» » Китайско тибетская языковая семья. Народы китайско-тибетском языковой семьи

Китайско тибетская языковая семья. Народы китайско-тибетском языковой семьи

В состав сино-тибетской семьи входит около 300 языков, что сразу ставит под сомнение возможность их исследования без предварительной классификации методами чисто лингвистическими. Эта задача до сих пор окончательно не решена, однако в проекте «Вавилонская башня » из состава этих языков выделено семь, для которых составлена этимологическая база данных в табличной форме. Такое представление родственных связей позволило составить графическую систему родства. Всего в базе данных включено 2775 корней для следующих языков: китайский, тибетский, бирманский, качинский, лушей, лепча и киранти. При этом 91 корень можно считать общим для всех этих языков, а 174 встречается только в одном из них. Все они были исключены из списка, который был использован для подсчета количества общих слов в парах языков. Эти данные приведены в таблице.

Таблица 1. Количество общих слов между сино-тибетскими языками


Язык китайский тибетский качинский бирман лушей киранти лепча
китайский 1704
тибетский 920 1393
качинский 716 548 1262
бирманский 736 621 595 1254
лушей 546 445 440 240 1036
киранти 296 270 234 242 231 454
лепча 264 253 222 106 209 94 425

В таблице по диагонали показано все количество слов каждого из языков, взятых к анализу. Сразу видно, что оно для языков киранти и лепча несоизмеримо мало по сравнению с другими языками. Причины этому могут быть разные. Возможно, эти языки недостаточно изучены, но может быть предки их носителей проживали на достаточно большом расстоянии от остальной группы сино-тибетцев в окружении иноязычного населения у утратили какую-то часть древней лексики. Возможны и другие причины, но так или иначе, эти два языка не вписываются в схему родства сино-тибетских языков, хотя, безусловно, они генетически с ними родственны. Графическая модель родства сино-тибетских языков подана ниже.


Как можно видеть, точки для каждого из языков расположены достаточно компактно, что свидетельствует и о корректности лексического материала и о адекватности представления системы родства. Предполагалось, что прародина сино-тибетцев находилась где-то в Центральной Азии или на Дальнем Востоке. Однако найти тут место на географической карте, на которое можно бы было наложить эту схему, не удалось. Судя по всему, такого места в этой части Азии нет вообще.


Конфигурация схемы напоминает схему родства ностратических языков , и может быть ей аналогична, если ареал какого-либо из языков (лепча или киранти) находился ниже (южнее) ареалов бирманского и качинского языков. Основания для такого предположения есть, поскольку исследования показали, что расположение мест поселения родственных народов в определенной мере соответствует расположению их прародин на момент формирования их языков.

В настоящее время носители языков лепча и киранти проживают ближе к бирманцам, чем к китайцам. Народ лепча является коренным народом штата Сикким в Индии, который расположен между Непалом и Бутаном. Народ киранти проживает в Непале. Все это недалеко от Бирмы, но и от Тибета тоже. Это дает основание предположить, что родство сино-тибетских языков с гипотетическим расположением языков лепса и киранти графически может быть отражено так, как это показано на схеме вверху. Если сравнить эту схему со схемой родства ностратических языков, то их сходство не вызывает возражений (см. рис. ниже).



Соответственно, мы имеем основания разместить прародину сино-тибетцев на тех же в районе трех озер Ван, Севан и Урмия (Резайе) в Передней Азии (см. карту ниже).



Таким образом, тибетский язык сформировался на Карском плоскогорье в долинах верхней Куры и Чороха. Китайский – в долине Аракса у озера Севан. Далее по течению Аракса была прародина народа Лушей. У озера Ван формировался бирманский язык, а у озера Урмия (Резайе) – качинский. Ареал в долине Большого Заба скорее всего заселяли не предки народов лепча или киранти, места поселений которых могли быть где-то в восточной части Малой Азии, если иметь в виду их современные места поселений и их отдаленное родство с остальными сино-тибетскими языками. Вопрос размещения прародин народов лепча и киранти, так же как и других народов сино-тибетской языковой семьи, еще следует выяснить

Идея о прародине сино-тибетцев в Западной Азии отнюдь не нова. Французский ученый Терьен де ла Куперье (Terrien de la Couperie, 1845-1894), автор книги "Ранняя история китайской цивилизации" нашел хорошо выраженное сходство между китайскими и ранними аккадскими иероглифами. Кроме того, он продемонстрировал лексические соответствия между китайским языком и вавилонским диалектом аккадского, которым пользовались халдеи. И другие признаки подобия, найденные им, позвляют говорить о соответствии цивилизаций Китая, Элама и Халдеи. Эти открытия лежат в основе его теории о эламском происхождении предков китайцев. Он нашел много топонимов, по которым можно проследить путь каких-то племен, пришедших из Западной Азии в долину Желтой реки. Ч.Дж. Болл (Charles James Ball, 1851 – 1924) развил и дополнил исследования де ла Куперье и попытался убедить научный мир о западном происхождении китайской системы письма и о связи между китайским и древним аккадским языками. Впоследствии появилось несколько теорий, которые определяли прародину китайцев в Вавилонию или даже в Египете. Однако другие ученые, например, Герберт А. Джайлс определял теорию де ла Куперье как нонсенс (Aylmer Charles , 1997, 25) и Э.Г. Паркер ничего не видел общего между китайской и аккадской или египетской формами письма (Williams E.T ., 1918, 208).

Э.T. Уильямс подробно рассматривал теорию о прародине китайцев в Центральной или Западной Азии наряду с двумя другими в своей статье "Истоки китайцев", опубликованной в "Американском журнале антропологии" в 1918 году. Он отметил, что трудно отделить факты, приведенные де ла Куперье, от его догадок, но он был уверен, что теория де ла Куперье "позволяет дать довольно удовлетворительное объяснение поразительному сходству между языком древнего Китая и шумеров и еще более поразительное сходство между идеографических символами этих двух народов" (Williams E.T ., 1918, 207).

Антропологические различия очевидно противоречат идее какой-либо связи между китайцами и вавилонянами, но Л.В. Кинг отметил косо посаженные глаза фигур в ранних шумерских рельефах.


Слева: Статуя знатного шумера. Лагаш. Около 2500 г. до н.э. .


Статуя знатного шумера, действительно, демонстрирует неколько суженные глаза мужчины. Это может быть остаточным признаком метисации европеоидов с монголоидами. То, что этот признак выражен довольно слабо, можно объяснить тем, что монголоиды оставили Шумер несколько тысячелетий назад.

Совершенно очевидно, что шумеры не были семитами и E.T. Уильямс, как и другие ученые, считал, что у них были некоторые туранские черты, и поэтому пришел к такому выводу:


Таким образом, мы имеем факты в пользу того, что различные китайские племена появляются там, где сейчас находится сейчас Китай, прийдя из какой-то области на северо-западе этой страны, и что шумеры появляются в долине Евфрата, прийдя из какого-то места на северо-востоке Вавилонии; что шумеры были очевидно туранской расы, и что их язык и их письмо поразительно похоже на древнее китайское и что значительные изменения в климате Центральной Азии гнали в разные периоды немалое число жителей, мигрировавших в различных направлениях. В целом не кажется невероятным то, что предки китайцев предки и предки шумеров, возможно, были родственны между собой и, возможно, мигрировали из соседних регионов, китайцы на восток, а шумеры на запад (Williams E.T ., 1918: 211).


