» » Урок по предмету истоки любовь и семья.docx - Разработка урока по предмету "Истоки" на тему "Любовь и семья" (9 класс). Конспект урока по истокам на тему "мой родной город" Задание для всех групп

Урок по предмету истоки любовь и семья.docx - Разработка урока по предмету "Истоки" на тему "Любовь и семья" (9 класс). Конспект урока по истокам на тему "мой родной город" Задание для всех групп

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2»

КОНСПЕКТ
занятия по «Истокам»
во 2 классе

Смирнова Ирина Анатольевна

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия №2»

Г.Тихвина

Тема занятия : «Слово».
Основная идея : доброе слово и горе побеждает, и от беды спасает, а злое слово разрушает и боль причиняет.

Цель: воспитывать ответственное и вдумчивое отношение к произнесенному слову.
Задачи: - знакомство и наполнение категории слово: от разума – меткие слова; от сердца – добрые, задушевные слова; от духа – слова покаяния, прощения. - показать место и роль слова в жизнедеятельности человека; - учить слушать и слышать слова собеседника; - учить дарить добрые слова; - воспитывать чувство ответственности за сказанное; - воспитание культуры общения.

1.Вводная беседа (присоединение). Ресурсный круг.

Не позволяй душе лениться,

Душа обязана трудиться,

Чтоб воду в ступе не толочь,

И день, и ночь, и день, и ночь.

Душа…Что это такое? (Дети высказывают своё мнение.)

Душа – это внутренний невидимый мир человека. Мир, полный тайн.

Что вы испытываете, когда душа поет? Плачет?

Что происходит в душе, когда вас обидели? Похвалили?

Глаза – это зеркало души. Как это понять?

В глазах, как в зеркале, отражается состояние души. Глаза не могут лгать.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?

Сегодня мы узнаем, какие бывают слова, постараемся почувствовать разницу между различными словами, будем учиться слушать друг друга.

Что такое слово?

Слово – результат действия ума, души и духа.

Где рождается слово?

Слово может идти от души, от сердца, от разума.

Может ли человек обойтись без слов?

Может ли слово помочь или навредить? Как?

Представьте себе, что это душа. (Показ куклы.) Кто из вас хоть раз смог обидеть, причинить вред другому. Когда человека обижают, остается что? (Обида). Стала ли душа такой же, как была раньше? Что должен сделать человек, если кого – то обидел? (извиниться, погладить,..) Но след все равно остается. Можно ли обижать человека?

Игра «Волшебный цветик – семицветик»

Лети, лети, лепесток

Через запад – на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по – моему вели..

Вели, чтобы … сказал (а) доброе слово и погладила …

2.Присоединение.

«Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает».

В этой пословице человек, который говорит, представлен в роли сеятеля. В Библии есть «Притча о Сеятеле». Внимательно прочитайте её. Подумайте, что означают слова: Сеятель, семя, сеять.

Притча о Сеятеле.

Вот вышел Сеятель сеять. И когда он сеял, то иное семя упало при дороге, и птицы поклевали его. Иное же семя упало на места каменистые, где мало было земли, и скоро взошло, но скоро и засохло, потому что не имело корня и влаги. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Семя – это что? (Слово, слово учителя.)

Кто такой сеятель? (Человек, говорящий слово, учитель.)

Что значит сеять? (Говорить.)

Ответы детей. Мы считаем, что…

Работа в группах.

Обсудите в группах и придите к единому мнению:

Назовите слово, имеющее скрытый смысл. Подсказка: это то, куда доходит или не доходит слово учителя. (Сердце, душа человека .)

Что нужно сделать, чтобы ваше сердце приняло слово учителя и дало добрые всходы? Найдите строки, говорящие об этом. «Кто имеет уши слышать, да слышит».

Человек, который слушает, должен слышать сказанное.

Активное занятие «Какие бывают слова?»

А какие бывают слова? В этом нам поможет учебник на странице 79.

Внимательно прочитайте и подчеркните виды слов, которые встретятся вам при чтении.

Работа в группах.

Сравните свои варианты ответов с ответами соседей, и приняв единое решение запишите виды слов на лепестки ромашки, выбрав самостоятельно цвет.

Когда группа будет готова, поднимите руку.

В это время звучит произведение Бетховена «Лунная соната»

Экспертная оценка.

Обсуждение. Мы решили…

Рефлексия . Трудно ли было работать в четверке?

Физминутка.

Добрым быть совсем не просто (повороты головы вправо, влево),

Не зависит доброта от роста (руки вверх),

Так подарим людям радость эту (руки от груди в сторону),

Пусть шагает доброта по свету (ходьба на месте).

Перед нами небольшой городок Вежливых. Но ворота нам откроют в том случае, если убедятся, что мы с вами тоже вежливы. Готовы проверить себя?

