» » Планирование логика для дошкольников подготовительная группа. Рабочая программа кружка по развитию логического мышления «Юный мыслитель» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Сусловский детский сад общеразвивающего вида с прио

Планирование логика для дошкольников подготовительная группа. Рабочая программа кружка по развитию логического мышления «Юный мыслитель» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Сусловский детский сад общеразвивающего вида с прио

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ

ГРУППЫ

МДОУ Д/С №49

Г. СТАВРОПОЛЯ

АВРАМЧУК О. Н.

СЕНТЯБРЬ:

ЗАНЯТИЕ№1

  1. «Сравни картинки» - найти и назвать отличия.
  2. «Назови одним словом» - называть предметы в каждой группе одним общим понятием.
  3. «Кто лишний»- рассмотреть изображения четырёх детей, найти одного, отличающегося от остальных. Подробно объяснить свой выбор.

ЗАНЯТИЕ№2

  1. «Что лишнее»- найти в каждой группе предмет, который не подходит к остальным. Назвать остальные предметы общим понятием.
  2. «Подбери одинаковые фигуры»- сравнивать предметы.
  3. «Найди, что задано» - найти на рисунке: только фрукты; только предметы похожие на квадрат; те, что сделаны из бумаги; только музыкальные инструменты, только насекомых, только птиц, только животных жарких стран.

ЗАНЯТИЕ№3

  1. «Лови шпиона»- найти лишнее понятие в каждой группе. Объясни своё мнение.
  2. «Закончи предложение»-закончить предложение одним из слов, данных в скобках и подходящим по смыслу. Повторить фразу целиком.
  3. «Сравни предметы между собой»- найти сходства и отличия.

ЗАНЯТИЕ№4

  1. «Лишние картинки»- называть несколько вариантов «лишних» картинок, объяснить свой выбор.
  2. «Отрицание» - решать задачи с отрицанием.
  3. «Составь пары»- соединять попарно подходящие друг другу предметы. Объяснить свои действия.

ОКТЯБРЬ:

ЗАНЯТИЕ№1.

1.»Найди общий признак»- какой признак объединяет предметы каждой группы.

2. «Назови одним словом»- подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов. Объяснить свой выбор.

3. «Составь пару»- к каждому предмету, изображённому в верхнем ряду, подобрать подходящий предмет из нижнего ряда. Составить предложение с каждой парой слов.

ЗАНЯТИЕ№2

  1. «Подбери слово»-к каждому слову подобрать подходящее по смыслу с учётом назначения предметов. Составить предложение с каждой парой слов.
  2. «Назови лишнее»-выбрать с учётом данного признака из трёх предметов один лишний. Подробно объяснить свой выбор.
  3. «Волшебники»- рассказать, во что превратятся следующие предметы.

ЗАНЯТИЕ№3.

  1. «Свойства»-проанализировать свойства изображённых предметов. Рассказать о том общем, что их объединяет.
  2. «Продолжи предложение»- закончить предложение, используя союз ЧТОБЫ. К началу фразы подобрать по 2-3 возможных варианта её продолжения. Проговорить получившееся высказывание целиком.
  3. «Отгадай загадку»- отгадывать загадки, находить предмет-отгадку.

ЗАНЯТИЕ№4.

  1. «Продолжи ряд слов»- продолжать ряд слов, относящихся к одному обобщению. Назвать каждое обобщающее понятие.
  2. «Подумай и ответь»- внимательно послушать и с помощью вопросов проанализировать рассказ.
  3. «Сделай выбор»- из группы предметов выбрать один, который по какому-либо признаку от всех остальных. Объяснить выбор.

НОЯБРЬ:

ЗАНЯТИ№1.

  1. « Четыре сезона»- соединить попарно картинки с изображением одинакового времени года. Рассказать о признаках различных сезонов.
  2. «Закончи предложение»- закончить предложение, объяснив названное событие. Использовать конструкцию сложноподчинённого предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО.
  3. «Доставь письмо»-рассмотреть планы. По очереди используя их, рассказать, каким путём, мимо каких объектов и какому ребёнку почтальон принесёт письмо.

ЗАНЯТИЕ№2.

  1. «Что лишнее и почему»-найти логическую связь между тремя предметами. Выделить предмет, отличающийся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.
  2. «Закрой окошко»- выбрать какой из шести рисунков подходит вместо знака вопроса.
  3. «Подбери слово»- подбирать слова с противоположным значением. Составить с союзом А предложение, в котором будут оба антонима.

ЗАНЯТИЕ№3.

  1. «Найди главное слово»- выбрать из ряда слов, отражающих некоторые детали основного объекта, одно-два главных, без которых указанное понятие не существует, объяснить выбор.
  2. «Нелепицы»-проанализировать ситуацию, изображённую на рисунке. Подробно объяснить- в чём состоит её нелепость, неправдоподобность.
  3. «Найди разницу»- в ряду похожих геометрических композиций выбрать одну, отличающуюся расположением мелких дополнительных деталей. Объяснить выбор.

ЗАНЯТИЕ№4

  1. «Подбери заплатку к коврику» - какие заплатки подходят и почему.
  2. «Найди ошибку»- найти и подробно объяснить, в чём ошибочность предложенного высказывания.
  3. «Хорошо – плохо»- найти и подробно описать положительные и отрицательные стороны данных явлений, событий.

ДЕКАБРЬ:

ЗАНЯТИЕ№1.

  1. «Назови следующее слово»- не нарушая закономерности, называть следующее слово.
  2. «Логические цепочки»- найти логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду. Нарисовать недостающий элемент логической цепочки. Подробно объяснить свои действия.
  3. «Трудные вопросы» - прослушать рассказ и ответить на вопросы.

ЗАНЯТИЕ№ 2.

  1. « Расставь по порядку»-определять порядок рисования рисунков.
  2. «Заполни картинку»- находить каждой фигурке своё место в пустом окошке.
  3. «найди ошибку»- найти и подробно объяснить ошибку в предложенном сравнении. Используя по отдельности обе части каждого сравнения, самостоятельно составить два правильных суждения.

ЗАНЯТИЕ№3.

1 .«Опиши разницу»- найти и подробно описать различные черты двух сходных предметов (объектов).

2. «Подбери фигуры»- выбрать только те фигуры, что есть в прямоугольнике.