В наше время ученые, сравнивая китайские и шумерские системы письма, более обращают внимание на их различия, чем на сходства, и теории о западноазиатском происхождении китайцев почти не имеет сторонников. Очевидно общее отношение к этой проблеме выразил Джон Дефренсис, американский синолог:


… Мне кажется, что, хотя некоторые из принципов, лежащих в основе китайской письменности, на самом деле похожи на лежащие в основе шумерского письма, по всей вероятности, причиной этого является не то, что они находились под влиянием одного или другого. Расстояния в пространстве и времени, в отличие от шумеро-египетской и финикийско-греческой ситуациях.., препятствуют такой гипотезе. Более разумное объяснение в том, что два народа независимо друг от друга придумали несколько аналогичных решений для нескольких подобных проблем (DeFrancis John. 1989).


Однако эти расстояния могут быть короче, если часть китайских предков осталась на своей прародине в Западной Азии после того, как большинство из них мигрировало на восток. Время пребывания китайско-тибетского населения на прародине следует отнести к верхнему палеолиту, потому что позже это место было заселено носителями ностратических языков, которые прибыли сюда с запада, оттесняя коренных жителей на восток и ассимилируя или уничтожая их остатки. Сино-тибетцы переселились в Центральную Азию, где они стали создатели местных мезолитических культур. К нынешним местам своего обитания они прибыли уже в неолите или принесли его с собой, так как ни в Китае, ни Бирме надежные следы мезолита не были найдены. Неолитическая культура Яншао в среднем течении реки Хуанхе существовала в V-II тыс. до н. э.



Справа:
Статуя бородатого жреца из Мохенджо-Даро .

Очевидно, люди монголоидной раси оставались в Центральной Азии до прихода сюда дравидийцев. Именно они могли быть создателями цивилизаций бронзового века, таких как Хараппская (центры – Ракхигархи, Мохенджо-Даро, Хараппа, Лотхал, Дхолавира в Пакистане и Индии) и Бактрийско-Маргианский археологический комплекс (центры Гонур-депе, Намазга-Тепе и Алтын-Депе в Туркменистане). Хараппская цивилизация существовала примерно в 3300-1300 гг. до н.э., а Бактрийско-Маргианская, возникнув одновременно с Хараппской, прекратила свое существование на полтысячелетия раньше. Можно предполагать, что их упадок связан с прибытием в Центральную Азию индоарийских племен. Наличие монголоидных черт в скульптурных портретах, найденных при раскопках памятников этих цивилизаций может свидетельствовать, что люди монголоидной расы после миграции из Передней Азии нашли места для поселений в долине Инда и на берегах Мургаба, Амударьи и Сырдарьи. Очевидно под давлением индоариев они должны были мигрировать дальше на восток.



Женские скульптурные портреты из памятников Бактрийско-Маргианского археологического комплекса.
Фото из Википедии.


Сино-тибетцы принадлежат к желтой расе, к которой также относятся индейцы Америки, народы монгольской и тунгусо-маньчжурской групп. Поскольку языки этих последних не содержат явных признаков родства с сино-тибетскими, то есть они были сформированы очень далеко от поселений сино-тибетцев, мы должны предположить, что люди желтой расы населяли обширную территорию Азии во времена, когда человеческий язык проходил только начальный этап свеого формирования.


Мы придерживаемся гипотезы моноцентризма, согласно которой тип современного человека сформировался в Передней Азии и Средиземноморье как результат смешения разных представителей неандертальского типа. Типологическая неоднородность людей разных рас в позднем палеолите была меньшей, чем теперь. (Щокін Георгій , 2002, 77). Иначе говоря, разница между прототипами людей европеоидной и монголоидной рас была незначительна и проживали они в одинаковых природных условиях Передней Азии. После того, как монголоиды мигрировали по широким просторам Азии, их первоначальные фенотипические черты были развиты различным образом под влиянием природных условий разных мест обитания. В результате их отличие от людей белой расы возросло, но одновременно развились два отличных расовых типа, давших начало как современным монголоидам, так и американоидам.

Китайско-тибетские языки Кита́йско-тибе́тские языки́

(сино-тибетские языки) - одна из крупнейших языковых семей мира. Включает свыше 100, по другим данным, несколько сотен языков, от племенных до национальных. Общее число говорящих свыше 1100 млн. чел. (1989, оценка). По-видимому, некоторые китайско-тибетские языки ещё не известны науке, другие известны лишь по случайным коротким спискам слов. Согласно традиционной классификации, принимавшейся большинством исследователей в начале 20 в., китайско-тибетские языки делились на 2 основные группы: восточную (таи-китайскую), включавшую и , и западную (). К восточной группе иногда относили также и . Главным признаком, различавшим группы, был : в восточных языках помещается после , в западных - перед ним. В настоящее время известно, что тайские языки и мяо-яо не входят в китайско-тибетскую семью.

В современном языкознании китайско-тибетские языки обычно делят на 2 ветви, различные по степени их внутренней расчленённости и по их месту на лингвистической карте мира, - китайскую и тибето-бирманскую. Первую образует китайский язык с его многочисленными и группами диалектов. На нём говорит свыше 1050 млн. чел., в т. ч. около 700 млн. - на диалектах северной группы. Основной областью его распространения является КНР южнее Гоби и восточнее Тибета, но многочисленное китайское население есть и в других районах страны и за её пределами. К китайской ветви относится ; язык дунган входит в состав северной группы китайских диалектов. Возможно, что к этой ветви принадлежит также язык бай, или миньцзя, в КНР (провинция Юньнань, свыше 1 млн. говорящих), однако это не доказано; обычно этот язык считают тибето-бирманским или вообще исключают из китайско-тибетской семьи. Остальные китайско-тибетские языки, насчитывающие около 60 млн. говорящих, входят в тибето-бирманскую ветвь. Народы, говорящие на этих языках, населяют большую часть Мьянмы (бывшей Бирмы), Непала, Бутана, обширные районы юго-западного Китая и северо-восточной Индии. Важнейшие тибето-бирманские языки или группы близкородственных языков: (до 30 млн. говорящих) в Мьянме и (свыше 5,5 млн.) в Сычуани и Юньнани (КНР); (свыше 5 млн.) в Тибете, Цинхае, Сычуани (КНР), Кашмире (северная Индия), Непале, Бутане; каренские языки (свыше 3 млн.) в Мьянме у границы с Таиландом: хани (1,25 млн.) в Юньнани; , или мейтхей (свыше 1 млн.); бодо, или качари (750 тыс.), и гаро (до 700 тыс.) в Индии; цзинпо, или качин (около 600 тыс.), в Мьянме и Юньнани; лису (до 600 тыс.) в Юньнани; таманг (около 550 тыс.), (свыше 450 тыс.) и гурунг (около 450 тыс.) в Непале. К тибето-бирманской ветви относится исчезающий язык народа туцзя (до 3 млн. чел.) в Хунани (КНР), но к настоящему времени большинство туцзя перешли на китайский язык.

Китайско-тибетские языки - , изолирующие с большей или меньшей тенденцией к . Основной единицей является , причём границы слогов, как правило, являются одновременно границами или . Звуки в составе слога располагаются в строго определённом порядке (обычно - шумный , сонант, промежуточный , основной гласный, согласный; все элементы, кроме основного гласного, могут отсутствовать). Сочетания согласных встречаются не во всех языках и возможны только в начале слога. Число согласных, встречающихся в конце слога, значительно меньше числа возможных начальных согласных (обычно не более 6-8); в некоторых языках допускаются только открытые слоги или существует только один конечный носовой согласный. Во многих языках имеется . В языках, история которых хорошо известна, можно наблюдать постепенное упрощение и усложнение системы гласных и тонов.