Ресурсный круг «Подари доброе слово».

Где живут добрые слова? Как их нужно произносить? (Интонация, чувство,..)

Как нужно слушать эти слова? (Внимательно).

Каждый из вас сейчас подарит друг другу добрые слова.

Рефлексия.

Какие чувства вы испытывали, услышав в свой адрес добрые слова? Приятно ли вам было дарить добрые слова?

Молодцы! Вы справились с заданием.

Каким вы представляете себе город Вежливых? И так, в путь! Проходя по улицам этого городка, вы получите жетоны. Собрав все и расположив правильно, вы узнаете, какое напутствие вам даст царь.

1 улица , на которую мы попадаем – это улица Мудрецов.

Кто такой мудрец? (Мудрец – тот, кто обладает высшим знанием, мыслитель.)

Презентация 1.

Пословицы – это народная мудрость. Часто в них можно встретить меткое слово.

Возьмите листок, который лежит у вас на партах. Найдите задание №1.

Самостоятельно.

Перед вами в 1 столбике даны пословицы, а во втором столбике «правила» обращения со словом. Прочитайте и соедините их стрелочкой.

Задание №1.

ПОСЛОВИЦЫ

Картинка + Рассказ + Пословица

(Зачитывается составленный самостоятельно рассказ.)

«Слово не воробей: вылетит, не поймаешь».

Вы получаете 1 жетон.

Кому из вас приходилось просить прощение?

Для вас жители этой улицы приготовили такое задание – ситуацию.

Петя разбросал игрушки по всей комнате, и не убрал их. Старший брат Коля заставить младшего брата собрать их. Коля подошел к Пете и сердитым голосом скомандовал: «Сейчас же убери игрушки!» Петя обиделся и убежал.

Почему младший брат не послушался Колю и убежал? (Коля приказывал, говорил сердито.)

Как бы вы поступили в этой ситуации, если бы Петя был вашим братом?

Представьте себя на месте Коли. Вы совершили эту ошибку. Как ее исправить?

2 жетон.

Проходим на следующую улицу. 3 улица Волшебных слов.

Презентация 2.

В стихи по смыслу и в рифму вставить волшебные слова.

Что вы чувствуете. Когда произносите эти слова? (Тепло. Радость…)

3 жетон.

Мы подошли к последней улице. 4 улица Красоты.

Как вы думаете, почему она так названа?

А теперь давайте проверим. В этом нам поможет рассказ.

Возьмите, пожалуйста, листочки. Найдите задание 2.

Прочитайте рассказ Сухомлинского «Красивые слова – красивые дела».

В.А. Сухомлинский «Красивые слова и красивые дела».

Чтение текста вслух.

Кого из ребят можно назвать добреньким, а кого – добрым?

Почему же улица названа улицей Красоты?

Вы получаете 4 жетон.

Нам пора возвращаться из города Вежливых. Расположите правильно эти жетоны.

СЧАСТЛИВОГО ВАМ ПУТИ!

Ресурсный круг . Что нового вы для себя узнали? Постарайтесь говорить друг другу побольше добрых слов.

Завершаем наше занятие замечательным стихотворением «Слово о словах».

Когда ты молвить хочешь слово,

Мой друг, подумай, - не спеши.

Оно бывает, то сурово,

То рождено теплом души.

По куда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить.

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит, иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Задание №1.

ПОСЛОВИЦЫ

Задание №2.

«Красивые слова и красивые дела».

«Среди поля стоит маленькая хатка. Её построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.

Однажды среди летнего дня небо обложили тучки, пошёл дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.

Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.

И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…

Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова:

Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожавшему от холода мальчику.

Красивыми бывают не только красивые слова. Истинно красивы только красивые дела».

(В.А.Сухомлинский)

Раздел «Слово и образ времени».
Тема «Зима. Весна. Лето. Осень.»
Учитель: Локотко М.В. МОУ «Николо-Поломская средняя
общеобразовательная школа» Парфеньевского района
Костромской области

