» » Особенности работы над пересказом. Пересказ

Особенности работы над пересказом. Пересказ
  1. Составьте краткий план «Панорамы Москвы» Лермонтова.
    1. Вид Москвы с колокольни Ивана Ве-ликого в Кремле.
    2. «Гимн колоколов» московских церк-вей и монастырей.
    3. Вид Москвы на север от Кремля (Марьина роща, Сухарева башня).
    4. Центр города (Петровский театр).
    5. Вид Москвы на востоке (купола Васи-лия Блаженного, памятник Минину, «мел-кая, широкая, грязная Москва-река»).
    6. Вид Москвы к югу — долина, усы-панная домами и церквями до Поклонной горы.
    7. На западе — мосты через реку и «вер-хи» Донского монастыря.
    8. Вид всей Москвы, «когда склоняется день».
    9. Кремль — «алтарь России».
  2. Подготовьте краткий пересказ, используя со-ставленный план.
  3. Краткий пересказ можно составить и не по всему плану, а по его отдельным час-тям. Приведем один пример.

    Кремль — «алтарь России»

    Кремль стоит в центре Москвы. Он ок-ружен зубчатыми стенами, красуется зо-лотыми главами соборов. Кремль — «дер-жавный венец на челе грозного владыки». Недавно, как баснословный Феникс, он возродился из пылающего праха.

    «Нет; ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно… Надо видеть, видеть…» — так описал Кремль юнкер гусарского полка Лермонтов.

  4. Попробуйте сравнить панораму современной Москвы с той, которую видел Лермонтов в 1830-е годы. Вы, наверное, используете не только личные впечатления, но и карты, альбомы, книги. Материал с сайта
  5. Можно исполнить эту работу, выбрав для рассказа одну из частей Москвы и ис-пользовав план, которому следовал Лермонтов. Он отдельно описал Кремль. По-пробуем посмотреть на Кремль сегодня.

    «Кремль сегодня (по следам сочинения М. Ю. Лермонтова) Юнкер М. Ю. Лермонтов написал в XIX веке сочинение о Москве. В нем он описал и то, как запомнился ему Московский Кремль. Каким видим мы его сегодня?

    Мощные стены Кремля, яркое освеще-ние башен и площадей рядом с ним созда-ют красивую и радостную картину. Как и столетие назад, сверкают золотые главы соборов. Высится Иван Великий. Удивля-ют Царь-колокол и Царь-пушка. Здания, в которых вершилась наша история, стоят перед нами. Эта панорама дарит нам вос-поминания о жизни прошедших эпох. Каждая встреча с Кремлем помогает по-нять и вновь пережить нашу родную исто-рию».

  6. Лермонтов надолго сохранил в памяти два сравнения из текста этого сочинения: сравнение ре-ки со змеей, покрытой серебристой чешуею, и срав-нение судовых мачт и канатов с паутиной. Оба эти сравнения он использовал в своем последнем про-заическом произведении «Герой нашего времени» в повестях «Бэла» и «Тамань». Подумайте, почему эти сравнения остались в памяти поэта.
  7. Многие писатели запоминали удавшие-ся им сравнения, обороты речи и потом использовали в своих произведениях. Оба эти сравнения легко запоминаются и вы-зывают в сознании яркие и отчетливые образы. Наверное, поэтому они и сохрани-лись в памяти поэта как удачный образ в строках собственного сочинения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • план панорама москвы м. ю. лермонтова
  • лермонтов надолго сохранил в памяти два сравнения
  • краткий пересказ панорама москвы лермонтов
  • анализ произведения лермонтова панарома москвы
  • анализ панорамы москвы лермонтова

Составьте краткий план "Панорамы Москвы" Лермонтова. Вид Москвы с колокольни Ивана Великого в Кремле. "Гимн колоколов" московских церквей и монастырей. Вид Москвы на север от Кремля (Марьина роща, Сухарева башня). Центр города (Петровский театр). Вид Москвы на востоке (купола Василия Блаженного, памятник Минину, "мелкая, широкая, грязная Москва-река"). Вид Москвы к югу - долина, усыпанная домами и церквями до Поклонной горы. На западе - мосты через реку и "верхи" Донского монастыря. Вид всей Москвы, "когда склоняется день". Кремль - "алтарь России". Подготовьте краткий пересказ, используя составленный план.