Морфема, как правило, соответствует слогу; обычно неизменяем. Однако во многих языках эти принципы нарушаются. Так, в бирманском языке возможно согласных в корне: п х ауʼ ‘продырявить’, пауʼ ‘быть продырявленным, иметь дыру’; в классическом тибетском существовали неслоговые префиксы и суффиксы, выражавшие, в частности, грамматические категории глагола: b-kru-s ‘вымыл’, khru-d ‘мой’; в цзинпо многие корни состоят из двух слогов, причём первый имеет редуцированный гласный и в сочетаниях может отпадать: mă¹kui³ ‘слон’, но kui³noŋ³ ‘стадо слонов’. Корень в принципе может употребляться как корневое слово, например кит. mǎ 馬 ‘лошадь’, lái 來 ‘иди сюда’, бирм. мйин³ ‘лошадь’, пей³ ‘дай’; однако часть именных корней (в некоторых языках значительная), чтобы стать словом, нуждается в специальном . Таков китайский суффикс ‑z (слог с редуцированным гласным) в слове fáng‑z 房子 ‘дом’, тибет. ‑pa в lag-pa ‘рука’, префикс a¹- в лису a¹mo⁵ ‘лошадь’. Единственное назначение таких аффиксов в том, чтобы образовать от корня законченное слово; в других случаях они образуют имена от глаголов. Преобладающим способом является сложение корней. Выделение слова часто представляет сложную проблему: трудно отличить от , аффикс от . Классы слов () выделяются по способности слов употребляться в составе определённых синтаксических конструкций и по со служебными морфемами. Например, в китайском языке, сравнивая сочетания zhòng huār 種華兒 ‘сажать цветы’ и hóng huār 紅華兒 ‘красный цветок’, можно выделить три класса слов - , различающиеся по тому, какое место они могут занимать в сочетаниях этого типа: глагол может иметь после себя существительное в качестве дополнения или другого зависимого члена, прилагательное может быть к существительному. В бирманском языке среди служебных морфем выделяются именные (например, тоу¹ - показатель множественного , и¹ - показатель ) и глагольные частицы (например, мэ² - показатель , пйи² - показатель ); слова, сочетающиеся с частицами первой группы, - имена, второй группы - глаголы. Прилагательные в китайско-тибетских языках по грамматическим признакам стоят ближе к глаголам, чем к именам; иногда их включают в состав категории глагола как «глаголы качества». Широко распространена , то есть образование слова, принадлежащего к другой части речи, часто происходит без помощи словообразовательных морфем, только путём изменения употребления.

Простейшие отношения между словами в предложении - дополнение при глаголе, определение при существительном и т. п. - выражаются порядком слов; например, китайское предложение bái mǎ chī cǎo 白馬吃草 ‘белая лошадь ест траву’ состоит только из корневых слов, отношения между которыми определяются по их расположению. Другие грамматические значения выражаются служебными морфемами. Последние обычно легко отделяются от слова, к которому относятся, то есть оформляют не слово, а словосочетание; ср. кит. chī cǎo de mǎ 吃草的馬 ‘лошадь, едящая траву’ (показатель определения de 的 присоединен к словосочетанию chī cǎo 吃草 ‘есть траву’); бирм. пан³ ахла¹ тоу¹ ‘красивые цветы’ (показатель множественного числа присоединен к сочетанию пан³ ахла¹, букв. - цветы красивые). Часто в одних и тех же условиях служебный элемент может или употребляться, или опускаться, почти не меняя значения целого; например, в классическом тибетском síng-gi lo-ma и síng-lo (-gi - частица притяжательности, ‑ma - суффикс существительного) одинаково переводятся ‘листья дерева’. Постпозитивные служебные морфемы встречаются гораздо чаще, чем препозитивные.

Письменности китайско-тибетских языков делятся на три основных типа: идеографические, фонетические письменности индийского происхождения и письменности, созданные сравнительно недавно на основе латинского или русского алфавитов. К первому типу относится китайская иероглифика (см. ; первые памятники относятся к 13 или 14 вв. до н. э.), внешне похожее на неё письмо, введённое в 11 в. и забытое после гибели тангутского государства, письмо наси, знаки которого напоминают стилизованные рисунки, и более простое по форме письмо и (скорее слоговое, чем идеографическое). Второй тип представлен прежде всего тибетским и бирманским алфавитами (первый существует с 7 в., второй - с 11 в.). Менее распространены письмо невари (известно с 12 в.), ронг, или лепча (с конца 17 в.), и манипури. Слегка видоизменённый бирманский алфавит используется для записи нескольких каренских диалектов. Индийское происхождение имела также письменность языка пью в современной Мьянме (сохранились тексты 6-12 вв.). Общая особенность алфавитов этого типа состоит в том, что гласный «а» не имеет специального обозначения - согласная буква без знака гласного читается с гласным «а»; знаки остальных гласных могут занимать любое место по отношению к согласной букве - над ней, под ней и т. п.; в сочетаниях согласных вторая буква подписывается под первой и обычно упрощается. Письменности на латинской основе разработаны для ряда языков Китая и Мьянмы, в т. ч. для языка и. Дунганский язык (в пределах СССР) пользуется письменностью на основе русского алфавита (с добавлением нескольких букв).

Первые попытки сравнительного и типологического изучения китайско-тибетских языков делались в 80-90‑х гг. 19 в. (В. Грубе, А. Террьен де Лакупри, А. Конради и другие). Обширный систематизированный материал по китайско-тибетским языкам, обработанный С. Коновом, опубликован в «Лингвистическом обзоре Индии» (1899-1928). В 30‑х гг. 20 в. аналогичная работа была выполнена в Калифорнийском университете (США), но осталась неопубликованной. На ней основаны обобщающие исследования Р. Шейфера (1966-74) и П. К. Бенедикта (1972).

  • Grierson G. A. (ed.), Linguistic survey of India, v. 1. pt 2, Calcutta, 1928; v. 3, pt 1-3, Calcutta, 1903-09;
  • Shafer R., Bibliography of Sino-Tibetan languages, v. 1-2, Wiesbaden, 1957-63;
  • его же , Introduction to Sino-Tibetan, pt 1-5, Wiesbaden, 1966-74.
  • Benedict P. K., Sino-Tibetan: a conspectus, Camb., 1972.

С. Е. Яхонтов.


Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. В. Н. Ярцева . 1990 .

Собственно китайцы (хань). Китай - обширный историко-этнографический регион. Народы, чьи языки входят в китайско-тибетскую семью, живут в одном государстве - Китайской Народной Республике. KНР - многонациональная страна. Ученые выделяют здесь 56 народов. Собственно китайцы - их самоназвание хань - составляют 93,5% от общей численности населения. Это самый многочисленный народ не только в КНР, но и во всем мире. В Китае нет ни одной провинции или автономного района, где бы ханьцы не составляли большинства. По культуре ханьцам очень близки дунгане, которых отличает религиозная принадлежность: они исповедуют ислам. Этнологи выделяют

несколько крупных историко-культурных (или этнографических) регионов, население которых имеет свои региональные языко-вые и культурные особенности. Эти особенности определены историей заселения ханьцами различных территорий КНР.

Две тысячи лет Китай был и остается самой населеной, страной земного шара. Специалисты полагают, что уже к началу нашей эры численностьнаселения Китая приближалось к 90 млн. человек. В наши дни численность ханьцев в КНР, не считая китайцев, живущих в других странах, составляет более 1 млрд. человек. Быстрый рост численности населения КНР создает много сложностей для правительства и жителей страны. Население распределено по территории КНР очень неравномерно. На 1/10 части территории государства сосредоточено 80% его жителей. Местами, например, на Великой Китайской равнине и на юго-востоке страны, плотность расселения достигает 700 человек на 1 кв. км. При этом надо помнить, что Китай - «деревенская» страна: городское население не превышает пятой части от общего числа ее жителей. Вообще распределение используемых земельных угодий в Китае весьма примечательно. Пашня занимает 1/10, лес – 1/8 и пастбища - 1/3 часть территории страны. Наиболее «распаханная» часть КНР - Великая равнина. Всего на востоке Китая сосредоточено 9/10 пахотных земель.