Художественно-педагогическая идея урока:
Духовное начало мира.
Цель:выйти на восприятие, осознание и прочувствование времен года
Задачи:
Присоединение.
-Добрый день! Мы отправляемся в новое путешествие к нашим истокам. Послушайте песню и скажите, о чем наш сегодняшний разговор.
Да, сегодня мы будем говорить о временах года, но не только о том, какие изменения происходят в природе за год, как эти изменения связаны с человеком и постараемся понять духовное начало мира. Желаю вам новых, радостных открытий!
2.Зима.
-Послушайте музыку Антонио Вивальди и постарайтесь передать свои чувства, вызванные музыкой.
-Да, кругом морозная тишина. Темное время суток намного продолжительнее, чем светлое. Кажется, что еще чуть-чуть-и тьма победит свет, мир человеческий рискует остаться во мгле.
(Показываю картину И.И.Шишкина «Зима»).
А мгла есть знак невежества и духовной слепоты. Вместо летнего многоцветья зимой царят лишь два цвета-черный и белый=символ духовной чистоты и символ греха. Не напоминает ли это о выборе, все время встающем перед людьми на пороге жизни? Н правда ли, зима располагает к раздумьям о главных вопросах жизни. И не случайно, что именно в это время года к людям приходит Рождество Христово, которое и дает на них ответы. (Картина Григория Гагарина «Рождество Христово»).
-Подумайте, а почему рождественские праздники считаются преимущественно детскими?
-Да, именно для детей устраиваются елки, украшенные игрушками и сладостями, зажигаются свечи. В этом есть глубокий смысл.
Елка напоминает о древе жизни. Свечи о духовном свете, а сладости о спасительных плодах Его пришествия в мир.
Духовное начало начинает оживлять застывший мир, разгонять мглу.
-После Рождества наступают Святки-они длятся 12 дней и заполнены забавами, развлечениями, озорством.
-19 января-праздник Крещения Господня(показываю картину Б.Кустодиева «Крещенское водосвятие»), установленный в память о крещении Иисуса Христа в водах Иордана. Накануне меняется общий эмоциональный настрой-вместо детского озорства святок наступает время духовного очищения и внутренней сосредоточенности. Наши предки ходили в жилища бедняков с щедрой милостыней. В день праздника на реках, озерах, прудах под колокольный звон и молитвенное пение совершается великое водосвятие.Крещенские дни укрепляют человека в поиске духовной и телесной чистоты.
-Чем полезна для души зима?

Весна.
(Включаю презентацию на музыку Э.Грига «Весна»).

Какие чувства вызвала у вас музыка?

Весной природа оживает. Начало весны сопровождается празднованием масляной недели-Масленицы. До 15 века Масленица была праздником Нового года. (Показываю картину Б.Кустодиева «Масленица»).
- Как вы думаете, почему?
Поворот к весеннему теплу, возрождение природы, яркое солнце-все это воспринималось нашими предками как начало нового годичного круга. Масленица отмечена, прежде всего, земными радостями:весельем, катанием с гор, хождением в гости, ездой наперегонки, обильной едой.
Но весна-это не только ликование пробудившихся человеческих и природных сил, это и образ великого обновления.
С наибольшей силой это происходит в 40-дневный Великий пост.
-Как происходит обновление души?
Важно воздерживаться от злых дел и помыслов, стараться жить кротко, чисто и по правде. Идет и обновление жилища.
-Как вы думаете, как?
На глазах творится и обновление природы.
(Показываю картину Левитана «Март»).
И вот что примечательно-только после обновления души, с чистыми руками и помыслами можно достойно подойти и главному событию весны и всего года к Светлому Христову Воскресению-Пасхе.

Масленица-образ ликования весны природной, Пасха-образ ликования весны духовной.
Люди радуются воскресению Христа, означающему победу над смертью. Они навещают больных и нуждающихся, творят дела милосердия, посещают могилы предков. Звонят колокола. Они освящают пробудившуюся землю.

Чем полезна для души весна?

Лето.
(Показываю картину Левитана «Березовая роща», звучит музыка Чайковского «Июнь. Баркаролла»).
-Какие чувства вызвала у вас музыка?
-Да, мы видим, кАк жизнь полностью возродилась. Жаркое солнце пригрело землю, совершено великое таинство природы-свежевспаханная земля приняла семена, кругом душистое разноцветье сочных трав. Главным цветом становится зеленый. Образом наступившего лета становится березка.
Начало лета отмечено праздником Троицы. Троица установлена в воспоминание сошествия святого духа на апостолов.
(Показываю икону сошествия Духа Святого на апостолов).
Апостолы, получившие дар святого Духа, стали основой христианской церкви. Храмы украшаются молодыми березками, на полу расстилаются травы и полевые цветы.
Завершает лето праздник Преображения Господня-19 августа. В это время природа преображается-она начинает дарить людям свои плоды. То, что всего несколько дней назад было кислым, невкусным и даже вредным для здоровья, становится спелым, вкусным, полезным. Чудо?
Это напоминание о преображении Иисуса Христа на горе Фавор. Евангелие повествует, что в определенный миг лик его стал источать неземной свет, а одежды стали белы, как снег. Это событие напоминает православным людям, что жизнь каждого человека тоже может приносить добрые плоды-ОЧИЩЕНИЕ И ПРОСВЕТЛЕНИЕ.
-Какие чувства вызывает у вас лето?
4. Осень.
-Начало осени удивляет своим многоцветьем-желтые. Красные, буро-коричневые листья на деревьях. Осенний листопад разноцветным ковром укрывает землю. Посмотрите презентацию на музыку А Вивальди.(1мин06 сек)
Показываю картину Левитана «Золотая осень». Читаю стих. Н.Рубцова