Краткий пересказ можно составить и не по всему плану, а по его отдельным частям. Приведем один пример.

Кремль - "алтарь России"

Кремль стоит в центре Москвы. Он окружен зубчатыми стенами, красуется золотыми главами соборов. Кремль - "державный венец на челе грозного владыки". Недавно, как баснословный Феникс, он возродился из пылающего праха.

"Нет; ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно… Надо видеть, видеть…" - так описал Кремль юнкер гусарского полка Лермонтов.

Попробуйте сравнить панораму современной Москвы с той, которую видел Лермонтов в 1830-е годы. Вы, наверное, используете не только личные впечатления, но и карты, альбомы, Книги.

Можно исполнить эту работу, выбрав для рассказа одну из частей Москвы и использовав план, которому следовал Лермонтов. Он отдельно описал Кремль. Попробуем посмотреть на Кремль сегодня.

"Кремль сегодня (по следам сочинения М. Ю. Лермонтова) Юнкер М. Ю. Лермонтов написал в XIX веке сочинение о Москве. В нем он описал и то, как запомнился ему Московский Кремль. Каким видим мы его сегодня?

Мощные стены Кремля, яркое освещение башен и площадей рядом с ним создают красивую и радостную картину. Как и столетие назад, сверкают золотые главы соборов. Высится Иван Великий. Удивляют Царь-колокол и Царь-пушка. Здания, в которых вершилась наша история, стоят перед нами. Эта панорама дарит нам воспоминания о жизни прошедших эпох. Каждая встреча с Кремлем помогает понять и вновь пережить нашу родную историю".

Лермонтов надолго сохранил в памяти два сравнения из текста этого сочинения: сравнение реки со змеей, покрытой серебристой чешуею, и сравнение судовых мачт и канатов с паутиной. Оба эти сравнения он использовал в своем последнем прозаическом произведении "Герой нашего времени" в повестях "Бэла" и "Тамань". Подумайте, почему эти сравнения остались в памяти поэта.

Многие писатели запоминали удавшиеся им сравнения, обороты речи и потом использовали в своих произведениях. Оба эти сравнения легко запоминаются и вызывают в сознании яркие и отчетливые образы. Наверное, поэтому они и сохранились в памяти поэта как удачный образ в строках собственного сочинения.

Пересказ – вид речевой деятельности или её продукт. Речевая деятельность, как и всякая другая, осуществляется по определенным мотивам. Пересказ - это вид развития речи на основе образца, состоящий в передаче учеником содержания прочитанного в устной или письменной форме. Для того чтобы пересказ выполнял свои функции (развитие речи, памяти, мышления), необходимо создавать специальные речевые ситуации на уроке чтения.

Пересказ художественного произведения это творческий акт в сознании учащегося. При пересказе он должен ещё раз осознать фактическую сторону произведения, связь событий, отношения людей. В процессе пересказа определяется отношение школьника к тем или иным людям, к их поступкам, о которых он рассказывает; развивается память учащихся; расширяется кругозор; развивается способность к сопереживанию. Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащегося на уроке чтения. Пересказ является и предметом, и средством обучения. Устный пересказ текста является одной из основных составляющих работы при подготовке к письменной передаче текста на уроках русского языка (написание изложений и сочинений).

Виды пересказов:

  • естественный (свободный рассказ не по заданию педагога);
  • пересказ, организуемый учителем на уроке.

Условия для успешного пересказа:

Классификации пересказов

Первая классификация пересказов основана на типе восприятия текста:

  • пересказ прослушанного текста, воспроизведённого учителем, или заранее подготовленного учеником, или в звукозаписи;
  • пересказ после однократного первичного чтения самим учеником;
  • пересказ прочитанного длительное время назад (несколько дней, неделя) проводится на обобщающих уроках (уроках внеклассного чтения).

В основе второй классификации лежит полнота передачи содержания исходного текста:

  • близкий к тексту пересказ (чаще всего используется при воспроизведении описательных текстов);
  • подробный пересказ;
  • выборочный;
  • сжатый (краткий) пересказ.

Творческие пересказы:

  • пересказ с перестройкой текста (по измененному плану);
  • с изменением лица рассказчика;
  • с различными творческими дополнениями (диалог, место действия, финал и т.п.).