Главная отличительная особенность китайского земледелия - тщательная обработка почвы и селек-

ционная работа по выведению наиболее продуктивных сортов растений. Крестьянин-китаец получает с земельного участка максимально возможный урожай.

В китайском земледелии исстари очень большую долю составлял чисто ручной труд - обработка земли с помощью мотыги или других ручных орудий. Главным занятием населения Китая всегда было плужное земледелие. Оно было или богарным (неполивным) или орошаемым. Поливное земледелие требовало очень больших затрат труда. Необходимо было подвести воду к полям при помощи различных по размерам каналов. Самый большой в Китае канал называется Великим. Он сооружен в восточной части страны и протянулся на 1700 км. Строили его почти 600 лет. Каналы используются не только для орошения полей, но и для перевозки грузов на различных судах.

Самой распространенной сельскохозяйственной культурой Китая является рис. Китайские крестьяне вывели множество сортов этого злака. Он дает по два,

Второй по значению злак - озимая пшеница. Она также составляет заметную долю в продовольственном обеспечении. Большое место в сельском хозяйстве китайцев занимают овощеводство и садоводство.

Животноводство в сельском хозяйстве ханьцев традиционно занимает не столь важное место, как земледелие. Разводят крупный рогатый скот в качестве тягловой силы для вспашки полей. Основной рабочий и мясо-молочный скот ханьцы получают из северных районов КНР, где живут монголы, уйгуры, казахи и другие народы, занимающиеся кочевым (подвижным) скотоводством. В большой мере уханьцев развито свиноводство. Они вывели очень продуктивные породы евиной, которые использовались в селекционной работе и европейцами.

Важное место в рационе ханьцев занимают «дары моря». В Китае издревле развивалось рыболовство - как морское, так и речное. Кроме рыбы в пищу используют различных моллюсков, морских ежей, трепангов и т. д. По уровню развития рыболовства КНР занимает третье место в мире. В недалеком прошлом весьма заметную долю в уловах рыбы давало рыболовство во внутренних водах (реки, оросительные каналы). Сейчас, в связи с загрязнением вод, уловы сократились.

Китайские крестьяне задолго до европейских ученых поняли опасность уничтожения лесов на Земле. Они давно стали сажать рукотворные леса. Ими выведены специальные породы деревьев, обладающие необходимыми свойствами, - сосна Массиона и широко культивируемое хвойное дерево кунингамия. Последнее растет очень быстро и уже через 25 - 30 лет после посадки достигает зрелости. Древесина этих пород очень прочна и долго не поддается гниению. Она идет на строительство кораблей, производство железнодорожных шпал, возведение жилищ. И тем не менее лесные посадки не спасают страну от сведения лесов.

Многовековую историю имеет китайское ремесло. Оно в большой мере выразило эту древнейшую цивилизацию. Китайцы самостоятельно открыли секрет изготовления керамики, выплавки меди, бронзы и железа. Китайским ремесленникам принадлежит заслуга создания таких необходимых миру вещей, как бумага, шелк, фарфор, компас и порох.

Первые сведения о бумаге относятся ко II в. н. э. По китайской версии, ее изобрел Чай Лунь. Первая бумага изготавливалась из стеблей бамбука и коры (луба) тутового дерева.

Тутовое дерево (шелковица) сыграло важнейшую роль и в другой области человеческой деятельности - шелководстве. Свидетельства о шелковых тканях относятся в Китае к III тыс. до н. э. Тутовый шелкопряд, из коконов которого получают шелковую нить, питается листьями шелковицы. Китайцы долго хранили секрет выделки шелковых нитей и не разрешали вывозить из

страны коконы. Шелковые ткани в страны Азии и Европы из Китая доставляли по Великому шелковому пути караванами верблюдов. Свое значение этот караванный путь сохранял до XIV в., т. е. до развития регулярного мореходства.

Китай обогатил человечество также таким производством, как выделка фарфоровой посуды. Достоверные сведения о производстве фарфора относятся к VI- VII вв. н. э. Он, как и шелк, имел большое значение в экспортной торговле китайского государства. Особенно славился, а сейчас ценится китайский фарфор X- XIII вв. с красной глазурью (покрытием). С XVII в. фарфоровые сосуды стали украшаться полихромной (многоцветной) росписью.

Всемирную известность получил изобретенный китайцами способ покрывать различные изделия лаком. Классический китайский лак изготавливается из ядовитой древесной смолы. Лаки окрашивали в различные, цвета минеральными красками и золотым порошком. Покрытые несколькими слоями лака вещи влаго-устойчипы, прочны и очень красивы. До наших дней дошли прекрасные образцы лаковых изделий, изготовленных еще в III в. до н. э. Техника лакового покрытия многообразна. Ремесленники научились наращивать на вещах толстые слои лака и после этого наносили на изделия прекрасные объемные резные узоры.

В Китае был изобретен порох, который использовался в мирных целях - для изготовления хлопушек и устройства фейерверков.

Высокий уровень ремесленного производства нашел свое выражение и в строительном деле. Очень разнообразно и рационально устроено классическое жилище ханьцев. Конструкция и планировка домов зависит от природных условий. На северо-западе, например в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, дома строятся бескаркасные, из сырцового кирпича. 11 цеп тральных и восточных районах КНР ханьцы строят свои жилища на довольно высокой утрамбованной искусственной платформе. Основу дома составляет прочный деревянный каркас. Промежутки между балками закладывают кирпичом. Вход обычно делается с

юга, крышу чаще покрывают черепицей. Национальная особенность китайского дома. - кан. Это занимающее не менее трети площади дома возвышение (высотой до 60см), внутри которого проложен зигзагообразный дымоход. Топка находится в одном углу кана, а вытяжная труба - в противоположном по диагонали углу. Проходя по дымоходу, горячий дым обогревает кан. На кане проходит вся домашняя жизнь хозяев: здесь спят, работают, едят, принимают гостей.

Строительное искусство в Китае достигло удивительного совершенства. Гражданские и культовые здания отличаются изяществом форм - многочисленные пагоды и величественные дворцы знати поражают воображение. Например, в скальном храме Луньмэн (среднее течение р. Хуанхэ) высечено около 100 тыс. барельефов и статуй. О профессиональном умении зодчих Китая свидетельствует и «железная» пагода, построенная в 967 г. и имеющая высоту 56 м. Свое название она получила от «железного» цвета изразцов, использованных для ее облицовки.

Одним из чудес света можно назвать Великую Китайскую стену. Ее протяженность- более 4 тыс. км. Начало строительства стены относят к IV-III вв. до н. э., а окончание - к III в. н. э. Стена, имеющая ширину, достаточную для проезда колесницы, была прекрасной дорогой для переброски войск в военное время. Она не раз спасала Китай от набегов кочевников с севера.

Китайцы хорошо знали своих соседей. Сведения о географических картах в Китае относятся к VII в. н. э. До наших дней сохранились карты Китая и сопредельных территорий XI в. Китайские математики вычислили число «пи» - отношение длины окружности к диаметру (3,14). Широко известны достижения традиционной китайской медицины: китайцы знали способы борьбы со многими инфекционными и иными болезнями.