Слава тебе, поднебесный, радостный, краткий покой!
Солнечный блеск твой чудесный с нашей играет рекой.
Рощей играет багряной, с россыпью ягод в сенях,
Словно бы праздник нагрянул на златогривых конях!
Радуюсь громкому лаю, листьям, корове, грачу,
И ничего не желаю, и ничего не хочу!
И никому не известно то, что с зимой говоря,
В бездне таится небесной ветер и грусть октября

Собран урожай, завершились полевые работы. Зима не будет голодной. Но особая надежда земледельца всегда связана с семенами для будущего сева. В них-надежда на непрерывность жизни. Это настроение надежды усиливает праздник Рождества Богородицы. (Показываю икону).
А чуть позднее-27 сентября-в календаре последний господский праздник-Воздвижение Креста Господня.(Показываю икону). Поставить крест-это не только перечеркнуть что-либо, завершить, отказаться, но и начало духовного подвига. Бывает, что совесть человека тяготится от груза недобрых дел и проступков. И нужно найти в себе силы отказаться от зла и начать восхождение к добру.
Чем дальше в осень. Тем больше разноцветье сменяется серым ненастьем, почти непрерывно идут холодные дожди. В новые теплые одежды одеваются звери, всем хочется тепла, защиты, покровительства. В эти дни-14 октября-и приходит любимый на Руси праздник-Покрова Пресвятой Богородицы. (Показываю икону)
-Какие чувства вызывает у вас осень?
5. Активное занятие. «Образ праздника».
6. Итог урока.
-Сегодня мы рассмотрели годичный круг времени, смену сезонов. Времен года и увидели, что человек и природа-единое целое, мир имеет духовную природу.
7. Рефлексия.
-Что вы сегодня узнали важного для себя?

Предмет: Истоки.

Тема урока: «Братья меньшие».

Третий урок в теме «Труд земной».

Цель: Показать социокультурное измерение одного из основных видов трудовой деятельности человека – скотоводства: традиционное разделение труда по уходу за домашними животными; связь этого вида деятельности с природными ритмами, развивать внутренний духовный мир ученика. Воспитывать заботливое отношение и любовь к животным.

1.Присоединение.

Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. И мы сегодня продолжаем путешествие в мир удивительных истоков.

2.Подготовительный этап.

Как вы думаете, кто испокон веков жил рядом с человеком и всегда помогал ему? (животные)

Прочитайте название темы урока. (Братья меньшие)

Кого мы так называем? (животных)

Давайте отгадаем загадки и вспомним, какие животные живут рядом с человеком.

В процессе отгадывания загадок на доске появляются картинки с животными.

Покованы ноги,

Бежит по дороге:

Грива дугою,

А хвост метлою. (лошадь)

Голодна – мычит,

Сыта – жуёт,

Малым ребяткам

Молочка даёт. (корова)

Машет радостно хвостом,

Когда идёт хозяин в дом.

У неё удел таков –

Дом хранить от чужаков. (собака)

Вместо носа – пятачок,

Вместо хвостика – крючок,

На спине растёт щетинка,

Кто же это? Это….. (свинка)

Свяжет варежки бабуля

Для себя и внучки Юли,

Свяжет свитер для отца.

Ну, а шерсть ей даст …. (овца)

Любит рыбку и сметану,

И поёт так сладко «мяу»,

И мурлычет у окошка,

Кто же это, дети? (кошка)

Птица ходит по двору,

Будит деток поутру,

На макушке гребешок,

Кто же это? (петушок)

Ребята, как назвать одним словом, какие это животные?

(домашние)

3.Работа в парах.

Подумайте, обсудите и ответьте на вопрос: Для чего животные нужны человеку? Зачем он их приручил?

*Ответы детей.

Подведение итога: Лошадь нужна, чтобы перевозить тяжести, корова даёт мясо и молоко, из шерсти овец делают тёплые вещи, собака охраняет дом, кот ловит мышей. От каждого животного есть польза.

Для того, чтобы домашние животные приносили пользу, за ними необходимо ухаживать. Но как?

Ответы детей.

Что случится, если исчезнут домашние животные?

Ответы детей.

У каждого человека есть свой ангел-хранитель. Он оберегает человека, спасает его от бед. Но и у домашних животных есть свой покровитель – святой великомученник Георгий. Его день – 6 мая. Обычно на этот день после зимы выгоняли веточкой вербы, которая освещена в церкви. Когда погоняли вербочкой, то хозяин просил святого Георгия – покровителя скота, оберегать его скот от сглаза, болезней, смерти.

4.Самостоятельная работа в тетрадях.

У каждого животного есть свои качества характера.

Соедини название животного и качество его характера.

овца трудолюбивая

лошадь кроткая

коза верная

петух ласковый

Проверка.