3. «Продолжи предложение»- на основании двух суждений сделать самостоятельное умозаключение.

ЗАНЯТИЕ№ 4.

  1. «Сравни предметы»- найти и подробно описать сходные черты двух различных предметов (объектов).
  2. «Назови номер»- называть номер выпавших фигур.
  3. «Пословицы»- объяснить, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях. Привести несколько примеров жизненных ситуаций, в которых уместно такое высказывание.

ЯНВАРЬ:

ЗАНЯТИЕ№1.

  1. «Подбери вторую половину»- подбери вторую половинку так, чтобы получился квадрат.
  2. «Чего не хватает»- подбирать недостающий фрагмент к картинки.
  3. «Рассказики»- объединить три далёкие по смыслу понятия в небольшом рассказе.

ЗАНЯТИЕ№2.

  1. « Собери целое»-какие фигуры надо соединить, чтобы получился прямоуг-к; какие фрагменты, надо соединить, чтобы получились квадраты и по горизонтали стояли одинаковые фигуры.
  2. «Планы»- найти и описать свой путь.
  3. «Подбери ключ и чья тень»-пространственное мышление.

ЗАНЯТИЕ№3

  1. «Назови предмет»-какой предмет составлен из нарисованных фигур.
  2. «Расставь слова по росту»- какое слово короче, какое длиннее; формировать способность отделять форму понятия от его содержания.
  3. «Волшебный напиток из ягод»- классификация.

ЗАНЯТИЕ№4

  1. «О чём рассказали пословицы»- выбрать верный вариант значения пословицы.
  2. «Подбери нужную картинку»-находить закономерности, объяснить выбор.
  3. «Дорисуй строчку до конца»-найти закономерности и дорисуй строчку.

ФЕВРАЛЬ:

ЗАНЯТИЕ№1.

  1. «Найди ошибки в составлении бус»-закономерности.
  2. « Что в начале, что потом»-закономерная последовательность.
  3. « Что было раньше»-умозаключения по рисунку.

ЗАНЯТИЕ№2.

  1. «Подбери пару»- умозаключения по аналогии.
  2. «Закончи предложение»- заканчивать по смыслу.
  3. «Чего больше»- решать смысловые задачки.

ЗАНЯТИЕ№3.

  1. « Найди одинаковые слова»- объяснять смысловую разницу.
  2. «Логические цепочки»- продолжать закономерности.
  3. « Что будет вместо знака вопроса?»- смысловые соотнесения.

ЗАНЯТИЕ№4.

  1. «Вопросы»- отвечать на вопросы по смыслу.
  2. « Антонимы»- заканчивать предложение.
  3. «Исправь ошибку»- произносить пословицы правильно.

МАРТ:

ЗАНЯТИЕ№1

  1. «Хорошо-плохо»- называть положительные и отрицательные моменты.
  2. «Чего не хватает»- посмотреть на картинки и сказать, каких деталей в каждом предмете недостаёт.
  3. « Весёлые задачки»- решать логические задачки.

ЗАНЯТИЕ№2

  1. «Составь предложение»-составлять из данных слов предложение.
  2. «Задачи на сравнение»- решать логические задачи.
  3. « Составь картинку из геометрических фигур»- пространственное мышление.

ЗАНЯТИЕ№3

  1. « Найди дорожку»- пространственное мышление.
  2. « Рассуждалки»- учить рассуждать.
  3. «Нелепицы»- полно и связно объяснять в чём нелепость ситуации.

ЗАНЯТИЕ№4

  1. «Подумай и ответь»-внимательно слушать и с помощью вопросов проанализировать сказку.
  2. «Начало-середина-конец»- определив начало события, его середину и конец, мысленно добавить к изображённым предметам любые действующие лица и подробно рассказать об их действиях в нужном порядке.
  3. « Для чего нужен»- назвать как можно больше функций одного предмета.

АПРЕЛЬ:

ЗАНЯТИЕ№1.

  1. « Детективы»- определять, кто оставил этот след.
  2. «Весёлые задачки»- решать логические юмористические задачки.
  3. «Расположи предметы разными способами»- закономерности.

ЗАНЯТИЕ№2

  1. «Чудесное домино»- выбирать основания для обобщения.
  2. «Что лишнее в каждом ряду фигур»- закономерности.
  3. « Помоги составить рассказ»- вставляя вместо картинок слова,составить рассказ и ответить на вопрос.

ЗАНЯТИЕ№3

  1. «Почему обиделся Миша»- объяснять, что дети делали правильно, а что нет.
  2. « Помоги героям помириться»- найти дорожку, соединяющую сказочных героев, помоги им помириться.
  3. « Ребусы»- учить решать ребусы.

ЗАНЯТИЕ№4

  1. « Решение ребусов»- закреплять умение решать ребусы.
  2. « Как слова дружили»- чем похожи между собой слова в каждой из строчек. Что их объединяет?
  3. « Найди подходящее слово»- выбирать слова с соответствующим признаком.

МАЙ

ЗАНЯТИЕ№1.

  1. «Приведи всё в порядок»- подбирать слова для определённых групп предметов, объединённых общим признаком.
  2. « Разгадай секретный шифр»- решение ребусов.
  3. « Логические задачи»-решать разные виды логических задач.

ЗАНЯТИЕ№ 2

  1. « Лабиринт»- помочь геометрическим фигурам попасть домой.
  2. «Калейдоскоп»-понаблюдай и раскрась.
  3. « Что будет, если…»-речь, фантазия, логическое мышления.

ЗАНЯТИЕ№3

1 «Хорошо-плохо» -моделирование с помощью цвета.

2. «Логические задачи»-решать и придумывать.

3. « Путаница»- находить лишние, не относящиеся к сюжету,

Предметы.

ЗАНЯТИЕ№ 4

1. «ДИАГНОСТИКА».


Лукичева Татьяна Эмильевна

педагог доп. обр. по ФЭМП

МБДОУ «ЦРР - детский сад № 162» г. Воронеж

Программа кружка «Веселая логика»

группа общеразвивающей направленности

для детей 4 до 5 лет

Содержание программы

(средняя группа № 13)

Паспорт проекта

1. Пояснительная записка.