Иероглифическая письменность в Китае известна уже со II тыс. до н. э. Иероглиф «рисует» слово и передает его смысл, но лишь приблизительно и не всегда дает его звучание. В китайском языке существует много диалектов, сильно различающихся по фонетике, а

порой и по грамматике. Устная речь китайцев хань - жителей северных провинций Китая непонятна ханьцам юга страны. Только иероглифическая письменность может сохранить некую форму языковой общности. В стране уже давно делаются попытки упростить иероглифическую письменность, что должно способствовать созданию единого китайского языка. Общим для всей КНР и повсеместно понимаемым в общественной и государственной жизни в настоящее время является язык путунхуа. В его основе лежит столичный (пекинский) диалект. Письменность путунхуа, по сравнению с традиционной иероглификой, значительно упрощена. Это официальный государственный язык, на котором ведется преподавание, которым пользуются в армии, в сложных производствах. И тем не менее языковое единство Китая в паши дни сохраняется в основном благодаря иероглифической письменности. Проблема языкового единства - одна из важнейших в КНР.

Очень своеобразна религиозная ситуация в Китае. Уже в VI в. до н. э. в Китае сложились две философские системы, постепенно превратившиеся в религии. Возникнув почти одновременно, они более или

менее мирно развивались в течение двух с половиной тысяч лет. Это конфуцианство и даосизм. Первое из этих двух учений создано Конфуцием (Кун Фуцзы, около 551 - 449гг. до н.э.). Оно в основном определяет морально-этические порядки в государственном обустройстве. Учение Конфуция изложено его учениками в книге «Лунь юй». Основа конфуцианства: власть государя священна; разделение людей на высших и низших - всеобщий закон справедливости. Каждый человек должен действовать в обществе в соответствии с занимаемой должностью. По Конфуцию, управлять означает ставить каждого на «свое место», т. е. человек обязан заниматься только тем делом, к которому он предназначен. Продвижение в общественной жизни возможно только путем нравственного совершенствования и постижения науки.

Второе учение-даосизм. Его создателем считается Лао Цзы (подлинное имя Ли Эр, IV-III вв. до н. э.). Оно в большей мере касается философии и норм семейной жизни и ее устройства. Сторонники этого учения проповедовали сближение с природой. Цель позднейших даосистов - достижение долголетия с помощью особого режима питания, физических упражнений и т. п.

Лао Цзы изображался в виде старца, сидящего на быке. Легенды об основателе даосизма говорят о Лао Цзы как о главе всех бессмертных. Наиболее полно учение даосизма изложено в «Книге о пути и добродетели». Среди последователей даосизма бытует предание о том, что Лао Цзы является отцом Будды. Возможно, что этот сюжет навеян сходством догматов (основных положений вероучения) даосизма и буддизма.

В первые века нашей эры в Китае распространился буддизм, а в VIII в. появляются первые проповедники ислама. Позднее, в Средние века, в Китай проникают христианские миссионеры. Все канонизированные религиозные учения существуют в КНР и сейчас.

На формирование конфуцианства и даосизма очень большое влияние оказали древние верования ханьцев. Конфуцию, например, приписывают авторство Шицзин - Книги песен - одного из древнейших сборников народных обрядовых песен.

Большое значение, особенно в сельской местности, имеет широко распространенный культ предков.

После победы народной революции в Китае и образования КНР (1949) прошло более полувека. Жизнь внесла свои коррективы в традиции китайского общества. Изменилась экономика Китая: страна быстро входит в число индустриальных государств мира. Но и в этих условиях население самой многолюдной страны с уважением относится к своим традициям.

Обрядовые фольклорные песенно-плясовые представления со временем трансформировались в профессиональные театральные жанры - музыкальные драмы с участием профессиональных актеров. Такие труппы известны в Китае с рубежа I и II тыс. н.э. Классические формы китайской музыкальной драмы сложились в XIV в. Окончательно профессиональный театр оформился в XIX в. Сейчас он известен как «Пекинская опера».

Не менее длительную историю имеет художественная литература. Поэтические жанры развивались в ней активнее прозы. Отцом китайской профессиональной поэзии считается Цюй Юань, живший в III в. до н. э. Одним из древнейших памятников китайской литера-куры являются произведения, посвященные «Восьми посмертным мудрецам». В законченном виде их жизнеописания сформировались в XIII-XIV вв. н. э. Высокого развития достигла современная профессиональная культура.

Народы тибето-бирманской языковой группы. На языках этой группы говорят несколько народов, расселенных в юго-западных провинциях КНР. Наиболее крупные - тибетцы (4,5 млн. человек) и ицзу (5 млн. человек). Тибетцы живут на обширных пространствах тибетского высокогорья. Они занимаются в основном козоводством и горным земледелием (в долинах), разводит яков. Летом стада пасутся высоко в горах, а на зиму (пускаются в долины. Яки - единственные животные, хорошо приспособившиеся к суровым условиям высокогорья. Они дают тибетцам молоко, мясо, шерсть, кожу. Шерсть и кожа идут на изготовление

одежды, ковров, летних жилищ-шатров. В небольших количествах тибетцы разводят коров и лошадей.

До образования КНР (1949) Тибет был полусамостоятельным теократическим (чисто церковным) государством во главе с Далай-ламой. Резиденция Далай-ламы находилась в г. Лхасе, расположенном на юге Тибета. Он не только руководил буддийской церковью Тибета, но и возглавлял государственное руководство страной. В наши дни Тибет является неотъемлемой частью КНР, а за Далай-ламой признается право руководства буддийской церковью Тибета. Современный Далай-лама в 1959 г. эмигрировал в Индию и имеет резиденцию в этой стране.

Юго-западная часть КНР поражает этническим разнообразием. Здесь проживает множество народов, стоящих на разных уровнях социально-экономического развития. Их. языки относятся к разным лингвистическим группам. Наиболее крупный из них - народ ицзу, живущий на границе КНР и Мьянмы (Бирмы). У народов, населяющих эту часть КНР, гармонично сочетаются плужное и мотыжное земледелие. Ицзу занимаются сельским хозяйством и также известны развитым ремеслом, например, кузнечным. Женщины ицзу - искусные вышивальщицы.

Народы тайской языковой семьи. Восточнее ицзу, на границе с Вьетнамом, живет группа народов, говорящих на языках тайской семьи. Всего их около 21 млн. человек. Наиболее крупный из них носит имя чжуан (более 15 млн.). Чжуаны умелые земледельцы и ремесленники. Они славятся обработкой металлов, выделкой фарфора, шелковых тканей. Другие народы юго-запада КНР не столь многочисленны, но представляют интерес для этнологов, так как сохранили в быту много черт традиционного уклада жизни.

ЯПОНИЯ И ЯПОНЦЫ

Япония - островное государство, расположенное на четырех крупных островах - Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю - и около 40 тыс. небольших и совсем маленьких (многие из них не заселены).

По данным археологии, люди проникли на Японские острова довольно рано, но наиболее изученные археологические памятники, уже содержащие керамику, относятся к сравнительно недавнему времени - примерно 10 тыс. лет назад. Не исключено, что их оставили предки айнов - народа, живущего сейчас на севере острова Хоккайдо. Их около 16 тыс. человек, и к нашему времени они уже утратили свою самобытную культуру. Исследование классической культуры айнов показало, что их далекие предки были связаны с более южными регионами Восточной и Юго-Восточной Азии. Во II тыс. до н. э. юг Японских островов заселили люди, говорившие на языках австронезийской группы. Носители собственно древнеяпонского языка переселились на Японские острова из Кореи в V в. до п. э.

Современная Япония - однонациональная страна. Около 99% ее населения- японцы. Среди них выделяют несколько этнографических групп, некогда имевших свои культурные особенности. В значительной мере их сохранила одна из таких групп на островах Рюкко.

Языковая ситуация в Японии очень сложна: в стране существует три больших группы диалектов и множество говоров. Каждый японец обычно знает по крайней мере два разговорных языка: во-первых, государственный и литературный язык, которым владеют практически все японцы, и, во-вторых, свой местный диалект. Сложность в общении состоит в том, что диалекты очень различаются фонетически.