5.Ресурсный круг.

Послушайте рассказ и приготовьтесь ответить на вопрос.

Рассказ К. Ушинского «Кто важнее?»

Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.

Конечно меня, -говорит лошадь. – Я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу, сам он на мне в город ездит, пропал бы без меня совсем.

Нет, хозяин больше меня любит, - говорит корова. – Я всю его семью молоком кормлю.

Нет, меня, - ворчит собака, - я его добро стерегу.

Подслушал хозяин этот спор и говорит….

Представьте себя в роли хозяина животных и подумайте, чтобы вы сказали им на его месте?

Учащиеся по очереди высказывают своё мнение.

Дочитывается рассказ.

Перестаньте спорить по-пустому, все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте.

Подведение итогов.

6.Работа со страницей книги.

Нарисуйте своего любимца и напишите несколько добрых слов о нём.

7.Рефлексия.

Зачем человек приручал животных?

Что было интересного для вас на уроке?

Что нового вы узнали?

Как вы будете относиться к своим домашним питомцам?

Тема урока: «Имя»

Учитель:

Цель :

Осмысление истоков духовно-нравственной жизни человека в окружающем нас мире.

Задачи :

· Формировать у детей бережное отношение к имени как наследию прошлого.

· Познакомить учащихся с происхождением имен.

· Познакомить какую роль играет имя в жизни человека.

· Учить слушать слова собеседника.

Оборудование и материалы :

· Библия,

· плакаты «Твое имя», «Неси ответственность за свое имя», «Береги имя».

Литература :

· Словарь русских личных имен,

· книга « Уроки этики»

(Дети в начале урока садятся на стуликах в круг)

I. Присоединение к теме

На доске: « Хорошо там и тут, где по имени зовут »

Вы согласны с этой мудростью?

Как вы думаете, зачем нужно имя?

(Дети рассуждают, каждый высказывает свои мысли)

Да, без имени жить очень неудобно. Давайте представим, что ни у кого из нас нет имени. Как вы должны будете обратиться ко мне?

Учитель.

Вас в классе много, как я к вам могу обраться на уроке?

Можно показать рукой.

Ну, а если мы в лесу, разбрелись кто куда, а мне кого-то из вас нужно позвать. Как я могла бы сделать, не зная ваших имен?

Действительно, очень трудная ситуация. Мы убедились, что без имени жить неудобно.

У имен, как и у всех слов в языке своя биография, история, свои приключения. Своя судьба. Наука, которая и изучает имена называется антропонимика от греческого слова антропос - «человек», онома-«наука». Существуют

специальные словари русских имен.(Показать словарь )

В нем около 2600 русских личных имен. При них даны формы отчества, уменьшительные и ласкательные формы. Указания на происхождения имен.

Вы знаете из Библии, что на шестой день Бог сотворил человека.

Вспомните, как он назвал первого мужчину?

Адам - « взятый из земли» т. к. Бог его сотворил из праха земного.

Какое имя Бог дал жене Адама?

Ева – «мать людей»

В минуты рождения каждый человек получает божественный дар – имя. Это самое любимое и приятное слово человека.

А попробуйте назвать человека ласково. (Дети называют по очереди )

Тогда он испытывает ни с чем несравнимые чувства благодарности и радости, тем приятнее и легче будет общение с ним.

Имя дается неслучайно – кого из вас крестили в храме?

В давние времена на Руси поклонялись разным богам, была языческая вера. Но по приказу князя Владимира в 988 году всех русских людей крестили, и наши далекие предки перешли в христианскую веру. После крещения людям давали христианские имени. Они были разными по происхождению: греческие, латинские, иудейские. Все они были внесены в святцы те в церковный календарь имен. Имена имели свое значение. Виталий(лат.)- жизненный, Владимир(др. русское) – владеет миром, Виктор(лат.) – победитель, Василий (греч.) –царь, Андрей(греч.) – мужественный, храбрый, Галина(греч.)– спокойствие, Екатерина(греч.) - чистая, Ирина(греч.) - мир.

Имя человеку давали после крещения. В церковном календаре посвящен какому-то святому. Когда в церковь приносили крестить ребенка, то священник спрашивал, какого числа тот родился. Смотрел в святцы, находил имя святого, и такое же имя давал ребёнку, а этот день считался днем именин, т. е. днем рождения имени. Все мы знаем свои дни рождения, потому что их отмечают в семье.

А кто из вас знает свой второй праздник - именины? Отмечают ли тебе день именин.

Сегодня вы узнаете у своих родителей или бабушек когда у вас именины, а я вам назову лишь некоторые из них: Светлана-2апреля, Вера, Надежда, Любовь, Софья – 30 сентября , Людмила - 30 сентября, Ксения - 6 февраля , Андрей – 13июля, Илья-2августа.