2. Особенности развития детей среднего возраста

3. Способы проверки результатов усвоения программы «Веселая логика»

4. Использованная литература

Перспективно-тематическое планирование

Паспорт программы

Программа дополнительной образовательной услуги для детей от 4 до 5 лет «Веселая логика»

Основание для разработки программы

Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (с изменениями от 20.02.2011 г.)

Конвенция о правах ребенка (одобрена генеральной ассамблеей ООН 22.11.89 г.)

Устав, образовательная программа МБДОУ

Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.

Заказчики программы

Коллектив МБДОУ.

Родители воспитанников среднего дошкольного возраста.

Организация исполнитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 162

Целевая группа

Группа воспитанников среднего дошкольного возраста в составе 12 человек.

Составители программы

Лукичева Татьяна Эмильевна, педагог доп. обр. по ФЭМП

Цель программы

Цель программы - овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Веселая логика».

Задачи программы

    Формировать у детей умение осуществлять последовательные мыслительные операции - анализ и сравнение групп предметов (фигур), выделять и обобщать признаки, сопоставлять, устанавливать их отличия на графическом изображении таблицы.

    Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному - двум признакам.

    Совершенствовать произвольное внимание, память.

    Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.

    Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.

    Расширение спектра дополнительных услуг.

    Формирование позитивного отношения к освоению логики.

    Развитие интеллектуального, эмоционального, социально-личностного компонента

Ожидаемые результаты

Срок реализации программы

Пояснительная записка.

Программа дополнительных образовательных услуг «Занимательная математика» составлен с учетом ФГОС дошкольного образования и разработан на основе программ «Детство» авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева; «Играя - развиваюсь» А.Н. Бурова; «Маленькие гении» В.В. Воскобовича. Программа реализуется на базе ДОУ ДС № 162 , в которых утверждены основные принципы, цели и задачи.

Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Актуальность проекта развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.

Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.

Содержание программы направлено на овладение детьми 4-5 лет важнейшего навыка логического мышления - способность «действовать в уме». На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу.

Особенности развития детей среднего дошкольного возраста.

К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый.

В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу - первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).

В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5- 6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках.

В возрасте 5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.

Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью.

Исходя из этих особенностей принцип личностно-ориентированного подхода Г. А. Цукермана, Ш.А. Амонашвили, очень важен при выборе и построении материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Многие думают, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов (Пиаже Ж., Тихомирова Л.Ф), подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Например, по Ж. Пиаже понятие числа у ребёнка возникает как синтез двух логических структур – класса и порядка, которые соответственно связаны с логическими операциями классификации и сериации. Известно, что мышление человека отличается, прежде всего, способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает - и как исходный элемент познания - и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры (Тихомирова Л.Ф)

Цель программы овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Веселая логика для малышей». Выравнивание стартовых условий будущих первоклассников к началу обучения в школе.

Задачи:

    Проявлять любознательность: задавать поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?») высказывает мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности.

    С удовольствием включается в исследовательскую деятельность, использует разные поисковые действия; по собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослым сам процесс и его результаты.

    Проявляет наблюдательность, замечая новые объекты, изменения в ближайшем окружении.

    Сравнение объектов по пространственному расположению (слева (справа), впереди (сзади от…), определение местонахождения объекта в ряду (второй, третий).

    Определение последовательности событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям. Освоение умений пользоваться схематическим изображением действий, свойств, придумывать новые знаки символы; понимание замещения конкретных признаков моделями.

    Освоение практического деления целого на части, соизмерения величин с помощью предметов–заместителей.

    Понимание и использование числа как показателя количества, итога счета, освоение способов восприятия различных совокупностей (звуков, событий, предметов), сравнения их по количеству, деления на подгруппы, воспроизведения групп предметов по количеству и числу, счета и называния чисел по порядку до 5-6.

    Развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, через систему занятий кружка.

    Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них.

    Обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда.

    Развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые.

    Устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному - двум признакам.

    Формирование позитивного отношения к освоению логики; развитие интеллектуального, эмоционального, социально-личностного компонента.

Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп).

Программа кружка «Веселая логика» разрабатывалась для детей среднего до школьного возраста.

Для успешного освоения содержания программы численность детей в группе не должна превышать 12 человек.

Дополнительную образовательную услугу посещают воспитанники средней группы №13 по запросам родителей.

Занятия проводятся 4 раз в месяц, по вторникам.

Длительность занятия – 20 минут

Количество занятий рассчитано с учетом рождественских каникул

В неделю

В месяц

В год

Обязательным условием работы кружка является: целенаправленное развитие мыслительных способностей детей среднего дошкольного возраста в играх, в игровых ситуациях на занятиях, при решении проблемных ситуаций в интеллектуальных играх. Занятия кружка «Веселая логика» способствуют формированию у детей способности к саморазвитию. Роль технологий в развитии логического мышления, интеллектуальных и творческих способностей человека велика. Именно благодаря им ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Почему?

Во-первых, здесь используется абстрактный материал: натуральные объекты заменяются символами.

Во-вторых, дети при решении логических задач и проблемных ситуаций устанавливают причинно-следственные связи, без которых не придёшь к правильному ответу, правильным выводам.

В-третьих, дошкольники самостоятельно находят закономерности, учатся выводить свойства и законы.

В процессе выполнения заданий дети учатся наблюдать, подмечать сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины этих изменений, их характер и на этой основе делать выводы в форме предложения, то есть выдвигать гипотезы. Чтобы сформировать эти способности в программе используем развивающие игры Воскобовича В.В., головоломки, занимательные игры с кубиками

Все занятия построены на игровых упражнениях и заданиях. В программе широко представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.

Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, величина, форма, размер.

Занятия кружка построены на основных принципах и методических приемах, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего.

Принципы проведения занятий :

    системность,

    наглядность,

    цикличность построения занятий,

    доступность,

    проблемность,

    развивающий и воспитательный характер проведения заданий.

Методические приемы :

    констатация успеха;

    поддержка ребенка в ситуации неудачи;

    одобрение поведения;

    анализ игровой ситуации расширение кругозора;

    создание ситуации успеха постепенное усложнение задачи;

    безопасности, доверия;

    демонстрация опыта в целях познавания свойств предметов, отношений;

    анализ образцов поведения сказочных героев.