Подробный пересказ – вид пересказа, при котором прочитанное (или услышанное) необходимо передать как можно полнее, сохранить композицию, логику, синтаксис, лексику. Обучение подробному пересказу следует начинать с небольших по объёму текстов сказок и рассказов уже известных учащимся. Школьники часто испытывают затруднения в том, как начать пересказ, искажают заключительные части. Для облегчения работы над пересказом педагог может предложить несколько видов начала одного и того же текста и несколько видов его концовки. Также используются различные опоры в виде различных планов пересказа: вопросный план, цитатный план, иллюстративный план (рисунки, слайды), схематичный план, символический условно-графический план, план из опорных слов или предложений, план из озаглавленных частей текста и т.п.

Порядок действий при подготовке к подробному пересказу

  1. Прочитать рассказ.
  2. Разделить его на части.
  3. Прочитать первую часть, выделить в ней главное.
  4. Озаглавить эту часть.
  5. Озаглавить другие части рассказа.
  6. Прочитать план и решить, отражает ли он главное и поможет ли он вспомнить содержание текста.

Выборочный пересказ:

  • выбрать из текста ту часть, которая соответствует данному вопросу, узкой теме (например, пересказать только описание внешности персонажа, только сцену встречи двух персонажей);
  • пересказ отрывка по картинке, по иллюстрации (пересказать только ту часть текста, которая соответствует иллюстрации);
  • пересказ ряда отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме.

Краткий пересказ (сжатый) – вид пересказа, предполагающий конспективную передачу содержания текста, лишённую деталей и подробностей. Данный вид пересказа представляет наибольшие трудности для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Степень сжатия может быть различной – несколько предложений, тезис, одно предложение. Примерами краткого пересказа могут служить аннотации к книгам, отзывы на прочитанные книги, просмотренные фильмы.

Способы сжатия (сокращения) текста:

  • исключение подробностей, деталей;
  • обобщение конкретных единичных явлений;
  • сочетание исключений деталей и обобщений.

В школьной практике обычно используются два способа сокращения текста:

  1. Сокращение текста путём его логической переработки, т.е. в процессе анализа частей рассказа отбирается только существенное, основное в их содержании.
  2. Составление краткого пересказа на основе расширения, пояснения плана рассказа до объёма малого текста. Для этого каждый пункт плана, составленный предварительно, поясняется 2-3 предложениями.

Памятка для обучения краткому пересказу

  1. Прочитать текст и определить его главную мысль.
  2. Еще раз прочитать текст, отмечая про себя, что является существенным, а что второстепенным для выражения главной мысли.
  3. Составить свой текст, опираясь на основные мысли произведения (2-4 предложения, поясняющих каждую часть).
  4. Пользуясь текстом, повторить краткий пересказ.
  5. Кратко пересказать текст про себя при закрытой книге.

Приёмы обучения краткому пересказу

  1. Прослушивание и анализ сжатых пересказов.
  2. Постепенное усложнение заданий по сжатому пересказу.
  3. Использование картинного плана.
  4. Пересказ по рисункам детей.
  5. Использование слайдов презентаций, диафильмов (в том числе созданных самими учащимися).

Приёмы подготовки к пересказу:

  • постановка цели урока по подготовке к пересказу (предупреждение учащихся о том, к какому пересказу они будут готовиться);
  • повторное чтение текста, деление его на части, выделение главного в каждой части, озаглавливание частей, составление плана;
  • беседа-анализ содержания, различные виды работы над языком, выделение тех слов, оборотов речи и целых предложений, которые нужно использовать в пересказе (записываются на доске около соответствующих пунктов плана);
  • отработка выразительного чтения;
  • пересказ отдельных фрагментов, предварительный пересказ, анализ его недостатков, их исправление;
  • обращение к аналогичным случаям из жизни детей.

Составьте краткий план “Панорамы Москвы” Лермонтова. 1. Вид Москвы с колокольни Ивана Ве­ликого в Кремле. 2. “Гимн колоколов” московских церк­вей и монастырей. 3. Вид Москвы на север от Кремля (Марьина роща, Сухарева башня). 4. Центр города (Петровский театр). 5. Вид Москвы на востоке (купола Васи­лия Блаженного, памятник Минину, “мел­кая, широкая, грязная Москва-река”). 6. Вид Москвы к югу – долина, усы­панная домами и церквями до Поклонной горы. 7. На западе – мосты через реку и “вер­хи” Донского монастыря. 8. Вид всей Москвы,

“когда склоняется день”. 9. Кремль – “алтарь России”.