Раньше это был любимый семейный праздник. Ароматный запах именинного каравая наполнял весь дом. Для именинника звучала именинная песня «Как на ….. именины испекли мы…» Эта песня дошла и до наших дней. Помните ли вы эту песню?

Еще на Руси издревле существует, и сохранилась до наших дней традиция имянаречения. Малыша могли назвать именем отца, матери, деда, прадеда. Появились родовые имена.

Проследите историю своего рода, может быть и вы носите такое имя, а может вас назвали в честь святого в день которого тебя посчастливилось появиться на свет. Оно будет тебя защищать на протяжении всей жизни.

Вы носите имена многих великих и славных людей, Не посрамите свое имя, помните о мудрых традициях продолжите славные дела предков.

II. Ресурсный круг.

Первый в круге называет свое имя и доброе качество, передает слово, сидящему слева. Второй учащийся повторяет имя и доброе качество соседа справа, говорит о себе и передает слово, сидящему рядом. Третий повторяет имена и добрые качества предыдущих учащихся и передает эстафету дальше. Последний в круге, учитель, воспроизводит свою информацию, обращаясь к каждому ученику, завершает словом о себе.

Какие чувства возникали во время этого занятия?

Экспертная оценка.

1) Работа в паре. Подчеркните, без каких слов не может обойтись день рождения? Объясните, почему выбрали эти слова?(семья, друзья, песня, подарок.)

2) Может быть, вам это покажется странным, но имя человека часто отражает характер и влияние на него

Вспомните, как в сказках зовут ленивых и глупых?

Емеля, Устя, Фома, Мартын.

А добряков как зовут?

Иван, Савва, Егор.

Это нашло отражение в пословицах и поговорках. Поиграем в лото с пословицами. Я каждую пословицу разделю на две части. Одну оставлю у себя, а другую отдам кому-то из вас. Мы вместе с вами должны собрать пословицу. Для этого я буду читать первую часть пословицы, а вы, подобрав по смыслу, зачитаете вторую.

Мели Емеля, твоя неделя.

Добрый Иван – и людям, и нам, а худой Иван - ни людям ни нам.

Шутил Мартын, да спрятался под тын.

На бедного Макара все шишки валят.

(Проверка пословиц с доски)

III. Рефлексия.

Какую тему рассматривали на занятии?

Что обозначает имя?

Имя – отличительное название, которое дается при рождении.

Каждый из нас имеет одно имя в течение всей жизни, а называют нас по-разному в разном возрасте. Например, девочку зовут Катя, когда она вырастет, станет девушкой – Катерина, затем Екатерина Анатольевна или для близких тетя Катя. Но у каждого из нас есть свое собственное имя т е имя, которым нас называют самые близкие люди: Анна – Анночка – Аннушка – Анюта – Аня –Нюра – Нюша - Нюся. Наверное, услышав такое отношение к себе, вы охотнее отзоветесь на просьбу. Ребята, вслушайтесь еще раз, как красиво, ласково, мелодично звучат ваши имена: Леночка, Анюта, Ксюша, Коленька, Никитушка, Сереженька. Так давайте не искажать их, не оскорблять музыку их звучания. Давайте беречь свое имя и имена других людей, это ведь наша ценность. Имена достались нам в наследство, они прошли долгий путь пока дошли до нас. Имена достойны, чтобы к ним бережно относились. Я думаю, что сегодняшнее занятие нас многому научило.

Конспект урока по предмету Истоки по теме «Сев и жатва»

2 класс (мастер класс)

Цели урока:

Сформировать представление о традиционной технологии земледелия, о роли труда земледельца в нашей жизни, о необходимости эстетических и нравственно-этических сторон труда земледельца;

Сформировать представление о народной мудрости земледельцев, использовании ими в процессе земледелия;

Развивать интерес к традициям и обычаям наших дедов, умения работать в паре, коллективно анализировать свою работу, работу класса;

Развивать восприятие, мышление, духовный опыт ребенка;

Воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к людям труда, результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, сноп ржи, ленточки, каравай хлеба, иллюстрации.
Вступительное слово учителя перед показом урока.

Урок входит в 3 раздел «Труд земной».В течение всего урока идет речь видах трудовой деятельности во время сева и жатвы, затрагиваются 2 времени года- весна и конец лета. Идет сравнение видов труда наших предков и труда земледельцев в настоящее время с целью показать устойчивость технологии этих видов труда, которая обеспечивала их преемственность новыми поколениями крестьянства.Показана тяжесть труда наших предков, но в то же время и ощущение ими цены этой тяжести, цены достатка и благополучия, что в поте лица добывается хлеб. Показаны нравственно-этические стороны труда земледельца, т.е. качества, которыми должен обладать земледелец.
Ход урока.

Ӏ. Орг. Момент.

Ну-ка давай проверим дружок,

Ты готов начать урок,

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка.

