании яркие и отчетливые образы. Наверное, поэтому они и сохранились в памяти поэта как удачный образ в строках собственного сочинения.
Пересказ – вид речевой деятельности или её продукт. Речевая деятельность, как и всякая другая, осуществляется по определенным мотивам. Пересказ - это вид развития речи на основе образца, состоящий в передаче учеником содержания прочитанного в устной или письменной форме. Для того чтобы пересказ выполнял свои функции (развитие речи, памяти, мышления), необходимо создавать специальные речевые ситуации на уроке чтения.
Пересказ художественного произведения это творческий акт в сознании учащегося. При пересказе он должен ещё раз осознать фактическую сторону произведения, связь событий, отношения людей. В процессе пересказа определяется отношение школьника к тем или иным людям, к их поступкам, о которых он рассказывает; развивается память учащихся; расширяется кругозор; развивается способность к сопереживанию. Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащегося на уроке чтения. Пересказ является и предметом, и средством обучения. Устный пересказ текста является одной из основных составляющих работы при подготовке к письменной передаче текста на уроках русского языка (написание изложений и сочинений).
Виды пересказов:
- естественный (свободный рассказ не по заданию педагога);
- пересказ, организуемый учителем на уроке.
Условия для успешного пересказа:
Классификации пересказов
Первая классификация пересказов основана на типе восприятия текста:
- пересказ прослушанного текста, воспроизведённого учителем, или заранее подготовленного учеником, или в звукозаписи;
- пересказ после однократного первичного чтения самим учеником;
- пересказ прочитанного длительное время назад (несколько дней, неделя) проводится на обобщающих уроках (уроках внеклассного чтения).
В основе второй классификации лежит полнота передачи содержания исходного текста:
- близкий к тексту пересказ (чаще всего используется при воспроизведении описательных текстов);
- подробный пересказ;
- выборочный;
- сжатый (краткий) пересказ.
Творческие пересказы:
- пересказ с перестройкой текста (по измененному плану);
- с изменением лица рассказчика;
- с различными творческими дополнениями (диалог, место действия, финал и т.п.).
Подробный пересказ – вид пересказа, при котором прочитанное (или услышанное) необходимо передать как можно полнее, сохранить композицию, логику, синтаксис, лексику. Обучение подробному пересказу следует начинать с небольших по объёму текстов сказок и рассказов уже известных учащимся. Школьники часто испытывают затруднения в том, как начать пересказ, искажают заключительные части. Для облегчения работы над пересказом педагог может предложить несколько видов начала одного и того же текста и несколько видов его концовки. Также используются различные опоры в виде различных планов пересказа: вопросный план, цитатный план, иллюстративный план (рисунки, слайды), схематичный план, символический условно-графический план, план из опорных слов или предложений, план из озаглавленных частей текста и т.п.
Порядок действий при подготовке к подробному пересказу
- Прочитать рассказ.
- Разделить его на части.
- Прочитать первую часть, выделить в ней главное.
- Озаглавить эту часть.
- Озаглавить другие части рассказа.
- Прочитать план и решить, отражает ли он главное и поможет ли он вспомнить содержание текста.
Выборочный пересказ:
- выбрать из текста ту часть, которая соответствует данному вопросу, узкой теме (например, пересказать только описание внешности персонажа, только сцену встречи двух персонажей);
- пересказ отрывка по картинке, по иллюстрации (пересказать только ту часть текста, которая соответствует иллюстрации);
- пересказ ряда отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме.
Краткий пересказ (сжатый) – вид пересказа, предполагающий конспективную передачу содержания текста, лишённую деталей и подробностей. Данный вид пересказа представляет наибольшие трудности для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Степень сжатия может быть различной – несколько предложений, тезис, одно предложение. Примерами краткого пересказа могут служить аннотации к книгам, отзывы на прочитанные книги, просмотренные фильмы.
Способы сжатия (сокращения) текста:
- исключение подробностей, деталей;
- обобщение конкретных единичных явлений;
- сочетание исключений деталей и обобщений.
В школьной практике обычно используются два способа сокращения текста:
- Сокращение текста путём его логической переработки, т.е. в процессе анализа частей рассказа отбирается только существенное, основное в их содержании.
- Составление краткого пересказа на основе расширения, пояснения плана рассказа до объёма малого текста. Для этого каждый пункт плана, составленный предварительно, поясняется 2-3 предложениями.
Памятка для обучения краткому пересказу
- Прочитать текст и определить его главную мысль.
- Еще раз прочитать текст, отмечая про себя, что является существенным, а что второстепенным для выражения главной мысли.
- Составить свой текст, опираясь на основные мысли произведения (2-4 предложения, поясняющих каждую часть).
- Пользуясь текстом, повторить краткий пересказ.
- Кратко пересказать текст про себя при закрытой книге.
Приёмы обучения краткому пересказу
- Прослушивание и анализ сжатых пересказов.
- Постепенное усложнение заданий по сжатому пересказу.
- Использование картинного плана.
- Пересказ по рисункам детей.
- Использование слайдов презентаций, диафильмов (в том числе созданных самими учащимися).