Писменность японского языка основана на китайской иерилоглифике. Чтение японских текстов - весьма сложное дело. Созданная в X в. слоговая азбука (из 50 знаков) используется в основном для записи падежных

окончаний, послелогов и иных грамматических показателей.

Традиционным хозяйственным занятием японцев является пашенное земледелие. В Средние века в связи с дроблением земельных наделов на мелкие участки и обнищанием крестьян возродилось мотыжное земледелие. В традиционном сельском хозяйстве японцев очень много операций выполняется вручную.

Большое место в жизнеобеспечении классического японского общества занимает рыболовство. Здесь даже сложился особый хозяйственно-культурный тип прибрежных рыболовов и собирателей. При этом рыбаки всегда были одной из беднейших групп населения. Как и в Корее, в Японии существует женская профессия ныряльщиц за глубоководными моллюсками. С давних времен сохранился способ ловли рыбы с помощью дрессированных бакланов. На шею птице надевают кольцо, не позволяющее пойманной ею рыбе проскочить дальше шейного мешка, откуда ее и достает хозяин птицы. Сейчас это скорее зрелище для туристов, нежели практический способ ловли.

Материальная культура. Больше всего своеобразия сохранила пища японцев. В ней выделяют две части: 1) сюсёку - «главную пищу», - состоящую из риса или каких-нибудь других круп и лапши, и 2) фукусс-ку - «дополнительную пищу», - куда входят различные рыбные, овощные и мясные приправы. Мяса японцы употребляют очень немного. В прошлом, подобно китайцам, они даже не доили коров и не пили молока.

Традиционное сельское жилище японцев - одноэтажный каркасный дом с раздвижными стенами и полом, покрытым соломенными циновками татами, - и в наши дни остается без каких-либо существенных изменений.

Немало пришедшего из прошлой культуры сохранилось в домашнем костюме японцев. Если в качестве рабочей одежды ими используются современные спецовки и европейский костюм, то дома японцы предпочитают носить кимоно (прямокройный халат). По по-

крою мужские и женские кимоно одинаковы. В мужском варианте лишь рукава значительно короче.

Особенности социального быта. В современных социальных структурах японского общества сохранилось немало особенностей от прошлых эпох. С тех пор как предводитель мелкопоместного служилого дворянства самураев - Минамото Ритомо объявил себя (пупом верховным правителем (XII в.), самураи играли весьма заметную роль в политической жизни Японии. Был разработан кодекс рыцарской чести «Бусидо » («Путь воина»), регламентировавший поведение самураев, в том числе обряд самоубийства (харакири).

В значительной мере моральные устои общества по традиции подчинены идее исключительности японского характера. Патриархальные отношения, т. е. полное подчинение всех членов семьи воле главы семьи, остаются господствующими. Приниженное, неравноправное положение женщины проявляется и на государственном уровне. За равный с мужчиной труд женщина получает меньшее вознаграждение.

Фактически сохраняется деление японского общества на касты. Униженное, неполноправное положение в обществе занимает каста буракумин, или эта. К ней в Японии принадлежит около 3 млн. человек. Они проживают в особых поселках (числом до 600). Буракумины – люди так называемых “подлых профессий” – мусорщики, кожевники, скоморохи и т. п. Официально они равноправны с остальными японцами, но на практике их дискриминация сохраняется.

Браки между буракуминами и остальными японцами осуждаются обществом. Буракуминам гораздо труднее, чем иным представителям японского общества, получить образование. Доступ к высококвалифицированному труду в современных условиях, когда все производство основано на высоких технологиях, для них практически закрыт.

Потребности современного хозяйства воздействуют на формирование системы образования. В Японии обязательно девятилетнее среднее образование.

Верования. Не совсем обычна и религиозная обстановка в стране, где одновременно сосуществуют две религии. Первая из них - синтоизм (синто по-японски - «путь богов») - поклонение солнечной богине Аматэрасу и почитание ее «потомков» - членов императорской фамилии. До конца Второй мировой войны синтоизм считался государственной религией, точнее - идеологией, обязательной для всех японцев (при этом принадлежность человека к другой религии не имела значения). Вторая религия, имеющая много последователей, - буддизм. В бытовой, повседневной практике эти религии мирно «поделили» между собой сферы влияния. Буддизм «ведает» похоронной обрядностью, а синтоизм - повседневной религиозной практикой японцев, многие из которых являются стихийными атеистами.

В наши дни в Японии очень сложным образом переплелись современные технологии, выдвинувшие страну в число ведущих промышленных держав мира, и консервативный, уходящий корнями в прошлое семейный быт. Современный японец следует двойному стандарту поведения: на производстве это, так сказать, «современность», в быту- «традиция». Это характерно не только для японцев, живущих в Стране восходящего солнца (как иногда называют Японию), но и для их земляков - этнических японцев, осевших в других странах мира. Правда, в последнем случае традиционные черты в большей мере уступают новшествам.

НАСЕЛЕНИЕ КОРЕИ

Корейцы (68 млн. человек) - один из древнейших пародов Евразийского континента. Они живут на Корейском полуострове - территории, входящей в число самых густонаселенных районов земного шара (средняя плотность населения около 250 человек на км 2). Многие корейцы в поисках лучшей доли в разное время покинули свою страну. Сейчас за пределами Кореи живут более 4 млн. корейцев.

Люди появились на Корейском полуострове в глубокой древности - в раннем палеолите. По археологическим данным известно, что еще за тысячу лет до пашей эры предки корейцев знали земледелие и скотоводство, в частности разводили лошадей. Уже в VII- II вв. до н. э. на территории Кореи сложилось рабовла-делвческое государство. Консолидация (объединение) разрозненных древнекорейских племен в народность завершилась к VII в. н. э. Вероятно, с этого времени можно говорить о едином корейском языке. До недавнего времени язык корейцев считался изолированным, т. е. не входящим ни в одну из языковых семей, но последними исследованиями лингвистов выявлены свидетельства родства корейского языка с языками алтайской семьи. В VII в. н.э. появилась корейская система письменности- иду. В ней использовались китайские иероглифы. В XV в. н. э. было создано корейское фонетическое письмо. Его алфавит первоначально состоял из двадцати букв, в наше время их количество увеличилось до сорока. Иероглифы используются как вспомогательный способ письма (по большей части в научной литературе). Письменное наследие, написанное на корейском языке, очень обширно. Корейцы уже в XI в. хорошо знали книгопечатание ксилографическим способом.

Традиционное хозяйство корейцев - поливное земледелие. Техника обработки почвы (с использованием крупного рогатого скота в качестве тягловой силы и грядковой высадкой рисовой рассады) указывает на тесные хозяйственные связи с Юго-Восточной Азией.

Главной сельскохозяйственной культурой был и остается рис. Население северной части полуострова, где климат более прохладный, в большей мере занимается выращиванием сои, пшеницы и кукурузы.

В сельском хозяйстве корейцев все еще очень велика доля использования мускульной силы людей. В первую очередь это относится к подаче воды на поля. Водоподъемные колеса приводятся в действие людьми; механизмы используются ограниченно.

Кроме земледелия, большое место в хозяйстве корейцев занимает рыболовство, особенно прибрежное и в устьях больших рек. Обилие небольших прибрежных островов создает хорошие условия для ловли рыбы - как в одиночку, так и небольшими артелями. Среди корейцев существует профессия женщин - ныряльщиц за морскими моллюсками, являющимися в корейской кухне деликатесами.

Жители гор до недавнего времени занимались преимущественно охотой и собиранием дикорастущих полезных трав. Вообще в пищевом рационе корейцев преобладают растительная пища и продукты моря. Корейцы едят много различных соевых приправ, среди их кушаний много острых, приправленных перцем. А вот ни молока, ни молочных продуктов они не употребляют, пьют мало чая.