Все ли правильно сидят.

Все ль внимательно глядят.

Каждый хочет получать

Только пять.

Все готовы.
ӀӀ. Присоединение к теме.

(Проводится для того, чтобы дети могли определить тему урока, поставить цели урока)

Тема нашего урока очень важная. Чтобы определить о чем пойдет речь мы отгадаем первую загадку:

1) Комовато, ноздревато,

И пресно, и вкусно,

И красиво, и кругло.
2) И легко, и мягко,

И твердо, и вкусно,

И черно, и бело,

И всем людям мило.
3) Все его любят.

Но каждый день режут.

Что же это? (каравай)

(На доске открываю иллюстрацию с караваем.)

Сегодня каравай хлеба наш почетный гость.

О ком же мы на уроке будем говорить?

Наш разговор пойдет о тех, кто потрудился, чтобы этот теплый хлеб пришел к нам на стол и о тех видах работ, которые они выполняют. Как зовут этих тружеников?

Тема нашего урока (читаем на доске) «Сев и жатва».
ӀӀӀ. Работа по теме урока.

Когда же начинают свое главное дело земледельцы? (зимой, сгребают снег в кучи) (показ иллюстрации)

Зима в России долгая, холодная, никак угодить не хочет и все с нетерпением ждут, когда ласковое солнышко растопит сугробы, побегут веселые ручейки, появятся первые проталинки и придет долгожданная весна. И чтобы она пришла побыстрее, ее встречали.

Как встречали весну в прежние времена, кто знает?

(Рассказ одного из учеников)

Вместе с весной начинается прилет птиц. В старину люди верили, что весна потому и наступает, что ее издалека приносят птицы. Поэтому весну не встречали, а звали, окликали. Собирались девушки, дети и громко звали весну (песенками – закличками). Давайте мы тоже с вами ее позовем.

Весна, весна – красная,

Приди, весна с радостью,

С великою милостью,

Со льдом высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

В домах пекли из текста печенье «жаворонки» с распростертыми крылышками и хохолками они как-будто летели. Птичек раздавали детям, а те радостно бежали кликать жаворонков, а с ними и весну, устраивали свистопляску – плясали под свист многочисленных свистулек. Водили хороводы, играли в горелки, салочки, «Ручеек», «Ворота» и другие игры.

И вот весна приходила. Что же это значило для крестьянина? (пора начинать работы на поле)

Что сначала делали крестьяне на поле? (пахали)

Чем пахали крестьяне (сохой, плугом), (показ иллюстрации сохи, плуга).

Давайте прочитаем в учебнике на странице 51 (3, 4 абзацы) (чтение детьми текста)

Работа по иллюстрации в учебнике на странице 53.

Каким же был труд пахаря? (тяжелым)

Конечно, труд пахаря был очень тяжелым но, он знал и надеялся, что его труд не напрасен, что это очень важный этап в начале весенних работ, что он оправдает себя в августе хорошим урожаем.

Как сейчас пашут землю?

На помощь человеку пришли трактора (показ иллюстрации на магнитной доске).

– Вспахали землю?

Что потом делают? (боронят)

Чем раньше боронили? (деревянной бороной, показ иллюстрации)

Для чего? (чтобы земля была рыхлой, без комочков)

А на наших полях как боронят землю? (дискуют, культивируют, боронят), с помощью трактора (показ иллюстрации на магнитной доске)

Потом кем становится пахарь? (сеятелем)

Для сева оставляли самое лучшее зерно, его бережно хранили всю зиму.

Сроки пахоты и сева знатоки определяли по приметам. Считалось, что если 17 марта в день Герасима–грачевника, грачи сели в гнезда, то через 3 недели можно сеять. (Давайте об этом в учебнике страница 52 4,3 абзацы).

Как же раньше сеяли крестьяне?

А как сейчас происходит сев на полях (с помощью сеялок) (иллюстрации).

Люди обеспечивают постоянное и ровное поступление зерна из бункеров в шланги.

Ухаживают за зернами.

В конце лета начинается жатва. Ее всегда ждут с волнением – не подведет ли погода? Каков будет урожай?

Сумеют ли собрать все до последнего колоска?

От этого зависит достаток в каждом доме.

Как же в старину крестьяне убирали урожай? (жали)

Выходили на жатву семьями.

Чем жали мужчины и женщины и стар и мал?

Отгадайте загадку.

Маленький, горбатенький по ниве побежал, каждый колос задрожал (серп) (показ иллюстрации серпа)

Как выполняли эту работу (расскажите)?

А вот как об этом написано в книге «Живая Русь» (зачитываю) страница 101, 2 абзац.

Куда потом складывали снопы (в кучи, копны)?

Легка ли была работа жницы? (работа была тяжелая)

Об этом у Николая Алексеевича Некрасова написано стихотворение. Читает заранее подготовленный ученик «Живая Русь» страница 103 (часть).