    прием антропоморфизма (очеловечивание предметов);

    прослушивание тематических аудиозаписей, сказок, звуков природы;

    тематический просмотр видеозаписей;

    эффект неожиданности, непривычности задания, игры, решения, поощрения

    движение к открытию комплимент благодарность;

Работа с родителями

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. Кружок «Веселая логика» является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители могут получить знания и развить свои умения, а так же обеспечить детям поддержку для более комфортного и эффективного усвоения материала. Прежде всего, внимание родителей направляется на осознание необходимости повышения их роли во всестороннем развитии детей, в том числе интеллектуальном . Для этого были разработаны консультации «Давайте вместе поиграем» ( советы родителям по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша дома), «Вместе с мамой» (а ктивизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях). Беседы по выработке единого стиля общения с ребенком в МБДОУ и семье,

Способы проверки результатов.

Оценка эффективности реализации кружковой деятельности проводится на основе:

    данных планового педагогического обследования уровня математического развития детей в МБДОУ (сентябрь и май);

    бесед с воспитанниками и их родителями;

    проведение консультаций для родителей

Формы подведения итогов реализации программы:

1 этап – открытое занятие кружка в форме математического праздника.

2 этап – выступление на родительском собрании, совместное с родителями занятие, выставка детских работ – аппликаций на основе наглядной геометрии.

Ожидаемы результаты освоения программы кружка:

Предполагается, что организация развивающих игр с учётом индивидуальных особенностей ребенка является эффективной для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста. И именно поэтому развитие словесно-логического мышления у дошкольников средней группы является обязательным элементом программы дошкольного учреждения, что помогает детям в дальнейшем лучше усваивать школьную программу.

В результате проведения занятий кружка дети будут уметь:

    выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;

    разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

    сопоставлять части и целое для предметов и действий;

    называть главную функцию (назначение) предметов;

    расставлять события в правильной последовательности;

    выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

    применять какое - либо действие по отношению к разным предметам;

    описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

    находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

    проводить аналогию между разными предметами;

    составлять алгоритм решения логических заданий .

Уровень детей посещающих кружок «Веселая логика» предполагается быть выше в следующих разделах школьной программы: - математика.

Дошкольники, которые научаться логически мыслить, будут обладать следующими качествами:

    Умением гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

    самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

    грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения);

    быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело, выходя из них;

    самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Вывод:

Работая над проблемой по развитию логического мышления дошкольников средней группы, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры, интеллектуальные игры и разминки, логико–поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Они активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.

Используемая литература:

    Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»

    Бабаева, Т. И. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Дет­ство»: учеб.- метод, пособие / Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, 3. А. Михайлова. - СПб.: Детство-Пресс, 2007.

    Богуславская, 3. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / 3. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. -М.: Просвещение, 1991.

    Развивающие игры Воскобовича для дошкольников. Сборник методических материалов / В. Воскобович - М.: Сфера, 2015. – 128 с.

    Обучающие и развивающие игры своими руками: мастерим легко и весело / Пойда Оксана Владимировна М.: Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, Полиграфиздат, 2012. –112 с.

    Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина [и др.]; под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.: - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 352 с.

    Математика от трех до семи: учеб.-метод. пособие для воспитателей дет. садов / сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.

    Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет / Харько Т. Г., Воскобович В. В. С.110

    Т.Г. Харько «Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса», ДЕТСТВО-ПРЕСС, С-Петербург, 2013

Перспективно-тематическое планирование.

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Октябрь

«Путешествие в осенний парк»

Закрепить умение выделять отдельные предметы из группы, видеть много и один в окружающей обстановке и описывать наблюдения с помощью соответствующих слов.

Закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры.

Октябрь

«Приключения Мишутки»

Закрепить умение сравнивать группы предметов способом приложения.

Совершенствовать умение группировать предметы.

Совершенствовать умение работать правой рукой слева направо при раскладывании предметов.

Октябрь

«Сравнение множества»

Закреплять умение сравнивать множества.

Упражнять в различении цветов и оттенков.

Октябрь

«Сравнение предметов по длине и количеству»

Закреплять умение сравнивать предметы по длине, употреблять в речи слова длиннее- короче , длинный- короткий.

Закреплять умение сравнения двух групп предметов по количеству этих предметов.

Развивать воображение детей.

Октябрь

«Знакомимся с цифрами 1и 2»

Учить детей различать группы, содержащие 1 и 2 предмета; называть общее количество предметов на основе счета.

Познакомить с цифрами 1 и 2.

Закрепить знания о геометрических фигурах.

Ноябрь

«Ориентировка в пространстве»

Закреплять умение составлять и выделять группы из одного или двух предметов; обозначать количество предметов соответствующей цифрой.

Закреплять знания о пространственной направленности: вверх, вниз, направо, налево, вперед, назад .

Ноябрь

«Временные понятия»

Учить различать части суток, определять их последовательность: утро- день- вечер- ночь. Познакомить с понятиями: « вчера», «сегодня», «завтра». Формировать представление о том, что у каждого человека по два и по одному. Развивать внимание, творческое воображение. Воспитывать любовь к учебной деятельности

Ноябрь

«Цифра 3»

Продолжать развивать воображение детей.

Ноябрь

«Счет в пределах трех. Цифра 4»

Закреплять навыки счета в пределах 3 и знание соответствующих цифр.

Закреплять умение сравнивать предметы по длине, обозначая словами результаты сравнения.

Декабрь

«Счет в пределах 4-х. Соотношение количества предметов с цифрой»

Упражнять детей в умении считать до 4-х; отражать в речи равенство и неравенство групп предметов.

Закреплять умение обозначать количество предметов с помощью цифр.

Учить детей отсчитывать количество предметов в пределах 4.

Закреплять навыки конструирования.

Декабрь

«Знакомство с цифрой 5»

Развивать творческое воображение.

Декабрь

«Счет до пяти. Соотношение количества предметов с цифрой»

Упражнять детей в счете до пяти; учить правильно называть числительные- обозначать количество предметов цифрой.

Продолжать учить детей схематически изображать различные предметы, геометрические фигуры с помощью палочек.