Издревле славились изделия корейских ремесленников. В 770 г. н. э. корейские металлурги отлили колокол-гигант для буддийского храма. Его диаметр достигал 2,3 м, а высота - 3м. Корейские мастера освоили способы инкрустации металлических изделий камнями-самоцветами и цветной эмалью. Уже в XVI в. в Корее строились боевые корабли с корпусом, обшитым медными листами. Высокого развития достигали ткачество, бумагоделательное производство, гончарство. Очень высоким качеством обладал корейский фарфор, который, впрочем, высоко ценится во всем мире и в наши дни.

Корейцы исстари селились вдоль рек. Большая часть корейских городов расположена в устьях рек. Города выросли на местах средневековых крепостей, закрывавших вход в долины. О высоком искусстве

корейских строителей свидетельствует оборонительная стена, закрывающая вход на полуостров. Она была сооружена в X в. против набегов войск народа киданей. Длина ее достигала 500 км.

Большого совершенства достигли корейцы в строительстве жилищ. Их традиционные каркасные дома имеют важную особенность - подогреваемый пол (ондоль.), устроенный по принципу китайского кана. Вся жизнь корейской семьи- сон, прием пищи, различные занятия - проводятся на ондоле. Очаг с котлом для приготовления пищи и подогрев воды делается отдельно от топки ондоля на кухне. Мебели в корейском доме не много. Обязательной принадлежностью домашнего «оборудования» остаются небольшие легкие столики для еды. Они подаются к трапезе и по ее окончании убираются.

Корейцы исповедуют буддизм, проникший к ним и ч Китая в IV-VII вв. н. э. Кроме буддизма, в стране широко распространен культ предков, совершающийся по конфуцианской обрядности. В XX в. активизировали свою деятельность христианские миссионеры.

Оценивая вклад в мировую цивилизацию народов, кпкущих в Центральной и Восточной Азии, следует ■ качать, что он очень велик. Здесь сложился отличный от других частей ойкумены культурный ареал (региональная цивилизация). С глубокой древности идо XIX в. здесь главенствовала китайская культурная традиция, во многом определившая культурный облик сопредельных стран. Очень сильно воздействие восточно-азиа- тского культурного комплекса и на народы Юго-Восточной и Средней Азии. Влияние населения этого региона па события в мире постоянно увеличивается за счет мощного технологического роста индустрии, банковского капитала и демографического потенциала, составляющего четверть населения планеты. Роль Центральной и Восточной Азии в культурной жизни мира велика и будет возрастать.

СП. Поляков

- 33.83 Кб

Общая характеристика семьи

Китайско-Тибетская (сино-тибетская) языковая семья - одна из крупнейших языковых семей мира. Включает свыше 100, по другим данным, несколько сотен языков, от племенных до национальных.

Общее число говорящих не менее 1,2 млрд. человек. Занимает второе место после Индо-Европейской языковой семьи. По-видимому, некоторые китайско-тибетские языки ещё не известны науке, другие известны лишь по случайным коротким спискам слов. Согласно традиционной классификации, принимавшейся большинством исследователей вначале 20 в., китайско-тибетские языки делились на 2 основные группы: восточную (таи-китайскую), включавшую китайский язык и тайские языки, и западную (тибето-бирманские языки).

К восточной группе иногда относили также мяо-яо языки и каренские языки. Главным признаком, различавшим группы, был порядок слов: в восточных языках дополнение помещается после глагола, в западных - перед ним. В настоящее время известно, что тайские языки и мяо-яо не входят в китайско-тибетскую семью.

В современном языкознании китайско-тибетские языки обычно делят на 2 ветви, различные по степени их внутренней расчленённости и по их месту на лингвистической карте мира, - китайскую и тибето-бирманскую. Первую образует китайский язык с его многочисленными диалектами и группами диалектов. На нём говорит свыше 1050 млн. чел., в т. ч. около 700 млн. - на диалектах северной группы. К китайской ветви относится дунганский язык; разговорный язык дунган входит в состав северной группы китайских диалектов. Возможно, что к этой ветви принадлежит также язык бай, или миньцзя, однако это не доказано; обычно этот язык считают тибето-бирманским или вообще исключают из китайско-тибетской семьи. Остальные китайско-тибетские языки, насчитывающие около 60 млн. говорящих, входят в тибето-бирманскую ветвь.

Китайско-тибетские языки - сло говые, изолирующие с большей или меньшей тенденцией к агглютинации. Основной фонетической единицей является слог, причём границы слогов, как правило, являются одновременно границами морфем или слов. Звуки в составе слога располагаются в строго определённом порядке (обычно - шумный согласный, сонант, промежуточный гласный, основной гласный, согласный; все элементы, кроме основного гласного, могут отсутствовать). Сочетания согласных встречаются не во всех языках и возможны только в начале слога. Число согласных, встречающихся в конце слога, значительно меньше числа возможных начальных согласных (обычно не более 6-8); в некоторых языках допускаются только открытые слоги или существует только один конечный носовой согласный.

Письменности китайско- тибетских языков делятся на три основных типа: идеографические, фонетические письменности индийского происхождения и письменности, созданные сравнительно недавно на основе латинского или русского алфавитов. К первому типу относится китайская иероглифика (XIII-IVв. до н.э.) внешне похожее на неё тунгутское письмо, введённое в XI в. и забытое после гибели тунгутского государства, письмо наси, знаки которого напоминают стилизованные рисунки, и более простое по форме письмо и (скорее слоговое, чем идеографическое). Второй тип представлен, прежде всего, тибетским и бирманским алфавитами (первый существует с VII в., второй - с XI в.). Менее распространено письмо невари (известно с XII в.), ронг, или лепча (с конца XVII в.), и манипури. Слегка видоизменённый бирманский алфавит используется для записи нескольких каренских диалектов. Индийское происхождение имела, также письменность мёртвого языка пью в современной Мьянме (сохранились тексты VI-XII вв.). Общая особенность алфавитов этого типа состоит в том, что гласный «а» не имеет специального обозначения - согласная буква без знака гласного читается с гласным «а»; знаки остальных гласных могут занимать любое место по отношению к согласной букве - над ней, под ней и т. п.; в сочетаниях согласных вторая буква подписывается под первой и обычно упрощается. Письменности на латинской основе разработаны для ряда языков Китая и Мьянмы, в т. ч. для языка дунган (в пределах СССР), который пользуется письменностью на основе русского алфавита (с добавлением нескольких букв).

Ареалы распространения

К китайской группе Китайско-Тибетской языковой семьи относится китайский язык с его многочисленными диалектами и группами диалектов. Основной областью его распространения является КНР южнее Гоби и восточнее Тибета, но многочисленное китайское население есть и в других районах страны и за её пределами (Китайская Народная Республика, Тайвань, Сингапур, Филиппины, Малайзия, Индонезия, Восточный Тимор, Таиланд, Вьетнам, Мьянма, Камбоджа, США, Россия, Индия).

Народы, говорящие на остальных языках Китайско-Тибетской семьи, населяют большую часть Мьянмы (бывшей Бирмы), Непала, Бутана, обширные районы юго-западного Китая и северо-восточной Индии. Важнейшие тибето-бирманские языки или группы близкородственных языков: бирм анский (до 30 млн. говорящих) в Мьянме и (свыше 5,5 млн.) в Сычуани и Юньнани (КНР); тибетский (свыше 5 млн.) в Тибете, Цинхае, Сычуани (КНР), Кашмире (северная Индия), Непале, Бутане; каренские языки (свыше 3 млн.) в Мьянме у границы с Таиландом: хани (1,25 млн.) в Юньнани; манипури, или мейтхей (свыше 1 млн.); бодо, или качари (750 тыс.), и гаро (до 700 тыс.) в Индии; цзинпо, или качин (около 600 тыс.), в Мьянме и Юньнани; лису (до 600 тыс.) в Юньнани; таманг (около 550 тыс.), неварский (свыше 450 тыс.) и гурунг (около 450 тыс.) в Непале. К тибето-бирманской ветви относится исчезающий язык народа туцзя (до 3 млн. чел.) в Хунани (КНР), но к настоящему времени большинство туцзя перешли на китайский язык.