Чем же была тяжела работа?

Что мешало ей спокойно работать? (овода, жажда, жара, ныла спина).

Какие чувства испытывает поэт к жнице? (жалеет, сочувствует ей)

И такая было изо дня в день с утра до вечера. Пока не закончится жатва. И если одна жница не могла справиться со своей работой ей помогали другие. Как же это происходило, давайте послушаем. Ученик рассказывает рассказ «Добрый обычай» страница 107 «Живая Русь» 2 часть.

Так жницы помогали друг другу. Они знали, что тяжела работа во время страды, но каждая понимала необходимость и нужность своей работы, что благодаря ей будет достаток в доме.

Помогали матерям и дети.

Что они могли делать? (готовить снопы, складывать суслоны, носить еду и питье, нянчиться с малышами).

И вот наступал последний день жатвы. Праздник назывался (дожинки)

Последний сноп «Последыш» - выжинала хозяйка дома (большуха)

Этот сноп имел определенное обрядовое значение. Его приносили домой, называли хозяином,поскольку хлеб действительно был жизненной основой крестьянской семьи.

Этот сноп украшали лентами и ставили под иконы в передний угол. Его долго не обмолачивали. Считалось, что он имел особенные жизненные и священные свойства. По возможности его хранили до Рождества, а то и до Егория. В Рождество смотрели, сколько зерна на колоске, таков и урожай будет. По зерну и колосьям с последнего снопа гадали на погоду и урожай будущего года. Этот сноп будет давать нам жизненные силы. Давайте и мы украсим сноп лентами и назовём его ласковыми словами. (Каждый ученик подходит к снопу с лентой и украшает его.)

Как и любой праздник, Дожинки сопровождались весельем и особой трапезой. Блюда трапезы: новина- хлеб из муки нового урожая, пироги, каши, соломата (толчёная каша из овса), кисели овсяные, ржаные.

Итак, рожь связана в снопы. Куда их потом укладывают? (в бабки суслоны).

Куда их потом везли? (в амбары, на гумно).

Что потом делали с зерном? (молотили, потом везли на мельницу)

Как же убирают урожай на полях сейчас?

ӀV. Ресурсный круг.

Представьте, что мы с вами в августе, когда созрела рожь на ниве.

Что ты видишь?

Что ты слышишь?

Что чувствуешь?

Рефлексия.

Что особенно запомнилось? Было ли ощущение, что вы находились на ниве? Что мешало общению?

V. Закрепление. Развивающий тренинг «Полевые работы»

1) Подготовительный этап.

2) Индивидуальный этап.

(время работы 4 минуты)

3) Работа в паре.

4) Обсуждение в классе.

5) Экспертная оценка.

6) Общий вывод учителя.
VӀ. Закрепление. Развивающий тренинг «Пословицы и приметы»

1).Подготовительный этап.

Вступительное слово учителя.

В поте лица добывается хлеб, и земледельцы по-особому ценят опыт предков, накопленный на ниве. Этот опыт учит и от ошибок уберегает. Особенно ярко народная мудрость проявляется в пословицах и поговорках. Наблюдение за природой сложилось в народные приметы. Так говорят: «Народ примечает, когда сеять, пахать, урожай собирать».

Задание – отличить пословицы от примет, закрасить кружочки напротив пословиц.

Этапы работы:

1) Индивидуальный этап.

Время работы 5 минут.

2) Работа в паре 7 минут.

3) Экспертная оценка учителя.

4) Рефлексия.

Объясните пословицу «Что посеешь, то и пожнёшь».

(Для сева оставляли самое лучшее зерно, его бережно хранили всю зиму. Считалось, что садить в землю нужно самое лучшее зерно, чтобы был хороший урожай. Если посадишь семена гороха, то вырастет какое растение? (горох). Если семена риса? (рис). А если посадишь ложь да грубость? (лживый грубый человек). Если в детстве ребенка воспитывать во лжи и грубости, то каким он вырастет? (лживым, грубым).

Какова общая тема пословиц?

Хлеб определяет благополучие, благосостояние семьи, является жизненной основой. В него вложен огромный труд.

Понравилось ли вам работать в парах?

Что особенно запомнилось?
VӀӀ. Подведение итогов урока. (Ресурсный круг).

Что нового узнали на уроке?

Какие виды работ проводят земледельцы, чтобы хлеб попал на стол?

Какими качествами должны обладать земледельцы, чтобы выполнить все виды работ?

Благодаря этим качествам земледельца и знаниям всех традиционных технологий выращивания хлеба – хлеб у нас на столе каждый день, вкусный ароматный ни с чем не сравнимый, который мы сейчас попробуем. Понравилось ли вам сегодня на уроке общаться? (пробуют каравай хлеба).