Приёмы подготовки к пересказу:
- постановка цели урока по подготовке к пересказу (предупреждение учащихся о том, к какому пересказу они будут готовиться);
- повторное чтение текста, деление его на части, выделение главного в каждой части, озаглавливание частей, составление плана;
- беседа-анализ содержания, различные виды работы над языком, выделение тех слов, оборотов речи и целых предложений, которые нужно использовать в пересказе (записываются на доске около соответствующих пунктов плана);
- отработка выразительного чтения;
- пересказ отдельных фрагментов, предварительный пересказ, анализ его недостатков, их исправление;
- обращение к аналогичным случаям из жизни детей.
Составьте краткий план “Панорамы Москвы” Лермонтова. 1. Вид Москвы с колокольни Ивана Великого в Кремле. 2. “Гимн колоколов” московских церквей и монастырей. 3. Вид Москвы на север от Кремля (Марьина роща, Сухарева башня). 4. Центр города (Петровский театр). 5. Вид Москвы на востоке (купола Василия Блаженного, памятник Минину, “мелкая, широкая, грязная Москва-река”). 6. Вид Москвы к югу – долина, усыпанная домами и церквями до Поклонной горы. 7. На западе – мосты через реку и “верхи” Донского монастыря. 8. Вид всей Москвы,
“когда склоняется день”. 9. Кремль – “алтарь России”.
Подготовьте краткий пересказ, используя составленный план.
Краткий пересказ можно составить и не по всему плану, а по его отдельным частям. Приведем один пример.
“Кремль – “алтарь России”
Кремль стоит в центре Москвы. Он окружен зубчатыми стенами, красуется золотыми главами соборов. Кремль – “державный венец на челе грозного владыки”. Недавно, как баснословный Феникс, он возродился из пылающего праха.
“Нет; ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно… Надо видеть, видеть…” – так описал Кремль юнкер гусарского полка Лермонтов”.
Попробуйте сравнить панораму современной Москвы с той, которую видел Лермонтов в 1830-е годы. Вы, наверное, используете не только личные впечатления, но и карты, альбомы, книги.
Можно исполнить эту работу, выбрав для рассказа одну из частей Москвы и использовав план, которому следовал Лермонтов. Он отдельно описал Кремль. Попробуем посмотреть на Кремль сегодня.
“Кремль сегодня (по следам сочинения М. Ю. Лермонтова) Юнкер М. Ю. Лермонтов написал в XIX веке сочинение о Москве. В нем он описал и то, как запомнился ему Московский Кремль. Каким видим мы его сегодня?
Мощные стены Кремля, яркое освещение башен и площадей рядом с ним создают красивую и радостную картину. Как и столетие назад, сверкают золотые главы соборов. Высится Иван Великий. Удивляют Царь-колокол и Царь-пушка. Здания, в которых вершилась наша история, стоят перед нами. Эта панорама дарит нам воспоминания о жизни прошедших эпох. Каждая встреча с Кремлем помогает понять и вновь пережить нашу родную историю”.
Лермонтов надолго сохранил в памяти два сравнения из текста этого сочинения: сравнение реки со змеей, покрытой серебристой чешуею, и сравнение судовых мачт и канатов с паутиной. Оба эти сравнения он использовал в своем последнем прозаическом произведении “Герой нашего времени” в повестях “Бэла” и “Тамань”. Подумайте, почему эти сравнения остались в памяти поэта.
Многие писатели запоминали удавшиеся им сравнения, обороты речи и потом использовали в своих произведениях. Оба эти сравнения легко запоминаются и вызывают в сознании яркие и отчетливые образы. Наверное, поэтому они и сохранились в памяти поэта как удачный образ в строках собственного сочинения.
Глоссарий:
- план рассказа панорама москвы
- план панорама москвы
- краткий пересказ панорама москвы
- панорама москвы план
- составьте краткий план панорамы москвы м ю лермонтова
Другие работы по этой теме:
- Составьте краткий план “Панорамы Москвы” Лермонтова. Вид Москвы с колокольни Ивана Великого в Кремле. “Гимн колоколов” московских церквей и монастырей. Вид Москвы на север от...
- Впервые – в Соч. под ред. П. А. Висковатова (1891, т. 5). “Панорама Москвы” – поучительное опровержение мысли об индифферентизме Лермонтова в вопросах патриотического осмысления...
- Панорама Москвы.-> Датируется 1834 г.; представляет собой сочинение, выполненное по заданию преподавателя русской словесности в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Василия Тимофеевича Плаката (1795-1869),...
- Автор в начале произведения словно вопрошает всех тех, кто не видел панорамы Москвы с высоты вершины Ивана Великого. Ведь Москва не безмолвная громада холодных камней,...
- Жуковский, Светлана. Подготовьте краткий (сюжетный) пересказ баллады, определив завязку, кульминацию, развязку. Подготовьте краткий (сюжетный) пересказ баллады, определив завязку, кульминацию, развязку. На святках, “в крещенский вечерок”,...
- Русский поэт – масштабная фигура в литературе – М. Лермонтов озадачивается вопросом, касающимся причин, по которым Москва не может быть названа обыкновенным городом. В своих...