Декабрь

«В гостях у лесных жителей»

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Программа развивающего кружка «Занимательная логика» (для детей подготовительной группы) ВОСПИТАТЕЛЬ Наталья Владимировна Троицкая Пояснительная записка. СОДЕРЖАНИЕ Зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л.А.Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей» Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению. Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. В данной программе показано как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, исполь-

2 зуя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата. Актуальность Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Занимаясь с детьми, можно заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы фрукты много яблок и несколько груш. Дети будут отвечать, что больше груш. В подобных случаях он основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Их «подводит» образное мышление, а логическим рассуждением дети к 5 годам еще не владеют. В старшем дошкольном возрасте у них начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приѐмов развития логического мышления.

3 Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики. Цель программы: Создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе. Задачи программы: Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям Учить детей ориентироваться в пространстве Развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику. Сроки реализации программы, возраст детей, формы проведения занятий Сроки реализации программы 1 год. Программа рассчитана на детей подготовительной группы Программа предусматривает проведение кружковых занятий в различной форме: Индивидуальная самостоятельная работа детей. Работа в парах. Групповые формы работы. Дифференцированная. Фронтальная проверка и контроль. Самооценка выполненной работы.

4 Дидактическая игра. Соревнование. Конкурсы. Этапы реализации программы Технология деятельности строится по этапам: - Диагностика исходного уровня развития познавательных процессов и контроль за их развитием. - Планирование средств, какими можно развивать то или иное качество (внимание, память, воображение, мышление), с учетом индивидуальности каждого ребѐнка и имеющихся знаний - Построение междисциплинарной (интегральной) основы обучения по развивающему курсу. - Постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объема работы, повышение уровня самостоятельности детей. - Ознакомление с элементами теории, обучение способам рассуждения, самостоятельной аргументации выбора. - Интеграция знаний и способов познавательной деятельности, овладение ее обобщенными приемами. - Оценка результатов развивающего курса по разработанным критериям, в которую должен быть включен и ребѐнок (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль). Содержание программы Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будут обучаться дети на занятии): 1. Анализ синтез. Цель учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка котенок, собака? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий тяжелый, холодный горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур. 2. Сравнение. Цель учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершен-

5 ствовать ориентировку в пространстве. Игры и упражнения: закрепление понятий: большой маленький, длинный короткий, низкий высокий, узкий широкий, выше ниже, дальше ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках. 3. Ограничение. Цель учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей. Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего. 4. Обобщение. Цель учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п. 5. Систематизация. Цель учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности. 6. Классификация. Цель учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими. 7. Умозаключения. Цель учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач. Ожидаемые результаты Планируемые результаты: Дети должны знать: принципы построения закономерностей, свойства чисел, предметов, явлений, слов; принципы строения ребусов, кроссвордов, чайнвордов, лабиринтов;

6 НОД 2. Сентябрь НОД 1. Сентябрь 1 неделя антонимы и синонимы; названия геометрических фигур и их свойства; принцип программирования и составления алгоритма действий. Дети должны уметь: определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность; путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам; быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы; выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий; уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата. ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА» Тема Задачи Сроки - Учить делить квадрат на 2 4 части, сравнение частей. - Совершенствовать навык счета в прямом порядке независимо от величины и расположения предметов. - Закрепить умение преобразовывать геометрические фигуры, используя блоки Дьенеша. (Б.Д.) - Закрепить времена года: осенние месяцы - Учить использовать знаки =, <, >, сравнивая группы предметов, чисел на наглядной основе. Сериация по количеству. - Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку (верхний левый угол, центр и т.д.) - Закрепить воссоздание геометрических фигур по их представлению, описанию. - Закрепить последовательность дней недели.

7 НОД 8. Октябрь НОД 7. Октябрь 3 неделя НОД 6. Октябрь НОД 5. Октябрь 1-неделя НОД 4. Сентябрь НОД 3. Сентябрь 3 неделя - Учить составу числа 2 и 3 из двух меньших. - Совершенствовать навык деления квадрата на 2 8 частей, сравнение частей, сериация. - Закрепить навык измерения различных величин условной меркой (измерение длины). - Закрепить умение обозначать геометрическую фигуру при помощи символов, кодирование Б.Д. - Учить считать в обратном порядке, определять место числа в числовом ряде. - Совершенствовать умение выполнять операции над множествами: разбиение, классификация. - Закрепить умение сравнивать по количеству групп предметов, используя знаки <, >,=. - Закрепить навык счета (отсчет, пересчет, порядковый счет). - Учить измерять при помощи условной мерки объем, сериация. - Совершенствовать знание состава чисел 2 и 3, используя палочки Кюизенера. (П. К.) - Закрепить знания последовательности времен года (осенние месяцы). - Закрепить умение ориентироваться в тетради в клетку, обозначение пространственных отношений условными знаками. - Учить делить круг на 2, 4, 8 частей, сравнение частей. - Совершенствовать представление о числе, как о точке числового ряда. - Закрепить знание о видах треугольников, кодирование со знаком отрицания. - Закрепить понятие о месяце, неделе, виды календарей. - Учить составу числа 4 из двух меньших. - Совершенствовать умение ориентироваться по плану. - Закрепить умение измерять длину (мерка шаг). - Закрепить умение делить длинный предмет на части. - Учить выполнять операции над множествами: сравнение, разбиение, классификация. (Б.Д.) - Совершенствовать знания состава чисел 3,4 из двух меньших. - Закрепить знания о времени неделя, месяц. - Закрепить знания о предыдущем и последующем числе.

8 НОД 14. Декабрь НОД 13. Декабрь 1-неделя НОД 12 Ноябрь НОД 11. Ноябрь 3-неделя НОД 10. Ноябрь НОД 9. Ноябрь 1 неделя - Учить выполнять операции с множествами: классификация по трем признакам, абстрагирование.(б.д.) - Совершенствовать представление о количественном составе чисел 3,4 из двух меньших, упражнять в счете. - Закреплять умения находить закономерности. - Совершенствовать знания последовательности дней недели. - Учить решать задачи в уме на увеличение и уменьшение, формируя навык счета. - Совершенствовать умение сравнивать предметы по размеру и массе. Сериация. - Закрепить умение ориентироваться в пространстве. - Закрепить умение обозначать пространственные отношения условными знаками. - Учить составу числа 5 из двух меньших. - Совершенствовать умение обобщать объекты по их четырем свойствам. - Закрепить понятие «многоугольник» на основе разных видов. - Закрепить умение ориентироваться в двух и трехмерном пространстве, используя кубики Никитина. - Учить выполнять операции над множествами, классификация по трем четырем признакам. - Совершенствовать знания состава числа 5 из двух меньших. - Закрепить умение решать алгоритмические упражнения. - Закрепить знания о предыдущем и последующем числе. - Учить решать арифметические задачи на сложение. - Совершенствовать знание о составе числа из единиц в пределах Закрепить виды многоугольников, кодирование со знаком отрицания. - Закрепить временные отношения сутки неделя. - Учить воссоздавать силуэты из геометрических фигур (Колумбово яйцо, волшебный круг, листик). - Совершенствовать умение решать задачи, выделяя составные части. - Сериация предметов по площади в возрастающем порядке. - Закрепить состав числа 5 из двух меньших.