Схожесть культур у носителей языка и их обычаев

Если мы говорим о культуре и традициях народов говорящих на языках Сино-Тибетской языковой семьи, то мы говорим о таких народах, как китайцы, народность хуэй (дунгане), тибетцы, бирманцы, канаури, карены, невары. … Все эти народы близки не только в языковом, но и в культурном плане.

Большинство из этих народов объединяет Буддизм, за исключением Дунган (народность хуэй), они являются мусульманами-суннитами.

  • На жизнь бирманцев большое влияние оказывает буддизм. Каждый ребёнок обязательно должен хотя бы неделю провести в монастыре, а некоторые остаются там на всю жизнь. Монахи бреются наголо и носят жёлто-оранжевые накидки. Они не должны работать, а живут только подаянием.
  • У неварцев очевидно преобладание буддийского наследия и святынь в исторически неварских городах Патане (с его четырьмя ступами Ашоки) и Бхактапуре, тогда как Катманду являет смешанную картину. Считается, что поначалу неварцы были буддистами, но по причине индийского влияния и завоеваний в их среде возникли синкретические традиции.
  • У китайцев наиболее распространенные религиозные учения - буддизм(махаяна) и даосизм. Растущее меньшинство - христиане. Также исторически распространены конфуцианство и китайские народные верования.

Так же можно отметить сходство в архитектурном стиле – постройка домов, религиозных сооружений (пагод, храмов духам). Традиционный костюм ханьцев Китая – ханьфу схож с традиционной одеждой тибетцев, бирманцев и дунган – распашная куртка, застегивающаяся на правом боку, и широкие штаны. Женская одежда украшена вышивкой. Обувь матерчатая. Эти народы в основном оседлые земледельцы, или полуоседлые земледельцы-скотоводы. Тибетцы, дунгане, китайцы традиционно едят палочками.

Схожие праздники у этих народов в основном связаны с буддизмом: Табаун, Касхоун, Вазоу, Катхэйнбвэ.

Тенденции развития народов-носителей языка

Из всех народов Сино-Тибетской группы свое государство имеют китайцы (КНР) и бирманцы (Мьянма). Остальные народы компактно проживают в разных странах: Дунгане – в Казахстане, тибетцы – в КНР район Тибетского нагорья и на крайнем севере Индии, невары – в Непале, карены – Мьянме.

Не обязательно сино-тибетские народы связаны родством генетическим, иногда какой-либо этнос перенимает чужой язык, но исторические и территориальные связи между такими народами обязательны.

Сино-тибетские народы проживают в основном на территории Китая, где составляют большинство населения. Само название отражает их местоположение: Китай (сино - здесь - от латинского названия Китая) и Тибет. К сино-тибетским народам относится большинство населения Мьянмы и Бутана. Значительные группы населяют также Таиланд, Вьетнам, Лаос, Непал, Индию и др.

Список используемой литературы

  1. Илиуф Х.Ш., к.ф.н. статья «Дунгане»
  2. Р. Ф. Итс. Введение в этнографию, Ленинград - 1974.
  1. Козлов П. К. «Тибет и Далай-лама» Москва - 2004

  1. Огнева Е. Д. Тибетцы «Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл» Москва, Наука, - 1989.

  1. В. А. Тишков «Народы и религии мира», Москва - 1998.

  1. Туччи, Джузеппе. «Религии Тибета». СПб - 2005.

  1. Языки и диалекты мира, проспект и словник, Москва – 1982
  2. Kady, J «History of Modern Burma» - 1958

Описание работы

Китайско-Тибетская (сино-тибетская) языковая семья - одна из крупнейших языковых семей мира. Включает свыше 100, по другим данным, несколько сотен языков, от племенных до национальных. Общее число говорящих не менее 1,2 млрд. человек. Занимает второе место после Индо-Европейской языковой семьи. По-видимому, некоторые китайско-тибетские языки ещё не известны науке, другие известны лишь по случайным коротким спискам слов. Согласно традиционной классификации, принимавшейся большинством исследователей вначале 20 в., китайско-тибетские языки делились на 2 основные группы: восточную (таи-китайскую), включавшую китайский язык и тайские языки, и западную (тибето-бирманские языки).

сино-тибетские языки программирования, сино-тибетские языки мира
семья Статус:

общепризнана

Ареал:

Юго-Восточная, Восточная, Южная Азия

Языки Евразии

Сино-кавказская макросемья (гипотеза)

Состав

китайские, тибето-бирманские

Время разделения:

сер. 5 тыс. до н. э.

Процент совпадений: Коды языковой группы ГОСТ 7.75–97: ISO 639-2: ISO 639-5: См. также: Проект:Лингвистика

Си́но-тибе́тские языки́ (раньше назывались также кита́йско-тибе́тскими) - крупная языковая семья, распространённая в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Объединяет около 300 языков. Общее число говорящих на этих языках составляет не менее 1,2 млрд человек, таким образом, по числу носителей данная семья занимает второе место в мире после индоевропейской.

Сино-тибетская семья подразделяется на две подсемьи - китайскую (синитскую), состоящую из нескольких китайских языков (традиционно именуемых диалектами), в том числе дунганского языка и языка бай, и тибето-бирманскую (все остальные языки). Число носителей китайских языков превышает 1 млрд человек.

Согласно одной из дискуссионных теорий, предполагается, что сино-тибетские языки входят в гипотетическую сино-кавказскую макросемью.

Притяжательность

Притяжательность (посессивность) в сино-тибетских языках выражается с помощью притяжательных послелогов (частиц) стоящих после определяемого слова. Для тибетского и бирманского совпадение этих частиц является одним из проявлений их отдалённого родства.

Китайский

Служебное слово 的 (дэ).

Пример

  • 我的书 (водэ шу) - Моя книга.
Тибетский

Показателем притяжательности является частица дрелдра (yi, ki, gi, kyi). грамматиках, ориентированных на индийскую традицию, притяжательность описывалась как родительный падеж.

Пример

  • Нгаран ги дэп - Моя книга.
Бирманский

Показателем притяжательности является или специальный символ-частица пайнсайнхмувибэ (бирм. И), или символ короткого тона аукамин. Пример: Ченно и саоу - Моя книга.

Другой формой выражения притяжательности без существительного в бирманском является частица ха . Пример: Ченноха - Мой.

См. также

  • Списки Сводеша для сино-тибетских языков

Библиография

  • Старостин С. А. A comparative vocabulary of five Sino-Tibetian languages (совм. с И. И. Пейросом, 1996).
  • Benedict P. K. Sino-Tibetan: A conspectus. J. A. Matisoff (Ed.). Cambridge: The University Press, 1972. ISBN 0-521-08175-0.
  • Coblin W. S. A Sinologist’s Handlist of Sino-Tibetan Lexical Comparisons. Monumenta Serica Monograph Series 18. Nettetal: Steyler Verlag, 1986. ISBN 3-87787-208-5
  • Shafer R. Introduction to Sino-Tibetan (Part 1-5). Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1966-1974.
  • Thurgood G., LaPolla R.J. (Eds.) Sino-Tibetan Languages. Routledge, 2002. ISBN 0-7007-1129-5

сино-тибетские языки индии, сино-тибетские языки мира, сино-тибетские языки пламени, сино-тибетские языки программирования