Подготовьте краткий пересказ, используя со­ставленный план.

Краткий пересказ можно составить и не по всему плану, а по его отдельным час­тям. Приведем один пример.

“Кремль – “алтарь России”

Кремль стоит в центре Москвы. Он ок­ружен зубчатыми стенами, красуется зо­лотыми главами соборов. Кремль – “дер­жавный венец на челе грозного владыки”. Недавно, как баснословный Феникс, он возродился из пылающего праха.

“Нет; ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его темных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно… Надо видеть, видеть…” – так описал Кремль юнкер гусарского полка Лермонтов”.

Попробуйте сравнить панораму современной Москвы с той, которую видел Лермонтов в 1830-е годы. Вы, наверное, используете не только личные впечатления, но и карты, альбомы, книги.

Можно исполнить эту работу, выбрав для рассказа одну из частей Москвы и ис­пользовав план, которому следовал Лермонтов. Он отдельно описал Кремль. По­пробуем посмотреть на Кремль сегодня.

“Кремль сегодня (по следам сочинения М. Ю. Лермонтова) Юнкер М. Ю. Лермонтов написал в XIX веке сочинение о Москве. В нем он описал и то, как запомнился ему Московский Кремль. Каким видим мы его сегодня?

Мощные стены Кремля, яркое освеще­ние башен и площадей рядом с ним созда­ют красивую и радостную картину. Как и столетие назад, сверкают золотые главы соборов. Высится Иван Великий. Удивля­ют Царь-колокол и Царь-пушка. Здания, в которых вершилась наша история, стоят перед нами. Эта панорама дарит нам вос­поминания о жизни прошедших эпох. Каждая встреча с Кремлем помогает по­нять и вновь пережить нашу родную исто­рию”.

Лермонтов надолго сохранил в памяти два сравнения из текста этого сочинения: сравнение ре­ки со змеей, покрытой серебристой чешуею, и срав­нение судовых мачт и канатов с паутиной. Оба эти сравнения он использовал в своем последнем про­заическом произведении “Герой нашего времени” в повестях “Бэла” и “Тамань”. Подумайте, почему эти сравнения остались в памяти поэта.

Многие писатели запоминали удавшие­ся им сравнения, обороты речи и потом использовали в своих произведениях. Оба эти сравнения легко запоминаются и вы­зывают в сознании яркие и отчетливые образы. Наверное, поэтому они и сохрани­лись в памяти поэта как удачный образ в строках собственного сочинения.

Глоссарий:

  • план рассказа панорама москвы
  • план панорама москвы
  • краткий пересказ панорама москвы
  • панорама москвы план
  • составьте краткий план панорамы москвы м ю лермонтова

Другие работы по этой теме:

  1. Составьте краткий план “Панорамы Москвы” Лермонтова. Вид Москвы с колокольни Ивана Великого в Кремле. “Гимн колоколов” московских церквей и монастырей. Вид Москвы на север от...
  2. Впервые – в Соч. под ред. П. А. Висковатова (1891, т. 5). “Панорама Москвы” – поучительное опровержение мысли об индифферентизме Лермонтова в вопросах патриотического осмысления...
  3. Панорама Москвы.-> Датируется 1834 г.; представляет собой сочинение, выполненное по заданию преподавателя русской словесности в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Василия Тимофеевича Плаката (1795-1869),...
  4. Автор в начале произведения словно вопро­шает всех тех, кто не видел панорамы Москвы с высоты вершины Ивана Великого. Ведь Моск­ва не безмолвная громада холодных камней,...
  5. Жуковский, Светлана. Подготовьте краткий (сюжетный) пересказ бал­лады, определив завязку, кульминацию, развязку. Подготовьте краткий (сюжетный) пересказ бал­лады, определив завязку, кульминацию, развязку. На святках, “в крещенский вечерок”,...
  6. Русский поэт – масштабная фигура в литературе – М. Лермонтов озадачивается вопросом, касающимся причин, по которым Москва не может быть названа обыкновенным городом. В своих...