9 НОД 20. Февраль НОД 19. Февраль 1 неделя НОД 18. Январь НОД 17. Январь 3 неделя НОД 16. Декабрь НОД 15. Декабрь 3 неделя - Учить решать задачи на вычитание, выделяя составные части. - Совершенствовать навыки счета. - Закрепить умение выполнять операции над множествами: классификация, абстрагирование. - Закрепить умение ориентироваться по плану, составлять схему. - Учить составу числа 6 из двух меньших.(п.к.) - Совершенствовать умение решать арифметические задачи. - Закрепить знание о календарях. - Закрепить умение делить целое на части. - Учить решать алгоритмические задачи. - Совершенствовать умение выявлять свойства в объектах, обозначать их отсутствие символами. - Закрепить знания о чистовом ряде, (присчитывание и отсчитывание по единице). - Закрепить умение проявлять творчество в играх головоломках. - Учить решать алгоритмические упражнения. - Совершенствовать умение составлять и решать задачи. - Закрепить навык воссоздания силуэтов из геометрических фигур. - Закрепить умение выполнять сериацию. - Учить составлять задачу по решению. - Совершенствовать знание состава чисел 5,6 из двух меньших. - Закрепить знания о геометрических фигурах, кодирование и декодирование. - Закрепить знания о временных отношениях. - Учить составу числа 7 из двух меньших. - Совершенствовать умение составлять задачи по их решению. - Закрепить умение решать и составлять алгоритмические упражнения. - Закрепить умение проявлять творчество в воссоздании силуэтов из геометрических фигур.

10 НОД 26. Март НОД 25. Март 3 неделя НОД 24. Март НОД 23. Март 1 неделя НОД 22. Февраль НОД 21.. Февраль 3 неделя - Учить составлять и решать задачи разных видов. - Совершенствовать знания о четырехугольниках (трапеция, параллелограмм). - Закреплять умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. - Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. - Учить составлять и решать задачи разных видов. - Совершенствовать умение составлять число 7 из двух меньших. - Закрепить умение определять и условно обозначать временные отношения (месяц год). - Учить в рисовании геометрических фигур на листе бумаги в клетку. - Учить преобразовывать геометрические фигуры по условиям с использованием шаблона, трафарета. - Совершенствовать умение абстрагировать предметы, используя блоки Дьенеша. - Закрепить умение составлять и решать задачи разных видов. - Закрепить умение находить закономерности. - Учить составлять задачи по решению. - Совершенствовать знание о составе числа из двух меньших.(п.к.) - Закрепить умение находить предметы определенной формы по образцу и по названию. - Закрепить знание отношений во времени, (месяц год). - Учить самостоятельно, создавать различные знаки и символы, изображая мебель в своей комнате. - Совершенствовать умение классифицировать по отрицанию. - Закрепить сложение и вычитание чисел по 2 при решении арифметических задач. - Закрепить умение измерять сыпучие продукты с помощью условной мерки, сериация по количеству (объему). - Учить составу числа 8 из двух меньших. - Совершенствовать умение составлять и решать задачи, используя символы. - Закрепить навык воссоздания силуэтов из геометрических фигур. - Совершенствовать умение по представлению изображать план своей комнаты.

11 НОД 33. Диагностика Май 3-неделя НОД 32. КВН Май НОД 31. Май 1-неделя НОД 30. Апрель НОД 29. Апрель 3 неделя НОД 28. Апрель НОД 27. Апрель 1 неделя - Учить составлять и читать двузначные числа. - Совершенствовать умение составлять и решать задачи. - Закрепить умение классифицировать и абстрагировать предметы. - Закрепить состав числа 8 из двух меньших. - Учить решать и составлять алгоритмические упражнения. - Совершенствовать умение решать задачи разных видов. - Закрепить умение составлять и читать многозначные числа. - Закрепить навык воссоздания силуэтов из геометрических фигур. - Учить составу числа 9 из двух меньших. - Совершенствовать умение решать и составлять задачи разных видов. - Закрепить отношения во времени. - Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. - Учить определять время на часах, циферблат, стрелки. - Закрепить умение составлять и решать задачи. - Закрепить умение проявлять творчество и самостоятельность в играх головоломках. - Совершенствовать умение выполнять действия, по знаковым обозначениям. - Совершенствовать умение составлять и решать задачи, разных видов. - Закрепить умение выполнять операции над множествами: сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование. - Закрепить состав числа 9 из двух меньших. - Закрепить умение воссоздавать силуэты из геометрических фигур по замыслу. - Доставить радость и удовольствие от игр развивающей направленности. - Выявить умения выполнять операции над множествами, решать и составлять алгоритмы.

12 Май 4-неделя НОД 34. Диагностика - Выявить умения составлять число из двух меньших, используя все возможные варианты, осуществлять действия сложения и вычитания. Способ проверки результатов работы: обобщающие занятия после каждого раздела и 2 диагностики (начальная (сентябрь) и итоговая (май)) уровня усвоения операций логического мышления. Разработанные игры Картотека игр на развитие внимания Картотека игр на развитие памяти Семантические игры Картотека проблемных ситуаций Игры со спичками Информационные ресурсы 1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Т.И.Бабаева,З.А.Михайлова. СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, План программа педагогического процесса в детском саду. Н.В.Гончарова. СПб.:ДЕТСТВО ПРЕСС, Методические советы к программе «Детство». СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. А.А.смоленцова, О.В.Пустовойт.-СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, Математика это интересно. З.А.Михайлова, И.Н.Чеплашкина.- СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, Дидактические игры занятия в ДОУ. Е.Н.Панова. ТЦ «УЧИТЕЛЬ», Азбука физкультминуток для дошкольников. И.Ковалько. М.:ВАКО, 2006.


Пояснительная записка Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида 21 «Золотая рыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей" Логика для

Отчет о работе кружка за 2017-2018год «Академия дошкольных наук» педагога-психолога первой квалификационной категории МБДОУ ЦРР - д/с 47 «Искорка» г. Ставрополя Ивановой И.В. Целью работы нашего кружка,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад 48 г.о. Тольятти Рекомендации для педагогов и родителей по развитию у

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста Подготовил: воспитатель 1 категории Егорова Екатерина Валерьевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Росинка» города Балашова Саратовской области» Принято на педагогическом совете Протокол 20 г. Утверждаю Заведующая

1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 3 2. Цель и задачи программы 5 3. Содержание программы. 6 4. Планируемые результаты. 9 5. Характеристика организационно-педагогических условий. 10 6. Список литературы..

Пояснительная записка. Словесно логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления

Пояснительная записка Рабочая программа по развитию элементарных математических представлений у детей подготовительной группы (образовательные области «познавательное развитие, социальнокоммуникативное

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 15» Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад 15» М.М. Демидова 2018 г. Согласовано: на заседании педагогического совета МБДОУ

Кружок по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка развитие его ума, формирование таких мыслительных умений

Пояснительная записка Обучение ребёнка элементарным математическим представлениям входит в общий комплекс обучения и является базой для обучения ребёнка многим предметам. В основе программы заложена идея

Пояснительная записка: Дополнительная программа по математике составлена в соответствии с 1. Федеральным законом от 9.1.01 N 73-ФЗ (ред. от 31.1.014) "Об образовании в Российской Федерации" (9 декабря

Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Весёлая математика» ориентирована на развитие математических способностей детей 5-6 лет. В ходе реализации

«Формирование логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логикоматематических игр» Подготовила воспитатель МБОУ- СОШ 36 А.И. Малыхина Сведения об авторе: Антонина Ивановна Малыхина

С Е Н Т Я Б Р Ь Тематическое планирование образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений 1-ый год обучения (дети 5-6 лет) Месяц Неделя обр. деят-ти 1 1 2 2 Тема,

Пояснительная записка Одна из задач познавательного развития детей дошкольного возраста формирование элементарных математических представлений ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника

Образовательная программа дополнительного образования по познавательному развитию «Логика для малышей» Педагог-психолог Щипкова И.В. Москва, 2016г. Оглавление 1.Пояснительная записка... 4 2. Методическое

МО УДО детей «Дом детского творчества» УТВЕРЖДЕНО: Директор ДДТ 20 г. УТВЕРЖДЕНО: Экспертный совет РОО Протокол /Кулакова Е. Ф./ 20 г. Программа дополнительного образования «Развитие логического мышления».

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по формированию элементарных математических представлений у детей с ОВЗ Специалист: Золотухина М.В., учитель-дефектолог 1. Актуальность программы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Разработала: воспитатель 1 категории МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Егорова Екатерина Валерьевна Уварово 2013 Рабочая

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» Программа по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста - 2015 - Автор-составитель: В.П.Попинина, воспитатель МБДОУ детского сада 3 «Теремок»

СОДЕРЖАНИЕ. Пояснительная записка. 2. Содержание программы. 3. Методическое обеспечение программы. 4. Перспективное планирование программы (с сентября по май). 5. Диагностика (уровень усвоения программы).

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 251 ОАО «РЖД» Рабочая образовательная программа кружка «Занимательная математика» срок реализации: с 01 сентября 2016 г. по 30 июня 2017 г. Программа

I.Пояснительная записка. Занятия в кружке «Знай-ка» включают два блока: «Математические ступеньки» и «Буду читать правильно». Программа обучения рассчитана на семь месяцев (с 1 октября по 30 апреля), занятия

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Ребёнок растет, и каждый день слышит много для себя нового, в частности, слова,

АННОТАЦИЯ к дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по формированию логического мышления у детей дошкольного возраста для детей 4-5 лет по платной образовательной

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда «Детский сад 100» Рабочая программа основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ д/с 100 образовательная

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Заречная средняя общеобразовательная школа» «Рассмотрено» на методическом объединении учителей начальных классов Рук.МО Е.Н.Дорохина Протокол 1 от 29 августа

По Пояснительная записка В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РУДНЯНСКИЙ ДОМ ТВОРЧЕСТВА» Принята на педагогическом совете от 01.09.2015 года иректора 015 года Образовательная программа дополнительного

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа 67 имени генерала Д.Д. Лелюшенко" Рабочая программа по дополнительному образованию (внебюджет) «РАЗВИВАЙ-КА» Социально-педагогическая

Пояснительная записка к программе «Раз ступенька, два - ступенька» (развитие математических представлений) Дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социальнопедагогическую направленность

Пояснительная записка Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королев московской области «Детский сад комбинированного вида «Теремок» 45» Образовательная программа Дополнительного образования

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ Прогресс в науке и технике, а также процессы распространения информации в мире происходили

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение ГИМНАЗИЯ 70 Петроградского района Санкт-Петербурга 970, г. Санкт-Петербург, ул. Литераторов, д. 9/ лит. «А» телефон: 476449, 476448, 476454, 476450

Пояснительная записка. Одна из основных задач воспитания маленького ребѐнка развитие его умственных способностей, применение полученных знаний в деятельности. Как обеспечить постепенное продвижение каждого

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 47 «Золотой петушок» КРУЖОК «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» (СРЕДНЯЯ И СТАРШАЯ ГРУППА, ВОЗРАСТ 4-6 ЛЕТ). Воспитатель: Самусева Г.А.

Логические игры и упражнения в обучении ребенка математике Что такое «логика» и нужна ли она нашим детям? Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка развитие его ума, формирование таких мыслительных

Какаулина Наталья Эдуардовна, воспитатель; Колесникова Елена Анатольевна, воспитатель МБОУ «С(К)НШ-ДС 2», г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия) ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛОГИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»

Пояснительная записка Программа разработана на основе игровой технологии интеллектуально - творческого развития детей 3-7 лет Воскобовича В.В. Программа рассчитана на четыре года обучения, начиная с младшего

Пояснительная записка Данная разработана на основе авторской программы Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка», «Раз ступенька, два ступенька» практический курс математики для дошкольников». Главной

РАБОТАЕМ ПО ПРОЕКТУ на тему: «В стране Умных игр» Автор: Злобина Л.Г. Уголок математики Актуальность проекта. Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать

Содержание 1. Пояснительная записка.. 3 2. Учебный план. 5 3. Методическое обеспечение...5 4. Календарно-тематическое планирование...6 5.Инструментарий проведения мониторинга 10 6. Литература.11 1. Пояснительная

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННО БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА 1798 «ФЕНИКС» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга талантов» математика Направленность:

Пояснительная записка Рабочая программа «Подготовка детей к школе. Математика» предназначена для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста и подготовки к школе. Программа

Утверждаю: Заведующий МАДОУ ДС 23 Денисова И.А. 24августа 2018г. Приказ 268-д -д от 24.08.18г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального автономного

Пояснительная записка Рабочая программа по математике в Ханты Мансийской школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составлена на основе Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 22 г. Сочи РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Группа психолого-педагогической поддержки и развития Кружок «Логика» на 208-209 учебный год Срок реализации:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 575» «Утверждаю» Принята на заседании методического (педагогического) совета Руководитель

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Содержание: 1. Возрастные и индивидуальные особенности детей 2. Пояснительная записка. 3. Задачи программы.

Программа кружка «Занимательная математика» составлена на основе программы Кочуровой Е.Э. «Занимательная математика» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой.

Пояснительная записка Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний

Пояснительная записка Программа «Математические ступеньки» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет. Образовательная программа направлена на формирование

Пояснительная записка. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр «Звёздочка» г. Томска 634012, г. Томск, ул. Елизаровых,2, тел. (8-3822) 42-52-33 факс: (8-3822) 41-43-90,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Излучинская общеобразовательная начальная школа» КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ВОСПИТАННИКА, ИМЕЮШЕГО ЗАТРУДЕНИЯ В ОСВОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Кебезенский филиал «Колобок» Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Берѐзка» села Иогач ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

1.Целевой раздел программы Пояснительная записка Программа математического кружка «Занимательная математика» составлена на основе программы Помораевой И.А, Позиной В. А «Формирование элементарных математических

Пояснительная записка В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012. «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие

Элеонора Рябкова

Программа кружка «Цветная логика »

Составил воспитатель : Рябкова Э. В

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«предметного» «по спирали» Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей , увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе : самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.

Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников. Для этого разработана программа кружка «Цветная логика » . Название кружка отражает основное направление деятельности на нем – использование современных развивающих игр, блоками Дьенеша, цветными палочками Х . Кюизенера, лабиринты, головоломки и т. д. Обратимся к некоторым из них далее.

Игры Воскобовича. Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Игры Воскобовича "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича", "Складушки", "Цветовые часы " сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Появились и первые методические сказки .

Логические блоки Дьенеша (ЛБД) - это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом , формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различ­ными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классифи­кации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не» , «и» , «или» . В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малы­шей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Палочки Х. Кюизенера. С помощью цветных палочек Х . Кюизенера развивается активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффектив­ность. Палочки X. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.

Палочки Х. Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируе­мых у дошкольников, а также их возрастным возмож­ностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мыш­лении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

Игры Никитина. В развивающих творческих играх Никитина заключается их главная особенность - объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" .С очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей : игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста; задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей; ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи; игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; играя в игры Никитина со своими детьми, мамы и папы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. К развивающим играм Никитина относятся игра «Уникуб» , «Сложи квадрат» , «Дроби» , «Кубики для всех» , «Сложи узор» .

Головоломки и лабиринты. Данные виды игр способствует развитию логического мышления , внимания и находчивости.

В основе программы лежит идея о том , что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста, программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов.

Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики является развитие дополнительного образования детей. Дополнительное образование можно рассматривать как особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где осуществляется специальная обра­зовательная деятельность различных систем по обуче­нию, воспитанию и разви­тию индивида, где форми­руются процессы самообу­чения, самовоспитания и саморазвития, где реально осуществляется самореа­лизация личности. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребно­сти детей.

Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи – всестороннее развитие личности ребенка, которое обеспечивается единством умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Задачи умственного воспитания понимаются порой упрощенно, ограничиваясь стремлением «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об окружающем . Но дело не в «многознании» . Гораздо важнее выработать у ребенка общие способности познавательной деятельности - умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.

Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.

Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали» ) позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы умственного развития дошкольников. Для этого разработана программа кружка «Цветная логика » . Название кружка отражает основное направление деятельности на нем. Использование современных развивающих игр В. В. Воскобовича, Б. П. Никитина, блоками Дьенеша, цветными палочками Х . Кюизенера, лабиринты, головоломки и т. д.

Конспект занятия по познавательной деятельности во второй младшей группеТема: «Шар» Цель: уточнить представления о шаре, сформировать представления о его свойствах, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного...

Сценарий праздника «Новогодний подарок для Кузи»

Сценарий праздника «Новогодний подарок для Кузи» Кузя Баба Яга Снеговик Дед Моро Снегурочка Ведущая. Дети входят в зал под музыку «Новогодние хлопушки». Ведущая: Вот и пришёл к нам снова новогодний праздник, праздник волшебства, сюрпризов, необычайных приключений, подарков и...

Досуг «Сказка в гости к нам пришла» по мотивам русской народной сказки «Репка»

Досуг «Сказка в гости к нам пришла» по мотивам русской народной сказки «Репка» во второй младшей группе Задачи. Расширять знания детей о русских народных сказках, развивать интерес к русским народным сказкам. Цели. Учить детей понимать ценность дружбы, сплоченности. Формировать...

Исследовательский творческий проект «Мир фантазий» по обучению нетрадиционным техникам рисования

Исследовательский творческий проект «Мир фантазий» по обучению нетрадиционным техникам рисования Информационная карта проекта. Продолжительность проекта – краткосрочный. Тип проекта – исследовательски-творческий. Этапы проекта: 1 этап: подготовительный, 2 этап: исследовательский, 3 этап: обобщающий. Участники проекта - дети старшей группы (15 человек), - педагог дополнительного образования...